Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "У меня получилось". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
У меня получилось
Автор статьи: www.lbudget.ru
Что нужно, чтобы открыть чайный клуб? Опыт Ивана Матвеева показывает: совсем немного. Выучиться на юриста, поработать по специальности, пять лет вести чайные церемонии. А потом начать свое дело.
Иван, почему чайная культура?
— Началось все задолго до моего рождения... (Смеется.) А по-настоящему все началось на последнем курсе института. Я учился на вечернем отделении Российской правовой академии, работал помощником юриста в компании «Декатлон» и писал статьи в журнал «Большой город». А по субботам учился ремеслу чайного мастера в клубе «Ист».
И где было легче работать — в чайной или в офисе?
— Из офиса я приходил домой выжатый. Ужинал, ложился спать, утром вставал, съедал завтрак, ехал в метро на работу... И так по кругу. А после работы в чайной усталость какая-то особенная, добрая. Как будто ты приехал к бабушке в деревню и смастерил что-то своими руками, помог по хозяйству. Хотя, ведя чайную церемонию, общаясь с постоянно меняющимися гостями, чувствуешь себя очень напряженно. Тогда я впервые ощутил разницу между понятиями «работать на кого-то» и «заниматься своим делом».
В итоге вы ушли из компании?
— Да. Я стал получать гораздо меньше, зато эффект от работы был потрясающим. В детстве родители привили мне наивное убеждение, что нужно думать не только о себе, быть открытым, нести другим радость и т.д. В среде юристов и офисных менеджеров мои высокие идеалы оказались никому не нужны, я был белой вороной. Зато в клубе «Ист», который организовал синолог и путешественник Бронислав Виногродский, человек сам по себе необычный, работали яркие, увлеченные люди, в их среде быть белой вороной как раз нормально.
Я думал, что буду работать чайным мастером всю жизнь. Но «Ист» развалился, и я стал кочевать из одного чайного клуба в другой. Проработал так года три и понял, что хочу организовать свое «чайное пространство». И тут вдруг узнал, что в центре Москвы, в одном муниципальном досуговом клубе пустует обустроенная чайная комната...
Сколько у вас посетителей за день?
— От 7 до 12 человек. В прайм-тайм — вечер пятницы, субботы и воскресенья, примерно с 17 до 21 часа — на каждой «чайной поляне» сидят два-три гостя. Мы не ограничиваем посетителей по времени, но обычно за полтора-два часа люди успевают напиться чаю и пообщаться. За выходной приходит около 20 человек.
И как же окупается ваш бизнес?
— Мы работаем в рамках некоммерческой организации, так что о прибыли здесь речь не идет. Пока мы ничего не тратим — например, аренда для нас бесплатна — и ничего не берем, кроме членских взносов — по 200-300 руб. за церемонию, чтобы окупить затраты на чай. Таким образом, мы создали бизнес-модель чайного клуба, в котором за фиксированную цену — порядка 300 руб. — можно попробовать любой вид китайского чая: красный, желтый, белый, зеленый. И они гарантированно будут достойного уровня. В других клубах цена
чаепития напрямую зависит от «номера» чая, который условно отражает его качество. Кроме того, наценка на китайский чай, который продают в магазинах и клубах Москвы, составляет около 200%. У нас она меньше 100%.
Но вы же упускаете прибыль?
— Задачей клуба «Древо Бодхи» не является снижение себестоимости заваренного чайника и продажа его посетителям с максимальной накруткой. Понятно, что нужно выдавать зарплату персоналу, платить за электричество и аренду, но делать из клуба конвейер мне неинтересно. Интересен «бизнес с сердцем», когда люди получают доход, продвигая те ценности и образ жизни, которые считают важными.
Не слишком ли благие намерения?
— Из опыта работы я знаю: чайный клуб на 10-20 человек может приносить 12-15 тыс. руб. в день. При этом с его обслуживанием справятся один администратор и два чайных мастера.
Получается максимум 450 тыс. руб. в месяц. Из них нужно вычесть расходы и налоги. Как вы собираетесь выживать?
— Культура чая объединяет слой сходно мыслящих людей, которым интересны и другие восточные практики: йога, цигун, школа по сбору лекарственных трав, курсы каллиграфии. В нашем клубе будет создан оздоровительный центр, где мы предложим подобные занятия. Это даст дополнительный приток посетителей в чайную: после занятий йогой человек скорее выпьет чашку чая, чем побежит на улицу.
Но чайные церемонии останутся вашей основной специализацией?
— Да. И традиционные церемонии, например приготовление чая на огне, и ноу-хау, разработанные мной и моими друзьями. Цена проведения действа — 2000 руб. независимо от количества участников. Например, реконструкция чайной церемонии VIII века — больше нигде в Москве вы этого не найдете. Или уникальный формат — чайная медитация. Это моя авторская разработка: свое понимание разных медитативных техник и осознанной работы с телом я соединил с определенным типом заваривания чая, характерным для одной из китайских
провинций. Стоимость участия в чайной медитации составит 1500 руб. с человека.
Когда проект перейдет в коммерческую стадию?
— Мы уже начали оформлять необходимые бумаги.
А чем вы зарабатываете на жизнь сейчас?
— Работаю инструктором по йоге. Я рад, что мой источник дохода не зависит от чайного дела: это позволяет мне видеть свои ошибки в бизнесе более объективно.
Вы говорите, что хотите не просто открывать чайные, а развивать сеть чайных клубов, продавая франшизу. Чайные заведения востребованы у нас в стране?
— Уже сейчас есть три человека, которые хотят открыть свои клубы под маркой «Древо Бодхи». Желающим создать клуб мы предлагаем чайную карту, обучение персонала, фирменный стиль (логотип, дизайн визиток и прочее), предоставляем информацию о наших поставщиках чая, даем контакты преподавателей, которые будут вести мастер-классы и семинары по восточным практикам. Условия договора стандартные для франшизы: первоначальный фиксированный платеж, затем проценты с оборота.
Не боитесь, что покупатели франшизы получат ваши контакты, наладят свое дело, а потом откажутся от вашей марки, открыв фирмы под другим именем?
— Конечно, такой риск есть. Но члены моей группы стараются работать с людьми, близкими нам по духу. Мне нечего терять: я определил свое место во Вселенной, и мне оно нравится. Я понимаю, что в жизни все происходит иначе, чем мы планируем, и много нервной энергии тратится на планы, которые могут и не реализоваться. Но без намерения не может быть результата. И я не собираюсь отказываться от своей мечты из-за страха, что кто-то испортит ее воплощение.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: