Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа для родителей

  Все выпуски  

Школа для родителей


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа для родителей

№9 от 29.03.2005 г.

Архив

Тема: Ответы на письма.

Здравствуйте.

Сразу прошу прощения, что не всем еще ответила, писем много, а времени почему-то мало. И это не только меня касается. В последнее время стало очень сложно организовать встречу с Татьяной Владимировной, т.к. началась посевная (выращивание рассады), а у нее огород. Мне бы очень хотелось, перед тем, как дать ответ на ваше письмо, услышать ее мнение, ведь у нее гораздо больше опыта в этих вопросах, чем у меня. Поэтому и задержка получается. Но все равно, буду стараться ответить всем в ближайшее время. И огромное спасибо всем тем, кто не остался равнодушен к чужим проблемам и предложил свой вариант их решения.

Для тех, кто только сейчас присоединился, напоминаю список вопросов, ответы на которые мне было бы полезно знать для лучшего понимания проблем, которые стоят перед вами.

1. Какой возраст для обучения вас интересует?
2. Готовы ли вы обучать своего ребенка самостоятельно?
3. Готовы ли вы обучаться вместе с ребенком?
4. Что (какие цели) вы хотели бы получить в результате обучения?
5. Что (какой навык) бы вы хотели развить у своего ребенка сейчас?
6. А у себя? ;)

Насчет целей желательно поконкретнее. Ответ в стиле "сделать развитой личностью" не дает ответа на вопрос: развитие в какой сфере? Зачем? Где это пригодится ему в будущем? А вы уверены?
Сделать "эрудированным"? Для чего? Что это даст ему в будущем, в РЕАЛЬНОЙ жизни. Или сделать эрудированным в конкретной области? И так далее. Ответ на этот вопрос нужен скорее не мне, а вам и вашим детям.

Результат присылайте мне, Ольге Ежовой.

А теперь перейдем к письмам. Напомню, что ответы на письма мы писали совместно с Татьяной Владимировной. Поэтому там, где говорит Татьяна, я буду ставить пометку (Т.В.), а где мое - (О.Е.).

 

* Обучение чтению и счету.

А теперь перейдем к письмам. Нужно отметить, что сразу в нескольких письмах прозвучала просьба рассказать про обучение чтению. Поэтому аналогичные вопросы из других писем я буду опускать или давать ссылку на это письмо. Оно, к сожалению, без подписи:

"Меня интересует обучение ребенка 3 лет. А именно развитие внимания, мышления, обучение счету и чтению. Заранее спасибо."

 

Ответ:
(О.Е.): Татьяна Владимировна в качестве пособия по обучению чтению дала мне "Букварь XXI века. Как научить детей считать, думать, читать". Авторы А.М. Ильин и Л.П. Ильина. Я только мельком пролистала его, читать пока не хватает времени, но планирую заняться его изучением в ближайшее время.

Я порылась в интернете на предмет как донести до вас информацию, которая там содержится, и вот что нашла:

"Школа активного мышления Ильина, 2002-2004" - http://isat.narod.ru/index.html

К сожалению, я пока бегло просмотрела только описание курсов. Информация совпадает с тем, что рассказала мне Татьяна Владимировна. Думаю, что при желании там можно будет найти информацию по этой книге или купить ее. А вот, что рассказала Татьяна Владимировна.

(Т.В.): Для обучения чтению можно заниматься упражнениями по букварю. Но, делать это нужно так, чтобы ребенок не понял, что его обучают. Это нужно для того, чтобы, в случае, если у ребенка во время обучения будет плохое настроение, он не спроецировал отрицательного отношения к учебе в целом. Нужно просто жить и обращать внимание на что-то и таким образом обучать. Такой процесс обучения будет полезным и интересным как для родителей, так и для ребенка. Начинать нужно с самого простого. Скорых результатов ждать не следует, но это хорошо работает на будущее.

Восприятие ребенка.

Нужно развивать ощущение. Например, мы ощущаем запах цветка или других предметов. При этом взрослый должен восхищаться формой, цветом, запахом. Ощущением от прикосновений (нежность). Это нужно, чтобы ребенок пополнял словарный запас и учился выражать свои мысли и ощущения через речь. Или, умываясь, определять температуру воды (горячая, теплая, холодная, прохладная и т.п.), ее мягкость, жесткость. При этом всегда упражнения должны сопровождаться только положительными эмоциями.

