Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

57 выпуск Рассылки ресурса Национальная и государственная безопасность России www.nationalsecurity.ru


-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Наступило утро среды, и, как всегда, в почтовом ящике вас ждет очередной, - уже пятьдесят седьмой выпуск - рассылки. Напоминаем, что с мая по август наша рассылка выходит в летнем режике - один раз в две недели. Знаю, как раздражают накопившиеся за время отпускного отсутствия в Москве сотни и тысячи писем в почтовом ящике - наши выпуски у Вас скопиться не успеют, если, конечно, Вы не относитесь к тем немногим счастливчикам, которые могут позволить себе отдых в течение всего лета.

Содержание рассылки:

1. Последние материалы, опубликованные на www.nationalsecurity.ru:

Первая часть досье по тоталитарной секте и террористической организации АУМ Синрике.

АУМ Синрике (полное название организации - "Религиозная корпорация АУМ Синрике" или "Учение истины АУМ") - тоталитарная секта, признанная международной террористической организацией.

2. Новые электронные карты и спутниковые фотографии.

Цифровые (электронные) карты, объемные модели местности (3D модели) и спутниковые фотографии высокого разрешения (от 2 метров до 25 сантиметров) позволяют наглядно увидеть наиболее горячие регионы земного шара - районы войн, вооруженных конфликтов, геополитических и этнических противоречий, а также наркотрафика.

Карты и спутниковые фотографии постоянно добавляются, но в рассылке мы будем публиковать только по четыре новых карты еженедельно - Вы же не хотите получать мегабайтные выпуски:-) Если Вы хотите посмотреть все карты, опубликованные на сегодняшний день - зайдите в раздел Цифровые (электронные) карты, 3D модели местности и спутниковые фотографии по адресу www.nationalsecurity.ru/maps/.

Публикуемые сегодня материалы ранее публиковались на сайте www.nationalsecurity.ru, но на прошлой неделе статистические данные, сопровождающие карты, были серьезно доработаны и дополнены.

Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в северной части Каспийского моря.
Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в южной части Каспийского моря.
Карта расселения мусульман-шиитов и суннитов по земному шару. Карта снабжена комментариями по суннитской и шиитской ветвям ислама.
Карта транспортной, военной и экономической инфраструктуры Ирака. Карта составлена ЦРУ США в 2003 году накануне войны.

3. Мнения экспертов:

В рубрике МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ мы публикуем интервью и авторские материалы ведущих российских экспертов в области международных отношений, безопасности, избирательных технологий и других актуальных сфер общественной и политической жизни современной России.

Александр Чечевишников: Цель украинской правящей элиты - ускорить процесс присоединения к НАТО.

Георгий Мирский: Операция США в Ираке спасла Иран.

4. Новости:

Путин распорядился прекратить субсидирование экономики Белоруссии.

Год русификации Узбекистана.

Boeing испытал новую шахтную пусковую установку ПРО.

Правительство США обнародовало видеозапись теракта в Пентагоне.

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

НОВЫЕ АНЕКДОТЫ В РАЗДЕЛЕ ЮМОР!!!

Новости спорта: Тренер российской сборной по нацболу Эдуард Лимонов
подал заявление в Международный олимпийский комитет с просьбой о
признании нацбола олимпийским видом спорта. А пока в планах российской
команды - усиленные помидорные тренировки в государственных учреждениях.

Психологи установили, что простым внушением в течении двух месяцев,
из нормального человека можно сделать балбеса не отличающего хорошее
от плохого. С тех пор предвыборная агитация длится два месяца.
>>> ОСТАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ >>>

1. Последние публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru

Досье "Тоталитарная секта АУМ Синрике"

Мы начинаем публикацию в рассылке и на сайте www.nationalsecurity.ru досье по АУМ Синрике (полное название организации - "Религиозная корпорация АУМ Синрике" или "Учение истины АУМ") - тоталитарной секте, признанной международной террористической организацией.

Корпорация АУМ

АУМ Синрике иначе называется "Религиозная корпорация АУМ Синрике" или "Учение истины АУМ".Это синкретическая секта, базирующаяся на буддизме ваджраяна (учение, возникшее в Индии в 6-5 веках до н. э., входящее в одну из трех главных религий Китая и основанное принцем Сиддхартха Гаутама – Будда). Название в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания". Секта была основана Тадзуо Мацумото в июле 1987 года, после того, как Мацумото семь лет практиковал буддизм в Гималаях и взял себе имя Секо Асахара.

Асахара в учении именуется Духом истины и рассматривается как Будда, Христос, Индра, король асуров, строитель всех мировых пирамид, основатель цивилизации каменного века, воплощение всех человеческих знаний, слуга Шивы. Кроме того, почитаются буддийские и индийские божества, среди которых особо выделяется как раз Шива.

В вероучении секты присутствуют элементы других направлений буддизма, а также даосизма и христианства. Вероучение основано на сочинениях Секо Асахары "Инициация", "Махаяна-сутра", "Учение истины", "Татхагата Абидамма", а также самостоятельных переводах книг палийского канона. Учение считается эзотерическим и состоит из 20 ступеней секретных техник. Основным методом пропаганды является раздача листовок.

Итак, учение АУМ. Первопричиной бытия считается столкновение трех Гун и произошедший вслед за этим Большой взрыв, давший толчок эволюции. Достижение нирваны считается возможным только для членов секты. Допускается прижизненное достижение состояния бодхисаттвы (человек, достигший просветления, но, в отличие от будды, не покинувший реальный мир, а оставшийся в качестве наставника и образца для других людей на пути нравственного совершенствования). Формально соблюдается принцип строгой ахинсы (воздержание от нанесения вреда всему живому). Считается, что близок конец света и весь мир погибнет в атомной войне, которая будет развязана Японией против США в 1999 - 2003 годах.

Духовная практика членов АУМ заключается в пробуждении мистической энергии кундалини, которая дремлет в каждом человеке в районе соответствующей чакры. Для пробуждения кундалини неофит проходит непрерывный 60-часовой семинар с прослушиванием специальной музыки. Такие семинары (меньшей продолжительности) в дальнейшем проводятся еженедельно.

Домашняя духовная практика состоит в поклонении алтарю с изображениями Асахары, Шивы и ближайших учеников Асахары, чтении мантр, медитации и прослушивании специальной музыки.

Члены секты делятся на монахов, живущих в общежитиях, и мирян, живущих дома и посещающих еженедельные собрания-семинары. Для вступления в секту достаточно заполнить анкету и заплатить вступительный взнос (обычно это 10 долларов). Первую ступень посвящения неофит получает бесплатно, последующие - путем набора баллов (в основном за количество розданных листовок).

Инициация ("вхождение в поток истины") занимает три дня. Кроме того, неофит подвергается "крещению огнем и духом" шактипатту, во время которого нажатием пальца учителя на лоб неофта от учителя передается энергия.

Члену секты вменяется в обязанность либо активное жертвование (измеряемое в конкретных долларовых суммах), либо работа на секту. Поощряется миссионерская деятельность. К членам секты, покинувшим ее ряды, применяются меры воздействия вплоть до физической расправы.

Центр секты находится в Токио, штаб-квартира - в Фудзи. Филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России. За все время существования секты ее численность достигала максимум 30 тысяч человек (из них 10 тысяч - в России). С марта 1995 года деятельность секты запрещена во всех странах мира за организацию террористического акта в токийском метро с применением боевого отравляющего вещества "зарин". Количество членов секты после запрета уменьшилось, но она продолжает функционировать, базируясь на частных квартирах.
>>> ДАЛEE >>>

2. Цифровые (электронные) карты

Цифровые (электронные) карты, объемные модели местности (3D модели) и спутниковые фотографии высокого разрешения (от 2 метров до 25 сантиметров) позволяют наглядно увидеть наиболее горячие регионы земного шара - районы войн, вооруженных конфликтов, геополитических и этнических противоречий, а также наркотрафика.

Согласно требованиями российского законодательства, спутниковые фотографии России даны с разрешением 2 метра. Спутниковые фотографии территории иностранных государств даны с более высоким разрешением - до 25 сантиметров.

Цветовой баланс карт и фотографий откалиброван таким образом, что они прекрасно распечатываются на струйных и лазерных принтерах и могут использоваться в качестве приложений к научным трудам, рефератам, курсовым и дипломным работам.

Для того, чтобы узнать, что изображено на карте, не загружая ее - наведите на нее мышку и задержите на секунду - над уменьшенным изображением всплывает краткое описание. Для загрузки карты нажмите на ее уменьшенное изображение. Карты и спутниковые фотографии снабжены подробными комментариями и разъяснениями.

Карты постоянно добавляются, но в рассылке мы будем публиковать только по четыре новых карты еженедельно - Вы же не хотите получать мегабайтные выпуски:-) Если Вы хотите посмотреть все карты, опубликованные на сегодняшний день - зайдите в раздел Цифровые (электронные) карты, 3D модели местности и спутниковые фотографии по адресу www.nationalsecurity.ru/maps/.
>>> ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ >>>

(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в северной части Каспийского моря
(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в южной части Каспийского моря
(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в северной части Каспийского моря (нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, нефтепроводов и газопроводов в южной части Каспийского моря
(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта расселения мусульман-шиитов и суннитов. Карта снабжена комментариями по суннитской и шиитской ветвям ислама
(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта транспортной, военной и экономической инфраструктуры Ирака. Карта составлена ЦРУ США в 2003 году накануне войны
(нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта расселения мусульман-шиитов и суннитов по земному шару. Карта снабжена комментариями по суннитской и шиитской ветвям ислама (нажмите на картинку, чтобы загрузить страницу с картами) Карта транспортной, военной и экономической инфраструктуры Ирака. Карта составлена ЦРУ США в 2003 году накануне войны

3. Мнения экспертов

Цель украинской правящей элиты - ускорить процесс присоединения к НАТО

Александр Чечевишников
Руководитель отдела стратегических исследований
НИИ социальных систем МГУ, ведущий научный сотрудник
Центра постсоветских исследований МГИМО

- В последнее время появляется все больше информации о переговорах между НСНУ и Партией регионов о создании правящей коалиции. Насколько реальны перспективы такой коалиции?

- Пока еще они нереальны. То есть создание такой коалиции реально, но в перспективе. 24 мая должно быть проведено первое заседание Верховной Рады. Процесс формирования коалиции идет гораздо медленнее, чем тот темп, который был анонсирован. Такое многоаспектное соглашение о коалиции собирались декларировать 10 мая, сразу после праздника. Но, судя по сегодняшним оценкам, согласована едва половина документов. Этот процесс, по всей видимости, будет идти до часа "Х", когда надо будет открывать Раду. Тогда этот вопрос все-таки будет решен. Та коалиция, которая сейчас реально создается, рассматривается президентом Украины как необходимый результат тех выборов, которые состоялись. То есть, данная коалиция - производная результатов выборов. Выборы политически привели к тому, что никто не победил. На сегодняшний день то количество проблем, которые надо решить при образовании коалиции Ющенко и Януковича, гораздо больше, чем количество проблем, которые надо решить для образования той коалиции, которая сейчас создается (без Януковича). Этот процесс запущен, поэтому для президента и для тех сил, которые являются его политическими сторонниками (то есть "Наша Украина"), сегодня крайне рискованно до того, как все сядут по своим местам, говорить о создании большой коалиции с Януковичем. В итоге компромиссное решение будет найдено, такая коалиция будет создана. Уже сейчас идет параллельный процесс, время от времени происходят встречи Ющенко с Януковичем. Если пресс-секретарь говорит, что вопрос о коалиции между Ющенко и Януковичем не обсуждался, и тут же она замечает, что этот вопрос всегда обсуждается, что вопрос витает в воздухе, то это, как говорят в России, тонкий намек на толстые обстоятельства. То есть, происходит сверка часов насчет создания следующей коалиции. На данный момент полностью отказывать Януковичу в сотрудничестве не выгодно самому Ющенко, потому что в противном случае результаты следующих выборов могут быть очень рискованными. Тем самым, Ющенко может существенно снизить свою личную партийную базу. Хотя прямо говорить о том, что параллельно идет работа над следующей коалицией нельзя. С одной стороны, в правила будущей работы этой коалиции закладываются такие вещи, которые должны дисциплинировать участников коалиции на эффективную творческую, товарищескую, компромиссную работу. А с другой стороны, они обозначают тем, кто набрал больше всех, но все-таки не оказался победителем (Партии регионов), что есть перспектива следующей перегруппировки. Главное основание для того, чтобы сделать такой вывод, - это очень интересное правило, которое недавно было обнародовано: если три законопроекта, подряд внесенные кабинетом министром в Раду, будут Радой отклонены, наступит конец коалиции. И тогда будет предпринята попытка создать новую. Речь о перевыборах явно не идет, потому что это очень рискованно для Ющенко. Если будут перевыборы, две большие силы (Янукович и Тимошенко) отожмут условных центристов (Ющенко и "Нашу Украину"), и наберут еще больше голосов.

- Есть ли возможность у Ющенко и "Нашей Украины" воздействовать на процесс создания коалиции?

Сейчас Ющенко не только является лидером "Нашей Украины", и в связи с этим обладает определенным ресурсом электоральным, политическим, но он всё еще является президентом Украины, и никаких проблем в перспективе у него в этом плане нет. Он является общенациональным лидером, и этот ресурс гораздо больше, чем ресурс "Нашей Украины". Используя этот ресурс, он в состоянии достаточно серьезно воздействовать и на процесс консультаций, и на процесс создания коалиции, и на какие-то обстоятельства, которые могут подтолкнуть ситуацию. Когда понадобиться развалить эту коалицию, он ее развалит и заблокирует усилия тех, кто будет играть против него. Но эта рамка, в которой сейчас происходит вываривание первой большой коалиции, не исчерпывает всю украинскую политику. Одновременно идет очень неприятный, с большими недомолвками политический разговор о "РусУкрЭнерго", малорезультативный с точки зрения тех, кто пытается ускорить причисление Украины к плану действий по поводу вступления в НАТО. Этот механизм будет использован, хотя в меньшей степени, чем вещи, связанные с газом и энергоресурсами, для воздействия на тех, кто не захочет играть в ту игру, которую Ющенко будет осуществлять после того, как коалиция сложится, как будет назначено правительство, премьером которого, скорее всего, будет Тимошенко. И тогда начнется следующая стадия накопления противоречий, ошибок, обстоятельств, которая через какое-то неопределенное время выведет ситуацию в такое состояние, когда не нужно будет удерживать то большинство, которое сейчас есть у коалиции. Такое большинство сейчас необходимо для того, чтобы вся эта процедура прошла цивилизованно, чтобы сама Украина продемонстрировала себя как государство, которое в состоянии решать такие проблемы конвенционально. И тем более для того, чтобы сам Виктор Андреевич показал, что он в состоянии провести ситуацию до логического, понятного всем, в первую очередь, Западу, итога, и пойти дальше. Но в то же время не понятно, как будет играть в ситуациях, связанных с "Росукрэнерго", с НАТО, такой странный "зверь", как новый мэр Киева. Должность киевского мэра и одновременно главы киевской городской администрации структурно противоречива: с одной стороны, он выборный, с другой стороны, он назначаемый, и это порождает какие-то странные конституционные двусмысленности по поводу того, что может президент по отношению к мэру Киева. Столько неожиданных вещей может произойти в Киеве на уровне дезорганизации нормальной жизни города, и сейчас можно только выжидать, смотреть на то, что этот субъект говорит, и что будет твориться в Киеве. То есть, Киев неожиданно будет привносить в большую украинскую политику, какие-то свои необычные обстоятельства. Виктор Андреевич очень скептически смотрит на этого человека и очень осторожно к нему относится. Все-таки, как бы ни был Ющенко субъективен в некоторые моменты, но это человек системы, это крупный государственный деятель, человек, который мух от котлет уверенно отличает. Когда примеряешь на себя такого рода деятелей, как новый мэр Киева, думаешь о том, чтобы Юрий Михайлович Лужков еще двадцать лет правил, только бы не было у нас подобных деятелей.

- На какие уступки "оранжевым" может пойти Партия регионов, в том числе в вопросах внутренней и внешней политики?

