Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эсперанто для школьников

  Все выпуски  

Эсперанто для школьников Окончание N. часть2



Здравствуй читатель!

Сегодня в нашем очередном уроке:

Окончание -N. Часть вторая.


Предлог EN - обозначает, что предмет находится внутри чего-то, в каком-то месте,
помещении, на какой-то территории.

Lerni en lernejo - учиться в школе, veturi en trolejbuso - ехать в троллейбусе,
spekti filmon en kinejo - смотреть фильм в кинотеатре.


Кроме того EN употребляется, если говорят о перемещении,
когда предмет движется, собираясь попасть ВО что-то.
(Другие значения этого предлога рассмотрим позже)


Предлог AL, как мы теперь знаем, тоже может обозначать направление, движение К чему-то.

Раззница между EN и AL :

EN - используем, когда говорится о том, что кто-то или что-то переходит,
перемещается из одного места, помещения в другое.


Veni al haltejo - прибыть к остановке, flugi al nordo - лететь к северу, reveni al komenco - вернуться к началу.

AL - когда предмет движется по-направлению к некоторому месту,
но о том, проникнет ли он внутрь, ничего не говорится.





Если в предложении говорится о перемещении предмета из одного места в другое -
то место, в которое направляется объект, которое является целью его движения, помечаем окончанием -n.

Если предмет перемещается в некотором пространстве, не выходя за его пределы, в этом случае, аккузатив не нужен.

Колобок катился по дороге. Pan-globo rulig^is lau^ vojo.
Он попал к лисе в рот. Li trafis en vulpan bus^oN.

Сосед работает в саду. Najbaro laboras en g^ardeno.
Гости пришли в сад. Gastoj venis en g^ardenoN.

Облако плывет в небе. Nubo flosas en c^ielo.
Воздушный шар взлетел в небо. Balono flugis en c^ieloN.




Правило:

Место, которое является "целью перемещения" движущегося предмета,
обозначается окончанием -N



Направление движения может выражаться не только предлогом EN, но и другими, например: SUR, SUB, POST.

Пpавило остается таким же: если говорится о перемещении от куда-то в другое место,
то это место помечаем окончанием -n,
если движение происходит в пределах какой-то территории, то -n ставить не нужно.

Мышь шуршит за печью.       Мышь убежала за печь.
Muso susuras post la forno.       Muso forkuris post la fornoN.

Карандаш упал под стол.       Никита ногой катал под столом карандаш.
Krajono falis sub la tabloN.       Nikita per piedo rulis krajonon sub la tablo.

Ученик пишет мелом на заборе.       Кто-то приклеил на забор объявление.
Lernanto skribas per kreto sur barilo.       Iu algluis anoncon sur bariloN.

Лиса засунула голову в горшок.
Лягушка барахталась в молоке, но не могла выпрыгнуть из горшка, пока в молоке не появилось масло.
Vulpo s^ovis kapon en la potoN.
Rano baraktis en lakto, sed ne povis elsalti el la poto, g^is en la lakto aperis butero.

Путник почуствовал под ногами скользкую почву.       Зверь бросился ему под ноги.
Iranto sentis sub la piedoj glitan grundon .       Besto saltis sub liajn piedojN .



Knabo lasis
s^ipeton en akvon
Мальчик пустил
кораблик в воду
Knabo nag^as en akvo
Мальчик плавает
в воде
Knabo vers^as akvon
de unu glaso en la alian
Мальчик льет воду
из одного стакана в другой
Muso enkuris en s^uon
Мышь вбежала
в ботинок
Muso sidas en s^uo
Мышь сидит
в ботинке
Muso elkuris el s^uo
Мышь выбежала
из ботинка
Katido pelis bulon
sub fotelon
Котенок загнал
клубок под кресло
Serpentoj ripozas
sub arbusto
Knabo vers^as akvon
sur florojn
Мальчик льет воду на цветы




Запомните:
      С AL аккузатив никогда не употребляется,
поскольку этот предлог заведомо берут, когда хотят сказать только о направлении, приближении к чему-то,
но не о попадании внутрь или на новую территорию. (Подробнее с этим предлогом мы познакомимся в дальнейшем.)

- Иди пятьсот шагов к северу от Черного Дуба, потом двадцать шагов по направлению на Лысую гору,
потом направляйся к лесу, за пятьдесят метров до опушки поверни к реке, в пяти метрах от реки есть Старый Камень,
подойди к нему, стань на него - и будет тебе счастье.
- Iru kvincent pas^ojn al nordo de la Nigra Kverko, poste dudek pas^ojn al la Kalva monto, poste iru al arbaro,
antau^ kvindek metroj anta^ g^ia rando turnu al rivero, post kvin metroj de la rivero estas la Malnova S^tono, venu al g^i, staru sur g^in kaj estos por vi felic^o.


Запомните модель:
 
DONU LUDILON AL INFANO
- Дайте ребенку игрушку




Табличные местоимения с аккузативом и некоторыми предлогами
(Для дополнительного чтения)


KION
Kion vi trovis sub la breto? Tion, kion iu kas^is tie.
Что ты нашел под полкой? То, что кто-то спрятал там.
TION
KIUN
Kiun vi prenus en turist-mars^adon? Tiun, kiu portos mang^ilaron.
Кого вы взяли бы в поход? Того, кто будет нести посуду.
TIUN
KIAN
Kian koloron vi s^atas? Tian, kiu similas al mar-koloro.
Какой цвет ты любишь? Тот, который похож на цвет моря.
TIAN
KIEN
Kien transiris knaboj? Tien, kie estas oportunaj lokoj.
Куда перешли мальчики? Туда, где есть удобные места.
TIEN
DE KIO
De kio estas tiu aj^o? G^i estas parto de tiu traktoro, kiu restis post rivero.
От чего эта штука? Она - часть того трактора, который остался за рекой.
DE TIO
DE KIU
De kiu forkuris leporo? De tiu vulpo, kiu okupis lian domon.
От кого убежал заяц? От той лисы, которая заняла его дом.
DE TIU
DE KIE
De kie estas la lignaj^oj? De tie, kie Makar bovidojn ne pas^tis.
Откуда дровишки? Оттуда, где Макар телят не пас.
DE TIE
DE KIAM
De kiam vi baraktas pri tiu proekto? De tiam, kiam nia grupo venis en tiun c^i fakon.
С какого времени вы бьетесь над этим проектом? С того, когда наша группа пришла в этот отдел.
DE TIAM
DE KIES..
De kies plando estas tiu spuro? De ties, kiu antau^ veni c^i tien promenis en koto.
От чьей подошвы этот след? От того, кто прежде чем прийти сюда, гулял по грязи.
DE TIES..
AL KIO
Al kio celas tiuj esploroj? Al tio ni aliris de diversaj flankoj .
К чему стремятся эти исследования? К этому мы подошли с разных сторон.
AL TIO
AL KIU
Al kiu mi povas skribi en nova organizo? Nur al tiu, kiun mi konis dum antau^a laboro.
Кому я могу написать в новой организации? Только тому, кого я знал во время предыдущей работы.
AL TIU
AL KIES
Al kies fenestro alflugis birdoj? Al ties , kiu ilin nutras.
К чьему окну прилетели птицы? К (окну) того, кто их подкармливает.
AL TIES.
SUR KIO/-n
Sur kio aperis unuaj folioj? Sur tio estas ne oportune sidi. Sur kion vi alkroc^is plakaton?
На чем появились первые листья? На что ты прицепил плакат?
SUR TIO/-n
SUR KIU/-n
Sur kiuj bestoj estas pingloj? Sur tiu besto povus rajdi kvar homoj.
Sur tiun stuparon infano grimpi ne povas.
На каких зверях есть иголки? На этом животном могли бы ехать верхом четыре человека.
На эту лестницу ребенок залезть не может.
SUR TIU/-n
SUR KIA/-n
Sur kia arbo noktas birdoj? Sur kiajn florojn s^atas sidi insektoj?
Sur tiajn, kiaj plac^as al ili.
На каком дереве ночуют птицы? На какие цветы любят садиться насекомые?
На такие, которые им нравятся.
SUR TIA/-n
SUR KIES
Sur kies lito Mas^a preferis dormi, de kies telero mang^i? De ties telero s^i mang^is, sur ties liton s^i kus^is.
На чьей кровати Маша предпочла спать, чьей тарелки есть? С того тарелки она и ела, на кровать того она и легла.
SUR TIES
SUB KIO/-n
Sub kio kreskas tiuj fungoj? Sub tio estas nenio.
Под чем растут такие грибы? Под этим нет ничего.
SUB TIO/-n
SUB KIU/-n
Sub kiu rompig^is la seg^o? Sub tiun piedon necesas meti ion, tiam la s^ranko staros firme.
Под кем стул сломался? Под эту ножку нужно подложить что-нибудь, тогда шкаф будет стоять прочно.
SUB TIU/-n
SUB KIA/-n
Sub kian s^tonon ne fluas akvo? Sub tia elefanto ec^ fero ne eltenos.
Под какой камень вода не течет? Под этим слоном даже железо не выдержит.
SUB TIA/-n
SUB KIES
Sub kies c^apo nun estas ovo? Sub ties, sub kies g^in metis la klau^no.
Под чьей шляпой сейчас яйцо? Под (шляпой) того, под чью его положил клоун.
SUB TIES
POST KIO/-n
Post kio alporti deserton? Post tio neniu nenion mang^os.
Post kion organizantoj metis nian arang^on?
После чего принести десерт? После этого никто ничего не станет есть.
После чего организаторы поместили наше мероприятие?
POST TIO/-n
POST KIU/-n
Post kiu vi estas en la vico? Post tiu, kiu estas apud la pordo. Post kiun angulon mi devas turni?
За кем ты в очереди? После того, кто возле двери. За какой угол мне нужно повернуть?
POST TIU/-n
POST KIA
Post kia mang^o vi sentas sin sata? Post tia muziko animo kantas.
После какой еды ты чувствуешь себя сытым? После такой музыки душа поет.
POST TIA/-n
POST KIES
Post kies demando la "stelulo" fermis konferencon? Post ties akra respondo c^iuj eliris.
После чьего вопроса "звезда" закрыла конференцию? После его (того) острого ответа все вышли.
POST TIES
POST KIOM
Post kiom da tempo venos vica buso? Post tiom da provoj io fin-fine sukcesis.
Через сколько времени прийдет следующтй автобус? После стольких проб кое-что наконец получилось.
POST TIOM
POST KIAM
Post kiam kankro fajfos. Post tiam restos nenio.
После того как рак свиснет. После этого ничего не останется.
POST TIAM


Упражнение:

1.EL, ANTAU^, KONTRAU^, C^IRKAU^, INTER, PRETER употребляется c местоимениями аналогично,
придумайте примеры с этими предлогами.
Составьте таблицу примеров для собирательных и отрицательных местоимений.

2.Переведите фразу:
"До кaкого места заяц бежит в лес?
- До середины. Дальше он бежит из лесу :)"



До встречи в следующем выпуске.






Первые уроки, если вы их пропустили, можно посмотреть на сайте Парк эсперанто




Всем, кому удалось справиться с упражнениями (включая последние уроки), летом имеют возможность встретиться с "живыми эсперантистами" :)
- в разных местах проводятся традиционные встречи для начинающих и продолжающих, посетить их может любой учащийся, приславший заявку на эсперанто.
Адреса встреч можно найти в сети.
Или - пишите: в гостевой на сайте есть система личных сообщений.
(Е-ящик, засвеченный в профиле рассылок, погребен в куче спама)




Lusi Rimon







Другие рассылки:
"Мнемотехника на примере эсперанто" - для желающих освоить эсперанто "в один присест" и научиться применять методы удобного, быстрого запоминания любого устного материала;
в доступном изложении, по силам каждому.



РассылкиSubscribe.Ru
Мнемотехника на пальцах ( на примере эсперанто ).



В избранное