Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 10 сентября


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Как устроен мусорный бизнес в России". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

Как устроен мусорный бизнес в России

Автор статьи: the-village.ru

Директор компании «Эко-Cистема», занимающейся вывозом, сортировкой и захоронением мусора, рассказал The Village, как устроен этот бизнес у нас.

Деньги в мусоре

Мусор — это хороший бизнес, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах цикла: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывоз мусора даёт маржу 10–15 %, сортировка — 15 %, переработка — ещё столько же. Самая высокая конкуренция идёт на рынке логистики, и с проведением каждого нового муниципального конкурса она возрастает, приводя на рынок новых игроков. Но есть настоящий дефицит сортировочных заводов и качественных полигонов. 

Влиятельные конкуренты

Российская модель управления отличается коммунальным сектором от европейской. В Европе муниципалитет самостоятельно отвечает за качество коммунальных услуг, собирает деньги с населения и на условиях конкурса нанимает подрядчиков. У нас за это отвечают управляющие компании, которые являются связующим звеном между жильцами и предприятиями коммунального сектора (подобно нашей), — то есть договариваются со всеми напрямую, без какого-либо участия государства.

В итоге у глав муниципального управления практически нет рычагов воздействия на компании, оказывающие услуги по вывозу мусора. Чтобы мэру заставить какую-нибудь компанию работать хорошо, ему нужно пройти через непростую процедуру: создать дворовую инспекцию, вместе с местным участковым провести проверку, доказать, что услугу оказывают некачественно, оштрафовать или подать на компанию в суд. Понятно, что де-факто есть много управляющих компаний, аффилированных с мэрией, но де-юре у них очень мало власти. Сейчас Москва пытается изменить систему в сторону европейской модели, отказаться от института управляющих компаний и взять на себя право проводить конкурсы подряда.

Для меня как для предпринимателя это — большой риск, потому что одно дело, когда моими заказчиками являются шестьдесят управляющих компаний, и совсем другое, когда это муниципалитет, который будет одновременно и заказчиком, и контролирующим органом. Не даром у мусорной отрасли в России такая плохая репутация. Бизнес, в котором присутствует государство, непременно связан с коррупцией.

Самая крупная московская компания в нашем секторе — это ГУП «Экотехпром». Это надолго — московские власти крепко вцепились в этот рынок. Они контролируют 50 % вывоза мусора из жилого сектора, а в переработке и депонировании — 80 %. Вторая по величине компания, занимающаяся вывозом мусора, — это «МКМ-Логистика», принадлежащая семейству Чигиринских. За ними следует «Эколайн» Геннадия Тимченко.

Мы работает с регионами, а в Москве — только с медицинскими отходами. В столице в целом тяжело работать из-за низкой маржинальности, плохих контрактных условий, очень высоких требований к автомобилям и контейнерам и ужасной логистики. 

Пьющие сотрудники

Коммунальная отрасль больше всего страдает от нехватки человеческих ресурсов, дефицита хороших кадров. В этот бизнес люди всегда попадали от безысходности — всегда какие-то штрафники, спившиеся люди, пенсионеры. Поэтому, когда я пришёл в компанию, мне пришлось сокращать персонал, менять почти всех управленцев. По той же причине мы, например, работаем на отечественных машинах. Западные автомобили для коммунальной сферы по уровню не уступают лимузинам и столько же стоят. Они компьютеризованы, удобны и безопасны. Но готовы ли вы доверить человеку, который не помнит себя трезвым последние десять лет, мусоровоз стоимостью 15 миллионов рублей? У компаний, которые поставляют такие машины на российский рынок, даже есть специальный клуб, где они обучают техников, чтобы хотя бы средний персонал был нормальным.

Чтобы как-то изменить ситуацию с кадрами внутри компании, мы поменяли принцип оплаты так, чтобы сотрудники понимали, за что именно их поощряют и наказывают. Обычно подобные компании оценивают работу сотрудников исходя из того, сколько те проехали и перевезли, а не из того, насколько качественно они оказали услугу.

Прежде всего мы сформулировали для самих себя, в чём именно состоит наша услуга, а затем перевели это понимание в систему мотивации сотрудников. Мы ведь не обычная грузовая компания, и клиенты платят нам не за то, что наши машины проехали сто километров с каким-то грузом. Нам платят за поддержание чистоты, у которой есть измеримые параметры — всё должно быть сделано вовремя, быстро и аккуратно. Когда люди идут на работу, мусора уже не должно быть. В любом цивилизованном городе уборка происходит в короткий период времени, с 5:30 до 6:30 утра. Считается, что если не вывозить мусор в течение трёх дней, то это приведёт к экологической катастрофе. Город можно легко уничтожить, парализовав систему выделения отходов. Так, например, однажды случилось в Неаполе. Владельцы мусорного полигона и логистическая компания никак не могли договориться о цене, в результате чего система вывоза мусора была парализована на месяц, и за это время Неаполь превратился в свалку. Город восстанавливали целый год. 

Раздельный сбор

В советское время никто не ценил ни человеческих, ни тем более природных ресурсов, поэтому при градостроительстве специальные свалки не планировались. Скидывать мусор в лес, в овраг рядом с городом считалось совершенно нормальным. Были эксперименты со сбором металлолома и макулатуры, но это была скорее мода, нежели показатель эффективной работы с отходами. Привычка думать о том, что и как ты выбрасываешь, у нас не сформировалась.

