Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа для родителей

  Все выпуски  

Школа для родителей


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа для родителей

№7 от 01.03.2005 г.

Архив

Тема: Ответы на письма.
Обучение до рождения.

Здравствуйте.

В этом выпуске я продолжу отвечать ваши письма.

Для тех, кто только сейчас присоединился, напоминаю список вопросов, ответы на которые мне было бы полезно знать для лучшего понимания проблем, которые стоят перед вами.

1. Какой возраст для обучения вас интересует?
2. Готовы ли вы обучать своего ребенка самостоятельно?
3. Готовы ли вы обучаться вместе с ребенком?
4. Что (какие цели) вы хотели бы получить в результате обучения?
5. Что (какой навык) бы вы хотели развить у своего ребенка сейчас?
6. А у себя? ;)

Насчет целей желательно поконкретнее. Ответ в стиле "сделать развитой личностью" не дает ответа на вопрос: развитие в какой сфере? Зачем? Где это пригодится ему в будущем? А вы уверены?
Сделать "эрудированным"? Для чего? Что это даст ему в будущем, в РЕАЛЬНОЙ жизни. Или сделать эрудированным в конкретной области? И так далее. Ответ на этот вопрос нужен скорее не мне, а вам и вашим детям.

Результат присылайте мне, Ольге Ежовой.

А теперь перейдем к письмам. Напомню, что ответы на письма мы писали совместно с Татьяной Владимировной. Поэтому там, где говорит Татьяна, я буду ставить пометку (Т.В.), а где мое - (О.Е.).

Первое письмо от Алексея:

"Добрый день

У меня сыну почти девять, он ходит на футбол, но играет вяло

Я замечаю, что у него отсутствуют борцовские качества, может еще рано, может еще что-то

Не давно я спросил, чего бы тебе хотелось сделать в жизни, он мне выдал стандартный набор того, что мне от него хочеться.

Может, это я строг? Может, что-то посоветуете?

И еще меня волнует, как развить у ребенка воображение?

Спасибо досвиданья."

 

Ответ:
(Т.В.): Если не секрет, чья была идея заниматься футболом: сына или папы? Если папы, то ответ очевиден. Ребенок не желает заниматься тем, чем хотел бы папа. А если инициатива была за сыном, то, может быть, он не знал всех сложностей и трудностей, которые его ждут на тренировках. А, столкнувшись с ними, он потерял интерес.

Для ответа на вопрос "Что бы хотел делать в жизни?" нужен богатый жизненный опыт. А если сын ответил вашими фразами, значит, он или боится вас или же полностью отсутствует самостоятельность из-за слишком сильной опеки: придет время - папа решит.

Вспомните себя ребенком и любите вашего сына таким, какой он есть. Он самый лучший. Проводите с ним больше времени. Все зависит от вас.

Самый простой способ развития воображения - это рисование. Особенно под музыку или чтение стихов. И занятие ремеслами. Начинает работать и образное мышление, восприятие мира более полное, расширенное, светлое. Хорошо, если отца и сына будет объединять общее дело. Терпения вам и любви!

Следующее письмо от Юли:

"Ольга, здравствуйте,
отвечу на Ваши вопросы:
моему сыну 3г. 8м. в обучении я бы предпочла, чтобы я что-то показала, потом он занимался бы сам (в идеале соотношение 10 минут : 1 час). Разумеется, мне придется чему-то научиться, потому что сейчас я не знаю, как это делать. Ребенок не умеет читать и считать, я полагаю, что до школы еще далеко и жду, когда сам захочет ( а он не хочет :).
Цели обучения: всестороннее развитие, пока мозг пластичен (языки, музыка, рисование...) Но то, что я могла бы делать сейчас с ним - это чистая дрессировка, и мой сын ни за что не хочет заниматься такими вещами. Я не очень хорошо отношусь к накоплению информации (в духе детских энциклопедий), но похоже, что это единственное, что моему ребенку сейчас может быть интересно.

Еще одна моя заморочка сейчас - как сделать так, чтобы ребенок хотя бы на короткое время запоминал, о чем мы говорим. Например, обсуждаем только что увиденный мультик, я (практически одна, без его подсказок) пересказываю содержание, и тут же выясняется, что сын не помнит, в чем там было дело - ну, может, главного героя или одно особо интересное событие запомнил из мультика (после моих напоминаний), и все.

Ссылка на школу Щетинина не открывается.

С уважением,
Юля

__________
www.newmail.ru -- узел свободных коммуникаций."

 

Ответ.
(Т.В.): Чем больше мама будет зацикливаться на идее что-то показать ребенку и оставить его как минимум на час в уголочке, тем больше она будет разочаровываться от капризов ребенка. Попробуйте, затратив больше времени на обучение ребенка чему-то стОящему, например, лепка или рисование, высвободив себе в будущем гораздо больше времени, чем сейчас. В любом случае, занятия с ребенком должны приносить ребенку и вам только положительные эмоции. Сейчас очень много литературы, помогающей организовать обучение и досуг ребенка в этом возрасте. Это и книжки-расскраски, вырежи-склей, формочки для лепки, кубики, конструкторы, развивающие игры по возрасту. Самое главное снять раздражение от общения с ребенком. А заниматься он не хочет, потому что чувствует раздражение мамы, которой некогда с ним заниматься. Чтобы ребенок мог быстро освоить языки, с ним нужно общаться хотя бы на одном из них. Желательно на двух-трех. Процесс обучения пройдет без проблем. То же самое касается обучению музыки и рисованию. Ребенок должен видеть, как кто-то рядом поет, танцует или рисует.

(О.Е.): Если мама программист, как я, или работает на компьютере, то вполне можно найти обучающие и развивающие компьютерные игры для ребенка и выделять ему время для, сначала совместного обучения, а затем самостоятельного использования. Я, в силу определенных обстоятельств была вынуждена заниматься на компьютере, когда сын был еще маленьким. Он был очень привязан ко мне, ходил везде как хвостик, требовал постоянного внимания. Постепенно он начал забираться ко мне на колени, когда я занималась, и наблюдал. А потом и сам потребовал мышку и возможность стучать по клавиатуре, как мама (а до этого папа, пока не ушел). Я давала ему набирать буквы в Ворде. Сначала под присмотром, а потом, когда он уже немного освоился, смогла находить минутку или несколько, чтобы сбегать на кухню, что-то сделать. Старалась следить, чтобы он не сидел слишком долго, не более 15 минут, да и то с перерывами. Потом запустила ему простейший графический редактор Paint. Показала, как можно рисовать мышкой, использовать ластик и "заливку". Оставила его на 5 минут, а когда пришла, ахнула: он уже рисовал простейшие графические фигуры, умудрился скопировать изображение экрана и вставить его. :) Как он это сделал? Сама не знаю. Просто, подражая действиям мамы, нажимал на кнопки, таскал мышку по экрану и выбирал спонтанно пункты меню. Ему тогда было около 2,5 лет.

Когда он несколько раз испортил мне шаблон и удалил (похоже, просто выкинул за пределы экрана) основную панель с быстрыми кнопками в Ворде, у меня появилось желание посадить его за такую программу, чтобы он не мог сделать там ничего лишнего. Такой программой оказались сначала простейшие игры (тот же пасьянс, развернутый на весь экран, благодаря которому он узнал названия карт, цифр, масти и даже освоил некоторые комбинации наложений), а затем "Волшебный букварь". Если обычные игрушки ему быстро надоели, то "Волшебный Букварь" у нас до сих пор является хитом номер один. Мне эту программу дала моя двоюродная сестра. Она в свое время обучала с ее помощью свою дочку.

Что представляет из себя эта игра? В ней есть 2 режима обучения: Гном, который дает задания и самостоятельное написание слов (не более 6 букв в слове). При нажатии мышкой на букву, она произносится. Правда, многие рекомендуют называть не названия букв, а звуки (не "эм", а "м", не "пэ", а "п" и т.д.). Поэтому в данной программе это будет являться упущением. Но, тем не менее, если вместе с названием буквы мама, сидящая рядом, будет говорить звук, как было в нашем случае, то ребенок быстро улавливает суть, что у буквы есть "имя" и сама буква-звук. Далее мы начали работать в системе, когда слова пишутся самостоятельно. Начали, по традиции, со слова "мама". Сын освоил набор этого слова на клавиатуре. Далее, если введенное слово находится в словаре программы, то слово читается сначала по слогам, высвечивая произносимые буквы и раскрашивая их при этом в виде сказочных человечков, а затем целиком. После чего, если есть картинка с этим словом, то показывается картинка, а если нет, то сразу предлагается поиграть в разные игры с этим словом. Вот они:

1. На двух полках лежат мешочки. В каждом мешочке спрятана буква. При нажатии на мешочек, буква либо произносится, либо мешочек разворачивается и показывает, какая там буква, после чего заворачивается обратно. Нужно нажать подряд на мешочки с одинаковой буквой, после чего эта буква появляется в соответствующей клеточке над полками. И так пока не соберешь все слово.

2. Летают попугайчики с карточками в клювах. На карточках написаны буквы. Нужно щелкать волшебной палочкой (которая управляется мышкой) по попугайчикам в том порядке, чтобы собрать все слово. Слово также высвечивается в клеточках вверху, а после того, как собирается, произносится целиком.

3. Нужно собрать слово из карточек с кривыми краями (справа и слева), типа как у пазлов, только проще (волна, выступ, впадина, два выступа). На каждой карточке с кривыми краями написана буква.

4. Нужно собрать слово из половинок букв, буквы разрезаны по горизонтали пополам.

5. Циферблат, почти как в игре "Поле Чудес" только с буквами в алфавитном порядке. Стрелка движется по часовой стрелке. Когда она показывает на нужную букву, нужно нажать "пробел". И так, пока не соберешь все слово.

6. Даны два слова, равные по длине. Затем в этих словах некоторое время меняются местами буквы (которые друг над другом). После перетасовки букв нужно щелкнуть по букве в верхнем слове, которая поменялась местами (чужая буква).

7. Почти такой же вариант, только буквы переставляются в одном слове, с которым играют. Нужно щелкнуть по букве, которая оказалась не на своем месте (здесь проще, их как минимум две :-) ).

8. Нужно набрать слово на клавиатуре, пока по экрану ползет змейка, на которой написано обыгрываемое слово.

9. Гном произносит слово по буквам, нужно запомнить и набрать это слово на клавиатуре. Слово все то же, с которым играем.

10. По экрану ползет змейка, которая управляется клавишами "вверх", "вниз", "вправо", "влево". На экране разбросаны буквы. Когда змейка (удав) подползает к букве, она ее заглатывает. Далее ползет с буквой, которая у нее в животике. Нужно собрать все буквы так, чтобы в животике сложилось искомое слово.

11. По экрану летают коротенькие карандашики с буквами. Внизу тролль с дощечкой, на одном конце которой шарик. Если нажать на кнопку мыши, тролль запускает мяч вверх и можно сбить пролетающий мимо карандашик с буквой. Нужно сбить все буквы в нужном порядке.

12. В несколько рядов написаны (подряд) несколько разных слов разным шрифтом и разным цветом. Нужно среди этого множества слов найти то, с которым играем.

13. Несколько пересекающихся тропинок с яблоками на перекрестках ведут ежика к норке под деревом по диагонали снизу-вверх, слева-направа. На яблоках написаны буквы. Нужно щелкать по яблокам в таком порядке, чтобы собрать слово и при этом провести ежика к дереву.

Как видите, игр много, можно подобрать на разный возраст. Сыну больше всего понравились игры с мешочками, попугайчиками, ежиком, пазлы, летающие карандашики и половинки букв. После того, как он освоился с программой, то уже сам выбирал игры.

А сейчас он перешел к варианту, когда волшебный гном дает задания и начисляет очки за правильный ответ. Задания примерно такие: в верхней строчке из 6 клеточек написано слово без первой буквы. Эту букву гном произносит и просит либо набрать на клавиатуре, либо выбрать из четырех предлагаемых букв в нижней строчке, чтобы получить данное слово. Искомое слово также произносится. Если буква написана верно, то показывается картинка с данным словом, а затем эта буква появляется на экране в виде контура, который нужно раскрасить. Курсор мыши при этом превращается в кружочек. Нужно провести линии внутри буквы так, чтобы не вылезти за контур наружу (небольшие помарки допускаются). То есть, фактически, написать эту букву на экране мышкой. Если помарки слишком большие, то все стирается и нужно рисовать вновь, хотя и есть возможность вернуться к занятиям без рисования, т.е. пропускать их, что и делает мой сын, если ему не удается раскрасить букву.

Ну, ладно, хватит длинных отступлений, вернемся к ответу на письмо Юли, где она упоминала о проблеме плохой памяти, когда ребенок не может повторить содержание мультфильма.

Татьяна Владимировна считает, что здесь кроется проблема в общении. У ребенка его возраста пока не получается излагать мысли коротко и ясно. А у мамы не хватает времени выслушать ребенка. Поэтому ему и неинтересно запоминать, все равно рассказать некому. Нужна заинтересованность для запоминания.

Чтобы решить эту проблему, она предлагает говорить в процессе повседневных дел. Например, мама моет посуду или вместе идут по дороге куда-то, а ребенок в это время рассказывает то, что ему интересно. Например, некоторые идут на маленькую хитрость. Просят рассказать часть фильма, который смотрели вместе, взывая о помощи, что якобы без этого эпизода никак не могут понять суть фильма или передачи (естественно, что фильм должен быть интересным ребенку, понравиться). А после того, как ребенок рассказал, очень сильно благодарят, что вот теперь-то все наконец стало ясно, благодаря ребенку. Дети любят помогать взрослым и делать им приятно, и тем более любят, когда их хвалят. Эти стимулы помогут вам найти лучший контакт. Только делать это нужно искренне, иначе ребенок прочувствует фальшь и это только усугубит отношения. В любом случае ищите ту тему, на которую будет интересно поговорить ребенку, а не только вам. Ведь если ребенок заметит, что то, о чем он вам рассказывает, вызывает у вас зевоту, вам не интересно, он, скорее всего, замкнется. Это правило работает и для взрослых. Будет ли у вас желание рассказывать что-то человеку, который во время разговора смотрит как бы сквозь вас и думает о своем? Такая реакция в лучшем случае подействует на вас как отрезвляющий удар, нежелание говорить, а в худшем вызовет раздражение.

Следующее письмо от Дианы:

"Здравствуйте, Ольга!

