Транспортный налог относится к ведению региональных властей. На
федеральном уровне определены основные его показатели (плательщики,
объекты налогообложения, возможные диапазоны ставок и прочее).
Законодательный орган региона наделен полномочиями по введению некоторых
послаблений. Часто власти субъекта «смягчают» транспортный налог, льготы пенсионерам устанавливая. Уточнять наличие и особенности послаблений в конкретном регионе нужно в местных ИФНС либо на сайте ведомства.
Условия получения
Транспортный налог льготы пенсионерам предоставляет только после
личного обращения гражданина в ИФНС. Стандартный пакет документов
включает в себя:
заявление;
паспорт и нотариально заверенную доверенность, если от имени пенсионера действует представитель;
пенсионное удостоверение;
ИНН;
иные документы по требованию ИФНС.
Бумаги предъявляются в подлинниках, и все, кроме заявления, сдаются в виде ксерокопий.
При заполнении заявления (образец) следует указать основания требования предоставления послабления:
статус – пенсионер;
региональный нормативный акт, на основании которого предоставляется льгота;
транспорт и его основные параметры (марку, год выпуска, модель, мощность двигателя, регистрационный номер и прочее).
Возврат излишне уплаченных сумм
Если налогоплательщик не реализовал свое право на льготу по
транспортному налогу, он может подать соответствующее заявление о зачете
излишне уплаченного в счет иных обязательств либо о возврате
перечисленных сумм. Это возможно только в отношении платежей,
совершенных за последние 3 года.
Пенсионер помимо заявления должен предоставить бумаги, подтверждающие
обоснованность претензий. Налоговый орган в течение 10 дней выносит
решение об удовлетворении требования или об отказе в просьбе.
Льготы в 2015 г. для отдельных регионов
В Москве и Московской области льготы пенсионерам МВД,
военным и гражданским пенсионерам по транспортному налогу в нынешнем
году не предусмотрены. Также нет льгот у пенсионеров Чеченской
республики, Республики Татарстан, Калининградской области.
В Санкт-Петербурге льготы по транспортному налогу пенсионерам
предоставляются только на одно средство передвижения, при условии, что
это:
легковой автомобиль, произведенный в стране до 1991 г., с двигателем не мощнее 150 л.с.;
водное транспортное средство (кроме яхт, гидроциклов,
парусно-моторных судов), двигатель которого имеет мощность не больше 30
л.с.
В Белгородской области пенсионер вправе не платить налог за один
автомобиль, мощность которого не превышает 100 л.с. В Ярославской
области ограничение расширено – владелец обязан оплатить сумму,
исчисленную на мощность двигателя сверх 100 л.с.
Льготы по транспортному налогу для пенсионеров Хабаровского края
возможны только при наличии у них трудового стажа 40 и 35 лет для мужчин
и женщин (для тех, кто проживает на Крайнем Севере либо в приравненных к
нему районах, требования снижены до 35 и 30 лет соответственно) и при
одновременном признании их малоимущими. От налогообложения освобождается
один легковой автомобиль (мотороллер либо мотоцикл), мощность двигателя
которого не превышает 100 л.с.
Большинство регионов предоставляет льготы:
инвалидам 1 и 2 групп;
людям, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС;
ветеранам боевых действий, включая участников ВОВ;
Героям СССР и РФ.
Льготы по уплате указанного налога пенсионерам, равно как и льготные пенсии,
предоставляются не всеми регионами, в некоторых властями установлены
ограничения. Все субъекты, если и дают указанное послабление, то только
на одно средство передвижения.
Отмена транспортного налога
В 2016 г. льготы пенсионерам на транспортный налог, возможно, будут
уже не нужны. Указанный платеж собираются отменить вовсе. Его планируют
заменить дополнительным акцизом, который будет включаться
непосредственно в стоимость топлива.
Так будет обеспечена 100%-ная собираемость платежей (по отменяемому
налогу данный показатель составляет менее 50%) и справедливость его
уплаты. Затраты будут тем выше, чем более мощный двигатель установлен на
автомобиле, чем чаще транспорт используется.
Повышение налоговой нагрузки ожидается на автовладельцев старых
автомобилей, вредных для экологии, и средств передвижения
представительского класса. Но оно негативно отразится на тех, кто
зарабатывает в сфере оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров –
схема устанавливает прямую зависимость между пробегом машины и
уплаченного суммой налога. Незаслуженно пострадают и жители крупных
городов, страдающих от пробок: эксплуатация автомобиля в данном режиме
всегда сопровождается увеличением расхода топлива.
Для пенсионеров, использующих машины только в дачный сезон, указанная инициатива предоставит возможность существенно сэкономить.