Европейцы воспринимают мусор как сырьё и понимают, что переработка отходов — это сложный и дорогой процесс. Для сравнения: средняя российская семья сейчас платит за удаление отходов порядка 600 рублей в год, а средняя австрийская — 500 евро. И здесь нужно учитывать, что у них это — стоимость вывоза уже отсортированного мусора. Если компания-перевозчик обнаружит в контейнере для стекла бумагу или пищевые отходы, то будет выписан штраф. Не разделять мусор в Европе — это дорого и просто неприлично. Россия может прийти к этому эволюционным путём, но нужно соблюдение нескольких условий. Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором. Сейчас в Москве её нет, так как рынок практически монополизирован.

Компании могли бы предлагать жителям сэкономить, разделяя мусор дома. Например, вывоз стекла, пластика и картона был бы бесплатным. Наша компания предлагает раздельный сбор мусора, когда цена на эту услугу становится конкурентной, например, в Астрахани и Рязани. Предложение пока не очень хорошо идёт, но на удивление пользуется большой популярностью у образовательных учреждений. Пока мы вторичное сырьё продаём. Чтобы заняться переработкой самостоятельно, нам нужно начать обслуживать около 5 миллионов населения. 

Пластик, металл и чистый картон — это высококонкурентные сырьевые фракции: их активно покупают, их не хватает. Пластик стал активно пользоваться популярностью в последнее время, потому что в России появилось много новых заводов, занимающихся его переработкой. Одна тонна ПЭТ у нас стоит 380 евро, в Европе — 500 евро. Активно скупает вторичное сырьё Китай. Беда в том, что мусор, прошедший через контейнер и мусоровоз, перемешивается так, что отделить их оказывается очень сложно, а такое грязное сырьё стоит дёшево. Поэтому сортировка до перевозки была бы выгодна всем. На самом деле, многие дворники подрабатывают тем, что сортируют мусор. Они складывают связки картона или пакеты с бутылками рядом с контейнерами, а их затем забирают представители компаний-переработчиков.

Свалки в лесу

Москва производит от 6 до 10 миллионов тонн мусора в год (это только бытовые отходы), и всё это нужно где-то хранить. Как жителю Москвы мне всё равно, куда девается мусор, — главное, чтобы его не было в моём дворе. Как человеку, часто бывающему в Подмосковье, мне это уже важно, потому что именно здесь он и оказывается: свалки всё увеличиваются и по-настоящему мешают жить.

Как раньше, так и сейчас мусорные свалки появляются совершенно произвольно, без всякого плана. Спросите любого российского мэра, какая у них главная головная боль, и они ответят, что это свалки. Мусорные полигоны рядом с Москвой и Петербургом давно выработали свой ресурс — их пора закрывать, но хотя бы кто-то их поддерживает. В других городах мусор просто вывозят за пределы города и вываливают, где придётся. Мы, например, однажды взялись закрывать в нескольких регионах несанкционированные свалки — оказалось, что их даже сосчитать сложно. Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы ещё не нашли!

Как-то раз одни ребята организовали свалку прямо в жилом микрорайоне Астрахани, а жильцы обвинили нас, потому что мы вывозили мусор с этой территории. Правоохранительные органы не захотели этим заниматься — нам пришлось самим организовывать слежку, выяснять, кто за этим стоит. В результате они через полгода просто взяли и уехали — нашли, наверно, новое место. В мусорном бизнесе теневой сектор очень велик. Компании заключают договор на вывоз мусора, а куда его высыпают — никого не интересует. Чаще всего либо в лес, либо на давно закрытые полигоны.

Самая высокая гора отходов из всех, что я видел, достигала 25 метров. На такую высоту ещё может заехать трамбовочная машина. Но самое страшное в свалке не то что, что снаружи, а то, что внутри. Большая часть полигонов была построена давно и не по правилам. В процессе разложения отходов образуется ядовитая жидкость, которая стекает вниз и, если в основании полигона нет защитной геомембраны или глиняного замка, попадает в грунтовые воды. После того как свалка заполняется, её рекультивируют: мусору дают год отстояться, максимально его утрамбовывают, затем покрывают слоем земли. Чтобы метан, появляющийся в результате гниения, не взорвал свалку изнутри (а такое бывало), в неё на разную глубину вбиваются трубы для отвода газа.

В России я не видел ни одного предприятия, который занимается сбором свалочного газа, так что он свободно выводится в атмосферу. Для сравнения, в Европе активно используется глубокая переработка отходов, в результате чего до захоронения на полигоне доходит некий набор совершенно инертных фракций, похожий на песок, из которого выжали всё, что возможно. Стекло, пластик, древесину отбирают ещё на этапе сбора. Оставшиеся пищевые отходы они используют для нужд сельского хозяйства и получения электроэнергии.

Мусоросжигающие заводы

Сжигание мусора не уничтожает отходы, а лишь снижает их объём в ущерб безопасности. Из одной тонны отходов получается 300 килограммов золы, при этом сами отходы имеют четвёртый-пятый класс опасности, а зола — второй: она ядовита и требует специального хранилища. Опаснее неё только радиоактивные и химические отходы. 60 % себестоимости мусоросжигательного завода приходится на очистку выбросов в атмосферу. В центре Вены расположен завод, у которого в знак доказательства безопасности выбросов на трубе живёт аист.

По поводу выбросов московских мусоросжигательных заводов есть одна скандально-анекдотическая история. Мэр Лужков хотел доказать журналистам и экологам, что построенный им завод безопасен, но во время интервью из заводских труб повалил едко-розовый фенольный дым. Не растерявшись, мэр объяснил: «Не бойтесь, здесь такая роза ветров, что весь дым уносит за пределы Москвы».

Я даже не хочу думать, куда отвозят золу из московских заводов, потому что известно, что никаких специальных хранилищ у нас для этого не строили. Но куда-то она ведь девается! Столичные заводы сжигают порядка 12 % всех отходов, что в результате даёт не менее 300 тысяч тонн золы.

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное