← Сентябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ МАКАРЕНКО - 2
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ МАКАРЕНКО - 2 33 2006-09-22 00:05 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещено окончание статьи Виктора Шадрина, г. Орша, Беларусь, «Эзотерический Макаренко» (статья была опубликована 01.09.06 г. в 27 номере этико-философского журнала "Грани эпохи", независимый Интернет-проект «ГРАНИ ЭПОХИ», http://grani.roerich.com/), начало данной статьи вышло в предыдущем выпуске рассылки 20 сентября. Разбивка на два выпуска была уместна в связи с объемностью
материала. Во вложении фото А.С.Макаренко («ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ А.С.МАКАРЕНКО», http://antmakarenko.narod.ru/. В новостях выпуска информация о круглых столах в ОЛГП в г. Киеве, Интернет-версии научно-просветительского педагогического журнала «Педагогика Культуры» и VI Международных Педагогических Чтениях в Московском Доме Учителя. Виктор Шадрин, г. Орша, Беларусь ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ МАКАРЕНКО (окончание) Россия – страна, где в силу особенностей исторического развития у людей остро развито чувство неудовлетворённости формой общественных отношений. Сейчас наиболее подходящее время, когда форма отношений между людьми подчёркивает всю неустроенность этих отношений, уровень сознания и обострённость восприятия же позволяет это осознать и познать путь, ведущий к тем формам, которые признаются всеми. У других стран более развиты другие особенности и другие способности, без чего эти формы отношений не построишь.
Макаренко, стр.155: «Что такое наказание?.. В области наказания я считаю, что как раз советская педагогика имеет возможность найти очень много нового. Всё наше общество так устроено: так много у нас уважения к человеку, так много гуманности, что мы имеем возможность придти к той счастливой норме, какая может быть по вопросу о наказаниях. И эта норма должна быть такой. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. Всё зло старого наказания было в том, что наказание, уничтожая один конфликт, создавало другой конфликт, который приходилось разрешать всё более сложным путём…Ясно, что наказание в одном случае имеет смысл, а в другом смысла не имеет». Насколько глубок этот вопрос при его проекции на государственное управление, можно понять по примеру суда власти над олигархами, суда над ворами, при этом сама власть содержит в своих рядах и тех, и других, использующих своё положение и не вступающих в открытое противостояние, то, естественно, ни о каком уничтожении отдельного конфликта не может быть и речи, наращивая ком новых сложных психологических противоречий, усугубляя ложь общественных отношений, способствуя интригам и т.д. От того, что власть теряет
моральное право наказывать, получается обратный воспитательный эффект для всего общества. То же с американцами, когда они судят издевающихся над пленными, при этом осуществляя государственный разбой и убийства. Борясь против зла, нельзя бороться против человека, а можно бороться против зла в человеке: нюансы задержания, ведения допроса, содержания заключённых - это та составляющая, которая главнее неотвратимости наказания, которой можно в некоторых случаях и пренебречь, когда это не проявление слабости и непрофессионализма. В этом случае можно пренебречь наказанием, но пренебречь любовью к человеческому в преступнике, - мы тем самым не уменьшаем преступность и даже способствуем самой преступности, мы как будто
бы говорим тогда: «ты, сволочь, посмел нарушить наше спокойствие, так получай за это и нашу ненависть, и наше презрение...» Это не говорится, но это показывается нашим отношением, а как только в права вступают эгоистические интересы, тут пропадает наше право судить - мы становимся пристрастными и нас не интересует судьба этого человека. Действие человеческого закона прекращается и в силу вступает закон борьбы за выживание. Вернее, человеческий закон не начинает действовать. Это более чем важно для понимания
принципов не борьбы с преступностью, а для исправления преступного сознания в человеке, ведь сама по себе борьба с преступностью не может увенчаться успехом тогда, когда мы боремся с конкретным человеком, ведь уничтожая человека, группу людей, и оставляя причину зарождения преступности нетронутой, - мы совершаем определённый сизифов труд... Можно сколько угодно возмущаться, говорить красивые слова, заретушёвывающие суть отношений, но развитие преступности и возможности её исправления будет идти по такой колее,
которая описана, - осознаёте вы это или нет. В психологии норма состояния психики не определена, – она может быть определена только после осознания, что мы созданы по образу Бога, т.е. имеем заложенную возможность и способность развить в себе абсолютные качества, стать Его подобием. Также как педагогика не может иметь окончательной теории, пока не определится с целью преобразования человека и человеческих отношений. Макаренко: «Моим основным принципом (а я считал, то это принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем… Если провести это положение по всем линиям воспитательной работы, то мы увидим, как воспитательная работа начнёт принимать строгие и чёткие организационные формы». Чрезвычайно важный момент, который легче всего показывает суть учения Христа - любовь к ближнему. Уважение это недоразвитая любовь. Любовь – абсолютное педагогическое средство. В том содержании, в каком применял Макаренко уважение к детям, - это был тот же принцип любви: «…такого соблазна решить, что благодаря совершенному преступлению происходит искривление детского характера в сторону преступления, исходя из чего и надо было бы вывести метод, - у меня никогда не было. Это проистекает из моей доверчивости
к человеку или, скорее, из любви к нему». Макаренко ни разу не позволил себе ни одного поступка, который создал бы предпосылки к препятствованию раскрытия положительных перспектив у детей. В этом плане содержание уважения у него равнозначно содержанию Христианской любви, но в общении с взрослыми его уважение заканчивалось там, где натыкалось на неприязнь, бьющую в глаза глупость - и в этом плане оно было ущербно. Мотив его деятельности (Макаренко) - организация детского воспитательного процесса - оказался только частью правильного мотива - службы понятых законов природы, Бога. Поэтому недостаточен, чтобы, например, разработать теорию воспитания. Он создал только методику воспитательного процесса, а чтобы объяснить её законность, ему, если бы он подошёл к этой проблеме, мешала бы узость охвата общественных явлений, пока бы он не смог её преодолеть. Поэтому этого мотива было достаточно, чтобы приобрести навыки по
работе с детьми, так называемые профессиональные навыки и вплотную подойти к теории педагогики, сформулировав очень многие законченные теоретически положения. В худшем варианте профессионализм порождает корпоративную этику. «Несущественный» мотив оказался ограничителем мировоззрения Макаренко, отразился на его здоровье. Другой мотив Президента России, пожелавшему утереть нос Президенту Советского Союза, в недуховном обществе повлёк за собой очередную серию уроков для человечества, которые оно не воспринимает как уроки. Гармония духовности! Зоологи, знающие, что нельзя животных приручать к людям, потому, что убивается способность к выживанию. Они кормят по необходимости животных, сводя к преднамеренному минимуму контакт, не позволяя себе сентиментальной ласки с ними. Макаренко тоже полностью дистанцировался от любого проявления сентиментальности, слюнтяйства, чтобы не потворствовать слабости психики, следуемой за этим. Настоящая духовность также выше просто жалости к человеку, той жалости, которая ослабляет жизненную силу людей. Статья Президента Международного университета в Москве в «Московском комсомольце» за апрель 2004г. «Четвёрка по логике». Начинается она с оценки по логике молодого Ульянова. При всех пятёрках по логике у него стояла четвёрка. Анализируя пробелы логики Ульянова, автор статьи упоминает преподавателя, поставившего эту оценку – известного в прошлом педагога Ф.М.Керенского, обладавшего саном священника. «Та самая интеллигентность, которая требовала защитить право Ульянова на медаль, не позволяла ставить ему
«пятёрку» при очевидной склонности к дефектам в логических рассуждениях». Автор статьи не может не знать, что Богословие в нашей стране носит догматический характер, что вообще ставит систему логического объяснения нашей жизни под сомнение, если стать на эту позицию. Очевидно же другое - догма часть логической схемы мировоззрения человека, которая скрывает невежество с корыстью. В философии есть подраздел о логике. Логика нужна только тогда, когда есть необходимость исправить неправильное представление о явлении, о мироздании. В Библии, других Священных книгах нет логики, потому
что они отображают объективную картину мира так, как она существует – неискажённую, ничего при этом не доказывая. Основанием логического объяснения должен стоять факт внутренней сути явления, даже если принять во внимания, что автор статьи в дальнейшей аргументации не опирался на оценку педагога, вполне законен вопрос, - для чего висело на стене ружьё, - ответ кроется во внутренней подоплеке, зачем вытаскивался этот факт, - пусть каждый определит её сам, ясно одно, автору не хватает внутренней чистоты, с которой
необходимо подходить к оценке марксизма в частности. Можно рассматривать ошибки в системе следствий, но до тех пор, пока мы не определимся с причиной, мы даже не будем знать, верна ли была стратегия, ведь система тактических ошибок, разбираемых автором, указывает только на несоответствие методов и цели, важно же определить верна ли цель. Челпанов «Учебник логики», Определение логики: «Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда
достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Психология и логика. На мышление мы можем смотреть с двух точек зрения. Мы можем на него смотреть, прежде всего, как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С другой стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине. Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим образом. Психология рассматривает безразлично всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного — для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматривает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой.
Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным». 1. Почему логику связывают с целью человеческого познания? Она связана только с системой доказательств. Тогда, когда понято объективное явление и существует необходимость исправить в других неверное представление об этих явлениях. Если представить, что кто-то знает то или иное явление в объёме его объективных составляющих, то есть необходимость показать это явление тем, кто имеет о нём неверное представление, вскрывая системой доводов те части, которые далеки от реальности. Логика связана с последовательностью
чередующихся причинно-следственных связей в природе и быту, и если эта последовательность не соответствует реально существующей последовательности, то применяют доводы, которые можно назвать логическими для исправления неточностей или недостаточных представлений. Совершенно противоречивым выглядит окончание вступительной главы о логике: «Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правильного мышления. Из этого определения
логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных областях знания. Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок». В Советской армии существовал анекдот про замполитов: Если ругают начальника, отойди в сторонку, если хвалят – стань рядом. Логика тот же замполит, пятое колесо. Совершенно ясно, что логика без содержания ничто. 2. Логика не метод обретения истины, а средство доказательства истины. Очень схоже с понятием дисциплина – по факту, вскрытому Макаренко, – что дисциплина это результат воспитания, а не средство, и только после осуществления дисциплины она становится средством. Только после осознания истины – логика помогает её доказательству. В определении сказано, что правильное мышление приводит к истине и обязательным условием правильного мышления и, значит, достижения истины является логика, которая, по сути, и есть
наука по достижению истины. С первых страниц учебника даётся алогичная установка, в данном случае не соответствующая действительности, привязывающая логику к истине. Так же поступило и Православие, и другие концессии. Логика никоим образом не связана с истиной. С истиной связана способность человека видеть в мироздании те или иные причинно-следственные связи и всё. Есть ещё один фактор, который отнимает у науки логики её высокое о «себе», самомнение - это способность людей воспринимать познанные другими причинно-следственные
связи. Нобелевский лауреат по физике, придерживающийся коммунистических взглядов, не спешит от этих взглядов отказываться. Логически эту ситуацию можно обрисовать следующим образом: - Необходимо признать, что Алферов владеет логическими приёмами, так как это часть его работы, сказать, что эти приёмы он почерпнул в науке, логика не осмелиться, даже последний апологет этой науки, это профессиональные качества исследователя, не зависящие от прослушивания курса по логике, ведь тогда бы представителям науки логика надо было быть нобелевскими лауреатами и захватить пальму первенства всех открытий. - Признаёт ли Алферов логические доводы тех, кто вскрыл ошибки марксизма. Одно из двух: или он их не признаёт, или его мировоззрение, принявшее коммунистические идеи, было сформировано не путём познания марксизма, а программированием сознания внешними обстоятельствами. Объяснение этому факту такое: люди способны видеть причинно-следственные связи в узком диапазоне явлений мироздания, тогда как в остальных диапазонах подсознательно ориентируются на общественное мнение и влияние. В вопросах общественных отношений
общественное мнение не сориентировано на «профессионалов» этого дела, потому, что не на что ориентироваться, качество знаний об этих отношениях очень низко, поэтому и столь переменчиво, оно не больше качества бытового уровня. Люди, занимающиеся этими науками, пока не способны видеть такое количество причинно-следственных связей, чтобы делать качественные выводы, они сгруппировались не по этим необходимым способностям для постижения истины, а по способностям ориентироваться во всех заблуждениях человечества и
способностям их классифицировать - они архивариусы мыслей человечества. Логика же – это наука в себе. Невозможно представить в «точных» науках, чтобы была необходимость доказывать очень тонкие и далекие от общественного сознания вещи дилетантам. Трудность же гуманитарных знаний заключается в необходимости подчинить, завоевать себе общественное мнение и только потом, через доверие оно станет частью мировоззрения людей, частью состояния их психики. Только стремление к духовности и нравственному сосуществованию,
раскрытое через знание, способно решить и задачу выхода из тупика общественных дисциплин и преобразование общественной жизни. Достигнутая духовность – единственное, что дисциплинирует мышление, в этом состоянии оно всегда последовательно и логично, т.е. не имеет противоречий. Логика – дитя противоречий. Есть очень значимый фактор мышления человека. Это последовательность всей совокупности взглядов людей. Логика могла бы добиться результата, если бы исследовала только эту составляющую мышления человека, но она не умеет доводить каждую мысль, чувство, желание до логического конца. В быту существует убеждение, что так называемая мужская логика более последовательна, чем логика женская. Но Посвящённые проницательно заметили, что такое разделение не правильно. В человеке представлены оба принципа и женский,
и мужской – перекос какого–либо принципа вызывает дисгармонию и противоречия. Интеллект человека, мужской принцип даёт возможность увязать логически все факторы мироздания, женский же принцип – чувство, преобразуется интеллектом до осознания и воспитания в себе любви. Желание быть последовательным подсознательно присутствует у всех людей, примеры, когда оно доведено до логического конца, можно наблюдать в разных сферах деятельности человека: в литературе ярчайшим примером является Достоевский и его «Преступление
и наказание». Через Раскольникова Достоевский показал и попытался довести до логического конца одну из неправильных мыслей человека. Оруэлл пытался довести до логического конца ложь отношений власти и общества. Дудинцев – размышления о добре и зле. Малевич – размышления о роли искусства через «чёрный квадрат». Неправильная последовательность убеждений часто ставит в тупик и политические отношения: отношения к « Хамасу» - объявления этой организации террористической, при сформированном до этого подходе к терроризму,
выявляет противоречие отношения к терроризму, когда она становится у власти. (Мы пытались строить отношения между людьми настолько категорично, что не можем ей следовать, при этом ещё не выясняя причины терроризма.). Повторю, что только духовность до конца последовательна и формирует мировоззрение неизменное и практически целесообразное, что многих покоробит, ведь духовность мало кто так рассматривает. - Когда автор учебника по логике приводит примеры: «Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие явления, а также и будущие), могут быть познаваемы только посредственно. Я вижу, что дождь идёт, — это факт непосредственного познания; что ночью шёл дождь, есть факт посредственного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая. Факты посредственного познания или просто посредственное познание является результатом умозаключения, вывода. По развалинам я умозаключаю, что здесь
был город. Если бы я был на этом месте тысячу лет назад, то я непосредственно воспринял бы этот город. По следам я заключаю, что здесь проехал всадник. Если бы я был здесь час назад, то я непосредственно воспринял бы самого всадника. Посредственное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством. Таким образом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и есть положения, которые нуждаются в доказательствах и очевидность которых усматривается посредственно, косвенно». Необходимо осознать, что нет факторов посредственно познаваемых и непосредственно, а есть факторы, явления, состоящие из разного количества частностей, автору кажется, что минимальное их количество классифицирует их как непосредственные, хотя даже в этом примере с дождём можно найти условия, при которых непосредственное утверждение окажется неверным или недостаточным (кислотный дождь, атмосферное оружие, другое). Люди самым непосредственным образом участвуют в формировании общественных отношений, но «лицом
к лицу лица не видят», т.е. не видят сути этих отношений. Чем больше в обществе явлений, не исследуемых общественным сознанием, не познанных обществом, тем больше заблуждений, тем больше несоответствия протекающим процессам обнаруживаются в ходе высказываний об этих процессах. Если же явление охватывает большое количество факторов, тем сложнее вести ход доказательств и тем «нелогичней, т.е. противоречивей и мировоззрение и поведение человека. Сама по себе логика не может привести к истине, - ни один доктор логических
наук или академик не пришёл к истине, к которой пришли Посвящённые, или высокодуховные люди. Я преднамеренно ставлю условием, что истина соответствует обретённой духовности. По законам формальной логики нельзя иметь основанием аксиому, - действительность же позволяет сделать утверждение с обязательной необходимостью проверить его в действительности – провести эксперимент. «Таким образом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и есть положения, которые нуждаются в доказательствах и очевидность которых усматривается посредственно, косвенно. Если есть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключается доказательство? Доказательство заключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным». Учебник по логике. Когда власть судила олигарха, в СМИ прозвучала оценка воздействия олигархических структур на общество, из которых вытекало, что олигархи плохо влияют на власть. Но в этой оценке не было сказано об ответственности власти за сращивание с капиталом и не произведена оценка методов, которые не устраняли причину этих явлений и разрешали проблему олигархии, а методы, которые порождали ложь, злорадство, замораживали острые тенденции борьбы за существование в обществе до кризиса общественных отношений, не развивали
сознание. Как определиться с составляющими этого явления, используя схему, предложенную наукой логикой, ведь разложить это явление на простые составляющие можно только в том случае, если видеть все сопрягающие причинно-следственные связи в обществе, понимая психологию человека в части касающейся, методы логики второстепенны в этом анализе – первично же объективное видение процесса. Чем сложнее явление, тем шире должно быть видение причинно-следственных связей. В науке, при разработке технологии производства
есть минимально достаточный уровень знаний, чтобы разработать технологию и наладить производство, дополнение знаний улучшает технологию и качество управления. И, наконец, почему наука о правильном мышлении остаётся в стороне от двух основных взаимоисключающих мировоззрений: материализме и идеализме, почему она молчит по этому поводу? Ответ кроется в неадекватной самооценке. Пнуть же «мёртвого льва» - коммунизм - и вовсе недостойно для науки, заранее поставившей себя рядом с истиной и так противоречиво обнимающейся с ней. Должна была наука логика произвести и оценку смены учёными коммунистических взглядов, ведь на научном коммунизме шло отстаивание и защита учёных
степеней. Деятельность человека носит целесообразный характер, так же как и воспитание не может не иметь цели, так и человек имеет в основе своих мыслей и действий цель, он составляет убеждения, чтобы как-то объяснять эти цели. И попадает в логическую ловушку, о которой до поры до времени не догадывается, - суть её в несоответствии убеждений с мотивами. Это будет повторяться до тех пор, пока общественное сознание будет соответствовать этим противоречиям. Толстой: «Знаете вы рассказ из «Прологов» о том, как монах взял к себе в дом с улицы нищего в ранах и стал ходить за ним, обмывать и перевязывать раны? Нищий сначала был рад; но прошло несколько недель, во время которых нищий становился всё мрачнее и мрачнее, раздражённее, и наконец, когда в один день монах подошёл к нему чтобы перевязать его раны, нищий с злостью закричал на него: не могу видеть лица твоего, уйди ты от меня, ты не любишь меня, а только мной спастись хочешь. Отнеси меня назад, на угол улицы.
Мне легче было там, чем здесь принимать твои услуги. «Учиться в университете хуже, чем быть солдатом» - отвечал Толстой одному из корреспондентов, желая указать на подневольность солдатчины и на безнравственность вполне сознательного отношения к школе, к науке как к средству пропитания, освобождения себя от труда за счёт народа. Задевали Толстого рассуждения эти с чисто эгоистической точки зрения. Один Академик определил морализаторство как чрезмерное употребление моральной проповеди (очень точно указав - как правило) Морализаторство - это любая моральная
однобокость, т.е. необъективность, не полнота в оценке ситуации. Разбирая этот случай, вы не станете отрицать, что в оценке намерений молодых людей Толстой очень проницателен. Суть оценки подобных вещей - какое значение мы придаём этим намерениям и какие реальные последствия они имеют, влекут за собой для своей судьбы и для судеб цивилизации. Форма желаний, чувств, мыслей и поступков людей будет эволюционировать до тех пор, пока все подобные противоречия не приобретут чистоту. Так будет. А сейчас мы не видим
этого, значит, не видим, почему мы такие. Очень важно окончательно определиться со стилем взаимоотношений в обществе, отражающемся на подсознательных мотивах человека – именно этот фактор формирует стиль и форму государственного устройства и отношения между представителями власти и народа. Айванхов : «Для тех, кто никогда не пытался расшифровывать великую книгу живой природы, этот символ (точки с кругом) ничего не означает; но для тех, кто умеет читать эту книгу, он содержит единственную истинную, реальную философию, которую Посвящённые приняли в своё сердце, в свою душу и разум. В этом символе круга с центральной точкой геометрически выражено всё творение... Все прочие символы взяты из символа круга: они только объясняют некоторые маленькие (или большие) детали, некоторые аспекты круга.
Это была круглая платформа, достаточно широкая, чтобы разместить несколько человек. Люди поднимались на неё и она начинала вращаться, сначала медленно, но постепенно набирала скорость, и тогда начиналось очень смешное зрелище: те кто были на периферии, на краю платформы, теряли равновесие и слетали с платформы, падая друг на друга, тогда как те, кто был в центре, оставались спокойны и, не шелохнувшись, стояли прямо на своих местах и улыбались. Итак, вы видите, что центробежная сила настолько могуча, что
те, кто находился на периферии, не могли ей сопротивляться и удержать себя, и бывали выброшены вон. Тогда как те, кто находился в центре, избегали этой силы и оставались в покое. Я остановился, чтобы поразмышлять над этим феноменом, ибо он скрывал потрясающие вещи, и мне пришло в голову, что человек подобен этой «тарелке»: некоторые его психические регионы являются периферией его существа, другие - центром, а его сознание подобно тем людям, которые поднимались на платформу. Если ваше сознание находится на периферии вашего существа, знайте, что там находятся настолько разнузданные силы, что они хотят уничтожить вас. Все те, кто хочет найти приключения на периферии жизни, чтобы уладить
свои делишки, совершить выгодную сделку и развлечься, подвергаются большим опасностям, ибо становятся жертвой таких сил, которым не смогут сопротивляться. Чтобы оставаться уверенным и спокойным, надо найти безопасное место. И где же это место? Именно в центре круга… Поэтому Посвящённые, которые наблюдали природу, дали нам правила.., чтобы вернуться в центр самого себя, в ту незыблемую точку, где царит мир и покой, в то «высокое прибежище», о котором говорит Псалом 90. Итак, кто прилагает усилия, чтобы приблизиться к центральной точке, получает ясность, покой и свободу. Никогда не думайте, что на периферии вы сможете сопротивляться; здесь я должен вас разочаровать. Это происходило с людьми, которые были гораздо сильнее вас: они позволили увлечь себя на периферию и были раздавлены там. Вы сможете устоять, только переместив себя к центру, и этот центр – Бог. Займитесь только центром, потому что из центра вы знаете все, что есть на периферии, обладаете правильным видением мира. Вам не будет нужды читать тех или иных философов, которые фабрикуют философские системы, исходя из того места на периферии, где они находятся. Каждый из них видит только крохи и отдельные фрагменты и хочет учить других этими крохами и фрагментами». Макаренко: «Я в своей работе организации центра уделил очень много сил и не так скоро решил этот вопрос. Для меня это чрезвычайно важно. Центр – это капитанский мостик, откуда идёт всё управление учениками, а не центр административный. Вопрос центра, его влияния не разрешён совершенно ни теоретически, ни практически». Только на первый взгляд, когда не знаешь, на что обращать внимание, чтобы видеть явление с достаточным качеством информации, кажется, что приведённые примеры не имеют ничего общего. Человек делает центром своего существования деньги, семью, государство, себя любимого, привычку жить, не известно откуда взявшуюся, то и другое вместе взятое. Эти составляющие не стабильны и даже в течение жизни одного человека центр жизненных устремлений человека может меняться и будет меняться до тех пор, пока не почувствует,
не осознает истинный центр – всё во вселенной имеет радиальные связи, соединённые параллельными. Этот принцип отразился в построении мироздания от атома и планет до человеческих отношений и человека. Система человеческих отношений имеет радиально выраженные связи: семья, производство, государство, везде есть центры и, конечно же, условно параллельные связи. Вопрос в том, какого качества связи осуществляются внутри этих ячеек. Макаренко изучил и на практике осуществил очень качественные связи между центром и
периферией и внутренние связи в коллективе. Он понял доминирующее влияние той структуры внутренних взаимоотношений, которая исходит от центра, поэтому, даже не осознавая в полной мере в начале своей деятельности, он интуитивно выстраивал единый и качественный центр, от которого не было деструктивных, разрушающих единство воспитательного процесса тенденций. Люди с малых лет чувствуют те тенденции отношений, которые можно вместить в понятие центр. Если родители не имеют общего подхода в воспитании детей, то дети
обращаются к тому из родителей, кто быстрее всего удовлетворит их желание, чиновники очень хорошо чувствуют, в каких количествах и когда можно воровать. Когда воспитательные функции пытаются разъединить, как это предлагается сделать, введя институт военной полиции, то тем самым, расслаивая центр влияния на человека, приносят те тенденции, которые породят новые проблемы, в лучшем случае избавившись от внешнего проявления «неуставных» взаимоотношений, загнав проблему вовнутрь и породив психологический дискомфорт
с замораживанием плохих проявлений. Другая грань центра раскрывается, если проанализировать неполноценную семью. Только духовность не вызовет перекоса женского или мужского начала при воспитании детей в такой семье, что только подчёркивает необходимость такой же гармонии и в полных семьях. Человек может одновременно являться и звеном, и центром, при этом существуют рамки развития, в конечном итоге формирующие качество связей – эти рамки люди называют злом. Эти рамки великолепный стимулятор для развития сознания. Ведь злом раньше считали природные явления, в области общественных отношений ещё не видят степень своего невежества, чтобы задуматься, что она причина зла. Ни государственное строительство, ни жизнь отдельного человека не может обойтись без так называемого центра, мотивов. Будут ли они подсознательные или осознанные, но именно связи, выстраиваемые через осуществляемые устремления, являются определяющими в жизни людей. Когда деятельность правительства и неправительственных организаций не имеет общего осознанного центра (идей), то система противоречий неизбежно подводит к конфликту между направлениями деятельности. Общественная палата неизбежно тоже подойдёт
к такому конфликту, если будет неопределён центр, если баланс энергий и активности будет смещён в ту или иную сторону даже при одинаковых целях при недуховной деятельности. Особые функции первого заместителя премьер–министра говорят об очень серьёзном непонимании процесса администрирования в стране. Дисбаланс между откровенно эгоистическими целями, лицемерно прикрытые невежественными понятиями о демократии, сегодня показывает всю важность нахождения и признания таких подходов, которые не могут не признаться всеми. Если обойти молчанием этот вопрос, то не на чем строить международные и общественные отношения. Очень просто раскрывают этот вопрос лебедь рак и щука. Вопрос определения содержания центра подтвердит направление единства. Все государственные режимы имеют в своей основе так называемые идеологические
установки, не зависимо от провозглашения, через стиль, форму существующих общественных отношений, что соответствует понятию центр и определённым образом выстроенные в рамках этой идеологии, связи в обществе. От первобытных общин, через спартанцев, Наполеона и Гитлера, Сталина и Буша, система противоречий некачественных идеологий отшлифовывает это содержание и его методы. Историческая и национальная близость Сталинской эпохи показывает нам, как единый центр, выстроенный Сталиным, мог оказывать влияние на мировоззрение
и поведение людей, то же с Гитлером, с другими деятелями. Духовное администрирование - это в тысячи раз более тонкое и кропотливое дело и неизбежное. Именно через понятие центр лучше можно увидеть ненужность оппозиции - только отсутствие теоретической базы по содержанию этого понятия не позволяет осознать это. Оппозиция возможна только от недостатка знаний факторов общественных отношений и как следствие ложных мотивов деятельности. При любом качестве центра результат всё равно зависит от общего единства устремлений: в семье родители должны действовать, не противореча друг другу, на предприятии рабочие и административный аппарат и, наконец, в государстве,
граждане и власть. Человечество должно было пройти очень большой путь, чтобы уяснить себе тот вывод, на основании которого в реальной практике организации коллектива, в данном случае детского, исходил педагог Макаренко: «Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива. Отношение общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей, а
только отношение общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только моим, будет итожиться в общее в особом порядке». Он не мог это взять ни из какой теории педагогики по его же собственному признанию. Он руководствовался только здравой логикой, которая и подсказывала ему, что в обществе, которое стоит перед выбором гармонизации отношений личности и общества, государства - между государствами, только такой порядок способен не вызывать противоречия и реально решать вопросы, которые выше материальных - педагогические, т.е. воспитательные и образовательные. «Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личности и коллектива» - так думал Макаренко. Но он мог и не догадываться, что идея равенства и братства, необходимости ощущать себя членом большой семьи, где «родство» определяется не только коллективизмом, общим духом (чего многие не знают), но знают по генетике, что мы имеем общее происхождение, что эти идеи познали и пустили в мир великие мудрецы человечества, что с тех далёких времён «растут
ноги» этих выводов, а марксизм только подхватил их, исказив другие части объективной реальности, - нельзя строить Царство Божье, коммунизм - абсолютные общественные связи, без самосовершенствования, без любви и самоотречения, а это и есть вопросы воспитания и познания, педагогические вопросы. Рассмотрите деятельность любого коллектива и можно увидеть, что она построена на селекции отношения к коллективному, как доминирующему фактору. Будь то предприятие капиталистическое или социалистическое. Камнем преткновения здесь является отношение к работе. Не легко показать, что формы отношения к собственности и рабочим будут эволюционировать до тех пор, пока человек, владеющий собственностью, будет стремиться так строить взаимоотношения в коллективе, что не будет ощущаться пропасть между руководством
и нанимателями, - это изменения последнего порядка. А необходимость первого порядка - это именно так строить отношение власти и общества, без этого нет разумности, а только борьба. Либералы просто не знают, почему в условиях борьбы, при недостатке знаний наша психика ориентирована на такую форму ведения бизнеса и что способно менять это отношение, и что неизменно поменяет. (Весь комплекс противоречий, который больше, чем в нашей советской истории и который ещё накапливается и может обернуться трагедией для человечества.)
Ложь, корысть и нежелание думать, загубленное умение способствуют также этому. Когда Иисус говорил, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божье, Он имел ввиду, что корыстные моменты, сопутствующие богатству, несовместимы с идеалом. Чтобы совместить высокие способности организатора с идеалом, необходимо поставить их на службу людям, Богу - и тогда вопрос начнёт решаться. Офтальмолог Фёдоров в большей степени может стать примером, к чему стремиться людям, имеющим талант организатора,
хотящим и не понимающим, как его совместить с духовностью. Макаренко подошёл к проблеме коллектива и практически, и теоретически ближе очень многих людей. И педагогические, и основа этических вопросов решены им были через важный фактор влияния на личность, через коллектив. Структурно это можно изобразить как усечённый конус. Коллектив, общество через силу общественного мнения могут иметь влияние на поведение и меньше сознание человека только до определённой грани, до обретения человеком духовной святости. Основа же этических вопросов решается через причинно- следственные
связи. В этой связи слова нравственность и мораль могут считаться лишними словами, т.к. без объяснения причинно-следственных связей они имеют расплывчатое и неконкретное содержание. Айванхов : «В жизни имеются три системы: эгоцентрическая, биоцентрическая и теоцентрическая. Все люди относятся к той или иной из этих систем. Эгоцентрическая система связана с низшей природой - «личностью», со всеми силами в человеке, которые используют исключительно эгоистические методы, чтобы защищать свои примитивные материальные интересы. Биоцентрическая система уже больше расположена к другим людям. Она располагает к общению, к созданию семьи, к участию в общественной жизни. В отличие от эгоцентрической системы, которая побуждает человека жить только для себя самого, биоцентрическая система вовлекает его в коллективную работу, расширяет круг его деятельности, его занятий. Что касается теоцентрической системы, она превосходит по объёму биоцентрическую систему: в ней есть место только для того, что является бескорыстным и божественным, только для качеств и для деятельности нашего высшего Я, которое ставит своей задачей всё привести к Богу и установить его Царство в каждом создании. Люди, которые относятся к эгоцентрической системе, ограничены, тупы, грубы. Они не способны понять, что существует мир более высоких интересов, чем их собственные. Люди, которые принадлежат биоцентрической системе, трудятся для того, чтобы подготовить пути общения и построить духовные мосты… Они служат посредниками между людьми первой и третьей категорий. Что касается людей, которые принадлежат к теоцентрической системе, они также служат связью; но они ведут людей биоцентрической системы к более высокому идеалу, к Творцу вселенной. Именно через теоцентрическую систему всё может восстановиться в мире. Эта система должна быть понята в самом широком смысле этого слова, как жизнь полная любви, справедливости, добра». Больше, чем в вопросах морали и этики, философы не напутали ни в каких других вопросах. Занимаясь содержанием этих понятий, они анализом расчленили причинно-следственные связи на те, которые можно характеризовать как этические, и те, которые не попадают в этот разряд. Позабыв об их неразрывности и диалектической связи, так, что до сих пор не определились с основанием этики. Основание этики - это осознанный выбор между последствиями мыслей, чувств и поступков. Для окончательной точности надо доказать, что