Очень интересная рассылка, особенно потому, что созвучна моим мыслям :) Мой ребенок не пойдет ни в школу, ни в детский сад. У меня, как и у всех моих знакомых, воспоминания об этих учреждениях жутенькие :-/ Да еще детсад во дворе, и я все лето вынуждена слушать, как орут воспитатели на детей :( Единственное стоящее учреждение - это университет ;), вот туда и пойдем учиться, когда время придет. Моему сыну 2 месяца. Педиаторы говорят, что чем больше информации ребенок получит до года, тем больше у него нейронных связей образуется. Так что учиться нам уже пора. В меру наших сил и возможностей :)
Конечные цели обучения пока вижу следующие:
1. привычка учиться, любознательность - как это еще назвать? - все равно учиться придется всю жизнь, вот чтобы к этому была тяга, все интересно и хочется во всем разобраться (я сама такая, и думаю, что это очень даже неплохо); вообще-то, у детей это есть с рождения, главное не убить это, как получается у обычной школы;
2. умение учиться самостоятельно, самому находить нужную информацию, осваивать новые навыки;
3. сдать гос.экзамены и получить-таки школьный аттестат;
4. знать два языка как родные (логично, если это будут русский и английский); у англичан есть пословица: сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек - каждый язык - это, кроме всего прочего, набор стереотипов, шаблонов, так что свободное оперирование несколькими языками хорошо развивает мышление.
Обучать ребенка будем сами. Думаю, что школьную программу осилим легко, она мне казалась несложной, когда я сама училась, а уж теперь - тем более. Так что помочь и объяснить я всегда смогу. Правда, хотелось бы найти метод сделать обучение более интересным, чем в школе. Вот над этим придется еще подумать. Для начальной школы подходят занимательные задачки, которые Вы помещаете в рассылке и им подобные. А как быть с физикой, химией и т.д. Хотя у меня есть еще время что-нибудь придумать :)
Очень интерасна настольная игра, описание которой было в последнем номере, я таких еще не видела, а идея хороша, спасибо :) Хочу пожелать Вам, чтобы рассылка оставалась такой же интересной и в дальнейшем :)

--
Успехов,
Диана"

 

Ответ:
(Т.В.): Хотелось бы пожелать вам как можно больше времени проводить, занимаясь с ребенком. Ведь что важнее: ребенок или быт, который может утянуть в сторону? Обучать нужно и маме и папе, если он есть. Иначе потом могут быть конфликтные ситуации в семье. Обучать можно грамоте, счету, цветовой гамме (радуга - 7 основных цветов). Прекрасно воспринимается музыка и чтение вслух. Хорошо, если существует традиция семейного чтения по вечерам. Это развивает интерес, сплачивает семью и успокаивает нервную систему перед сном.

По поводу языков, ответ был дан в предыдущем письме. Ребенок может освоить любое их количество при условии знания языков окружающими взрослыми. Так что все равно лучше сначала научиться самим.

Физика - это то же изучение машинки, описанной в предыдущем выпуске. Химия - например, чай, который имеет концентрацию, цвет, вкус, запах. Соль, сахар, сода, растворы. Размешивание сахара в чае, кипение воды - связь между физикой и химией, биологией. Все, что говорится ребенку должно быть на конкретных жизненных примерах, что можно потрогать, почувствовать, увидеть. Из чего каша? Из чего мука, манка? И т.д.

Обучение не должно быть оторванным от жизни, тогда ребенок легко будет усваивать информацию и никогда не потеряет интерес к новому.

(О.Е.): А по поводу того, что единственное стоящее учреждение - это университет, думаю, что вы к тому времени, когда ваш ребенок подрастет, разочаруетесь. Лично я уже разочаровалась.

Чтобы не отбить у ребенка любознательность, нужно ставить ему как можно меньше ограничений и стараться не навязывать своих взглядов и шаблонов. Прежде, чем дать ответ на вопрос ребенку, спросите сначала ответ у него самого, что он об этом думает и почему. Думаю, что вы не раз удивитесь разумности его ответов. Пусть даже он ответит не сразу, а возьмет некоторое время на размышление. И старайтесь больше не рассказывать, т.е. давать информацию, а спрашивать, наводить на ответ вопросами.

Я даже сейчас стараюсь рассматривать некоторые ситуации с точки зрения "а не срабатывает ли в данной ситуации мое шаблонное представление"? А может это ребенок прав, а не мы, взрослые? Пытаюсь рассматривать ситуацию глазами ребенка.

Хорошо было бы перевернуть представление о том, что взрослые умнее ребенка и потому только они могут учить. Иногда неплохо поучиться и у детей.