- Я думаю, что медленный процесс интеграции Украины в НАТО будет продолжаться вне зависимости от того, в каких весовых соотношениях будет достигнут баланс между двумя Викторами в управлении страной. Хотя в действительности все гораздо сложнее, здесь возникает сложный многоугольник интересов. Но в правящей элите вопрос о западном выборе Украины решен очень давно. И сейчас проблема заключается в том, чтобы ускорить этот процесс, растеребить Брюссель и основные столицы. Когда первые лица, крупные украинские политики заявляют о том, что надо подождать, надо учитывать мнение население, они говорят с учетом того, что действительно Украина расколота, и, условно говоря, в целом готовность к западному выбору 50%. Прежде всего, политики не хотят отталкивать сограждан, которые скептически относятся к этой перспективе. А многие относятся к этому скептически не потому, что НАТО не любят, а потому что НАТО - это Ирак. То есть, если Украина войдет в НАТО, то не только с плюсами, которые порождает НАТО. Вхождение в НАТО порождает гораздо большую ответственность соучастия Украины в определенной политике. Если говорить о более глубоком сотрудничестве Украины с Соединенными Штатами, разнообразные трансатлантические операции США, чреваты теми вещами, которые Украину пока не затронули - это серьезные теракты, это перенесение на Украину активности мирового террористического интернационала исламского.

-То есть Украина не вполне готова к вступлению в НАТО?

Действительно, в целом Украина пока не готова к вступлению в НАТО. Также и НАТО не готово к приему Украины. Но стратегически этот выбор был сделан давно. Этот процесс будет идти медленно, и мы должны быть к этому готовы. В свое время мы выступали против расширения НАТО, но оно начало расширяться, несмотря на то, что мы против. И мы оказались не готовы к этому расширению.

Что касается внутренних балансов, здесь очень многое находится "под ковром". Это наиболее непрозрачная сфера украинской политики. Украинские эксперты иногда сами для себя открывают некие новые обстоятельства, о которых они даже и помыслить не могли. Как мне кажется, "под ковром" находится некая амальгама обстоятельств, связанных с "кучмовским наследством Ющенко". То есть, с тем наследством, которое нельзя выбросить, а нести тяжело. Потому что есть реальные факторы, которые определяют функционирование украинской экономики и политическое функционирование основных фигур на Украине. И они связаны. То есть, у всех есть свои "скелеты, развешанные по шкафам". Это тот массив обстоятельств, от которого Ющенко не может отказаться в принципе. Украина, несмотря на то, что это государство не маленькое, с приличным бюджетом, с приличной металлургией, с приличным потенциалом, оно не может просто так отказаться от тех обязательств, которые в свое время были даны предшествующим руководством страны. И эти обязательства будут прежде всего определять баланс в следующей, оранжево-голубой коалиции. С точки зрения контроля над потоками и ресурсами, Янукович вполне должен претендовать на 60%, а Ющенко на 40%. Понятно, что Украина - это многоолигархическая система, где уживается около полутора десятков крупных групп, которые не любят друг друга. Понятно, что это деление произойдет не на двоих, что та же Тимошенко никуда не денется, и многие те, кто сейчас еще не попал во власть. Но, в целом, экономика практически будет "висеть" на людях Януковича, а в политике, в целом ряде специфических административных вопросов (кадровая политика, административные органы, суд, прокуратура), задавать тон будут люди Ющенко. И у него для этого достаточно квалифицированных кадров.

Операция США в Ираке спасла Иран

Георгий Мирский
доктор исторических наук,
профессор Института мировой экономики
и международных отношений РАН

Ближний Восток - это почти 62% мировых запасов нефти и почти 41% мировых запасов природного газа. Что касается производства, то на Ближний Восток падает почти 31% производства нефти и почти 41% экспорта. Говоря о перспективах безопасности в этом регионе, взрывоопасном и беспокойном, тем не менее, не следует преувеличивать возможность катастрофического развития событий, за исключением Ирана. Дело в том, что все страны этого региона достаточно прочно заняли свою нишу в мировом нефтяном хозяйстве, хотя зависимость Соединенных Штатов от Ближнего Востока уменьшается, сейчас Соединенные Штаты меньше 18% своей нефти импортируют с Ближнего Востока. Гораздо важнее для них Канада, Мексика и Венесуэла, растет роль Китая как импортера ближневосточной нефти. Китай - это второй по значению покупатель нефти Ирана, 14% нефтяного импорта Китая - это иранская нефть. Саудовская Аравия - главный поставщик нефти для Китая. Надо сказать, что все эти страны имеют свое определенное место, я не ожидаю каких-то серьезных потрясений и изменений в уже сложившемся порядке вещей, но могут быть, конечно, разного рода тяжелые и сложные события для правительства Саудовской Аравии, но в целом я не предвижу, например, такого развития событий, которое привело бы к катастрофическим политическим изменениям. Я не предвижу никакой арабо-израильской войны, например, даже из-за палестинского кризиса, я не предвижу колоссальных революционных изменений внутри самих этих стран.

Что может представлять самую большую угрозу безопасности? Две ситуации: первое - это терроризм, второе - Иран. Что касается терроризма, то я замечаю, что за последнее время внимание к терроризму, который ошибочно, на мой взгляд, называют международным, поскольку это скорее транснациональный исламистский терроризм, не исламский, а именно исламистский, несколько ослабло. А он еще далеко не сказал своего последнего слова, и нам еще предстоит увидеть, я боюсь, очень много страшных, неприятных событий, в том числе, возможно, и на нашей территории. И хотя, судя по всему, наше руководство больше значения придает американской угрозе, что видно хотя бы из вчерашнего Послания Президента, я считаю, что в целом угроза транснационального терроризма в предстоящие десятилетия является одной из самых серьезных. В связи с этим встает вопрос: что может быть на Ближнем Востоке? Естественно, что в первую очередь приходит в голову, - это террористические акты в районе Персидского залива. Специалисты подсчитали, что в результате, скажем, ударов террористов-смертников по нефтяным объектам Саудовской Аравии экспорт нефти из этой страны может уменьшиться на две трети. Это звучит угрожающе, хотя тоже опасность не следует преувеличивать. Я думаю, что это вполне возможно, действительно, они пытались пристрелочные удары наносить по нефтяным объектам Саудовской Аравии, вполне возможен действительно тяжелый удар, но это не значит, что это будет катастрофой для Саудовской Аравии и всей нефти на Ближнем Востоке. Я думаю, что совместными усилиями, и американскими, и европейскими, и самими ближневосточными, через какое-то время можно будет это наладить. Короче говоря, я не верю в то, что в результате деятельности террористов-смертников, которые будут взрывать нефтепроводы и нефтеочистительные предприятия на территории Саудовской Аравии, а также других соседних стран, может возникнуть действительно катастрофическая ситуация. Даже если она возникнет, то будет через какое-то время ликвидирована. Хотя, вместе с тем, это может звучать противоречием с тем, что я только что сказал - что у нас это недооценивается. Не удары по самим нефтяным объектам, а дестабилизация вообще всего региона, в основном Ближнего Востока, - это очень большая угроза. Это не значит, что я верю в создание какого-то халифата или даже в то, что они хотят создать какой-то мировой халифат, все это преувеличено, они хотят прийти к власти в ключевых мусульманских странах.

Что касается Ирана, то я считаю, что не следует ожидать американской военной операции против Ирана. Американцы слишком завязли в Ираке. Я бы даже сказал, что Ирак в какой-то степени спас Иран. Если бы не было этой ошибочной, контрпродуктивной операции Буша против Ирака, а Иран начал бы наращивать свои усилия по производству атомной бомбы, что он делает, то тогда американцы, я думаю, ударили бы действительно по Ирану. Сейчас у них нет для этого возможностей, и это было бы после Афганистана и после Ирака убийственно для американской политики в мусульманском мире. Однако это не означает, что вообще можно спокойно смотреть на развитие ситуации с Ираном, который, в этом нет никакого сомнения, действительно твердо и целеустремленно идет по пути создания бомбы либо достижения такого уровня готовности, что они могут эту бомбу произвести. Они не собираются ни на кого эту бомбу бросать, им не на кого бросать, я не верю в разговоры о том, что для нас это представляет какую-то угрозу. При всей фантазии мне трудно себе представить такое развитие событий в Закавказье или, например, в Средней Азии, чтобы Иран туда влез, да тем более с атомной бомбой, в это я не верю. Все разговоры, что это для нас страшная угроза, это не так. До Америки они не дотянутся, Израиль было бы заманчиво стереть с лица земли, но руки коротки, у них это не получится, они это прекрасно понимают. Я думаю, Иран должен понимать, что даже если у них будет и бомба, и ракеты, то в тот самый момент, когда они начнут свою бомбу присобачивать к своей ракете, им на голову посыплются израильские бомбы, не ядерные, нет, а самые обыкновенные, которых будет вполне достаточно.

Вот в этом я вижу наиболее опасный вариант развития событий - если они будут вести себя так, как сейчас. А все козыри у них в руках: вся дипломатия, и наша дипломатия, и ооновская, и американская, ничего не сможет с ними сделать, да они ничего не боятся. Они не боятся войны, они не боятся санкций, санкции все равно будут дырявые, не поставят Иран на колени, а польза колоссальная. Я даже думаю, что в глубине души такие люди, как Ахмадинеджад, надеются, что будут введены санкции - вот тогда он повторит с большей силой то, что он говорит сейчас: империалисты, которые всегда пытались нас задушить, сейчас прямо берут нас за горло, даже мирный атом не дают создать. Это очень полезно для мобилизации народа, который с энтузиазмом и восторгом приветствует сейчас усилия Ахмадинеджада. Я думаю, что все козыри у них в руках. Но, на мой взгляд, очень опасное развитие событий может заключаться в том, что когда они окажутся на расстоянии полшага, пятиминутной готовности от создания бомбы, то на это обязательно среагирует единственная страна, которая действительно опасается иранской атомной бомбы - это Израиль. Все остальные не заинтересованы в военных действиях. И в тот момент, когда израильская разведка доложит своему правительству, что Ирану осталось сделать один шаг, Израиль нанесет удар. Это не будет означать полной катастрофы для Ирана, это даже не будет означать отказа от ядерной программы, они через какое-то время все равно возобновят эти работы, но такое развитие событий может быть действительно опасно.

4. Новости

Путин распорядился прекратить субсидирование экономики Белоруссии

Фоном, на котором разворачиваются описываемые события, является газовый торг между Россией и Белоруссией. Этот торг фактически продолжается все время с момента единения двух государств, которому в начале мая исполнилось десять лет. Второй фактор - недавнее избрание Александра Лукашенко на третий срок. Третий фактор - публикация в газете "Коммерсант", где утверждалось, что российский президент приказал прекратить субсидирование белорусской экономики. Четвертый - привлечение внимания СМИ к белорусской оппозиции. Попробуем создать цельную картину.

Когда говорят, что "Газпром" поставляет газ, например, на Украину, это правда, но не вся. На самом деле, газ за рубеж отправляет компания "Газэкспорт". "Газпром" же, который управляет в том числе и "Газэкспортом", сам по себе занимается поставками на внутренний рынок по некоторым твердым ценам, индексирующимся каждый год. Очевидно, что московский потребитель и дальневосточный не могут покупать газ по одной и той же цене - это невыгодно, так как в одни регионы газ легко доставить, а в другие - не очень.

Для того, чтобы определить, кому газ обойдется дешевле, а кому дороже, существуют так называемые ценовые пояса, каждый регион принадлежит к какому-либо поясу. Сейчас их 11 штук, а раньше было семь, что сильно не нравилось "Газпрому", так как снабжение широких поясов по единой цене не оставляет простора для маневра. В 2006 году ставки колебались от 677 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ) до 1304 рублей (Калининградская область).

Белоруссия как часть единого экономического пространства Союзного государства, тоже принадлежит к определенному газовому поясу, девятому по новой номенклатуре. Она должна получать (и получала в течение нескольких лет) газ по той же цене, что получают предприятия Москвы, Московской, Смоленской, Рязанской области. После того, как 27 декабря 2005 года Россия и Белоруссия подписали договор о поставках газа в 2006 году, ситуация немного изменилась - белорусам пришлось платить за тысячу кубометров по 46,68 долларов, что примерно на 2 доллара больше цены девятого пояса.

В том же 2005 году произошло важное событие. Страны во взаимной торговле перешли на новый принцип уплаты НДС. Поэтому теперь с этих 46 долларов братское государство платит 18 процентов налога на добавленную стоимость, что автоматически повышает стоимость тысячи кубометров до 55 долларов. Тем самым пространство для дальнейшего повышения цен на газ практически исчерпано. Конечно, можно перевести Белоруссию, например, в самый дорогой пояс, так называемый 10-а, в который сейчас входит Калининградская область, но это увеличит стоимость голубого топлива лишь на 10-15 процентов.

Смысл новой ценовой атаки "Газпрома" заключается в том, чтобы довести цену до среднеевропейской, а сделать это можно только одним способом - выведя Белоруссию из российских ценовых поясов на газ и сделав белорусское правительство с "Белтрансгазом" прямыми клиентами "Газэкспорта". Понятие "единого экономического пространства" становится в этом случае довольно абстрактной категорией, а сам спор "Газпрома" и "Белтрансгаза", которым межправительственным соглашением делегированы полномочия ежегодно определять цены поставок, превращается в спор двух лобби, из которых российское обладает явно большим административным и материальным ресурсом.

Цену сохранения прежнего положения менеджмент "Газпрома" уже объявил, подав белорусам идею выступить со встречными взаимовыгодными предложениями. Белорусы напряглись и выступили, однако российскому газовому концерну не понравились ни планы по строительству второй нитки газопровода Ямал-Европа, ни предложение создать подземное хранилище газа. В "Газпроме" ожидали совершенно конкретного предложения на конкретных условиях - создания предусмотренного межправительственным договором о расширении сотрудничества в газовой отрасли совместного предприятия. Причем российская сторона настаивает на сохранении контрольного пакета за собой. Такого предложения белорусы не сделали. И "Газпром" предложил им подумать еще.

Для того, чтобы белорусам лучше думалось, российские власти решили урезать субсидирование экономики братской республики. У кого-то может возникнуть вопрос - в чем заключалось это субсидирование? Здесь лучше дать слово самим белорусам, а вернее, белорусской оппозиции, которая давно косо смотрит на такое субсидирование. Оппозиционеры безоговорочно включают в понятие субсидирования низкие, "внутренние" цены на газ, прямые кредиты белорусского правительства, закупки по бартеру. По их расчетам, белорусский бюджет за счет этих действий получает до трети доходов.

Кроме того, уникальная таможенная ситуация позволяет получать огромные доходы от поставщиков товаров в Россию, использующих Белоруссию фактически в качестве западноевропейской российской таможни. Две пятых доходов бюджета зависят от таможенных платежей, а, значит, и от России как активного партнера по Союзному государству, в чьей власти ужесточить таможенный режим в случае политического кризиса в Белоруссии.

Если информация "Коммерсанта" точна, и Путин действительно хочет лишить субсидирования белорусскую экономику, то упомянутый кризис уже наступил. Он затронет белорусские НПЗ, продающие нефтепродукты из российской нефти за рубеж, сельское хозяйство, которому всегда требуется электричество и энергия, а также знаменитое белорусское машиностроение. По словам белорусского премьер-министра, Сергея Сидорского, предприятия республики на 80 процентов "завязаны" на кооперационных связях с субъектами Российской Федерации.

Единственным плюсом ужесточения таможенных норм станет ликвидация самой возможности осуществления нескольких контрабандных схем, широко использовавшихся предпринимателями для провоза иностранных товаров под видом белорусской и российской продукции

Для белорусского лидера, который пошел на третий срок с упорством, достойным лучшего применения, особо важен документ, который мы уже упоминали, и который называется так: "Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о расширении сотрудничества в газовой отрасли". Соглашение вступило в силу 3 апреля 2003 года. В пятой статье документа говорится, что совместное российско-белорусское газотранспортное предприятие будет создано не позднее 1 июля 2003 года. Этого не сделано до сих пор и вот почему.

Оказывать серьезное влияние на экономику той или иной страны можно разными способами. Один из самых эффективных - контроль энергосистемы данной страны. Естественно, что даже перед лицом необходимости продать контрольный пакет важнейшего актива, белорусские власти оценивают эту свою собственность необычайно дорого.

По мнению белорусской стороны (читай: Лукашенко), контрольный пакет "Белтрансгаза" обойдется "Газпрому" в 5 миллиардов долларов. Россияне (читай: "Газпром") предложили вместо этого выкупить контрольный пакет по балансовой стоимости в 580 миллионов долларов. Отдельной темой обсуждения было внесение в качестве неденежного вклада в совместное предприятие белорусского участка газопровода Ямал-Европа, от чего "Газпром" наотрез отказался, так как в этом случае терял контроль за всем газопроводом.

Единственный пункт, по которому удалось договориться двум правительствам, заключается в том, что Белоруссия согласилась на независимую оценку "Белтрансгаза", однако не московскими, а лондонскими аудиторами. Думается, Россия ожидала большего прогресса после избрания Лукашенко на третий срок и сокрушительного поражения оппозиции.

В этой игре есть одно знаковое событие, карта, которая себя еще не проявила. Дело в том, что в ходе последних событий Лукашенко заменил министра энергетики. Раньше газом занимался Александр Агеев. Теперь этот пост занял уроженец деревни Горбацевичи, что в Бобруйском районе Могилевской области. Это Александр Владимирович Озерец, бывший глава "Витебскэнерго", любитель футбола и профессионал в области энергетики (его предшественник был перед своим назначением помощником президента). Как смена министра повлияет на хоровод президентов и газовых предприятий двух стран, пока неизвестно.

Надо сказать, что в Белоруссии пока не теряют надежды договориться с "Газпромом". Так, замгендиректора "Белтрансгаза" Цвитомир Сорохан заявил, что российские СМИ дают искаженную информацию о ходе переговоров Белоруссии с газовым концерном. По его словам, со стороны "Газпрома" существует понимание белорусских предложений, причем именно взаимная экономическая выгода будет стоять на первом месте в ходе переговоров.

Год русификации Узбекистана

Со времен кровавых событий в Андижане, где 13 и 14 мая 2005 года правительственные войска и силы МВД Узбекистана предельно жестко подавили подогретые исламистскими идеями народные выступления, прошел ровно год. За этот период внешняя политика республики сделала разворот на 180 градусов - из главного союзника США в среднеазиатском регионе Узбекистан превратился в стратегического партнера России, подписав с РФ осенью прошлого года соответствующий Союзный договор. Однако эхо андижанских событий до сих пор звучит в ташкентских коридорах власти, оживляемое угрозами Запада то свернуть программы финансовой помощи, то объявить эмбарго, то придумать еще какую-нибудь пакость.

Напоминим, что по данным узбекских властей, в ночь на 13 мая 2005 года в узбекском городе Андижан произошел вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения 12 работников правоохранительных органов были убиты, было захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан были введены войска. По официальным данным, в ходе андижанских событий погибли 187 человек. Западные правозащитники утверждают, что всего в Андижане погибли более 800 человек, причем большинство из них - мирные граждане. ЕС, ООН и США неоднократно требовали от Ташкента привлечь к расследованию мятежа международных экспертов, однако власти Узбекистана каждый раз им отказывали. В результате в настоящему времени осуждено более 100 участников мятежа, а также ряд сотрудников андижанской милиции.

Между тем узбекский президент Ислам Каримов медленно, но верно двигался в сторону сближения с Москвой. Это касается и контактов на уровне глав государств, и интеграции Узбекистана в организации, за которыми только слепой не увидит руку Кремля - ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, и проникновения на узбекские рынки российский компаний, в первую очередь "Газпрома". Глава газового концерна Алексей Миллер в январе посетил Ташкент, где обсудил с Каримовым вопрос о приобретении трех крупнейших узбекских газовых месторождений (Урга, Куаныш и группе Акчалакских месторождений).

В настоящее время "Газпром" уже разрабатывает газовое месторождение в том же регионе на плато Устюрт недалеко от Кунград – Шахпахты, однако его проектная мощность пока не превышает 500 миллионов кубометров в год. Суммарные инвестиции "Газпрома" в проект разработки месторождений должны составить около 1,2 миллиарда долларов. В Москве рассчитывают, что вложенные деньги помогут увеличить импорт газа из Узбекистана с нынешних 5-6 до 17-18 миллиардов кубометров в год. А в обмен Каримов получит от Москвы гарантии, что в случае рецидивов Андижана Россия однозначно поддержит узбекские власти, какой бы способ подавления беспорядков они ни выбрали (более того, согласно Союзному договору, стороны могут предоставлять друг другу военную помощь для обеспечения порядка на территории страны-союзника, вплоть до введения войск). Помимо этого Кремль должен поддержать Ташкент в том случае, если Запад снова вспомнит о событиях прошлогоднего мая и возобновит давление на республику. Вспомнил он как раз в минувшие выходные.

В прошедшую субботу представитель госдепартамента США Шон Маккормак в очередной (кто их считал?) раз пригрозил Узбекистану возможными санкциями, если местные власти станут препятствовать международному расследованию андижанских событий. "США вновь призывают правительство Узбекистана позволить провести полное, заслуживающее доверия и прозрачное расследование андижанских событий с привлечением международных организаций", - заявил Маккормак. По его словам, Вашингтон требует от Ташкента "немедленно прекратить подавление гражданского общества" и принять меры для выполнения взятых на себя Узбекистаном обязательств по соблюдению прав человека.

Между тем есть за океаном и более категорически настроенные по отношению к Каримову политики. По всей видимости, Ташкенту не могут простить не столько закрытое расследование, сколько беспардонное изгнание американских войск с базы в узбекском Карши. Так, сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн (John McCain) и конгрессмен от штата Нью-Джерси Кристофер Смит (Christopher Smith) объявили, что законопроект о введении санкций против Узбекистана уже готов и вскоре будет внесен на рассмотрение законодателей.

В качестве ограничительных мер предлагается сократить помощь Узбекистану, запретить экспорт оружия в эту страну, а также закрыть въезд в США для президента республики Ислама Каримова и высокопоставленных членов узбекского руководства. Все это, в общем-то, уже реализовано в отношении Белоруссии, но вряд ли способно устрашить Ислама Абдуганиевича. Скорее наоборот. Видя нерушимость позиций Батьки в Белоруссии, Каримов, не исключено, тоже захочет стать таким же отцом для своего народа с поправкой на местный колорит. Хотя, по большому счету, "Атой" он стал уже давно, пусть для некоторых этот отец слишком жесток и неразборчив в средствах.

То, что "русификация" Узбекистана под чутким руководством Каримова набирает обороты, говорит и последняя встреча в верхах - на прошлой неделе узбекского президента принял в Сочи Владимир Путин.