этот выбор общ и неизбежен для всех людей на Земле. Для этого же надо показать, как происходит формирование нашего сознания – через стиль, форму общественных отношений и, в последнюю очередь, знания человечества. Стиль и форма отношений между людьми сегодня - это борьба. Выход из-под определяющей для психики зависимости происходит после осознания необходимости любви для человеческих отношений, знания же о человеческих отношениях сегодня малы. Очень большое заблуждение - считать на основании технических успехов,
что наше сознание больше ничем не может обогатиться, кроме как этими же успехами. Только осознание, что человек безальтернативно несвободен до такой степени, что свободным выбором у него остаётся только быть добродетельным, даёт основание для этики. В этой связи не свободен и Бог. Он, т.е. мы, может существовать только в такой форме, частью которой мы являемся. Макаренко: «…коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия, может развиваться до совершенно непредвиденных высот. Это я говорю с полной ответственностью и лёгкостью…». Как определиться с дозой духовных требований, чтобы они оказались достаточными для поступательного движения вперёд? Примеров, показывающих принцип подхода, достаточно и в природе человека, и в природе общественных отношений. Спортсмены дозируют нагрузку, исходя из личных особенностей, но с тем условием, чтобы стимулировать организм для обретения наилучшей физической формы, соответственно, результата. При ходьбе человек держит центр тяжести дальше точки падения, успевая подставлять ногу, он не падает, не
останавливается и движется вперёд. При беге эта точка ещё дальше, т.о. уровень силы, уравновешивающий устойчивое состояние, бессознательно определяется организмом и совершается поступательное движение, если недостает силы, человек переходит на шаг и останавливается. Учась ходить, человек как раз и приводит в гармонию точку падения, желание двигаться и соразмеримость усилия. Посвящённые определили соответствующие составляющие, чтобы развитие человека соизмерялось с состоянием его психики. Неправильный подход
может привести к обратным результатам. Даже неопытный тренер дозирует нагрузки, определяя индивидуальные особенности организма. Брак между мужчиной и женщиной - это состояние психологической опоры, чтобы научиться ходить самостоятельно. Только так к этому надо относиться, чтобы не остановиться и не упасть. Холостяцкая - не духовная жизнь, это ещё больший застой. Чтобы определиться с готовностью к самостоятельной безбрачной духовной жизни, надо понять, что система психических противовесов будет меньше обретённой духовности и усилий в чистоте. Можно усилием воли воздерживаться от связей с женщинами, но не приобретать при этом духовной
чистоты, тогда любая Эсмеральда будет «виновницей» твоего падения, но только непонимание природы духовности и твоего неправильного представления об этом. Экономические отношения должны найти свою точку падения, соизмеримую с духовностью народа, которая не давала бы застаиваться и развивала общественные отношения к Царству Божьему на Земле. В экономических отношениях доминирует экстенсивная стратегия развития экономик от желания жить за счёт других - экспорта, до вопросов ресурсов планеты. Чтобы по существу ответить на основной вопрос философии, мы должны определиться с двумя главными составляющими - с материей и сознанием, с их формами. Комментируя Канта, ещё в позапрошлом столетии писали: «Обращаясь к вопросу о духовидении, Кант ставит его ребром. Прежде всего, необходимо узнать, существуют ли вообще духи, которых мы так или иначе в состоянии познать? Для того чтобы духи могли быть познаваемы, они должны существовать в форме, доступной нашему познанию, то есть должны иметь отношение к телесному миру, должны пребывать и проявлять свою деятельность в пространстве. С другой стороны, однако, духи не материальны. Не должны иметь ни протяжения,
ни фигуры, стало быть, не должны наполнять пространства. Каким образом возможны существа, занимающие пространство, не наполняя его, пространственные и в то же время непространственные? На этот вопрос, более ста лет назад заданный Кантом, конечно, не сумеет ответить ни один из современных спиритов. Если спириты укажут на так называемую «материализацию духов», то этим лишь увеличат путаницу, потому что явится новый вопрос: каким образом нематериальное может стать материальным?» ЖЗЛ, Санкт-Петербург. Б.П.Вышеславцев : «Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не подозревали современных открытий в области физики и психологии: современная научно-философская диалектика говорит своё «нет» старому понятию материи и старой психологии сознания, на которых ориентировался марксизм». Не только марксизм. Так развивалось понятие о материи, когда отсутствие знания о формах материи позволяло говорить такие вещи. Эзотеризм, употребляя выражения «дух» и «материя», иногда позволял себе пояснять, что речь идёт о более тонких, объективно существующих явлениях. Наука логика действительно могла бы сказать, что представленные факторы основательны, чтобы отказаться от причисления себя к идеализму или материализму, но она пока молчит, как молчит, когда ругаются политики, отстаивая «истину». Они ещё не сумели
дойти до того, что условием правильного мышления не может быть горлопанство. Празднуя юбилей первого президента России, многие, оправдывая его деятельность, говорили о том, что невозможно развалить такую империю одному человеку, - это правильно, но они почему-то не указывали, что горстке большевиков также нельзя развалить ещё более древнюю империю, если для этого не будет предпосылок. Можем ли мы говорить, что сознание обладает «парой» увиденных форм, о которых рассуждают философы, его природа не заканчивается рамками живых существ. Материя действительно никем из неоткуда не сотворена. Решение основного вопроса философии: ни материя, ни сознание не существуют друг без друга и деление сущего на живую и не живую материю неправильно, всё, что есть в природе, имеет один источник происхождения, это дифференцированные части одного целого, для того, чтобы это понять, надо определиться с формой сознания, ведь это совершенно не то, что представляют по этому поводу люди. Нельзя превращать в выводы недостаточное количество фактов. Каждое новое дополнение о материи, признаваемое светской философией,
