← Февраль 2006 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.e-english.ru
Открыта:
28-02-2005
Адрес
автора: economics.education.socialsciences-owner@subscribe.ru
Статистика
-176 за неделю
46 выпуск Рассылки ресурса Национальная и государственная безопасность России www.nationalsecurity.ru
-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------
1. Последние материалы, опубликованные на www.nationalsecurity.ru:
Новое досье "Палестинская террористическая организация ХАМАС (Харакат аль-мукавама аль-исламия)" - особую актуальность публикации придает победа ХАМАС на выборах в Законодательное собрание Палестинской автономии. Третья часть досье, опубликованного по адресу www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016hamas.htm, посвящена такой актуальной и, безусловно, интересной теме, как Предвыборная
политическая программа международной террористической организации ХАМАС.
2. Мнения экспертов:
В рубрике МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ мы публикуем интервью и авторские материалы ведущих российских экспертов в области международных отношений, безопасности, избирательных технологий и других актуальных сфер общественной и политической жизни
современной России.
∙ Сергей Караганов: Предпоследний шанс Ирана. ∙ Артем Устименко: Углубление и интенсификация иранского кризиса были запрограммированы изначально. 3. Новости: ∙ Герман Греф предложил сажать бизнесменов по списку Forbes. ∙ Путин: Ряд стран СНГ надо включить в число беднейших. ∙ Россия блокировала экспорт казахской нефти. ∙ Китай готовится захватить все мировые ресурсы. ∙ "Лукойл" запустил новые месторождения. ∙ США достигли рекордного дефицита. ∙ Москва открыла двери большой экономике. ∙ Атака на ядерные объекты Ирана приведет к гибели 10 тысяч человек. ∙ Иран откладывает переговоры с Россией по вопросу обогащения своего урана. ∙ Игра на обострение. ЕС и МАГАТЭ из лучших побуждений завели дело в тупик. ∙ Тегеран сделал свой выбор. Консультации с Москвой ему не нужны. ∙ Возрождение российского ядерного оружия. Добрый день, Уважаемые Подписчики! НОВЫЕ АНЕКДОТЫ В РАЗДЕЛЕ ЮМОР!!!
Джордж Буш приезжает к Саакашвили:
Джордж Буш был разъярен, узнав,
В следующем сезоне Роналдо будет играть в Грозненском Тереке,
Добрый день, мои Уважаемые Подписчики! Наступило утро среды и, не обычной среды - СЕГОДНЯ В СРЕДУ 15 ФЕВРАЛЯ У АВТОРА РАССЫЛКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! Но, несмотря на столь радостный повод забыть про дела, Вас, мои уважаемые подписчики, как всегда ждет очередной - сорок шестой - выпуск рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Победа палестинской террористической организации
Хамас на выборах в Законодательное собрание Палестинской автономии заставила нас ускорить работы по обновлению досье Палестинская террористическая организация Хамас (Харакат аль-мукавама аль-исламийя) Исламское движение сопротивления. В досье собраны аналитические материалы по новой политической программе Хамас, мнения ее руководителей и ссылки на сайты террористической организации. Кроме того, в этом выпуске рассылки Вы ознакомитесь
с другими публикациями по самым актуальным проблемам мировой политики и международной безопасности.
1. Последние публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru Досье "Палестинская террористическая организация ХАМАС (Харакат аль-мукавама аль-исламия)" Мы продолжаем публикацию нового досье "Палестинская террористическая организация ХАМАС (Харакат аль-мукавама аль-исламия)" - его полный вариант размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016hamas.htm.
Политическая программа международной террористической организации Хамас.
После убедительной победы террористической организации Хамас на выборах в Законодательное собрание Палестинской автономии (по существу – парламент) возник серьезный интерес к идеологии Хамас и официальной предвыборной программе Хамас.
Два главных момента в этой программе – непризнание Израиля, намерение продолжать вооруженную борьбу против него и призывы к реформам в палестинской автономии. Оба момента точно соответствуют настроениям, царящим сегодня в Палестинской автономии. Многолетняя, не прекращающаяся ни на один день антиизраильская пропаганда породила атмосферу ненависти и, с другой стороны, палестинское общество, уставшее от анархии и коррупции, жаждет реформ и изменений к лучшему.
В рамках предвыборной кампании террористическая организация Хамас опубликовала свою политическую программу. Документ в целом соответствует декларации организации, принятой в 1988 году. В отличие от декларации 1988 года, в политической программе нет пункта об уничтожении Израиля и создании палестинского государства на территории между рекой Иордан и Средиземным морем.
Однако программа содержит пункты о продолжении вооруженной борьбы. "В настоящее время наш народ вступил в период национального освобождения, у народа есть право защищать свои права и сопротивляться оккупации всеми способами, в том числе, с оружием в руках. Мы должны поддержать наш народ и создать независимое государство со столицей в Иерусалиме", – гласит документ. Главные пункты предвыборной программы Хамас состоят в следующем:
Основные принципы. Палестинский народ - составная часть единой арабско-исламской нации. Хамас называет Палестину частью арабского и исламского мира. По версии террористов, права на эту землю принадлежат только палестинцам. Главным источником политической, экономической, общественной и юридической власти этой нации является ислам. Палестина – неотъемлемая часть арабско-исламской земли. В настоящий момент Палестина оккупирована захватчиками, являющимися потомками свиней и обезьян, которые создали в ней
злокачественное образование. Оккупация стала возможной и продолжается только благодаря широкомасштабной помощи стран Запада.
Существование злокачественного образования ни в коем случае не отменяет неопровержимого права палестинцев на эту землю. У палестинского народа есть право на создание суверенного государства со столицей в Иерусалиме и на (исламские) святые места. Право на возвращение предоставляется всем беженцам и изгнанникам. У палестинского народа есть право бороться за окончание израильской оккупации всеми возможными средствами, включая и вооруженную борьбу.
Внутренняя политика. Организация Хамас призывает к административным и юридическим реформам. Хамас провозглашает принципы сохранения индивидуальной и коллективной свободы, борьбы с коррупцией посредством прозрачности властных структур и контроля за управлением бюджета, защитой гражданских учреждений, предоставления экономической помощи слабым слоям населения, создания социальной солидарности и обеспечения экономических прав заключенных. Хамас намерен полностью реализовать закон об обязательном образовании.
Основой образования является ислам. Хамас призывает к повышению статуса женщины.
Внешняя политика. Хамас считает, что перед палестинским обществом стоят две главные задачи, связанные между собой. Первая – признание всем миром права арабского народа Палестины на продолжение "борьбы с оккупацией" (то есть, продолжения вооруженной конфронтации) и экономического разъединения с Израилем. Вторая – одновременно с получением международной легитимации этой борьбы необходимо максимально укреплять связи с арабским и мусульманским миром, при сохранении отношений с международным сообществом.
В своих предвыборных выступлениях и интервью лидеры Хамас рисуют более развернутую картину того, как будет вести себя в Законодательном собрании свежеиспеченная политическая партия.
Так, один из лидеров Хамас Махмуд аз-Захар заявил: "Когда представители Хамас войдут в Законодательное собрание Палестинской автономии, они откажутся признавать государство Израиль и все договоры, подписанные между Израилем и Палестинской автономией". По его словам, "Батальоны Иззеддин аль-Касама" (военное крыло организации, отвечающее за проведение терактов и запуск ракет "касам" по территории Израиля) не будут распущены. Более того, они будут расширять свои оперативные возможности.
Махмуд аз-Захар отметил также, что после вхождения Хамас в Законодательное собрание Палестинской автономии, организация будет поощрять службы безопасности и другие силовые структуры Палестинской автономии на продолжение борьбы против Израиля (Палестинское информационное агентство, 14 января 2006 года).
Другой представитель Хамас, Исмаил Хания, заявил, что на данный момент продолжение "сопротивления оккупантам" является самой важной задачей, а всем остальным, в том числе и политической деятельностью, Хамас может заниматься только после того, как эта задача будет решена или, по меньшей мере, на пути ее решения будут достигнуты значительные успехи. (Радиостанция "Аль-Акса", 13 января 2006 года).
2. Мнения экспертов Предпоследний шанс Ирана
Сергей Караганов
Борьба вокруг ядерной программы Ирана вошла в эндшпиль. Долгое время европейская "тройка", с одной стороны, и Россия - с другой, пытались отговорить Иран от тех частей программы, которые теоретически могут привести к созданию атомной бомбы. США играли роль "плохого полицейского", но в последний год и в их линии наметились было элементы гибкости.
Параллельно действовало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), чьи инспектора иногда находили признаки военных исследований в программах Ирана или сокрытие тех или иных программ, но, как правило, утверждали, что формально Иран не вышел за рамки обязательств, взятых по Договору по нераспространению ядерного оружия.
Но в последние месяцы нежелание Тегерана однозначно отказаться от ядерных исследований, носящих потенциально военный характер, и от создания техники для обогащения урана, убедили "тройку", что иранское руководство просто использует переговоры для того, чтобы оттянуть время. Дольше всех держалась Россия, в течение многих лет стоически выдерживавшая давление со стороны Запада прекратить строительство атомной электростанции в Бушере и доказавшая свою надежность как партнера. Мы даже поставляли обычное оружие.
В целом мы рассматривали и рассматриваем Иран как дружественное государство, потенциально ценного геополитического партнера в регионе.
Иран сумел сократить рост населения, создал в дополнение к великой и древней культуре относительно современную систему образования, еще до начала нефтяного бума добился небольшого роста ВНП на душу населения, что резко контрастировало с ситуацией в подавляющем большинстве окружающих его стран.
Мы также предложили Ирану создать на территории России совместное производство по обогащению урана для иранских атомных электростанций, чтобы исключить подозрения в создании Тегераном атомного оружия.
Переговоры начались, но, насколько известно, шли не очень успешно. Наши предложения отвергались, затем переговоры возобновлялись, затем Тегеран предложил, чтобы к проекту был подключен Китай.
Параллельно сначала в экспертных и политических кругах на Западе, а в последнее время и в научно-экспертном сообществе России начало складываться почти единое мнение, что своей дипломатией Тегеран добивается только одного - выигрывания времени для создания бомбы.
Ослабла убедительность аргументов экспертов, считавших, что ядерная программа нужна Ирану только для того, чтобы разменять ее на выход из полуизоляции и укрепление международного престижа.
Тегеран яростно отвергает подозрения в стремлении создать бомбу. Но ему не верят. Как не доверяют любой стране с закрытой политической системой, как не верили заверениям в мирных намерениях СССР.
Для Тегерана ситуация усугубилась после нескольких заявлений его президента по поводу Израиля. Культивируемый образ ответственной страны начал быстро разваливаться.
Оговорюсь сразу. Иранцы имеют моральное право желать обладания ядерным оружием. Они находятся в очень опасном регионе. С юга находится ядерный Пакистан, который может взорваться в любой момент. С запада - нестабильный Ирак с американскими войсками, а дальше ядерный Израиль, которого Тегеран объявляет своим злейшим врагом. (Хотя во многом это проблема самого Тегерана, культивирующего себе врага.) Иранцы обоснованно сетуют на во многом несправедливое отношение к себе международного сообщества. Вспоминают, что
во время ирано-иракской войны все - и США, и СССР - помогали Ираку и даже позорно промолчали, когда последний применил химическое оружие против иранцев.
Но проблема в том, что получение Ираном ядерного оружия неприемлемо ни для государств региона, ни для великих держав, в первую очередь для России, находящейся в непосредственной близости от него и в пределах досягаемости потенциальных иранских носителей ядерного оружия.
Ядернизация Ирана с высокой степенью вероятности спровоцирует создание "арабской ядерной бомбы" Саудовской Аравией, Египтом. О понятии стратегической стабильности, которой старые ядерные державы достигли, пройдя несколько раз по грани жизни и смерти человечества, придется забыть. Вероятность ядерной войны с неизвестными последствиями возрастет на порядок. Никто не знает, как поведет себя ядерный Тегеран, не победят ли в его руководстве элементы, призывающие даже сейчас к уничтожению других стран, к перекрытию
Персидского залива. Будет окончательно добит Договор о нераспространении. Резко возрастет риск всякого рода упреждающих ударов, даже до обретения Ираном ядерного оружия, хотя никто, в том числе и американцы, прибегать к ним не хотят, понимая их ограниченную военную полезность и неограниченную политическую вредность.
В этой ситуации мы не могли и не имели морального права, учитывая жизненные интересы собственной безопасности, продолжать противостоять призывам и усиливающемуся давлению Запада передать иранское ядерное досье в СБ ООН. Все великие державы согласились, чтобы 2 февраля МАГАТЭ информировало СБ ООН по этому досье. Рассмотрение его в СБ может начаться лишь через месяц, после окончательного доклада МАГАТЭ. Это "окно возможностей" для Тегерана выторговала Москва, и даже после этого до введения возможных санкций останется
время.
Теперь дело за Тегераном. Его представители говорят, что передача досье в СБ закрывает возможность для переговоров. Это неправда. Другие утверждают, что такой уступки не потерпят парламент и народ. В такие заверения тоже трудно поверить. В условиях очень "управляемой демократии" в Иране и практически полностью контролируемых СМИ ссылки на общество не работают.
Перед Тегераном стоит исторический вызов, и на него нужно отвечать очень быстро. Либо Иран уже сейчас обменяет отказ от своего потенциального ядерного оружия (приняв, например, российские предложения) на выход из международной изоляции, на признание в качестве одного из ответственных игроков нового мира. Тогда в него потекут инвестиции, страна убыстрит рост, резко вырастут ее престиж и международный вес.
Либо Тегеран будет и дальше пытаться продолжать ядерную программу, выглядящую военной. Тогда - санкции, холодное, если не действительно враждебное окружение, сокращение возможностей черпать внешние ресурсы, технологию, замедление экономического развития, обреченность на отставание. И постоянное ожидание упреждающих ударов по объектам ядерной, а может быть, и промышленной инфраструктуры.
Очень хочется надеяться, что наследники блистательной персидской культуры - высокоинтеллектуальная элита сможет превозмочь старые обиды и подозрения, остатки религиозного фанатизма и вытащить Иран из "ядерной петли", откроет перед страной дорогу к превращению в великую державу будущего, а не прошлого, в оплот региональной стабильности, а не в силу, подрывающую ее. В этом заинтересованы все.
Углубление и интенсификация иранского кризиса были запрограммированы изначально
Артем Устименко
Развитие кризиса вокруг Ирана фактически подошло к пороговому пределу, преодоление которого в состоянии привести к трудно предсказуемым последствиям как для Ближнего и Среднего Востока, так и для соседних регионов, в том числе и Центральной Азии. Доказательством этого явился целый ряд событий, начиная от возобновления Ираном ядерной программы вплоть до вынесения иранского вопроса на обсуждение Совета Безопасности ООН, которые объективно резко уменьшили шансы на достижение именно долговременного, а не краткосрочного
и аморфного, компромисса по иранской проблеме.
Фактически разрыв отношений между МАГАТЭ и Ираном обозначил новый этап эволюционирования иранского кризиса. Решение Совета управляющих МАГАТЭ о передаче "ядерного" досье Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН может повлечь за собой закрепление за Тегераном статуса "международного изгоя", прежде всего через введение экономических санкций, вопрос о которых будет рассмотрен в марте 2006 года. Более того, заявление лидера республиканского большинства в Сенате Конгресса США Б.Фриста о решимости американской
администрации использовать силовые механизмы воздействия на Иран следует расценивать в качестве недвусмысленного намека на глубину и масштабность иранского кризиса, прежде всего в контексте дальнейшего выстраивания отношений между Вашингтоном и Тегераном.
Стоит отметить, что углубление и интенсификация иранского кризиса были запрограммированы изначально, в особенности после проведения США афганской и иракской кампаний. Вашингтону объективно не выгодно дальнейшее сохранение Ирана в качестве сильного регионального актора, обладающего значительными энергетическими запасами и способного активно сдерживать геополитические амбиции "глобального жандарма" на Ближнем и Среднем Востоке, в особенности после его закрепления в Афганистане и Ираке. Более того, необходимо
учитывать то обстоятельство, что США напрямую позиционируют усиление стабильности в упомянутых государствах от Ирана, учитывая его влияние, что наводит на размышления по последующим путям развития ситуации вокруг Ирана.
Безусловно, углублению кризиса способствовала и резкая риторика руководства Ирана во главе с М.Ахмадинеджадом в отношении США, Израиля и Запада в целом, подкрепленная ядерными амбициями, которая явилась своеобразным обосновательным элементом инспирирования иранской "угрозы" в глобальном масштабе и активизации антииранской кампании на международном уровне. Однако по большей степени подробная риторика Тегерана была не более чем реакцией на комплексное давление Запада.
Фактически из-за этого Иран стал рассматриваться в качестве нескрываемой и главной угрозы для Запада и, прежде всего для США, в рамках "глобальной оси зла". Примечательно, что Иран начал позиционироваться не только в качестве ядерной угрозы, но и как один из основных глобальных центров экстремистской и террористической активности. Создается впечатление, что США акцентировано разыгрывают карту нового "глобального врага", которая призвана достичь совсем других по сути целей, прежде всего, оправдать проявляющийся
имперский внешнеполитический концепт и уменьшить внутренний гедонизм американского общества.
Объективно в процессах, наблюдаемых вокруг Ирана, просматривается реализация элементов "иракского сценария", направленного на силовое подчинение данного государства. Более того, в определенном смысле интервенционистские кампании в Афганистане и Ираке можно рассматривать в качестве целенаправленной предтечи, определяющей по сути более обширные имперские амбиции ряда международных акторов в отношении Ирана.
Фактически в настоящий момент Иран уже оказался в международной изоляции, как минимум политической, которая в состоянии повлечь в последствии использование силовых мер. Россия и Китай, которые ранее довольно активно выступали с критикой международного, точнее, американского давления на Иран, в настоящий момент объективно заняли более умеренные позиции, что было обусловлено, главным образом, выпадами Тегерана в адрес Израиля и отсутствием видимого прогресса в разрешении ядерного вопроса.
Однако большой вопрос в том, пойдет ли Запад, прежде всего США и Великобритания, на серьезные силовые действия против Ирана, несмотря на активное создание предпосылок. Как минимум на данный момент он к этому не готов.
Учитывая складывающиеся обстоятельства, развертывание полномасштабной военной кампании против Ирана фактически неосуществимо. Западу крайне невыгодно возникновение еще одного очага масштабной нестабильности с непосредственным задействованием его военных и материальных ресурсов, и способного повлечь за собой усугубление "вьетнамского синдрома". Ведь подобный шаг может вызвать не только прямые последствия, как-то: окончательная дестабилизация обстановки в Афганистане и Ираке, вовлечение оккупационных сил в долговременные
позиционные военные действия, стратегическое истощение и последующее выдавливание, к примеру США, из региона, но косвенные результаты, варьирующиеся от потенциального крушения мирового энергетического рынка вплоть до внутреннего недовольства и гражданских беспорядков в государствах, осуществляющих интервенцию. Причем необходимо учитывать, что масштабность потенциальных угроз не поддается моделированию и будет зависеть от выбора доступных опций как самим Ираном,
так и "международным сообществом".
Хотя, принимая во внимание внутренний, главным образом интеллектуальный, потенциал действующей администрации США, полностью отрицать подобный вариант не стоит. Как следствие, единственной реальной опцией для США и их союзников может стать реализация тактики умеренного сдерживания Ирана, в том числе в качестве своеобразного "переходного", ослабляющего варианта, который может растянуться на относительно долгий период времени. В этой связи вероятно введение экономических санкций, причем показательно, что Вашингтон
готов ввести экономические санкции в обход возможного отрицательного решения Совета Безопасности ООН, а также осуществление ограниченных по масштабу и краткосрочных "точечных" вооруженных действий. В то же время, подобные действия вряд ли приведут к декларируемым результатам и, без сомнения, вызовут дальнейшую радикализацию иранского политического курса со всеми вытекающими последствиями.
3. Новости Герман Греф предложил сажать бизнесменов по списку Forbes
Российские миллиардеры, заработавшие состояния на корпоративных захватах, должны не возглавлять рейтинги журнала Forbes, а "находиться в местах не столь отдаленных". Этим мнением министр экономического развития Герман Греф поделился с предпринимателями при обсуждении новой концепции корпоративного законодательства. Но ужесточения уголовного права концепция не предполагает, и никто из присутствующих олигархов с Грефом спорить не стал.
На заседании совета по конкурентоспособности при правительстве Греф констатировал, что объектами захватов становятся крупные компании: основные фонды 50 предприятий, вовлеченных в конфликты, министр оценил в $4 млрд. "Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, [гринмейлеры] у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала Forbes", — возмутился министр.
Каких именно миллиардеров имел в виду Греф, можно лишь догадываться, но многие из фигурантов списка богатейших людей России по версии Forbes так или иначе замешаны в корпоративных конфликтах.
Уголовный кодекс позволяет наказывать "захватчиков". Незаконное завладение акциями подпадает под статью о мошенничестве (до 10 лет), а взятка судье — под коммерческий подкуп (пять лет), замечает он. В УК есть порядка 15 статей с наказаниями за преступления, совершаемые рейдерами.
Но Греф не собирается ужесточать УК. "Ответственность за экономические преступления должна быть материальной, а не уголовной", — поясняет директор департамента Минэкономразвития Анна Попова. Еще для борьбы с рейдерством ведомство Грефа предлагает рассматривать корпоративные споры только в арбитражных судах по месту регистрации компаний.
Но лучший способ победить рейдерство — пара показательных процессов, в ходе которых "люди увидят, что государство порицает захваты", отмечает Маринич. "После дела "ЮКОСа" многие компании стали вести себя по-другому", — заметил на совете председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Но правительственный чиновник такой подход отвергает: "В правовом государстве так не поступают — эта мера от безысходности, на крайний случай".
Путин: Ряд стран СНГ надо включить в число беднейших
Президент РФ Владимир Путин настаивает, чтобы некоторые страны СНГ были включены в число беднейших и им были списаны долги перед международными организациями в рамках инициативы "восьмерки". Об этом глава государства заявил на совещании с членами Правительства РФ.
"Мы с самого начала договаривались, что у нас есть очень острые проблемы, связанные с образованием, борьбой и инфекционными заболеваниями, с бедностью — и в нашей стране, и в близлежащих с нами странах, странах-соседях, странах СНГ", — сказал Путин. "Поэтому средства, которые предусмотрены на помощь беднейшим странам, мы должны изначально договориться с партнерами, что значительная часть этих ресурсов должна быть направлена на поддержание наших соседей в странах СНГ, на постсоветском пространстве", — считает
он.
Путин добавил, что "по объективным характеристикам некоторые из этих стран практически уже попадают в число беднейших стран мира".
Глава Минфина РФ Алексей Кудрин доложил президенту РФ, что Таджикистан и еще одна страна в Юго-Восточной Азии уже включены в список беднейших государств.
Он заверил Путина, что Россия "так и ставит вопрос" о включении в число беднейших стран мира некоторых стран СНГ. "Есть определенные результаты", — подчеркнул министр.
Россия блокировала экспорт казахской нефти
"Казмунайгазу" не удалось добиться от российских властей согласия на транзит нефти из Казахстана по территории России в Литву для переработки на заводе Mazeikiu Nafta. Таким образом, казахская компания сталкивается с проблемой загрузки литовского завода в случае покупки 53,7% его акций у ЮКОСа, а это не устраивает официальный Вильнюс как акционера (владеет 40,66% акций) НПЗ. Кроме того, такая позиция российских властей создает дополнительные сложности и для ЮКОСа, которому необходимо как можно быстрее
и дороже продать свой пакет: ведь "Казмунайгаз" предлагает больше всех денег.
Основными претендентами на принадлежащие ЮКОСу акции стали польский нефтеперерабатывающий концерн PKN Orlen и "Казмунайгаз". Каждая из этих компаний предложила за пакет более 1 млрд долл. При этом "Казмунайгаз" заявлял, что договорился с российской "Транснефтью" о ежегодных транзитных поставках в Литву 12 млн тонн нефти (помимо 16 млн тонн, которые компания уже прокачивает транзитом по территории России в другом направлении). Соглашение заключалось сроком на десять лет и предусматривало
транспортировку нефти на НПЗ и в порт Бутинге (входит в состав Mazeikiu Nafta). Ранее в сентябре Федеральная служба по тарифам РФ уже сообщила, что утвердила сетевой тариф на транспортировку транзитной нефти Казахстана в направлении порта Бутинге в размере 11,58 долл. за тонну.
Однако затем чиновники передумали. Как неожиданно заявил в ноябре глава "Транснефти" Семен Вайншток, его компания отозвала свою подпись на договоре с "Казмунайгазом" об увеличении транзита. По словам г-на Вайнштока, "Казмунайгаз" не смог договориться о повышении объема перевалки на правительственном уровне, а без согласия государства "Транснефть" удовлетворить просьбу казахов не может.
Российские компании также претендуют на акции ЮКОСа. В частности, заявку подавал ЛУКОЙЛ в альянсе со своим стратегическим партнером -- американской ConocoPhillips, а также российская ТНК-ВР. Правда, российские нефтяники предложили за акции предприятия меньше своих казахских и литовских коллег. В минувшую пятницу исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан подтвердил, что интерес к активу сохранился: "Мы настроены приобрести Mazeikiu Nafta по разумной конкурентной цене".
Так и не согласовав кандидатуру нового собственника, кабинет министров Литвы начал переговоры с ЮКОСом о выкупе доли российской компании. В дальнейшем Вильнюс планирует продать актив, оставив у себя не более 20% концерна.
Китай готовится захватить все мировые ресурсы
Уже который год Китай продолжает удивлять мир. По темпам экономического, финансового и технологического роста тягаться с Поднебесной не способна сегодня ни одна из развитых стран. Вчера Китай выступил с новой сенсационной заявкой, дав понять, что уже к 100-летию победы коммунистической революции готов построить на своей территории всеобщее счастье. Представители китайской национальной Академии наук заявили о том, что в 2050 г. в стране не останется нищих. По подсчетам местных экспертов, к этому времени минимальный
ежемесячный доход среднестатистического китайского гражданина составит $1300, а средний уровень жизни превысит 80 лет.
Базовыми принципами столь значительных изменений должны стать индустриализация с последующим выравниванием уровня жизни между городским и сельским населением. При этом сам по себе уровень жизни населения КНР должен постоянно улучшаться. Ожидается к тому же, что к 2050 г. половина населения Китая сможет обзавестись личными автомобилями.
Радужные перспективы, нарисованные китайскими академиками, подкрепляются и выводами мировых экономистов. Так, например, Всемирный банк скорректировал прогноз по росту ВВП Китая на 2006 г. в сторону его увеличения с 8,7 до 9,2% (в 2005 г. – 9,9%). Характерно, что инфляция при этом, по мнению экспертов, составит лишь 1,8%.
И все же высказанные прогнозы не могут не вызывать определенного скептицизма. В том или ином приближении первый из двух столпов "великого китайского прорыва" – всеобщая индустриализация – на фоне предыдущего опыта страны видится вполне реально. Учитывая темпы, которыми КНР перенимает передовые технологии и развивает современные производства, а также массовый вывоз в Китай производств большинства мировых компаний, скорая и полная индустриализация страны теоретически вполне возможна. Сложнее обстоит дело с выравниванием
уровня жизни городских и сельских жителей. Огромное китайское население крайне неоднородно не только по уровню жизни, но и по ряду других признаков, как, например, традиции и многочисленные языковые диалекты. Для Китая вполне характерна картина, когда жители одних регионов не могут понять того, что говорят жители других. Как заметил в свое время один из экспертов, нынешний материковый Китай объединяют только иероглифы и Компартия.
Сомнительно, что этого будет достаточно для выравнивания уровня жизни населения. Стоит также заметить, что китайская экономика характеризуется высокими показателями экспорта и низким внутренним потреблением. Значительная часть производимой там продукции потребляется не в стране, а за ее пределами, тогда как большинству самих китайцев сегодня просто не по карману воспользоваться плодами труда соотечественников. Хотя в Поднебесную уже переведена ощутимая часть мирового промышленного производства, это способно
обеспечить рабочими местами далеко не все население страны. Всеобщая индустриализация подразумевает, что количество современных производств должно возрасти еще больше, дабы обеспечить рабочими местами несколько сот миллионов человек, размахивающих сегодня мотыгами.
Подобное развитие ситуации фактически предполагает, что весь прочий мир должен отказаться производить товары на собственной территории, предоставив это право Китаю. Даже несмотря на то, что большинство развитых стран вошли в эпоху постиндустриализма, вряд ли они готовы будут пойти на столь радикальный шаг. Заниматься же массовой индустриализацией, рассматривая в качестве потребителей многомиллионную армию полуголодных крестьян северной части Китая, похоже, проблематично даже с учетом нынешних успехов. Таким
образом, получается, что базовые идеи великого китайского прорыва просто исключают друг друга.
Другим важнейшим аспектом, ставящим под вопрос построение всеобщего благоденствия в отдельно взятой Поднебесной, является ограниченность природных ресурсов. Если половина населения Китая действительно сможет обзавестись собственными автомобилями, мировое потребление нефти возрастет в несколько раз. Учитывая, что мир сталкивается с дефицитом углеводородного топлива уже сегодня, сомнительно, что этой проблемы удастся миновать к 2050 году. Помимо нефти и газа для быстрого поступательного развития Китаю понадобятся
и другие виды сырья: лес, руда, природные минералы. Учитывая численность населения, территория страны просто не сможет обеспечить необходимого количества ресурсов. Значит для воплощения своих планов Китаю придется досуха высосать страны, располагающие необходимыми ресурсами. Отдельной большой проблемой уже сегодня является связанное с этим ухудшение экологической обстановки.
Массированная индустриализация КНР повлечет за собой еще более значительное загрязнение окружающей среды. Это означает, что воплощение китайских планов несет в себе идею сырьевого, экологического, а возможно и территориального конфликта мирового масштаба, который рано или поздно станет неизбежным.
"Лукойл" запустил новые месторождения
Глава "Лукойла" Вагит Алекперов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что нефтяная компания благодаря увеличению расходов на геологоразведку открыла новые месторождения в Тимано-Печерском бассейне, Западной Сибири и на Каспии, а также запустила в прошлом году новые газовые месторождения. Кроме того, Алекперов сообщил президенту, что его компания планирует совершить ряд крупных покупок в Европе и на американском рынке. Он отметил, что "Лукойл" начал работу по инвестированию средств в Восточную
Европу. Он напомнил, что в США под брендом "Лукойла" работает около двух тысяч заправок, а в Европе - около 600, и сообщил, что эти активы приносят хорошую прибыль.
Алекперов также особо отметил помощь, которую оказывают его компании российский МИД и административные органы, а также сообщил, что "Газпром" продает весь газ "Лукойла" по справедливой цене. Он заявил, что компания успешно завершила 2005 год, нарастив запасы на 40 процентов.
Ранее компания "Лукойл" заявляла об открытии крупного многопластового нефтегазоконденсатного месторождения на лицензионном участке "Северный" в северной части Каспийского моря в конце января 2006 года. Его вероятные запасы оцениваются в 600 миллионов баррелей нефти и 34 миллиарда кубометров газа. Нефть составляет 75 процентов суммарных запасов месторождения.
США достигли рекордного дефицита
Дефицит внешней торговли США (превышение импорта над экспортом) вырос в декабре 2005 года, в результате чего данный показатель в целом за прошлый год достиг рекордного уровня. В декабре дефицит составил 65,7 млрд. долларов против 64,7 млрд. долларов в ноябре. В результате в целом за 2005 год этот показатель вырос на 18% и составил 725,8 млрд. долларов. Несмотря на рост объемов американского экспорта, увеличение цен на нефть, высокий потребительский спрос и низкие цены на импорт обусловили высокие темпы роста
последнего.
Аналитики задаются вопросом, до каких пределов может расти внешнеторговый дефицит. "В истории бывали случаи, когда люди длительное время тратили много больше того, что зарабатывали на экспорте и ничего особенного не происходило", - считает Дрю Мэйтус из инвестиционной компании Lehman Brothers.
Он также сказал, что положение Америки облегчается тем, что в мире многие по-прежнему ориентируются на доллар США и он остается резервной валютой. "Однако как долго это может продолжаться", - спрашивает Мэйтус. "Это вопрос 100 тыс. долларов, 100 млн. долларов или 1 трлн. долларов", - задается вопросом он.
В декабре американский экспорт вырос на 2,1% до 111,5 млрд. долларов, а импорт увеличился на 1,9% до 177,2 млрд. долларов. Дефицит в торговле с одним лишь Китаем вырос на 25% и составил 201,6 млрд. долларов
Москва открыла двери большой экономике
В прошлую субботу в Москве прошла первая встреча министров финансов G8. Политическое обещание не бойкотировать встречу в Москве выполнили все семеро министров финансов G7 – это позволило министру финансов РФ Алексею Кудрину говорить о ее успехе. Впрочем, вопрос о приеме России в финансовый клуб G7, как это подчеркнул сам господин Кудрин, лишь обсуждается. Чтобы продвинуться в этом обсуждении, России придется отказаться от монополии "Газпрома" на экспорт газа, либерализовать доступ к трубе, помочь беднейшим
странам и сделать рубль полностью конвертируемым.
Московская встреча министров G8 состоялась в субботу в отеле "Националь". По ее окончании всех участников принял в Кремле президент России Владимир Путин. Продолжились и двусторонние переговоры – Владимир Путин принял у себя главу финансового ведомства Великобритании Гордона Брауна и министра финансов США Джона Сноу. Алексей Кудрин один на один переговорил почти с каждым министром "семерки". По итогам подписано коммюнике восьми министров финансов восьми наиболее развитых стран мира – как и было обещано.
Главной темой этих встреч действительно стала "международная энергетическая безопасность". Правда, приоритет России в постановке проблемы оспорил министр финансов Франции Тьерри Бретон – по его словам, авторство темы принадлежит лично ему. Так, вместе с господином Брауном он недавно занимался этой проблемой в Саудовской Аравии, а также посетил в рамках разработки конструкции безопасности Кувейт и Алжир – обсуждение этой проблемы в Москве есть лишь продолжение работы над энергодиалогом с Россией. Впрочем, в
Москве это никого не расстроило.
Об энергетике говорилось и на самой встрече министров финансов, и у Владимира Путина. Впрочем, как и ожидалось, Россия и G7 понимали свою роль в G8 по-разному. Неудивительно, что демонстрация того, в какой степени председательство России в G8 – аванс России со стороны G7, было продемонстрировано именно на встрече министров финансов. G7 – основа мировой финансовой системы. G7 не против того, чтобы Россия попробовала стать ее восьмым членом. Впрочем, анонимный высокопоставленный чиновник минфина Японии заявил,
что "в настоящее время среди стран G7 нет никакого согласия сделать Россию полноправным членом".
Свое отношение к G8 под председательством России каждый министр выразил по-своему. Например, министр финансов Великобритании Гордон Браун иронично путал данные о экономическом росте России, заявив Владимиру Путину: "Вы добились такого роста, шести процентов, даже шести с половиной,– это должно послужить поощрением для нас всех". Впрочем, непонятно, чего ждал Владимир Путин, неделю назад не менее остроумно именовавший G7 "клубом жирных котов".
Но за все надо платить – российское предложение интегрировать свою потенциальную нефтегазовую мощь в мировую систему финансов должно быть оплачено как формально, так и фактически. Финансовая "восьмерка" в субботу обсуждала в основном формальную оплату билета и в этом преуспела. О фактической оплате главы минфинов развитых стран лишь поговорили.
С формальной точки зрения проблема России при присоединении к G7 – несоответствие стандартов и принципов работы в энергетическом и финансовом поле, и его Россия намерена быстро исправить. Так, по словам Алексея Кудрина, "в будущем" (более точной даты господин Кудрин не называл) Россия намерена отказаться от монополии "Газпрома" на экспорт газа, либерализовав доступ к экспортным газопроводам для независимых производителей. Россия также готова раскрыть данные о стратегических российских запасах и резервах не
только нефти, но и газа. Раскрытие гостайны министр финансов России уже начал, сообщив, что запасы Штокмановского месторождения, более всего интересующего США, составляют 3,2 трлн куб. м газа, добыча на нем начнется в 2010 году и составит 70-90 млрд куб. м.
Наконец, от России ждут и предсказуемости поведения в конфликтах вокруг энергоносителей. Впрочем, заявил Алексей Кудрин, только в Москве его коллеги наконец разобрались в том, что Россия не виновата в газовом конфликте с Украиной в январе 2006 года. По словам же Тьерри Бретона, страсти вокруг украинской "трубы" в январе доходили до того, что Польша даже предлагала использовать для обеспечения надежных поставок газа в Европу войска НАТО (впрочем, благоразумный министр не уточнил, куда – в Россию или на Украину
– предлагалось вводить танки Североатлантического альянса).
Другая часть формальностей – финансовые. На встрече было подтверждено намерение Москвы погасить долги Парижскому клубу на $11,9 млрд (впрочем, на самый интересный вопрос – будут они гаситься по номиналу, как того хочет Минфин России, или с премией – ответа не было дано) и сделать рубль полностью конвертируемой валютой.
Атака на ядерные объекты Ирана приведет к гибели 10 тысяч человек
Если американцы предпримут крупную атаку на иранские ядерные объекты, это повлечет гибель 10 тысяч человек и приведет к войне на Ближнем Востоке. Об этом говорится в докладе "Иран: последствия войны", который в этот вторник опубликовала британская неправительственная аналитическая организация Oxford Research Group.
Сотни ученых и инженеров станут мишенями для ракетных атак, которые будут предприняты с целью лишить Иран возможности вести разработку ядерного оружия.
Это исследование было проведено в то время, когда стратеги из Пентагона составляют планы нанесения удара как "последнего средства" на случай, если не удастся достичь результата в решении проблемы дипломатическим путем. В последние месяцы о планах атаковать Иран стали говорить "со все большей настойчивостью", пишет Sunday Telegraph.
Тактики из Центрального командования армии США, а также Стратегического командования, подчиняющегося непосредственно министру обороны США Дональду Рамсфельду, выявляют цели, а также определяют, каким оружием лучше нанести удары по этим целям.
В докладе Oxford Research Group говорится, что Великобритания может оказаться вовлеченной в конфликт с Ираном в случае, если британский премьер-министр позволит американским бомбардировщикам B2, оснащенным высокоточными бомбами весом 40 тысяч фунтов, использовать британские авиабазы - базу Fairford в графстве Глостершир и авиабазу, расположенную в Индийском океане, на острове Диего Гарсия.
Такой бомбовый удар мог бы отбросить иранскую программу вооружений на 5-10 лет назад, но затем, в течение месяца, ситуация могла бы перерасти в "чрезвычайно опасный конфликт", говорит автор доклада, профессор Пол Роджерс.
Результатом этой атаки стала бы "длительная военная конфронтация", в которую оказались бы вовлечены Израиль, Ливан и некоторые государства Персидского залива.
В массированной и внезапной атаке с воздуха на 20 ключевых ядерных и военных объектов Ирана могли бы принять участие свыше 100 американских бомбардировщиков, многие из которых находятся на авианосцах, базирующихся в районе Персидского залива, говорится в докладе.
Если одной из мишеней такой атаки станет ядерный реактор в Бушере, который в этом году будет заполнен ядерным топливом, то это приведет к распространению радиоактивного облака над Персидским заливом. Во время этой aтаки также придется нанести удар по имеющимся у Ирана небольшим военно-морским силам, в составе которых есть три подводные лодки, дабы обезопасить от возможных угроз важнейшие судоходные маршруты в заливе Ормуз.
Между тем Иран может нанести ответный удар, атаковав танкеры с нефтью катерами смертников. Такая атака может привести к росту цен на нефть.
Профессор Роджерс из Брэдфордского университета говорит о том, что подобная американская военная акция привела бы к усилению позиций президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и обострила бы антиамериканские настроения в исламском мире.
В докладе говорится о том, что провести наземную военную операцию против Ирана было бы нереально, так как для ее осуществления потребовалось бы 100 тысяч военнослужащих. Между тем американские силы в зонах конфликтов и так предельно велики: 130 тысяч солдат в Ираке и 18 тысяч - в Афганистане.
После такой атаки Иран, скорее всего, вышел бы из Договора о нераспространении ядерного оружия и ускорил бы работу над секретной программой по созданию ядерных вооружений.
В докладе делается следующий вывод: "Осуществление военной акции в ответ на нынешний кризис является особенно опасным вариантом, и поэтому рассматривать его нельзя. Необходимо искать альтернативные меры, как бы трудно это ни было".
В аналогичном докладе в 2003 году, незадолго до вторжения в Ирак, Oxford Research Group делала прогноз, что режим Саддама Хусейна можно свергнуть без особого труда, но после этого Ирак превратится в логово мятежников.
Иран откладывает переговоры с Россией по вопросу обогащения своего урана
Иран объявил в понедельник, что отложил переговоры по вопросу обогащения своего урана на территории России - предложение, которое ему сделала Россия в попытке разрешить спор из-за иранских ядерных амбиций.
По свидетельству дипломатов, близких к Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене, Иран также послал сигнал, что возобновляет обогащение урана на одном из своих главных ядерных объектов.
Решение об обогащении урана, хотя оно и не стало неожиданностью, усиливает конфронтацию Ирана с Западом из-за его ядерных амбиций спустя 2 недели после того, как состоящий из представителей 35 стран Управляющий совет МАГАТЭ проголосовал за передачу иранского ядерного досье в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН). Более жесткая позиция Ирана, очевидно, закрыла некоторые из вариантов действий для дипломатии.
В Тегеране представитель правительства Голамхоссейн Эльхам (Gholamhossein Elham) на еженедельной пресс-конференции заявил, что переговоры с Россией были отложены по причине возникновения "новой ситуации".
Эти переговоры должны были продолжиться в четверг; предполагалось обсудить предложение Москвы обогащать иранский уран до низкого уровня, чтобы снизить озабоченность мирового сообщества по поводу того, что Иран, возможно, пытается изготовить ядерную бомбу. Этот план был поддержан Соединенными Штатами, Европой и Китаем.
Г-н Эльхам сказал, что переговоры с Россией не отменены, но дату их возобновления следует обсудить снова. "Дату переговоров, с учетом новой ситуации и планов правительства (Ирана) осуществлять мирную ядерную программу внутри своей страны, следует пересмотреть, и мы не упускаем этот вопрос из вида", - процитировало его слова студенческое агентство новостей ISNA.
Представитель Министерства иностранных дел РФ Алексей Сазонов сказал, что Москва пока еще не уверена, является ли это прекращением или откладыванием переговоров. "В любом случае, у нас все еще есть 3 дня до 16 февраля", - сказал он в телефонном интервью.
Управляющий совет МАГАТЭ, в котором есть и представитель России, принял резолюцию передать иранское ядерное досье в СБ ООН для возможного принятия карательных санкций против Ирана в связи с осуществлением его ядерной программы. Однако в этой резолюции Ирану дается время до марта с.г., чтобы он прекратил осуществление своей программы научных исследований и разработок в ядерной области.
Что касается обогащения урана, "в МАГАТЭ поступили сигналы, что они (иранцы) собираются это делать", заявил один дипломат на условиях анонимности по причине высокой щепетильности данного дела. "Единственный вопрос: сколько урана будет обогащаться, и сколько будет задействовано (центрифугальных) машин?"
В зависимости от чистоты обогащения, обогащенный уран может использоваться либо для производства электроэнергии, либо как заряд для бомбы. Ожидается, что первый этап программы обогащения урана на иранском ядерном объекте в города Натанз будет сравнительно ограниченным; на этом этапе будут задействованы всего несколько центрифуг малой мощности.
Ядерные эксперты говорят, что для приобретения способности обогащать уран в больших объемах Ирану может потребоваться несколько лет. Однако иранское правительство, кажется, не собирается терять время понапрасну, а поэтому дипломаты лишились слабой надежды, что Иран накануне передачи его ядерного досье в СБ ООН может занять более примирительную позицию.
Инспекторы МАГАТЭ планировали во вторник посетить Натанз в рамках своего турне по всем иранским ядерным объектам. Их выводы должны были стать частью доклада о деятельности Ирана в ядерной области, который директор этого агентства Мохаммед Эль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) сделает Управляющему совету в начале следующего месяца. После этого доклада СБ ООН, как ожидается, обсудит, какие меры следует принять против иранского правительства.
Возобновление Ираном программы обогащения урана является последним шагом на пути последовательной реактивации его ядерной программы после провала переговоров с Великобританией, Францией и Германией. В августе прошлого года Иран начал превращать урановый "желтый кек" (yellowcake) в газ. В прошлом месяце он снова открыл часть объекта Натанз для "исследовательских целей".
Иранское правительство заявило, что планирует, в конечном итоге, запустить 50000 центрифуг, чтобы вырабатывать ядерное топливо для своей атомной электростанции в городе Бушер. Соединенные Штаты и другие страны требуют, чтобы Иран приостановил обогащение урана, поскольку топливо может быть использовано для изготовления ядерных зарядов.
Игра на обострение. ЕС и МАГАТЭ из лучших побуждений завели дело в тупик
Для того чтобы понять нынешний кризис, надо вернуться на два с половиной года назад. В 2002 г. в Иране была обнаружена незаявленная ядерная деятельность. Страна-участник Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), не обладающая ядерным оружием, обязана декларировать свою ядерную деятельность МАГАТЭ, чтобы агентство могло проводить инспекции. В Иране было обнаружено два объекта, о которых МАГАТЭ не знало. Кроме этого, в ходе одной из инспекций МАГАТЭ были взяты пробы воздуха и грунта, и в них были обнаружены
следы низко- и высокообогащенного урана. А таких следов не должно было бы быть. Взятые вместе, эти факты говорили о том, что в Иране проводятся секретные работы по обогащению урана. От Тегерана потребовали объяснений.
Осенью 2002 г. главной темой мировой политики была подготовка Соединенных Штатов к войне с Ираком. США нуждались, как минимум, в положительном нейтралитете Ирана (и, кстати, получили его). Евросоюз жаждал заявить о себе как о самостоятельном игроке в большой мировой политике: европейские державы - Франция и Германия - встали в оппозицию к Дж. Бушу.
В первой половине 2003 г. все были слишком увлечены иракской войной - одни воевали, другие критиковали. У Ирана же было время на передышку. К середине 2003 г. администрация Буша, слишком занятая Ираком, понимающая, что сил на Иран все равно на тот момент нет, утомленная громкой международной критикой, сказала "европейской фронде": "Играйте". К Франции и Германии присоединилась Великобритания, сформировалась европейская тройка, которая стала вести переговоры с Ираном.
В сентябре 2003 г. МАГАТЭ фактически предъявило Ирану ультиматум: до конца октября он должен был подписать дополнительный протокол об инспекциях и снять вопросы о своей секретной ядерной программе, иначе - Совет Безопасности ООН и санкции. Скорее всего, это был блеф. Но МАГАТЭ выполнило другую задачу - представило Ирану "доброго следователя", то есть евротройку.
Иран согласился иметь дело с евротройкой, стал сотрудничать с МАГАТЭ в расследовании секретной ядерной деятельности, подписал протокол о дополнительных инспекциях. Во второй половине 2003 г. у Ирана были причины пойти к "доброму следователю": иракская армия рассыпалась, в США звучали воинственные заявления в том духе, что если все так просто, то не надо останавливаться на достигнутом: рядом много "плохих парней" - Сирия, Иран: В Тегеране опасались войны с территории Ирака.
Евротройка предложила сделку: Иран отказывается от работ по обогащению урана, ЕС расширяет с ним экономическое сотрудничество. Почему евротройка потребовала именно отказа от работ по обогащению урана? Логика такова: если в Иране была секретная программа по обогащению урана, то не известно, каковы возможности страны в этой области, соответственно, надо приостановить все работы по обогащению до выяснения масштабов работ. Но парадокс ситуации состоял в том, что в конце 2003 г. у Соединенных Штатов появилась идея
ввести еще одну обязанность для неядерных участников ДНЯО - вообще не обогащать уран, а получать топливо для реакторов от международного консорциума, который специально для этого должен быть сформирован. Естественно, быстро выяснилось, что нет никаких шансов внести соответствующие поправки в сам ДНЯО - придется договариваться вне Договора с двумя странами, стоящими на пороге решения о собственном полном ядерном цикле (Бразилией и Ираном). Но Бразилия - случай менее политизированный.
Иными словами, евротройка, взявшаяся показать всему миру, как надо решать сложнейшие мировые проблемы, не доводя их до войны, стала вести переговоры на основе американской идеи. Администрация Буша быстро оценила все преимущества такого положения и стала помогать евротройке. Задача "злого следователя" состояла в том, чтобы не оставить Ирану другого выхода, кроме как заключить соглашение с евротройкой.
В октябре 2004 г. было подписано соглашение между Ираном и ЕС. В нем говорится, что мораторий - временная мера, причем мера доверия со стороны Ирана (такая формулировка на дипломатическом языке означает, что это ни в коем случае не обязательство страны, а шаг доброй воли, от которого он может без последствий для себя в любой момент отказаться). После подписания соглашения Иран и ЕС в своих заявлениях зафиксировали противоположное понимание только что подписанного документа. Иран упирал на формулировки о временном
характере моратория и на то, что это шаг доброй воли. Но ЕС стал заявлять, что это только первый шаг к полному отказу от обогащения урана - Иран явно ничего такого не имел в виду.
Разница в понимании соглашения весь 2005 г. оставалась в тени. Иран готовился к выборам. В ЕС надеялись, что новым президентом станет Рафсанджани (президент Ирана в 1989-1997 гг.) и для возвращения в большую политику он пойдет на расширение сотрудничества с ЕС. И вот он, долгожданный триумф! Весь мир увидит, что есть альтернатива "иракскому сценарию" по Бушу. Ради такой перспективы ЕС защищало Иран от критики США, МАГАТЭ подчеркивало, что работа в этой стране ведется и есть прогресс.
Но летом 2005 г. на выборах победил совсем другой кандидат - Махмуд Ахмади-Нежад. Он быстро расставил точки над i, четко заявив, что от обогащения урана Исламская республика не откажется. В ЕС надеялись, что он молодой и неопытный, но потом разберется. В сентябре 2005 г. Ирану вновь пригрозили санкциями, обсудили "иранское досье" на совете управляющих МАГАТЭ и дали последний шанс. Но Ахмади-Нежад либо действительно ничего не понял, либо все понял, но решил, что играть по "старым" правилам не будет. Риторика
иранского президента все ужесточалась, причем не только по ядерным вопросам.
К ноябрю 2005 г., когда должно было состояться новое заседание Совета управляющих МАГАТЭ, ЕС окончательно избавился от своих иллюзий: евротройка заявила, что выступает за передачу иранского вопроса в Совет Безопасности ООН. Но по ряду причин Кондализа Райс не была готова заниматься Ираном в СБ. Произошло на первый взгляд странное: США, долго, талантливо и искренне игравшие роль "злого следователя", попросили "доброго следователя" продолжать работать. ЕС, к ноябрю 2005 г. уже понявший, что никакого триумфа европейской
дипломатии не будет и надо избавляться от этого вопроса, пока не дошло до полного позора, согласился с трудом.
Подыграла и Россия, предложив в 2005 г. обогащать иранский уран на своей территории. Осенью 2005 г. и США, и ЕС вдруг стали подчеркивать роль, которую может сыграть РФ на переговорах с Ираном: всем неожиданно понравилось предложение обогащать иранский уран на российской территории. Москву стали выдвигать на первый план в переговорах с Тегераном. ЕС, желая выйти из бесперспективной игры, был рад замене. Россия, так долго страдавшая, что ее изо всех "мировых разборок" вытесняют, была готова вступить в игру. Но
Москве повезло, ее предложения в тот момент Иран отверг с ходу (впрочем, уже в январе 2006 г. согласился к ним вернуться).
ЕС пришлось продолжать: без прежнего энтузиазма евротройка провела встречу с Ираном в январе 2006 г. - результат достигнут не был. После чего европейцы получили шанс выйти из переговоров - иранская делегация не явилась на очередную встречу с евротройкой в Вене, а Ахмади-Нежад стал делать заявления, дающие прекрасный повод не иметь с ним дела.
Итак, вспомним сентябрь 2002 г. - в Иране обнаружена секретная программа по обогащению урана. Начало 2006 г. - МАГАТЭ не имеет полного представления о масштабах этой программы. Так чем занимались три с половиной года? Столько времени, сил и энергии ушло на переговоры о прекращении обогащения урана. Остальные вопросы рассматривались как вторичные: зачем контролировать программы обогащения урана, если можно вообще их запретить. Не справляясь со своей основной работой - контролировать разрешенную ядерную деятельность,
МАГАТЭ сосредоточилось на вопросе, который выходил за рамки его мандата, но давал надежду решить все проблемы одним махом. Впрочем, Иран такие надежды не поддерживал, в меру сил пытался их развеять. Но ЕС и международные чиновники из МАГАТЭ были верны своим надеждам.
Какие из этой истории можно сделать предварительные выводы?
Первое. МАГАТЭ не справляется со своей работой в рамках тех процедур и полномочий, которые установлены. Международное сообщество не в состоянии поддерживать режим нераспространения ядерного оружия. Если случай с Северной Кореей еще казался досадным сбоем, то иранская история доказывает - этот режим не работает.
Второе. ЕС все еще не имеет никакой стратегии, кроме как играть на контрасте с США. ЕС не готов вести действительно свою игру в глобальном масштабе (заявка на самостоятельную игру в европейской части бывшего Советского Союза выглядит более достоверно, но она все та же по сути - контраст с США). Надо отдать должное администрации Буша: несмотря на всю досаду от поведения "европейской фронды", Вашингтон сохранил выдержку, оставил "трансатлантические двери" открытыми - и "европейская фронда" вернулась "домой".
Надолго или только передохнуть - покажет время. В любом случае ЕС должен понимать, что теперь его заявки на самостоятельность в мировых делах будут встречать с недоверием. Если несколько лет назад Евросоюзу были готовы поверить на слово, то теперь и Китай, и Россия будут требовать гарантий.
Далее. Администрация Буша получила полную реабилитацию за войну с Ираком. Те, кто был в оппозиции к той войне и пытался доказать собственную состоятельность и самостоятельность в иранском вопросе после двух лет дипломатических блужданий, в которых США же им и помогали, вернулись на изначальные американские позиции - с Ираном нельзя иметь дело.
И последнее. При передаче иранского вопроса в СБ ООН возможность "вступить в дело" появится и у "кабинета войны". Кондализа Райс, став госсекретарем, получила от Буша монополию на внешнюю политику: Джон Болтон "сослан" в ООН, Дональд Рамсфелд и Ричард Чейни не вмешиваются в дела госсекретаря. Райс просто пока не давала повода. Теперь повод есть. Болтон получит полномочия по иранскому вопросу, так как является послом США в ООН. Естественно, он станет максимально использовать экспертизу Совета национальной безопасности,
Пентагона и аппарата Чейни.
ЕС и МАГАТЭ в общем имели благие намерения. Нет никаких оснований подозревать их в сознательной игре на обострение отношений с Ираном. Но они выбрали такую линию поведения по форме и содержанию, которая завела их в тупик. Иран не обязан отказываться от программ обогащения урана - они не запрещены международным правом. Пробиться сквозь эту позицию Ирана ЕС и МАГАТЭ не смогли и, скорее всего, не имели реальных шансов. Сейчас они пытаются все свалить на неадекватность иранского президента. Но если бы все были,
с европейской точки зрения, адекватными, то дипломатия свелась бы к протокольной службе. Ахмади-Нежада можно упрекнуть во многом. Но его нельзя упрекнуть в том, что он выиграл, в то время как евротройка рассчитывала на победу прагматика Рафсанджани. ЕС жестоко просчитался. Причем многие израильские эксперты предупреждали в первой половине 2005 г., что оснований верить в победу Рафсанджани нет. Но Европа верила. Ахмад-Нежад разочаровал евротройку своей победой. Но он явно в этом не виноват.
По-другому вела себя администрация Буша. Там иллюзий по поводу Ирана нет. Очень вероятно, что в Вашингтоне никогда не верили в то, что евротройка может добиться успеха. Европейскую радость о подписании соглашения 2004 года с Ираном в Вашингтоне не разделяли, хотя и похвалили ЕС. Там ждали от Ирана только плохого. И дождались. Администрация Буша не мешала ЕС, даже, наоборот, помогала - играла роль "злого следователя". Официально это преподносилось таким образом, что США будут только рады успеху европейской дипломатии.
Но можно предположить и другое. Внешнеполитическая команда Буша прекрасно понимала, что ничего у европейцев не получится на тех переговорных позициях, которые они заняли (по сути, американские переговорные позиции). Но европейцам не мешали заводить дело в тупик, терпеливо ждали их провала.
Тегеран сделал свой выбор. Консультации с Москвой ему не нужны
Вчера стало известно, что намеченные на 16 февраля в Москве российско-иранские консультации о создании совместного предприятия по обогащению урана переносятся на "неопределенный срок". Как сообщил вчера представитель официального Тегерана, иранская делегация не прибудет в Москву.
Сразу после этого появилось заявление заместителя министра иностранных дел России Сергея Кисляка: "Россия по-прежнему готова провести на этой неделе консультации с Ираном... наше предложение Ирану о создании совместного предприятия остается в силе, это касается и приглашения провести консультации в Москве 16 февраля". При этом представитель российского МИДа сообщил, что "официального уведомления от иранских партнеров о том, что по каким-то причинам переговоры в Москве 16 февраля не состоятся", на Смоленскую
площадь "не поступало, поэтому преждевременно говорить о переносе сроков либо об отмене переговоров".
Не только в Москве уповали на успех консультаций с иранцами как на последний шанс вывести кризис вокруг иранской ядерной программы из крайне опасного скольжения к обсуждению этого вопроса на Совбезе ООН с почти неминуемым введением экономических санкций против Тегерана. Однако персидская дипломатия оказалась настолько щепетильной (если не сказать -- вероломной), что фактически сама избавила россиян от необходимости защищать Тегеран от подозрений в стремлении к обладанию ядерным оружием.
О том, что теперь такие подозрения только усилятся, свидетельствуют вчерашние сообщения иранского информагентства Фарс со ссылкой на осведомленные источники в Тегеране. Они гласят, что "Исламская Республика официально известила МАГАТЭ о приостановке выполнения дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и начале промышленного обогащения урана". Как указывается в сообщении, были сняты камеры видеонаблюдения и пломбы, установленные инспекторами МАГАТЭ, с установок на ядерных объектах
в Натанзе и Исфахане. По данным источников агентства Фарс, уже вчера в Иран должны были прибыть 12 экспертов МАГАТЭ, которые должны присутствовать при снятии пломб.
При этом агентство Франс Пресс, ссылаясь на свои источники в МАГАТЭ, сообщило о начале "реального обогащения урана в научных целях" в атомном центре в Натанзе. По сведениям агентства, еще "два-три дня назад" иранские специалисты "ввели газ в центрифуги", с помощью которых происходит обогащение урана, который затем может использоваться в качестве топлива на АЭС, а также -- для производства ядерного оружия. Источник агентства Франс пресс отмечает, что речь пока идет лишь о "предварительных работах", и каскад
из 164 центрифуг на объекте в Натанзе еще не запущен.
Вряд ли можно считать случайностью, что свои демарши Тегеран приурочил к очередной годовщине исламской революции в Иране, отмечаемой в эти дни. 27 лет назад лидер революции аятолла Хомейни с триумфом вернулся в Тегеран после многолетней эмиграции во Франции. Кстати, вчера стало известно, что Франция отказалась продать Ирану авиалайнер "Боинг-747", на котором Хомейни возвратился на родину и приобретший поэтому символическое значение для Исламской Республики.
То, что Тегеран сделал свой выбор и окончательно решил игнорировать опасность введения против себя экономических санкций, стало ясно после опубликованного вчера же интервью президента Ирана Махмуда Ахмадинежада американской газете USA Today. Он выразил уверенность, что его страна сможет преодолеть санкции, а те, кто желают навязать эти меры Тегерану, "потеряют больше, чем Иран". В Тегеране, похоже, уже не сомневаются, что Россия и Китай не станут применять вето при голосовании в Совбезе ООН по иранскому ядерному
досье. Тегерану не удастся вбить клин между пятеркой постоянных членов Совбеза -- это стало очевидным при голосовании на заседании Совета управляющих МАГАТЭ в начале февраля.
У заявлений Ахмадинежада есть определенные основания. По мнению экспертов, эмбарго на торговлю с Ираном не сильно уменьшит доходы страны от продажи нефти. Дело в том, что основные покупатели иранской нефти - это страны Юго-Восточной Азии, которые вряд ли подчинятся антииранским санкциям. Кроме того, с точки зрения внутриполитической ситуации международная изоляция Ирана только усилит позиции радикального крыла в нынешнем иранском руководстве, представителем которого является президент Ахмадинежад.
Иранцам за последние годы не привыкать к стилю жизни "осажденной крепости". Угрозы подорвать их надежды на осуществление своей ядерной программы, ставшей стараниями официального Тегерана по существу национальной идеей страны, могут только сплотить их воинственный дух. Видимо, иранское руководство пришло к выводу, что США, несмотря на угрожающую риторику применить военную силу против Ирана, не рискнут открыть второй после Ирака фронт против исламской страны.
Но как это отразится на отношениях с Ираном России? Сохранит ли Москва реноме надежного партнера Тегерана в стремлении обеспечить свои экономические интересы при строительстве АЭС в Бушере? Не обнаружится ли, что все игры вокруг мирного использования атомной энергии в Иране, которым оправдывала Россия свое сотрудничество с непредсказуемым соседом, окажутся мыльным пузырем, необходимым иранцам, чтобы безболезненно оттянуть время до принятия главного решения -- объявить себя де-факто ядерной державой?
Посол Австрии (страны, председательствующей в Евросоюзе в этом году) в Москве Мартин Вукович заявил вчера, что "ЕС все еще надеется, что спор между международным сообществом и Ираном может быть решен путем переговоров, и СБ ООН не должен обсуждать возможные санкции против Ирана. Передача иранского ядерного досье в СБ ООН не означает конец рассмотрения иранской ядерной программы в рамках МАГАТЭ", -- подчеркнул дипломат. Что касается ядерной программы Ирана, то ЕС выступает за решение путем переговоров согласно
Парижскому Соглашению от 15 ноября 2004 года между "европейской тройкой" (Великобритания, Германия, Франция) и Ираном, отметил посол. Он заверил, что Австрия и дальше будет поддерживать совместную позицию стран ЕС и стремления "европейской тройки". По его словам, Австрия всегда придавала большое значение роли МАГАТЭ. "Надеемся на переход на примирительную позицию со стороны Ирана", - отметил г-н Вукович.
По его словам, "ЕС готов изучить возможности расширения политического и экономического сотрудничества с Ираном, как только Иран примет соответствующие меры и по другим проблемам (борьба с терроризмом, права человека и позиция Ирана в отношении мирного процесса на Ближнем Востоке)".
Возрождение российского ядерного оружия
Стремясь вернуть себе былую славу, Москва создает новую ядерную боеголовку, которая будет способна преодолеть противоракетную оборону США. Правда ли, что энергия является ядерным оружием 21-го века? В последние месяцы Россия продемонстрировала, что контроль над поставками природного газа ее соседям может являться мощным политическим инструментом. Но когда Владимиру Путину задали конкретный вопрос, он с этим не согласился: "Во-первых, у нас ракет еще достаточно, - похвастался Путин. - Как вы знаете, недавно
провели испытание новых систем баллистического оружия. В позапрошлом году успешно проведены испытания таких боевых комплексов, которых пока нет - и вряд ли раньше нас появятся - на вооружении других стран мира". Новым российским системам, сказал он, "что есть система ПРО, что нет - им безразлично". Иными словами, для Путина именно ядерное оружие является оружием 21-го века.
Только одна страна в мире - Америка - действительно разрабатывает систему ПРО. Тогда почему в эру, когда Россия и Соединенные Штаты имеют дружеские отношения, российские лидеры чувствуют необходимость модернизировать ядерный арсенал своей страны и дополнить его новой ядерной боеголовкой, которая специально предназначена для преодоления системы ПРО США? Что касается Кремля, Путин считает ядерное оружие пригласительным билетом к самому высокому мировому столу. Когда на прошлой неделе его спросили, действительно
ли Россия заслуживает того, чтобы быть в Большой Восьмерке (G-8), клубе ведущих индустриальных стран мира, Путин ответил, что Россия является крупной ядерной державой, и поэтому ее невозможно игнорировать. Путин не делает секрета из своего желания видеть Россию снова великой - а поскольку маловероятно, что она в ближайшем будущем займет место в ряду богатейших стран мира, частью его стратегии для достижения вышеназванной цели является продолжение ядерной игры.
"Путин использует ядерное оружие как политический лозунг, - говорит аналитик военных проблем Павел Фельгенгауэр (Pavel Felgengauer). - Он ссылается на эту новую боеголовку как на доказательство того, что мы все еще способны делать такого рода вещи и оставаться в игре". Никто не высказывает предположения, что Путин намеревается нанести ядерный удар по Вашингтону. Но он действительно хочет гарантировать, что он и его преемники будут иметь такую возможность.
Для этого Россия осуществляет существенную модернизацию своего арсенала ядерного оружия. Новая маневрирующая боеголовка, которую упомянул Путин - уникальная система, какую пока что не пыталась воспроизвести никакая другая страна - специально предназначена для противодействия противоракетным технологиям США. Эта боеголовка выводится в космическое пространство с помощью обычной баллистической ракеты. Но вместо того чтобы падать на Землю по предсказуемой траектории, она отделяется (от ракеты-носителя) и при возвращении
в атмосферу Земли совершает маневры подобно крылатой ракете. Это маневрирование, говорят аналитики, сбивает с толку систему ПРО США, которая работает на принципе расчета траектории приближающейся боеголовки и перехватывает эту боеголовку, когда та наводится на цель.
Прошлогодние испытания показали, что опытный образец (российской) маневрирующей боеголовки впервые совершал маневры на скорости 8М (М - число Маха, скорость звука - прим. пер.), что делает ее перехват и уничтожение практически невозможным. Потребуется еще несколько лет (и уйма дополнительных денег), прежде чем новая боеголовка будет запущена в серийное производство. Но министр обороны РФ Сергей Иванов в декабре прошлого года обещал, что "новое поколение" стратегических ракет появится у России до конца текущего
десятилетия.
Идея маневрирующей боеголовки витает в воздухе с 1983 года, когда Советский Союз искал ответ на концепцию "Звездных Войн" (Star Wars) Рональда Рейгана (Ronald Reagan), изложенную в его "Стратегической оборонной инициативе", СОИ (Strategic Defense Initiative, SDI), которая предусматривала противоракетный щит, установленный на спутниках в космосе. Несмотря даже на то, что система СОИ так никогда и не была создана, очевидная решимость Рейгана построить ее сотрясла весь мир "холодной войны". Тогдашний советский
лидер Юрий Андропов распорядился создать новые боеголовки как "ассиметричный ответ" России Рейгану. К тому времени, когда Советский Союз распался, Москва потратила на этот проект более 20 млрд. долл. США - в 3 раза больше, чем фактически израсходовал Пентагон на "Звездные Войны". В самом деле, Соединенные Штаты на какое-то время переключили свое внимание на системы ПРО для театров войны - противоракетные комплексы наземного базирования вроде "Patriot", способные перехватывать небольшие низколетящие ракеты.
Спустя 20 лет угроза со стороны государств-изгоев вдохнула новую жизнь в старую идею противоракетного щита. В оказавшем большое влияние докладе, который подготовил Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) в 2000 году, еще до того, как он стал "ястребиным" министром обороны у Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), утверждалось, что Соединенным Штатам следует в срочном порядке разработать систему защиты своей территории от ракетно-ядерного нападения государств-изгоев. Нападения 11 сентября (2001 года) укрепили эти
страхи, и правительство США начало осуществлять стоящую 100 млрд. долл. программу национальной системы ПРО. Пять лет спустя эта система ПРО начинает принимать реальные очертания. В ноябре корабль ВМС США, оснащенный ракетным комплексом "Aegis", осуществил пуск противоракеты, которая успешно перехватила макет ракетной боеголовки, приближающийся со стороны Гавайских островов.
В этом году на Аляске планируется развернуть 16 аналогичных противоракетных комплексов наземного базирования (несмотря даже на то, что два из трех последних, проведенных осенью прошлого года, летных испытаний оказались неудачными, так как противоракеты не смогли стартовать).
Строительство нового противоракетного щита Америки потребовало ее выхода в одностороннем порядке из заключенного с Россией в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Логика этого договора - сохранение баланса взаимного гарантированного уничтожения (mutually assured destruction,MAD) между двумя сверхдержавами - ограничивала советские и американские системы ПРО всего одним стартовым районом с числом пусковых установок противоракет не более 100 ед., чтобы ни одна из сторон
не смогла нанести удар по другой стороне и рассчитывать выжить после ответного удара. "Буш доказывал, что логика `холодной войны` не должна препятствовать способности Америки защищать себя", - говорит один высокопоставленный источник из числа западных военных в Москве, который ввиду особой важности темы попросил не называть своего имени. - Что могли сказать на это русские, в действительности не имело значения".
Оказывается, однако, что русским есть что сказать. "Я не хочу этим сказать, что наши комплексы являются ответом на систему ПРО", - сказал Путин на прошлой неделе, явно имея в виду совершенно противоположное. По сути, ответ Путина аналогичен тому, который дал Андропов Рейгану поколение тому назад. "Они вынули из шкафа старую систему и отряхнули с нее пыль", - говорит Арбатов.
Соединенные Штаты, со своей стороны, не кажутся слишком озабоченными: Вашингтон "не воспринимает как угрожающую деятельность России по модернизации своего ядерного арсенала", сказал представитель по связям с общественностью Государственного департамента США Адам Эрели (Adam Ereli), добавив, что то, что делает Россия, разрешено существующими соглашениями. Вашингтон может себе позволить не волноваться, потому что разговоры Путина о ядерном оружии, по всей видимости, имеют большее отношение к попытке поднять у
себя в стране престиж оказавшихся в трудном положении военных, нежели к подготовке войны с Соединенными Штатами.
Путину нравится выставлять себя защитником России. Он в 2006 году увеличил ассигнования на оборону на 15%, более чем до 24 млрд. долл. Но это не более чем капля в море. Армия, считает аналитик Александр Гольц (Alexander Golts), все еще готовится к мировой войне, а не к локальным сепаратистским конфликтам, которые представляют для России наибольшую угрозу. Преобразование армии в профессиональную силу с меньшей численностью личного состава означает необходимость более значительных денежных затрат - и постановки
более конкретных задач - чем готов Путин. В таком случае ему проще объявить о новой устрашающей системе оружия, чем заниматься более серьезными проблемами разваливающейся российской армии. "Наши думские депутаты радовались, как дети, когда Путин объявил о нашей новой системе, - говорит Арбатов. - И наши генералы тоже".
Однако хвастливые заявления Путина несколько подрывает то обстоятельство, что одной лишь новой боеголовки недостаточно, чтобы создать ядерный арсенал нового поколения. Россия, безусловно, имеет ноу-хау, чтобы - потратив время и деньги - заставить маневрирующую боеголовку работать. Но ее системы доставки, как ракеты, так и подводные лодки, быстро устаревают. Из шести российских стратегических атомных ракетных подводных лодок типа "Тайфун" (условное наименование НАТО - прим. пер.) [которые фигурируют в классическом
романе времен "холодной войны" Тома Клэнси (Tom Clancy) "The Hunt for Red October" (Охота за `Красным Октябрем`)], всего одна - "Дмитрий Донской" - действительно переоборудована и находится в строю. А еще семь подводных лодок типа "Delta-4" (условное наименование НАТО - прим. пер.) к концу текущего десятилетия тоже выслужат свой предельный срок. Пока на замену им запланированы к постройке всего две подводные лодки.
Российские ракеты тоже быстро устаревают. Тяжелые российские стратегические ракеты SS-18 и SS-19 (условные обозначения НАТО - прим. пер.) слишком стары, чтобы их использовать, и поэтому они заменяются более новыми ракетами "Тополь-М" с темпом всего 7 ед. в год. В итоге, говорит Арбатов, Россия через 10 лет будет иметь, скорее всего, не более 500 современных ядерных боеголовок, тогда как Америка - 2000 ед.
Но хотя новые российские боеголовки, вполне возможно, имеют отношение скорее к позе, чем к сущности, они являются симптомом чего-то гораздо более тревожного - более широкого распада систем контроля за оружием массового поражения времен "холодной войны". Договор по ПРО сегодня стал историей, но более важный Договор о нераспространении ядерного оружия от 1970 года может постигнуть та же участь. Этот договор, подписанный почти всеми государствами мира, был призван контролировать распространение ядерного оружия
за пределы небольшого клуба, в состав которого входят Соединенные Штаты, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Индия, Пакистан и, вероятно, Израиль уже нарушили этот договор и создали собственное ядерное оружие, а Северная Корея похваляется, что у нее это оружие есть (хотя никто в этом до конца не уверен).
На прошлой неделе российская разведка предостерегла, что Иран, вполне возможно, обогатил достаточное количество урана, чтобы сделать простой ядерный боеприпас - несмотря даже на то, что у него по-прежнему нет эффективной системы его доставки к цели. "Разоружение разваливается, - говорит Арбатов. - Это имеет негативные последствия для нераспространения (ядерного оружия)".
Некоторые представители Запада находят утешение в том, что российские ученые-ядерщики обеспечены высокооплачиваемой работой и не станут искать внештатную работу у террористов. В самом деле, Путин обещал оживить военно-промышленный комплекс (ВПК) России, объединив 60 компаний под крышей государственной компании "Росвооружение", которую возглавляет заместитель главы президентской администрации Виктор Иванов. При новом руководстве эта компания заключила ряд выгодных сделок, в том числе в декабре прошлого года
подписала контракт на 1 млрд. долл. с Ираном на поставку ему систем противовоздушной обороны (ПВО).
Однако в финансовом плане "Росвооружение" ведет трудную борьбу. Зарплаты все еще крайне малы и едва ли соблазнят вернуться обратно специалистов, которые эмигрировали в 1990-х годах, говорит Фельгенгауэр, "а это серьезная проблема в отрасли, где возраст большинства лучших специалистов приближается к 60 годам". Генерал-полковник Анатолий Ситнов, прежде возглавлявший Управление вооружений Министерства обороны РФ, сетует на то, что стандарты качества очень низки, а многие из производимых систем "уступают зарубежным
аналогам". Новые российские боеголовки вполне могут звучать устрашающе, но реальной угрозой для мировой безопасности, скорее всего, станут новые ядерные державы вроде Ирана. Не так уж далеко то время, когда обоим соперникам по "холодной войне", быть может, придется перенацелить свои боеголовки на новых и менее привычных врагов.
Информация о ресурсе www.nationalsecurity.ru
Этот еженедельный выпуск рассылки был подготовлен для Вас сотрудниками информационного ресурса Национальная и государственная безопасность России (www.nationalsecurity.ru) под руководством научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук кандидата политических наук Игоря Игоревича Хохлова.
Электронная политологическая и социологическая онлайн библиотека содержит учебные и научные материалы по национальной и государственной безопасности России: учебные планы, рефераты, курсовые, монографии, сборники, статьи, диссертации и другие научные труды по социологии, политологии и общественным наукам. Эти материалы полезны абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям кафедр политологии, социологии и общественных наук гуманитарных ВУЗов. В электронной библиотеке освещаются темы по политологии и социологии:
терроризм, угрозы национальной безопасности, система международной безопасности, политические конфликты, внутренние и международные аспекты безопасности, социология международных отношений; опубликованы официальные документы, законы, концепции, доктрины, уставы, научные труды и статьи отечественных и зарубежных ученых, учебники.
-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------
- Михаил! Как мне нравится ваша страна - Georgia!
Скажите пожалуйста, вы ее так назвали в честь
американского штата или в честь меня лично?
что весь мир пользуется арабскими цифрами.
потому что Реал не смог заплатить за него выкуп.
>>> ОСТАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ >>>
>>> ДАЛEE >>>
Заместитель директора Института Европы, председатель Совета по внешней оборонной политике
Сотрудник Центральноазиатского фонда развития демократии (Алматы, Казахстан)
В избранное | ||