Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ШКОЛА ЭТИКИ: Взгляд на гуманную педагогику О дошкольном воспитании


Информационный Канал Subscribe.Ru

ШКОЛА ЭТИКИ: Взгляд на гуманную педагогику О дошкольном воспитании   8   2005-12-09 17:31:43

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске коснемся некоторых современных подходов в дошкольном образовании. Во многих странах, особенно европейских, сформировались целые школы национального воспитания. Искусственно переносить их в другую среду, например славянские страны, будь-то Украина или Россия или Польша, на наш взгляд нельзя. Поскольку надо учитывать свои национальные особенности, местные обстоятельства и наработанные технологии обучения. Однако, игнорировать лучший зарубежный опыт тоже не стоит, просто его надо переосмысливать, осознавать и, проверяя, использовать в контексте национального. С конца 60-х в СССР были успешны наработки развивающего обучения, сейчас этим сильна Харьковская педагогическая школа. Появились экспериментальные детские сады, работающие по  методикам развивающего обучения. Весьма популярны школа Монтессори и Вальдорфская школа, речь о которых пойдет ниже. Но кто помнит и использует педагогику сердца Сухомлинского, письма Пирогова, дневники Макаренко, работы Амонашвили. В России вот уже ряд лет выходят книги серии «Антология гуманной педагогики», где собрана педагогическая мудрость выдающихся деятелей мира с древних времен и по сегодняшний день. Давайте будем пробовать чувствовать, познавать и творить то лучшее, что скрыто в нас самих. Ниже читайте статью по материалам «МН.ру»

«Чувствовать, познавать, творить

Подход к воспитанию меняется от эпохи к эпохе - формула Демокрита не изменится никогда. Даже самая новая методика не гарантирует вам успех. Единственное, что более или менее ясно, - начинать "борьбу" надо как можно раньше. Итак, дошкольное образование. Посмотрим, что предлагают сегодня наши многочисленные детские сады.

Во-первых, весьма популярная система итальянского педагога Марии Монтессори, которая всегда относилась к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея ее метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Ребенок сам учит себя. Сам устанавливает программу обучения, сам выбирает пособия и приспособления. Задачей же воспитателя является помощь ребенку в организации его деятельности, поиске собственного пути, реализации творческого потенциала. "Помоги мне сделать это самому" - основной девиз педагогики Монтессори.

Для всех групп (обычно это дети от 3 до 6 лет) вырабатываются правила работы, и малыши сами решают, чем они хотят заниматься. Обычно занятия проходят полтора часа и направлены на развитие всех органов чувств. Для этого используется различный сенсорный материал. Например, шершавые буквы или особые шумящие коробки. Именно такие оригинальные пособия дают возможность узнать обо всех необходимых свойствах предметов - о величине, объеме, форме, цвете и весе. Очень важно, что особый акцент делается на умение работать в коллективе.

Основные правила, по которым здесь учатся, - "Хочешь работать вместе - договорись об этом" и "Когда трудно - просят о помощи и благодарят". И с этим не поспоришь, поскольку они уместны для любого возраста. Еще одна европейская методика, получившая распространение у нас, - так называемая вальдорфская школа, созданная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Обычно группа "вальдорфского" детского сада включает детей разного возраста, что позволяет ребенку пройти в коллективе все возрастные роли. Педагоги строго соблюдают запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение малышей. Методика не торопит развивать малыша интеллектуально, а предлагает обучение ремеслам, занятия рисунком и игрой на народных музыкальных инструментах.

Вообще работа руками - один из принципов школы. Это может быть изготовление моделей или лепка, плетение корзин, рукоделие. Главное, чтобы материалы для творчества были натуральными. Дети в саду делают все, подражая воспитателю. Одна из основополагающих идей методики заключается в том, что учитель ничему специально не учит, а только помогает.

Также малыши занимаются музыкой, рисованием, рассказывают и слушают сказки. В программу включены и довольно необычные занятия по эвритмии. Дети исполняют что-то подобное танцу, который делает музыку "видимой" - каждый звук изображается каким-то движением.

Вальдорфская школа достаточно консервативна, воспитатели придерживаются принципов традиционной педагогики. Примечательно, что педагоги поддерживают родителей, которые держат своих детей подальше от телевизоров и компьютеров.

Существуют и такие системы, которые основаны на игровых мотивах, позволяющих легче понимать окружающий мир ("Радуга", "В пространстве игры"). Эти системы, как и европейские, ориентированы на личность ребенка. Педагоги проводят занятия в соответствии с желаниями и потребностями детей. Программы обеспечивают не только подготовку к школе, но и знакомят с национальными особенностями регионов, в которых дети живут.

В процессе игры дети учатся музыке и пению, рисуют и лепят народные игрушки, конструируют и занимаются родным и иностранными языками. Некоторые детские сады развивают программы индивидуального обучения. Самая популярная из них - "Дом радости" - направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Специалисты советуют родителям заниматься с детьми не только лепкой, но и строительством с помощью деревянного конструктора - как с материалами, влияющими на развитие самосознания, самостоятельности, ответственности. Все эти занятия помогают малышам отождествлять себя со взрослыми.

Если вы не хотите отдавать ребенка на целый день в чужие руки и у вас есть возможность самим заниматься его воспитанием, то не замыкайтесь в четырех стенах. Ребенок обязательно должен общаться со сверстниками. Во многих садах и клубах воспитатели играют с детьми в игры, формирующие доброжелательное отношение к сверстникам. Есть и методики, которые отвлекают интерес ребенка от себя самого и заставляют больше внимания обращать на других малышей, например, игра, где дети изображают животных и должны общаться без слов. Два-три раза в неделю стоит водить ребенка в кружки или школы раннего развития. Это помогает ребенку, особенно если он в семье один, почувствовать коллектив, научиться общаться с окружающими, не чувствуя себя единственным объектом внимания.» (по материалам МН.ру).

ПРОЕКТ "СТАРЫЕ СКАЗКИ О ГЛАВНОМ"
http://www.gorodfm.ru/index.phtml?div=212

Детская "КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ" - иллюстрации к сказкам >>>

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.scale0ethics
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное