Ноябрь 2005 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
||
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
ШКОЛА ЭТИКИ: Взгляд на гуманную педагогику Покорители Зари
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ШКОЛА ЭТИКИ: Взгляд на гуманную педагогику Покорители Зари 4 2005-11-24 17:22:44
Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
Приветствую Вас на страницах очередного выпуска новой рассылки. В конце декабря – начале января в разных странах мира стартует премьера первого фильма из цикла «Хроники Нарнии» "Лев, колдунья и платяной шкаф", снятого по первой книге одноименного цикла сказок знаменитого английского писателя и протестантского философа Клайва Льюиса /это вторая попытка экранизации первой книги Льюиса/. В преддверии Новогодних и Рождественских Праздников стоит прикоснуться немного к творчеству данного
автора, в книгах которого в увлекательной форме даны основы христианской добродетели и примеры перерождения молодого человека (того же невоспитанного и противного мальчугана Юстэса в книге «Покоритель Зари»). Кстати, в одном из аматорских театров г. Харькова совсем недавно родился один из первых на русском языке сценариев по указанной книге, затем появился спектакль в музыкальном сопровождении, осуществлена его запись на аудио и видеокассеты. В какой-то мере, все мы можем считать себя покорителями
Зари того Нового и Светлого, что зреет в Будущем и скрыто в нас самих. В Хрониках Нарнии Клайва Льюиса Божественное Начало представлено крылатым Львом Асланом (по аналогии один из авторов новозаветных евангелий соотносится со Львом, именно таково одно из имен Владыки Будды). Книги Клайва Льюиса из цикла «Хроники Нарнии», действительно, могут быть всецело включены в семейную и/или библиотеки воспитательных учреждений на гуманно-педагогическую тематику, как изложенные в ненавязчивой, самое главное, и талантливо
поданной форме. Однако, при этом родителям и педагогам советуют не высказывать при детях мысли о соотнесении идеи и персонажей Клайва Льюиса с Христианской традицией дабы не уменьшить воспитательный эффект этих книг, а сейчас и фильмов по книгам Льюиса. Уже начата работа над вторым фильмом цикла. Некоторые критики, по-видимому связанные с различными христианскими союзами, поспешили заявить о достойном отпоре Гарри Поттеру. Не будем углубляться в это направление, надо стараться замечать хорошее в различных формах.
Развитие воображения у детей, хорошие примеры героев, светлого и возвышенного как ориентиров в этом или другом воображаемом мире – все это является основой гуманной педагогики в ее сути, а не внедряемой по очередному циркуляру в учебно-воспитательных учреждениях. «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса тоже помогают нам учиться летать, точнее вспомнить то, что когда-то мы знали в детстве, а потом забыли; помогают нашим детям не забыть самое важное, сохранить и развить в себе то творческое и прекрасное как стремление
к Красоте и Совершенству. Немного об авторе Хроник Клайве Льюисе из каталога авторов научной фантастики и фэнтези, обретающего в последние годы и, наверное, совершенно неслучайно, как все в этом подлунном мире, все более усиливающуюся популярность, в том числе и благодаря средствам современного кинематографа. ЛЬЮИС, (LEWIS) К(лайв) С(тэплз) (1898-1963). Английский прозаик, поэт, ученый-философ, теолог, литературовед, один из ведущих авторов научной фантастики (далее – «НФ») и фэнтези середины 20 века. Родился в Белфасте (Сев. Ирландия), учился в различных частных колледжах, поступил в Оксфордский университет, где занимался литературой и философией, но вынужден был прервать учение в связи с началом первой мировой войны; воевал в пехоте, был ранен. После окончания войны вернулся в Оксфорд, закончив его, остался преподавать язык и литературу
в местном Магдален-колледже; в 1955 г. был избран профессором в Оксфорде, ставшем его домом на всю жизнь, Льюис близко познакомился и подружился с Д. Толкиным и Ч. Уильямсом, организовав вместе с ними литературный кружок "Инклингов" (The Inklings); он автор солидных литературоведческих трудов, поэтических произведений и религиозных сочинений ("истинно верующий христианин", по словам самого Льюиса, с 1929 г.). Почетный доктор литературы многих европейских университетов, член Королевского общества. Автобиография
- "Удивленный радостью: облик моей ранней жизни" [Surprised by Joy: The Shape of My Early Life] (1955). В историю НФ Льюис вошел классической трилогией о лингвисте докторе Рэнсоме, в которой темы и приемы "твердой" (естественнонаучной) НФ органически сочетаются с религиозно.-мифологической аллегорией на тему противостояния вселенских Добра и Зла . В первых двух романах - "За пределами безмолвной планеты" [Out of the Silent Planet] (1938; рус. 1992; 1993) и "Переландра" [Perelandra] (1943; др. - "Полет на Венеру" [Voyage to Venus]; рус. 1993) - действие разворачивается соответственно
на Марсе и Венере, находящихся в сфере действия неких высших "духовных сил" ; правительница изобретательно выписанной, покрытой океанами Венеры - это "новая Ева", а в роли Сатаны-соблазнителя, приводящего к грехопадению, выступает герой-ученый, что вполне соответствует последовательным философским нападкам Льюиса на "научный гуманизм", иными словами, на антигуманность современной науки . Последняя "антисциентистская" тенденция усилена в заключительном романе трилогии - "Мерзейшая мощь" [This Hideous Strength]
(1945; сокр. 1955; др. - "Планета под пыткой" [The Tortured Planet]; рус. 1993), действие которого разворачивается на Земле, а образы ученых, поддержанных превосходством во всех их античеловечных начинаниях (в частности, разрушении экологии планеты), представлены откровенно карикатурно - один из "злодеев" явно "списан" с Г. Уэллса; все три книги объединены в один том - "Космическая трилогия" [The Cosmic Trilogy] (1990). В целом трилогия Льюиса, богатая стилистически и "мифологически", остается одним из выдающихся
достижений НФ середины 20 века. Статус классика Льюис завоевал также и в области детской литературы , которую он обогатил серией сказочных романов о королевстве Нарния; в этих книгах традиционные элементы сказки и фэнтези сочетаются с приемами НФ (иные измерения, параллельные миры, путешествия во времени). Серия состоит из романов - "Лев, колдунья и платяной шкаф" [The Lion, the Witch and the Wardrobe] (1950; рус. 1978), "Принц Каспиан" [Prince Caspian] (1951; рус.1991), "Плавание "Покорителя Зари" [The Voyage of the "Dawn Treader"] (1952; рус.1991 - "Покоритель Зари", или Плавание на край света"), "Серебряное кресло" [The Silver Chair] (1953; рус.1991), "Конь и его мальчик" [The Horse and His Boy] (1954; рус.1991), "Племянник волшебника" [The Magician's Nephew] (1955; рус.1991 - "Племянник чародея"), "Последняя битва" [The Last Battle] (1956; рус.1991); ряд произведений переиздавалисьпаепарно. Переводы произведений цикла составили сборники - "Нарния" (рус.1991), "Хроники Нарнии" (рус. 1991), "Сказочные пвести" (рус.1911). В книгах о Нарнии также присутствуют элементы религиозной назидательности, но для многих юных читателей они остаются незамеченными, "подавленными" искусно сплетенным сюжетом и незаурядной фантазией автора, достойного наследника "оксфордских традиций" (от Л. Кэрролла до Д. Толкина). Два произведения Льюиса представляют собой фэнтези для взрослого читателя – христианская аллегория на тему Рая и Ада, "Великий развод" [The Great Divorce] (1945) и пересказанный миф об Купидоне и Психее , "Пока у нас не будет лиц" [Till We Have Faces] (1956); однако они значительно уступают трилогии о Рэнсоме и циклу о Нарнии. Взгляды Льюиса на НФ изложены в его беседе с Б. Олдиссом и К. Эмисом, помещенной в сборник эссе и публицистических выступлений писателя - "Вне других миров" [Off Other
Worlds] (1966). /Вл.Г./ Для большего представления о Хрониках Нарнии Клайва Льюиса приведу одно из небольших сочинений «Гномы в сказке К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» Олега Лекманова (Для подготовки данной работы автором были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/) Лев Аслан — герой знаменитых сказочных «Хроник Нарнии» английского протестантского философа и писателя Клайва Стейплза Льюиса (1898–1963) — отчётливо соотнесён автором с образом триединого христианского Бога. Логично предположить, что и остальные персонажи «Хроник» каким-то образом участвуют в сопоставлениях, заданных ключевой аналогией сказки. Задача настоящей заметки показать, что это, безусловно, справедливо, по крайней мере, в отношении одного из племён, населяющих льюисовскую Нарнию. Внешность типичного представителя этого племени описывается следующим образом: “Он был коренастый и широкогрудый, как большинство гномов, трёх футов росту, а грубые рыжие борода и бакенбарды оставляли открытыми только крючковатый нос и блестящие чёрные глаза” (II, 26)./*Здесь и далее произведение Льюиса цитируется по изданию: Льюис К.С. Хроники Нарнии: В 2т. М., 1992, с указанием в скобках тома и страницы/. Все гномы делятся на две разновидности — рыжих и чёрных: “Тот, кто хотел убить Каспиана, был Чёрный гном (волосы и борода у него были чёрными, тонкими и жёсткими, как лошадиная грива). Звали его Никабрик. Другой был Рыжий гном с волосами, похожими на мех” (II, 48). И те и другие гномы златолюбивы (чёрные гномы — до потери разума): глаза рыжего “гнома заблестели, когда он увидел богатства, лежавшие на полках (ему пришлось встать на цыпочки), и он пробормотал про себя: «Никабрику этого видеть
нельзя»” (II, 72). И те и другие — сообразительны и практичны: “...хотя кое-кто встречал гномов-негодяев, вряд ли кто видел гномов-дураков” (II, 28). Различие между плохими и хорошими гномами задаётся их отношением к Аслану. Хотя именно гном был первым существом из тех, кого Аслан призвал на всеобщий совет при создании Нарнии (I, 75), далеко не все гномы служат Аслану и верят в Аслана. Особенно это касается тех гномов, которые озабочены исключительно судьбой собственного племени. “Среди этих зверей и людей
должен быть гном, который должен проследить, справедливо ли обращаются с гномами” (II, 68); “...мои гномы приняли на себя главный удар и пал каждый пятый” (II, 111). Такие гномы легко готовы пойти на сговор с Белой Колдуньей (воплощение дьявольского начала в сказке): “Кто угодно или что угодно. Аслан или Белая Колдунья” (II, 55). “Я имею в виду силу, которая, если истории говорят правду, настолько больше Аслана, что держала Нарнию в чарах многие годы” (II, 115). Больше всего на свете чёрные гномы ненавидят
полукровок, добровольно или подчинившись обстоятельствам вышедших из племени: “Я не чистокровный гном, во мне есть и человеческая кровь. Многие гномы спаслись в битвах и выжили, обрили бороды, одели ботинки с высокими каблуками и стали изображать из себя людей. Они смешались с тельмаринцами (нарнийскими мусульманами. — О.Л.). Я один из таких, только наполовину гном, и если кто-нибудь из моих родичей, настоящих гномов, ещё жив где-то в лесах, он, без сомнения, сочтёт меня предателем и будет презирать” (II, 38).
“— Фу, — фыркнул Никабрик, — гном-изменник. Ни то, ни сё, серединка на половинку. Вонзить мой меч ему в горло?” (II, 61). Однако именно гном-полукровка Корнелиус предстаёт у Льюиса одним из наиболее последовательных приверженцев Аслана. Ещё один отступник от общих правил в сказке Льюиса — гном Поггин. “Мне только сейчас удалось сбежать от остальных. Я с вами, государь, я на стороне Аслана” (II, 493). Большинство других гномов, после наступившего в финале «Хроник Нарнии» закономерного апокалипсиса, согласно К.С.Льюису, добровольно принимают на свои плечи кромешный ад, ад духовной слепоты в неумении разглядеть подлинный лик Бога. “— Здесь нет темноты, она только в твоём воображении, глупец! — вскричал Тириан. — Выйди же из неё! — И, нагнувшись, он схватил Диггла за пояс и капюшон и вытащил из круга гномов. Но стоило Тириану его отпустить, как Диггл бросился на прежнее место, потирая нос и вопя: — Ох-ох! Что вы такое делаете! Ударили меня о стенку, чуть нос мне не сломали. <...> — Вот видите, — сказал Аслан. — Они не дадут себе помочь. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма — в их воображении, но они — в тюрьме. Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтобы не дать себя провести” (II, 545, 546). Гномофоб Льюис или гномофил? Гномофоб — постольку-поскольку гномы ненавидят Аслана; гномофил — постольку-поскольку они любят Его. Список литературы.» Далее читайте окончание Брошюры Шалвы Александровича Амонашвили, название которой стало главной темой Пятых Международных Педагогических Чтений, намеченных к проведению 9-10-11 января 2006 года (во время зимних каникул) в Москве, в Московском Доме Учителя. /Подробная информация о V МПЧ дана в предыдущем выпуске – дубле первого выпуска/ Ш. А. АМОНАШВИЛИ СПЕШИТЕ, ДЕТИ, (Окончание)
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ Лаборатория гуманной педагогики МГПУ Москва 2005 Александру и Михаилу — Моим «крылатым» внукам — посвящаю *** «Спешите, дети, будем учиться летать! Мы пошли к мудрецу набраться уму-разуму. Мы спросили его: Можно запрещать детям? Сказал нам мудрец: Тогда они не научатся летать. Мы спросили: А если они вредят? Сказал мудрец: Даже вредное не запрещать. Мы удивились: Как же тогда быть? Сказал он нам: Отведите глаз ребёнка от вредного или предупредите о нём. Мы спросили: А если он над пропастью и не хочет принять совет? Ответил мудрец: Строго берите его за руку и уведите от пропасти. Это будет исполнение долга. Сказали мы: Он заплачет. Ответил он: Заплачьте вместе с ним. Слёзы обеспечивают взаимопроникновение. *** Тогда мы задали мудрецу вопрос: Можно ли осуждать за проступок? Ответил мудрец: Осуждение мертво, так дети не научатся летать. Спросили мы: Оставить незамеченным? Ответил он: Нет. Проявить снисхождение. Спросили мы: Не получится ли, что ребёнку всё сойдёт с рук? Ответил мудрец: Может получиться. Но надо дать детям понимание суровости долга. Спросили: Как это сделать? Сказал мудрец: Пусть живут, как взрослые. Дайте им строить свои города, пусть таскают брёвна своего города и устанавливают в нём законы жизни. *** Тогда спросили у мудреца: Как быть с похвалой? Ответил он нам: Похвала напрягает устремление к полёту, увеличивает скорость и высоту полёта, совершенствует красоту полёта. Спросили мы: За что хвалить ребёнка? Ответил мудрец: Хвалите за всякое продвижение, даже за самое малое, трудноуловимое. Хвалите за случайное благое движение. Спросили мы: не возомнит ли о себе ребёнок? Ответил мудрец: Возомнит, если похвала фальшивая. Спросили мы: Какова же похвала истинная? Ответил он нам: Истинная похвала есть утверждение ребёнка, она есть встреча с будущим. Спросили мы: Значит, исключается возмущение? Ответил мудрец: Возмущение искреннего сердца есть похвала, она поощряет к дерзанию. Возмущение злобное есть наказание, оно тушит устремления. *** Попросили мы мудреца: Открой нам мудрость воспитания. Ответил он: Наберитесь терпения, оно есть дар Небес. Спросили мы: В чём суть терпения? Ответил он: Энергия терпения способствует событиям, но не предпосылает им заблуждения. Для терпеливого ничего никогда не кончается, но всё только начинается. Сказали мы: Дай нам пример. Ответил мудрец: Пусть самый яростный отрицатель излагает неправдоподобные измышления. Терпеливый мыслитель раскроет невежество, лежащее в основе измышления не прибегая к отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережётся от раздражения — во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, но испытатель терпения не унизит приёмами, свойственными невеждам. Попросили мы мудреца: Дай нам напутствие. Сказал мудрец: Утверждающий богат, отрицающий беден. Так живите. Мы поклонились мудрецу и поспешили к вам. Спешите, дети, будем учиться летать! *** Смотрите, какое чудо! Птенчиков всего три. Они пока не пушистые, они голые. Но могут поднять головки, и мы видим, какие у них длинные шейки. Не открывая глазки, они широко открывают клюв, как только мама-ласточка или папа-ласточка подлетают к гнезду, неся пищу. Все вместе начинают пищать, пищать! Но родители строги: сколько бы птенец ни пищал, лишнего не получит. Мама-ласточка часто садится в гнездо, берёт птенцов под свои крылышки и о чём-то тихо воркует. Не колыбельную ли поёт? Не сказки ли рассказывает? Нет-нет! Мы чувствуем их язык. Мама-ласточка им молитву читает. Мама-ласточка учит их мудростям жизни. Мама-ласточка раскрывает в них Божью тайну. Время же не терпит! И мы видим: мудрость воспитания дарится каждому сущему, лишь бы придерживаться её. *** Есть крылья. Есть страсть к полёту. Полёт — природа для птицы. Но птичка в клетке. Так больше нравится нам: пусть поёт она для нас, пусть будет она рядом с нами и украшает наш быт. И птичка поёт. О чём? Птичка прыгает с жёрдочки на жёрдочку и обратно. Это всё, что осталось от полёта. Потом настанет время, и мы выпустим птичку из клетки. Но летать она уже не сможет — крылья не те. Но она и не хочет летать — забыла, что такое летать и зачем ей крылья. И птичка становится добычею коварной кошки. Огорчения наши, даже слёзы, уже не помогут птичке. Она была создана для полёта ещё до того, как мама-птичка снесла яйцо. Но мы лишили её полета ещё раньше — в наших мыслях и воображении. В них мы присудили птичке жить в клетке. А потом так и поступили: мать-птичка снесла яйцо в клетке, птенец вылупился в клетке, вырос в клетке. И, наконец, птичка позабыла о Чаше своей, где она покоряет пространство, уничтожает насекомых и поёт гимн Создателю. *** Почему мы так поступаем, люди? Птица — это наш ребёнок. Почему мы отнимаем свободу у ещё не рождённого ребёнка? И делаем это сперва в наших мыслях и воображении, так уготавливаем ему тенёта, а потом, после появления его на свет, воплощаем всё задуманное в жизнь. Скажет кто: А где вы видели детей в клетках? Где вы видели наши тенёта? Ходить далеко не нужно. Всю жизнь ищем свободу и не находим её. А если найдём крохи свободы, тут же ограничиваем условностями, чтобы они не достались кому-то побольше. Это ли не клетки, это ли не тенёта? Соблазны недостойные — не тенёта? Авторитаризм вокруг детей — не тенёта? Зрелища низменные — не тенёта? Вот возьмём и напишем прямо на небе, чтобы осознали все: «Насилие над волею и мыслью ребёнка есть тяжкое преступление». Мало ли окажется преступников? *** Говорит мудрец: «Нужно смягчить сердца учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика — вместе с ним полюбить великое творение». *** Спешите, дети... Но что на этой улице произошло? Прямо на асфальте — тела погибших девочек! Их две. Они взялись за руки и выбросились с девятого этажа. Девочки, кто предал вас? Они оставили записку: «Пусть скажет учитель математики, почему мы решились на такое». И что же вы скажете, учитель математики? Хоть сейчас вы поняли, что вам нужно быть учителем жизни, а не предметником? Число ушедших увеличивается! Вселенная содрогается! *** Спешите, дети, будем учиться летать! Мы хотим привнести в ваше образование принцип свободы, ибо подсказывает нам сердце: стремительный полёт к цели возможен на крыльях свободы. Но именно свобода стала в нашей действительности самым извращённым понятием. Для одних свобода есть своеволие, для других — безответственность, для третьих — безумие самомнения. Нам говорят, что мы призваны к свободе. Говорят, что мы обречены на свободу. Объясняют, что свобода есть познанная необходимость, что она есть познанная Истина. Но что есть необходимость? Что есть Истина? *** Мы берём книги мудрости и читаем. В них мы узнаём, что Вселенная — как один поток, она в огне, в ней бушует огонь пространственный. Одно кольцо влечёт за собой другое, один росток утверждает другой, одна жизнь предсказывает другую. Независимость чего-либо или кого-либо является невозможной. Свобода, которая так манит человека, является иллюзией. Что же нам остаётся? Очень многое: полная свобода выбора! Из множества жизненных проявлений каждому из нас Бог дарит полную свободу выбора. В свободном выборе свершается наше творчество, наш поиск, утверждается наша вера, проявляются наши возможности. В этом же выборе могут произойти наши ошибки, иногда роковые. Мы постоянно что-то выбираем, что-то отвергаем, и .