По итогам встречи не было подписано ни одной мало-мальски официальной бумажки, следовательно, можно предположить, что Каримову в канун годовщины андижанского восстания срочно потребовалась поддержка Старшего брата. В Сочи Каримов похвалился тем, что в свое время "придержал" темпы приватизации у себя в стране, и сейчас наиболее лакомые куски все еще находятся в госсобственности. В связи с чем Ислам Абдуганиевича призвал российские компании "не просто присутствовать в Узбекистане, но и стать владельцами особых объектов". На такую щедрость не шел даже Александр Лукашенко, а вот Каримов, похоже, готов окончательно слиться с Россией (в экономическом плане, конечно).

Путин и Каримов еще много говорили о безопасности в среднеазиатском регионе, борьбе с наркотиками, обсудили, по словам узбекского президента, и вопросы "интеграции и регионального сотрудничества". В этой связи Каримов не забыл упомянуть, что именно эти вопросы "становятся актуальными на фоне попыток различных нерегиональных сил присутствовать в Центральной Азии". О каких нерегиональных силах идет речь, разъяснять, кажется, смысла не имеет.

За прошедший с андижанских событий год Каримову пришлось проглотить еще немало горьких пилюль, подобных той, которой накануне угостил президента Шон Маккормак. Страны ЕС ввесли эмбарго на поставки Узбекистану оружия, а самому Каримову и людям из его окружения был запрещен въезд в страны Евросоюза. Это, впрочем, не помешало главе МВД Закиру Алматову, которого западные правозащитники считают главным виновником расстрела мирных жителей Андижана в мае прошлого года, съездить подлечится в Германию. После возвращения из Европы Алматов был с почестями отправлен на пенсию.

Тем временем внутри самого Узбекистана обстановка за год фактически не изменилась - правозащитников так же исправно обеспечивают казенным содержанием, как это делалось за все годы пребывания Каримова у власти. В январе к семи годам тюремного заключения был приговорен главный источник информации об андижанских реалиях, правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов. Суд признал его виновным в распространении ложных слухов об андижанском восстании. В феврале к десяти годам лишения свободы была приговорена предприниматель и координатор "Солнечной коалиции" Узбекистана Надира Хидоятова, которую обвинили в незаконных валютных операциях. Словом, сколько бы Запад ни грозил Ташкенту, на внутренней политике Каримова эти угрозы пока никак не сказались, да и сомнительно, что скажутся в будущем.

Что касается расследования андижанского бунта, то тут в заключениях суда и вынесенных приговорах тоже недостатка не наблюдалось. Причем за решетку отправились не только более 100 предполагаемых участников мятежа (все они получили уголовные сроки от 10 до 20 лет по обвинению в совершении умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах, терроризме, посягательстве на конституционный строй и других преступлениях), но и сотрудники МВД, в частности те андижанские милиционеры, которые, по мнению властей, своим "халатным отношением к выполнению служебных обязанностей" помогли боевикам захватить городскую тюрьму. С чего, как известно, и начался мятеж. Мятеж, подавление которого положило конец череде "оранжевых" революций на постсоветском пространстве. Мятеж, который показал, что власть умеет не только удирать в Россию и идти на компромиссы, но и карать.

Boeing испытал новую шахтную пусковую установку ПРО

Корпорация Boeing успешно завершила испытания шахтной пусковой установки для ракет-перехватчиков SM-3 (Standard Missile-3).

Новая ШПУ для ракет системы ПРО США оснащена трехплоскостной системой стабилизации ракеты внутри шахты, и создана для размещения перехватчиков большой дальности, предназначенных для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории.

Результаты испытаний были проверены на авиабазе "Ванденберг" в Калифорнии, где в настоящий момент размещены три шахты для перехватчиков.

Вторая база системы ПРО - "Форт Грили" - находится на Аляске. В настоящий момент там размещены девять ракетных шахт. В последующие три года ВВС США намерены разместить на АБ Ванденберг и Форт-Грили дополнительные шахты, модернизировав имеющиеся с использованием последних разработок.

Шахтные пусковые установки ракет-перехватчиков дальнего действия являются важнейшим компонентом наземной составляющей системы ПРО США, включающей в себя также радары системы раннего предупреждения, радары наведения и целеуказания, и пусковые установки ракет-перехватчиков среднего радиуса действия, предназначенных для перехвата головных частей баллистических ракет на конечных участках траектории.

Правительство США обнародовало видеозапись теракта в Пентагоне

Правительство США во вторник 16 мая опубликовало видеозаписи, запечатлевшие момент падения самолета на здание Пентагона 11 сентября 2001 года, сообщает AFP.

Две камеры видеонаблюдения, расположенные на парковке Пентагона, зарегистрировали падение самолета рейса 77 компании American Airlines на юго-западное крыло военного штаба США. Хотя продолжительность видефрагментов составляет около двух минут, самолет появляется в них на долю секунд, после чего изображение сменяется огромным огненным шаром и клубами дыма, который начинает валить из здания.

В результате теракта в предместьях Вашингтона, который произошел вскоре после того, как авиалайнеры под управлением террористов "Аль-Каеды" врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, погибли 189 человек - пассажиров, членов экипажа и сотрудников Пентагона.

Пентагон передал видеозаписи общественной организации Judicial Watch, требовавшей их публикации. По мнению представителей Judicial Watch, видеозаписи теракта помогут опровергнуть теории заговора, возникшие вокруг взрыва в Пентагоне. Утверждалось, что самолет на самом деле был сбит, а взрыв инсценировал сам Пентагон, а также что здание командования военными силами США могло быть поражено ракетой.

Ранее министерство юстиции запрещало публиковать записи на основании того, что они являются свидетельством в деле Закарии Муссауи. Сейчас видеофрагменты можно увидеть на веб-сайте организации Judicial Watch.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


В избранное