Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Вузы двинулись в сторону Европы". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Вузы двинулись в сторону Европы
Автор статьи: Диана Ольшанская, dancor.sumy.ua
В Гарварде качество образования и успешность вуза оценивают по количеству миллиардеров и Нобелевских лауреатов, в Великобритании — по количеству рабочих мест и денег, принесенных в экономику страны научной деятельностью
Украинские вузы по новому Закону о высшем образовании, вступившему в силу 6 сентября, уже в этом учебном году должны начать перестройку учебной и научной деятельности.
«Закон сложный для имплементации, будет тяжелая работа, но мы этого хотели», — говорит
ректор Сумского государственного университета, председатель совета ректоров высших учебных заведений Сумской области Анатолий Васильев и акцентирует внимание на плюсах и минусах предстоящего процесса.
Качество
По мнению Анатолия Васильева, Закон поможет избавиться от стереотипа, что высшее образование нужно ради образования, а диплом — ради диплома:
Закон достаточно жесткий с точки зрения требований к качеству образования. Его введение призвано решить множество проблем, накопившихся в высшей школе, и
проложить путь для органического вхождения украинского высшего образования в европейское технологическое образовательное пространство (это и признание дипломов, и мобильность, и многое другое). В Законе предусматриваются механизмы внешнего контроля за качеством образования (в том числе через Национальное агентство по качеству высшего образования) и внутренние рычаги.
Количество
— Закон повышает конкуренцию среди преподавателей. Теперь 25 процентов объема учебного плана смогут выбирать студенты, поэтому это мотивирует каждого преподавателя предлагать такой образовательный продукт, который будет пользоваться спросом.
Произойдет существенное переформатирование учебного процесса. Уменьшится аудиторная нагрузка, зато больше времени студенты будут уделять самостоятельному изучению материала, а преподаватели — науке и методической работе. Преподавательская нагрузка перемещается на руководство самостоятельной работой студента, на научную работу. Закон повышает требования к научно-методической части
деятельности преподавателя.
Многие преподаватели воспринимают цифру снижения нагрузки с 900 до 600 часов как уменьшение количества работы. Это не уменьшение, а переформатирование, — считает А.Васильев.
Что касается массового стремления украинской молодежи получить высшее образование, то, по мнению ректора СумГУ, это не порок (вузам надо научиться работать с разноуровневым контингентом), но все-таки новый Закон массовость высшего образования приостановит.
Автономия
Анатолий Васильев, ректор СумГУ: «В высшем образовании накопилось множество проблем. Я их объединяю несколько жутковатой фразой — «быстрые и дешевые дипломы». Понятно, что за этим стоит: образование ради образования и диплом ради диплома. А что дальше?»
Квинтэссенцией Закона А.Васильев назвал введение автономии вузов, в том числе в финансовой сфере. Учебные заведения получили инструментарий для принятия решений на местах. Вместе с тем автономия в условиях жесткой конкуренции возлагает уже не на власть, а на само учебное заведение ответственность за дальнейшее развитие вуза. Так, например, перечень магистерских программ не будет утверждаться Кабинетом Министров, а предлагаться
непосредственно университетами. Этот механизм повышает конкурентную борьбу вузов, которые будут пытаться предложить программы, потенциально интересные студентам. Теперь от коллектива и менеджмента зависит, будет ли существовать вуз, получит ли он государственный заказ на обучение студентов и т.д.
— Закон не решается с плеча рубить вузы — того закрыть, а тому дать госзаказ, но вводит дифференциацию дипломов —
государственного образца и диплом типографии вуза. И здесь вопрос выбора: захотят ли студенты получать самиздатовский диплом? — говорит А.Васильев.
Санкции за плагиат
— Закон не прописывает детали, но дает механизмы борьбы с плагиатом. Если в диссертации обнаружен плагиат, Закон позволяет Национальному агентству качества лишать вуз права присуждать степени, закрывать специализированные научные советы. А это значит понижение в статусе, понижение в возможностях. К вам перестали приходить аспиранты по этому направлению? Это существенная угроза для вуза.
Что касается учебного процесса, то каждый вуз должен будет применить санкции к студенческим работам, в которых найден плагиат. Я уже поручил двум проректорам подготовить проект приказа о плагиате. Будем смотреть кодексы корпоративной культуры Стэнфорда, Массачусетса и т.д.
Сжатые сроки
Единственной сложностью Анатолий Васильев считает сжатые сроки процесса имплементации Закона, ведь необходима определенная смена философии:
— У меня возникают сомнения, что мы за такой короткий срок (всего за год) сможем создать новые учебные планы, уменьшить количество дисциплин, объединить некоторые из них, чтобы уже к сентябрю следующего года перейти на 600 часов и на другие сроки бакалавратуры и магистратуры. На мой взгляд, надо бы немного больше времени. Задача очень сложная, но мы этого хотели.
Желательно, чтобы мы не сильно перепрыгивали через ступеньки. Нужна очень серьезная работа с преподавательским составом — не каждый преподаватель отвечает уровню, предъявляемому Законом. Однако это сложности внутренние. Я думаю, что в нашем вузе достаточно потенциала, чтобы выстроить новые алгоритмы и траектории. Но к этим целям мы шли и раньше, поэтому часть пути к этому Закону мы уже преодолели.
Вторым этапом внедрения Закона (с 1 сентября 2015 года, когда будет создано Национальное агентство по контролю за качеством образования) будет введение в действие положений о лицензировании, аккредитации специальностей, утверждение новых учебных планов.
На третьем этапе (с января 2016 года) должны заработать некоторые отсроченные финансовые статьи.
В Законе предусмотрено увеличение стипендий до прожиточного минимума. Кабмин должен разработать соответствующий механизм. На это ответ пока один: идет война.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: