Сегодня воскресенье и я хочу обратиться к рассмотрению сложного вопроса об отношении между предпринимательством и религией.
С одной стороны, безупречное, с научное
точки зрения, исследование Макса Вебера свидетельствует, что
протестантская этика создала капитализм.
С другой стороны, противники богатства
любят вставить фразу о том, что «Легче верблюду пройти сквозь игольное
ушко, чем богачу войти в царствие небесное».
Опыт учит, что фраза, выдернутая из контекста часто меняет смысл, обратимся к первоисточнику.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за
Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы
Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен
Израилевых.
29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца,
или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во
сто крат и наследует жизнь вечную.
30. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 23-30
Я не вижу прямого запрета на богатство, более того, я вижу прямое
обещание богатств тем, кто последует за Иисусом – кто оставит «дома» и
«земли», получат «во сто крат». Следовательно, богатство само по себе
злом не является.
Вместе с тем, сказано, что «трудно богатому войти в Царство
Небесное» или даже «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царство Божие». Значит, с обладанием богатством есть
какая-то специфика.
В чем тонкость?
Видимо, в источнике происхождения богатства. Есть богатство,
полученное от Него и все остальное. Богатство от Бога – хорошо, иное –
плохо.
При разумном подходе противоречие между предпринимательством и религией преодолимо.