Развитие восприятия. Т.е. целостного отражения внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами яблоко. При помощи зрительного анализатора мы воспринимаем форму, цвет, с помощью вкусового - кислое или сладкое. С помощью обонятельного можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета.

Развитие представления. Это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но увиденного раньше. Например, то же яблоко, но его нет, мы его представляем. И можем в полной мере описать его свойства.

(О.Е.): На днях к нам заходила моя бабушка повидаться с правнуком. Она бывшая воспитательница детского сада, сейчас на пенсии, но очень скучает по общению с малышами, хотя здоровье уже не позволяет заниматься ими в полной мере. Вот и заходит изредка пообщаться. Интересно было наблюдать, как она обыгрывала именно этот пункт - развитие представления. Она показывала Арсению (так зовут моего сына), как можно умываться из предполагаемого умывальника на стене. Она подставляла ладошки под воображаемый умывальник и затем "умывала" лицо. А потом просила умыться из этого же воображаемого умывальника Арсения. Он сначала с интересом наблюдал за этим странным действием, а затем тоже включился в процесс игры. :)

(Т.В.): Законы мира мы познаем посредством абстрактного мышления, основными формами которого являются понятия суждения и умозаключения .

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или целого класса. Например, портфель или ботинки. Для формирования у ребенка понятийного аппарата ребенку придется овладеть такими мыслительными операциями как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы и виды отношений между понятиями. Трехлетний ребенок уже может классифицировать предметы по группам, допустим, игрушки по цвету, по форме, растения по высоте и т.д.

Сравнение - это мысленное установление сходства или различия. Допустим, "вид - род". Например, "окунь - рыба". Или "часть - целое". Например, "плавник - окунь". Или противоположность: "день - ночь". Или последовательность. Например, при одевании, ребенок знает, что маечку нужно одевать до рубашки. Сюда же относятся дни недели, месяцы и т.д.

Очень важно также чтобы ребенок понимал отношение причин и следствие: жара - жажда, тень - прохлада, любовь - радость, общение.

(О.Е.): Позволю себе здесь еще одно отступление. Оказалось, что игра в карты - это очень интересная и полезная вещь для развития ребенка! И что немаловажно - дешевая. :) Не верите? А я проверила на своем сыне, пытаясь оттащить его от раскладывания пасьянса на компьютере (правда пока еще с моей помощью), чтобы не сидел слишком долго. Вместо виртуальных, я выдала ему обычную колоду глянцевых карт - 36 штук.

Оказалось, что их можно классифицировать по:

1. Цвету - красный и черный (это для маленьких).
2. Раскладывать по типу рисунка (масти) на 4 стопки.
3. Сортировать каждую из четырех полученных стопок по возрастанию - от шестерки до туза (вот вам и счет).
4. Можно просто попутно считать на каждой карте количество значков.

Чем вам не обучение навыкам, описанным выше, в игровой форме? :)
Это конечно не панацея, но как один из возможных вариантов игры-обучения, если под рукой ничего из специальных игр нет.

(Т.В.): Суждение. Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Для маленького ребенка со стороны родителей утверждением может быть "ты любим" или "мы тебя любим".

Умозаключение. Это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам получаем заключение.

Например.
Первое суждение: все деревья высокие.
Второе суждение: береза - дерево.
Заключение: Береза высокая.

Для ребенка это просто и сложно одновременно.

Для развития этого навыка можно предложить игру "Съедобно-несъедобно". Взрослый называет предметы, например, яблоко, апельсин, мед, мяч, окно и т.д. Если названный предмет съедобен, нужно хлопнуть в ладоши. Если несъедобный, то не хлопает. Или, как вариант, можно катать или кидать мяч. Если съедобный, то мяч ловится, если не съедобный, то мяч не ловится, а отталкивавется.

В таких играх развивается реакция, мышление, образное представление, активизируются мелкие мышцы руки, что положительно в будущем скажется на письме. Очень хорошо, если взрослые в момент игры будут меняться с ребенком местами, ребенок говорит, взрослый хлопает.

В это время уже можно работать с загадками. Это развитие образного мышления, памяти, логики. Например, "Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет". Когда ребенок отгадывает, что это кошка, попросить у него обосновать свой ответ. Желательно, чтобы он еще и показал движение кошки, помурлыкал. Или еще "Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку", "Хвост с узорами, сапоги со шпорами".

Еще можно предложить игру-задание "Разговор красок". Хорошо, если это будет акварель (медовая!!!). Взрослый детским пальчиком набирает красный цвет. При этом говорит: "Я - мак". Ребенок говорит: "Я - флаг (яблоко и т.п.)". После чего краска наносится дугой на лист бумаги. Затем то же самое делаем с оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. В итоге получается "говорящая" радуга.

В процессе всех упражнений, приведенных выше, с ребенком можно ненавязчиво считать и читать. Например, показывая целиком напечатанные слова из игры. Считать яблоки, деревья, краски и т.д.

Не нужно все это разграничивать. Все должно быть взаимосвязано. Только тогда будет целостное восприятие мира.

 

Следующее письмо от Ирины:

"Здравствуйте, Ольга!

Подписалась на Вашу рассылку. Отвечаю на вопросы.

1. Какой возраст для обучения вас интересует?

4-5 лет

2. Готовы ли вы обучать своего ребенка самостоятельно?

Да. Я этим уже занимаюсь. Однако когда дочь была младше, это получалось лучше- я знала, чему и как и это было проще. Сейчас появились сложности.

3. Готовы ли вы обучаться вместе с ребенком?

Да. Отчасти я это делаю. Например, английскому.

4. Что (какие цели) вы хотели бы получить в результате обучения?

Широкий кругозор (чтобы видеть и понимать мир во всем
разнообразии), свобода мышления, интеллигентность, хорошие манеры.

5. Что (какой навык) бы вы хотели развить у своего ребенка сейчас?

Умение читать (в качестве ключа ко многому другому).

6. А у себя? ;)

Сдержанность и дисциплинированность.
--
Best regards,
Ирина mailto:lacoto@online.ru "

 

(Т.В.): Для развития широкого кругозора и свободы мышления ответ будет, как и выше - обучение должно быть целостным.

А для развития интеллигентности и хороших манер, ребенок должен видеть это в окружающем мире, должен вырасти на этом. Другого пути нет. Ребенок копирует взрослых.

Для того чтобы развить навык чтения, нужно выработать привычку ежедневного чтения родителями вслух той литературы, которая интересна ребенку. Нужно чтобы содержание книг стало ребенку интересно. И когда он поймет, что там много интересного, а родители постоянно читать не могут, появится потребность в самостоятельном чтении. Он будет сам просить показать и объяснить, как это делается. А родителям остается только набраться терпения и желания помочь ребенку. Результаты не заставят себя ждать. Период подготовки будет длительным, зато ребенок будет читать быстро с интересом и желанием.

Сдержанность. Нужно пробудить внутри себя чувство огромной любви к своему ребенку. Терпение придет само собой. Дисциплинированность - это сила воли. Нет слова "не могу", есть слово "не хочу". Нужно сделать так, чтобы захотелось. Задайте себе вопрос: "Как можно не сделать что-то для самых близких и любимых людей?"

 

* Альтернативные школы. Нужен ли диплом?

Следующее письмо от Кати Мануковской:

"Здравствуйте, Оленька!

Спасибо за Вашу рассылку. С удовольствием ее читаю: интересная, прикладная, насыщенная полезной информацией, а не рассуждениями.

Вы пишите про альтернативные школы. Мой ребенок сейчас начал ходить в Вальдорфскую школу. Если хотите, я напишу Вам о ней. Или дам текст из своей рассылки. Правда, я никак до нее не дойду. Сейчас деньги зарабатываю и времени пока нет. Но очень скоро напишу. Тем более, что Федька ходит в школу три недели. Уже есть, о чем сказать.

Катя Мануковская"

 

Ответ:
(О.Е.): Не успела я вставить ее письмо в рассылку, как пришло второе письмо с темой "Нужен ли диплом?":

"Здравствуйте, Оля!
Приятно, что появилась такая рассылка. Много интересного, любопытного, полезного. Хочу высказать свое мнение по поводу разговора об образовании - отдавать-не отдавать в школу, а как же аттестат, а как я пойму, какие знания нужно давать моему ребенку?

Вопросы немного странные. По-моему, люди не понимают Главного. Важно не то, какие знания и в каком количестве вы будете давать своему ребенку. А ЗАЧЕМ вы будете давать те или иные знания. Какие навыки вы хотите развивать у своего ребенка? Какие навыки пригодятся во взрослой жизни? ЗАЧЕМ давать разные знания, лишь малая толика которых пригодится во взрослой жизни?

И еще. Я понимаю, почему люди сомневаются по поводу отдавать ли в школу, а как же с аттестатом? Диплом по сложившейся традиции является гарантом устройства на работу. Но так ли это сейчас? Посмотрите вокруг. Масса людей не притрагиваются к своим "корочкам" после окончания вузов. А что касается школьного аттестата, то учиться можно дома, при неполном учебном дне, в школе, которая не дает атестата (мой сын учиться в Вальдорфской школе), но дети из которой получают аттестат в одной из школ города. Таков закон об образовании. Кстати, в одном из последних выпусков рассылки "Центр для женщин и детей: такого еще не было" я писала о Вальдорфской школе в Воронеже. Что она из себя представляет и можно ли ее назвать заменой традиционному школьному образованию.

Екатерина Мануковская
Сайт www.zhenclub.narod.ru

Рассылки:"Центр для женщин и детей: такого еще не было"
http://subscribe.ru/archive/home.woman.womenchildren

"Знания, обреченные на успех"
http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki

"Мой МУЖЧИНА в Воронеже"
http://subscribe.ru/catalog/psychology.moimuzhchina "

 

Ответ:
(О.Е.): Спасибо Катя, за письмо. В одном из прошлых выпусков рассылки я ответила на вопрос про ВУЗы, что не вижу в них пользы. Ты сказала то, о чем я умолчала. Точнее объяснила причину. А еще, анализируя назначение ВУЗов, я пришла к выводу, что они дают всего лишь РАЗРЕШЕНИЕ на занятие чем-либо. А теперь вдумайтесь, нужно ли мне потратить 5 лет своей жизни и кучу нервов для получения разрешения (!!!) заняться чем-либо? Почему мне, чтобы заняться интересным делом, нужно получить на него разрешение?!! Почему я не могу просто начать его делать? В любом случае сейчас не берут без опыта работы, даже если у тебя есть корочки. Так что все равно сначала придется что-то ДЕЛАТЬ, а потом уже предъявлять эти корочки-разрешение. Но чаще всего после получения опыта работы на корочки уже не смотрят. Смотрят на результат твоей деятельности, что ты можешь ПРИМЕНИТЬ из полученных знаний. И потому обидно видеть, как маются молодые люди в застенках ВУЗа, лелея мысль, что вот еще немного и они получат вожделенные корочки и станут свободными от этой тюрьмы. ЗАЧЕМ?!! ЧТО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРИ ТАКОМ ОТНОШЕНИИ К УЧЕБЕ? Хороших специалистов? Вряд ли.

Я не призываю всех бросать учебу, если таковые имеются. Но хотя бы остановитесь и задумайтесь на минуту, зачем вам все это нужно и можно ли дойти до намеченной цели по-другому? Действительно ли достижение поставленной цели принесет вам радость от самореализации? Или это просто навязанный обществом шаблон, который никак не связан с вашим внутренним желанием? Вы себя уважаете? А своих детей?

Спросите, а как же получать знания? А откуда их берут преподаватели? Правильно, из книг, газет, журналов, передач по нужной тематике, в интернете, наконец. То есть из реальной окружающей жизни. В любом случае, те знания, которые в нас впихивали в свое время в Университете, устаревали буквально на глазах. Причем это была лишь теория. Техника развивалась и развивается сейчас очень быстро и, чтобы не отстать от жизни, нужно постоянно смотреть по сторонам и читать соответствующую литературу. Но теория ничто без ПРАКТИКИ. А практику может дать лишь мастер, который реально, сейчас работает в данной области.

Практически все, что мы изучали в Университете, вылетало из головы сразу же после сдачи экзамена. Большинство из предметов я даже не видела, где мне может пригодиться в жизни, настолько они устаревали. Реальные знания я получала уже вне стен Университета, на практике, изучая нужную мне литературу по ходу создания программы, выбирая только нужную для данной задачи литературу и информацию. И только РЕАЛЬНЫЕ действия, и результаты моего личного труда приносили мне душевное удовлетворение.

А теперь вернемся к нашей теме про альтернативные школы. Я уже прочитала выпуск с отзывом Катерины про Вальдорфскую школу, еще до того, как она прислала мне письмо. Очень рада за нее и за сына. Кому интересно, почитайте сами. Нет смысла копировать в эту рассылку другую. И вообще, советую подписаться на ее рассылки про детей. Мне очень нравится, читаю с удовольствием. Приятно знать, что есть такие замечательные люди и читать их рассылки.

Но, на всякий случай, я решила выяснить, нет ли у данной формы обучения так называемых "подводных камней"? Вот что по этому поводу мне сказала Татьяна Владимировна.

(Т.В.): В Вальдорфской методике образования обучение по всем предметам ведет один преподаватель. Это хорошо для детей. Удобно воспринимать информацию от одного человека, привыкаешь к нему. Но при такой системе нет углубленных знаний. Нельзя все знать хорошо. Кроме того, от той системы обучения идет сложный переход в нашу систему (как я поняла, там обучение идет только до 8 класса - О.Е.), проблемы в общении (сложно потом привыкать к разным преподавателям - О.Е.), но, зная все это, можно избежать данных проблем. Дополнительное образование можно получать через различные кружки, секции, клубы по интересам вне школы.

Было бы хорошо, если обучение в Вальдорфской школе было не до 7-8 класса, а полное обучение до становления личности.

 

* Курение подростков.

(О.Е.): И последнее на сегодня письмо пришло по теме курения подростков, поднятой в прошлом выпуске. Пишет Наталья:

"Добрый день.Меня зовут Наталья. Моя дочь - провизор. Для того чтобы показать детям ( у нее два мальчика -двойняшки) к чему приводит курение, повела их в 1-ый Мед. в кабинет анатомии и показала легкие курильщика (черного цвета) и легкие человека некурящего (розовые). Мальчикам сейчас по 8 лет. На них это произвело большое впечатление. Когда дед выходит курить, они активно протестуют, рассказывают ему, как это вредно. Может быть и Вам Наташа попробовать что-нибудь подобное? Увидеть своими глазами бывает полезнее, чем слушать рассказы о вреде курения."

 

Ответ:
(О.Е.): Спасибо, Наталья, за совет. Надеюсь он сможет помочь еще кому-нибудь.

На этом я пока заканчиваю отвечать на письма, чтобы не перегружать выпуск. В следующем выпуске продолжу.

Пишите, какие еще темы и вопросы вас интересуют.

Предложение по составлению индивидуальных занятий остается в силе.

То есть, вы описываете вашего ребенка: его возраст, знания, умения. Сообщаете, чему бы вы хотели его обучить. Т.е. ставите конкретную цель, которую вы хотели бы видеть в результате проведения занятий. А мы с Татьяной Владимировной подготавливаем для вас индивидуальные занятия. После каждого занятия вы сообщаете о том, как прошло занятие, что получилось, что нет. Получаете советы и рекомендации как можно решить проблемы, если они возникают. В соответствии с полученным результатом будут составляться следующие занятия. Возможно, кому-то захочется получить такие занятия в озвученном виде и заниматься вместе с ребенком, прослушивая запись. Можно рассмотреть различные варианты сотрудничества.

Так как такое тесное сотрудничество предполагает большие затраты времени с нашей стороны, то, естественно, это нужно будет оплатить. Стоимость занятий будет складываться исходя из количества занятий (т.е. смотря как часто вы хотите заниматься: каждый день или раз в неделю). От этого будет зависеть объем работы по разработке занятий. А также нужно учитывать чему вы хотите обучать. Так что, об оплате будем договариваться с каждым индивидуально, исходя из запроса на обучение. Если мое предложение вас заинтересовало, пишите, обсудим.

Успехов вам в обучении и творческом развитии. Жду писем.

Ольга Ежова.


Написать письмо

PS: Если вы не хотите, чтобы ваше письмо или его часть были опубликованы, то сделайте соответствующую пометку в письме. Если вы не хотите публикации вашего эл.адреса, не указывайте его в теле письма.


Я также открыла рассылки, на которые вы можете подписаться.

"Шаг из круга" - о страхах перед чужим мнением, мнением общества и некоторых других страхах. Выйти за рамки, которые мы себе поставили - интересная задача.

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/psychology.shagiskruga

 

Рассылки Subscribe.Ru
Шаг из круга

Подписаться письмом

«О природе, снах и природе снов» - творчество о природе и рассказы из снов

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.prirodasnov

 

Рассылки Subscribe.Ru
О природе, снах и природе снов

Подписаться письмом


Здесь сайты интересных людей, которые мне очень понравились. Загляните и вы.


Домашняя страничка этой рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/economics.education.shkoladlyarod

Подписаться на эту рассылку
Рассылки Subscribe.Ru
Школа для родителей

Подписаться письмом


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.shkoladlyarod
Отписаться

В избранное