Конец прошлого года ознаменовался отменой «мобильного рабства», теперь можно сменить оператора связи, при этом сохранить свой номер. Кроме того, недавно было введено новшество в работе банков. Оно обусловлено Законом «О национальной платёжной системе», статьей 9. В этой статье прописано, что банки обязаны проинформировать своих клиентов о любой совершённой ними транзакции через уведомления.
Для сохранения высокого уровня безопасности и контроля использования средств по карте, клиент должен самостоятельно известить банк про смену оператора связи. В обратном случае клиент потеряет этот канал управления состоянием банковской карты. Относительно вышедшего закона, то мнения банкиров неоднозначные. Так, например, Вилена Ли, директор региональной сети Росгосстрах Банка, акцентирует внимание на том, что банк обязан проинформировать клиента о любой совершаемой по карте операции уведомлением, которое оговорено в договоре. Какое это должно быть уведомление, в законе конкретно не указано. Поэтому банк волен самостоятельно выбрать способ уведомить клиента про транзакции, совершаемые на его карте. Так, в Росгосстрах Банке клиент получает уведомления через интернет-банк. Этим же путём пошли и многие другие кредитные образования. Практически во всех них присутствует такая услуга, как СМС-уведомление, но это дополнительная функция, которую клиент может заказать самостоятельно.
Таким образом, в банковском договоре имеется информация про то, каким образом клиент получит уведомление про транзакции на своём карточном счету. Если произошло несанкционированное использование карточных средств, то клиент получит уведомление через интернет-банк, что со стороны банка считается информированием клиента.
Многие банки уведомляют своих клиентов о транзакциях по карте путём отправления сообщений через интернет-банкинг или СМС. По словам Ольги Снегирёвой, директора Нордеа Банка, в случае, когда клиент не предоставляет номер телефона или у него отсутствует интернет-банк, ему могут отправить сообщение на электронную почту или письмом через почтовую службу. Конечно, давать свой номер банку клиент не должен, но тогда для него будут потеряны некоторые важные функции по информированию о состоянии его счёта. При этом, если в банке уведомления производят только через СМС, то банк может отказаться от заключении договора с таким клиентом.
Изменения в системе оповещения затронули и корпоративных клиентов. Об этом сообщил Павел Шубин, вице-президент Сберкред Банка. Также он сообщил, что эти клиенты переходят на систему оповещений через электронную почту. Те, кто ещё этого не сделали, получают свои сообщения через «Клиент-Банк».
Какова же ответственность за сбои в получении уведомления про движение средств по карте? Если основным каналом оповещения клиентов в банке является СМС, то в этом случае банк не может гарантировать бесперебойную работу оператора мобильной связи. Если банк оповещает клиентов через интернет-банк, а у клиента нет доступа к интернету, то в этом случае никакой ответственности на банке нет. Если произошёл сбой в работе банковского сервера, то ответственность за сбои ляжет на банк. Правда, установить, по какой причине возник сбой, бывает трудно. Поэтому, банкам только предстоит отрабатывать вновь введённую систему.