И последнее на сегодня письмо от Ирины:

"Здравствуйте,Ольга.Недавно начала читать Вашу рассылку.Хочу сказать,что не работает ссылка на сайт о школе Щетинина.Я много уже об этом читала, но на этом сайте не была.Может какая-то неточность? Очень хотелось бы почитать.Ещё меня заинтересовало обучение до зачатия.Было бы интересно познакомиться с этим материалом, пишите обязательно.Успехов Вам. Ирина"

 

Ответ:
(О.Е.): Про ссылку я уже ответила в прошлом выпуске. К сожалению этот выпуск рассылки и так уже получился длинным, а еще не на все письма удалось ответить. Поэтому сегодня пока только начну рассказ об обучении до рождения со слов Татьяны Владимировны.

(Т.В.): Во-первых, нужно настроить себя на появление малыша. Желательно, чтобы настроена была не только пара молодых, но и их родители, т.е. всего получается 3 пары родителей. Это принцип создания Пространства Любви. Процесс обучения уже начался. Это обучение общению. Эмбрион будет впитывать в себя энергетику общения. Нервная система закладывается в первые 3 недели. На этом этапе закладываются основы обучения и воспитания в будущем. А с 11 недель ребенок внутриутробно уже видит, слышит, воспринимает солнечный свет. Таким образом, можно показывать и рассказывать все, что видят и слышат мама и папа. Лучше, если это делает отец. Ведь мать он и так воспринимает постоянно. Так начинается отцовское воспитание.

На этом сегодня я пока закончу. В следующем выпуске ждите продолжения ответов на ваши письма, а также на тему обучения до рождения.

Предложение по составлению индивидуальных занятий остается в силе.

То есть, вы описываете вашего ребенка: его возраст, знания, умения. Сообщаете, чему бы вы хотели его обучить. Т.е. ставите конкретную цель, которую вы хотели бы видеть в результате проведения занятий. А мы с Татьяной Владимировной подготавливаем для вас индивидуальные занятия. После каждого занятия вы сообщаете о том, как прошло занятие, что получилось, что нет. Получаете советы и рекомендации как можно решить проблемы, если они возникают. В соответствии с полученным результатом будут составляться следующие занятия. Возможно, кому-то захочется получить такие занятия в озвученном виде и заниматься вместе с ребенком, прослушивая запись. Можно рассмотреть различные варианты сотрудничества.

Так как такое тесное сотрудничество предполагает большие затраты времени с нашей стороны, то, естественно, это нужно будет оплатить. Стоимость занятий будет складываться исходя из количества занятий (т.е. смотря как часто вы хотите заниматься: каждый день или раз в неделю). От этого будет зависеть объем работы по разработке занятий. А также нужно учитывать чему вы хотите обучать. Так что, об оплате будем договариваться с каждым индивидуально, исходя из запроса на обучение. Если мое предложение вас заинтересовало, пишите, обсудим.

Думаю, пока закончим на этом. Пишите, какие еще темы и вопросы вас интересуют.

Успехов вам в обучении и творческом развитии. Жду писем.

Ольга Ежова.


Написать письмо

PS: Если вы не хотите, чтобы ваше письмо или его часть были опубликованы, то сделайте соответствующую пометку в письме. Если вы не хотите публикации вашего эл.адреса, не указывайте его в теле письма.


Я также открыла рассылки, на которые вы можете подписаться.

"Шаг из круга" - о страхах перед чужим мнением, мнением общества и некоторых других страхах. Выйти за рамки, которые мы себе поставили - интересная задача.

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/psychology.shagiskruga

 

Рассылки Subscribe.Ru
Шаг из круга

Подписаться письмом

«О природе, снах и природе снов» - творчество о природе и рассказы из снов

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.prirodasnov

 

Рассылки Subscribe.Ru
О природе, снах и природе снов

Подписаться письмом


Здесь сайты интересных людей, которые мне очень понравились. Загляните и вы.


Домашняя страничка этой рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/economics.education.shkoladlyarod

Подписаться на эту рассылку
Рассылки Subscribe.Ru
Школа для родителей

Подписаться письмом


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.shkoladlyarod
Отписаться

В избранное