по сути, всё меньше и меньше оставляет от изначально неверного предубеждения. Правильный метод, применяемый в других науках, идёт по пути наращивания объективного знания с адекватным способом оценки выдвигаемых гипотез, разделяя убеждённость на основе достаточно собранных доказательств о том или ином исследуемом явлении и неосновательность базы предположений. Стоит ли держаться за ветку, если она ниоткуда не растёт, – то есть, плод не верных рассуждений. Гермес Трисмегист говорил, что то, что внизу подобно тому, что наверху и наоборот. Учёные действительно не нашли ни одного прямого подтверждения, что сознание имеет какие-либо иные формы, как заключённое в тараканов, букашек, человека, наконец. Но метод их исследований - это путь в Москву (в Центр) из Парижа через Владивосток. Компьютер - это отражение принципа сознания на физическом плане, мозг человека на психическом плане, а попробуйте хотя бы предположить, что есть ещё один план, более высокий уровень
формы сознания, область духа, тот генотип, по которому развивается всё во вселенной. Идеализм - это другая крайность мировоззрения, я, как многие, принял материалистическое мировоззрение в порядке программирования сознания, но наш мозг имеет возможность самопрограммироваться, но в определённых рамках, если ты не видишь эти рамки, то они становятся внешними и очень неприятными, свобода - это освобождение от внешних рамок и обретение внутренних. Айванхов : «И это то, что сделал я. Счастье, радость - это освободиться, но не отбросить всё, нет, только освободиться внутренне от своих слабостей, чтобы суметь лучше углубиться в оказание помощи другим. Вот как я понимаю смысл жизни и свободы». «В Индии различные периоды, которые человечество должно пройти в течение своей эволюции, называют « югами». Индусы говорят, что мы только что вышли из Кали– юги, мрачной эпохи, отмеченной материализмом, насилием, разгулом страстей. Сейчас другая эпоха открывается сынам Бога. Они должны этим воспользоваться, иначе благотворные волны этого нового периода ничему не послужат». Блаватская: «С течением времени появится всё больше и больше эфира в воздухе. Когда эфир заполнит воздух, тогда будут рождаться дети без отцов… Женщины будут рождать детей без оплодотворения, и в Седьмом круге появятся люди, умеющие воспроизводить себя. В седьмой расе четвёртого круга люди будут менять кожу каждый год и у них будут новые ногти пальцев рук и ног. Люди станут более психическими, затем духовными. Последними в седьмом Круге будут рождаться Будды без греха». Можно как угодно относиться к подробностям предвидения. Мы не можем однозначно утверждать, что эволюция физиологии человечества закончилась. Врачи прекрасно знают, что сознание и психика - источники болезней человека, что сознание оказывает влияние на протекание физиологических процессов в организме человека. Очищение мыслей, чувств и желаний, поступков на определённом этапе развития общественных отношений затронут и запустят механизмы эволюции. Абсолютные категории, столь недосягаемые для нашего жестокого
времени, качественно проявятся и в этом процессе. Макаренко: «Перспектива: истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу отношения к перспективе. Человек, определяющий своё поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далёкой, он может представляться сильным, но он не вызывает ощущения красоты личности и её настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами
личными, тот человек красивее и выше. Воспитать человека, - значит, воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Близкая перспектива наша задача - в гармонировании личных и коллективных перспективных линий с таким расчётом, чтобы у нашего воспитанника не было никакого ощущения противоречия между ними... Организация близкой перспективы должна, конечно, начинаться с личных линий. Первая стадия этой работы является необходимо обязательной в каждом упорядоченном учреждении. Оборудованные помещения и классы, тёплые комнаты, удовлетворительная пища, чистая постель, полная защищённость ребёнка от произвола и самодурства
старших, приветливый простой тон отношений представляют необходимый перспективный минимум, без которого вообще трудно представить себе правильно воспитательную работу». «Учебник по философии»: «В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм». «К.Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна». В «классической научной философии» от первоначальных утверждений постепенно не остаётся ничего, в то время как в общественном сознании количество принимаемых положений и взглядов эзотеризма неизмеримо и неуклонно возрастает. Окончание (№27 дата публикации: 01.09.2006 copyright © грани эпохи) НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Сторонники гуманно-педагогического подхода к детям в школе и в семье приглашаются на Шестые Международные Педагогические Чтения "Гуманная Педагогика: "Истина Школы". Место проведения: Москва, Московский Дом Учителя. Время: 9-11 января 2007 года. Подробнее на проекте «СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ»/ «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА
ШАЛВЫ АЛЕКСАНДРОВИЧА АМОНАШВИЛИ»: www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm /анкета и информационное письмо внизу на указанной странице/Анкета участника ::: INFO_1 (Gif 123 Kb) ::: INFO_2 (Gif 133 Kb)/ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! · «НЕИЗВЕСТНЫЙ А.С.МАКАРЕНКО» - 28.09.06г., 19-21.00; · «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»(В.А.Сухомлинский) – 26.10.06г., 19-21.00; · «ИСТИНА ШКОЛЫ» - 30.11.06г., 19-21.00; Контактная информация и вопросы по телефону: (044) 442-2713 либо через педагога-организатора клуба «Молодые Сердца», т. (044) 284-5729, e-mail: CSG-KyivDAR@yandex.ru , адрес: г. Киев, ул. Ивана Кудри, 38б, клуб «Молодые Сердца» (М «Дружба народов»). Научно-просветительский педагогический журнал – Интернет-версия «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ»: учрежден в 2004 году Международной Лигой защиты Культуры и адресован учителям школ и гимназий, преподавателям средних и высших учебных заведений, воспитателям, психологам, работникам музеев и библиотек, руководителям и специалистам системы управления, а также всем тем, кто интересуется проблемами образования и воспитания, вопросами самосовершенствования. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/ ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ А.С.МАКАРЕНКО Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||