так ткём нашу собственную судьбу. Сеем причины и пожинаем последствия... Потому мудрые книги предупреждают нас: «С первых лет приучите детей к свободному выбору последствий». Значит, нужно поддаваться не чувствам и желаниям, которые сейчас нахлынули на нас, а видеть их последствия, может быть, очень отдалённые, которые обязательно возникнут, настанет время. Нужно понять, говорят мудрые книги, что каким бы ни выглядел наш выбор внешне, он поведёт нас или в сторону Света, или в сторону Тьмы. Мы выбираем путь своей земной жизни. *** Наставляет нас мудрец: «Пусть учитель скажет детям о различии между победной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом океане будет строителем Будущего». *** Спешите, дети... Ребята, почему вы пристали к этому старику?! Он же вам всё отдал: фронт прошёл, кровь пролил, Родину уберёг! А теперь ходит со своими орденами на груди. Гордится, что не зря прожил жизнь. Вы хотите ограбить его, отнять ордена? Говорят, их охотно покупают Турнеты. Он их защитил бы как Родину, но не может принять вас врагами, вы же его дети! В ответ на ваше насилие только плачет... Дети... Остановитесь... Дети... Ребята! ...Вы убили его!.. Не лучше ли было ему погибнуть на фронте?! Откуда в вас столько звериного? Кто вас так предал, дети? Содрогаются Небеса!.. Сколько отпавших душ! *** Смотрите, смотрите! Нашим птенчикам уже не сидится в гнезде! Они уже наряжены во фраки с бабочками на белых рубашках. Какие они прекрасные! Они то и дело выскакивают из гнезда и садятся на свою башню. Потягивают крылышками и машут ими. Родители-ласточки долго сидят рядом с ними и поют, поют! Поют то вдвоём, то в одиночку. А птенчики не пищат, как прежде, а слушают. Мы понимаем их язык: это у них уроки, наставления, приготовления. Родители говорят птенцам о Небе, о Полёте, о Красоте, о Любви, о Творце, но ни звука о себе. И мы поняли: мы растим детей своих, думая о себе, они растят своих птенцов, думая о Творце. *** Спешите, дети, будем учиться летать! Свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или служить злу? А следствия — весьма отдалённые — нам известны. Путь добра несёт расширение сознания, совершенствование духа, восхождение. Путь зла несёт земные ублажения, но духовное одичание. Мудрые книги вручают нам законы жизни, в которых заключена Истина свободного выбора: Закон соизмеримости, Закон целесообразности, Закон непреложности. Легко ли научиться свободному выбору? Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы. Человечество потому терпит бедствия, потому наша жизнь необлагорожена, что прошлые тысячелетия не подвели нас к высшей мудрости выбирать свободно. Мы пожинаем плоды наших постоянных ошибок. Надо же прекратить сеять причины, которые породят в будущем прискорбные последствия. Но легко ли уметь свободно выбирать? Кто нам в этом поможет? Надо обратить взор на Учителя: — Помоги нам, Учитель, научиться летать! *** Мы пришли к Учителю и поклонились. — Скажи нам, Учитель, к чему ты нас призываешь? Он сказал нам: — Учитель хочет видеть детей своих горы созидающими. — Учитель мужество советует держать наготове. — Учитель даёт направление, но не настаивает на подробностях. — Учитель помогает держать дух непреклонным. — Учитель советует думать о благе общем. — Учитель хочет видеть вас высоко летающими. *** Мы спросили у Учителя: — Кто есть дети твои? Он ответил нам: — Дети мои? Те, кто не привязан к вещам и не помнит цену им. Кто любит птиц. Кто ценит воздух часа утреннего. Кто действие почитает более, нежели время. Кто цветы понимает. Кто являет бесстрашие, не замечая его. Кто не любит беспредметной болтовни. Кто ценит явление радости красоты. Кто понимает жизнь за пределами видимости. Кто чует, что и когда можно брать из Чаши своей. Кто спешит исполнить предназначенное. *** — Учитель, дай нам живые примеры свободного выбора, чтобы мы научились! И учитель сказал: Когда кто-нибудь заступил дорогу, отойди в молчании, если знаешь свой путь. Когда надо ночлег найти, припаси добрую весть хозяину. Когда придёт час ухода, найди привет оставшимся, каким бы сложным ни был путь твой. Когда расцветает дерево у дороги, не ломай его, может быть, оно придаст радость идущим. Когда слышишь зов привета, не пропусти его. Когда слышишь поющую птицу, не тряси дерево. Когда видишь приходящих детей, скажи — мы ждали вас. Когда свершаешь доброе, не заноси в свою записную книжку. Когда думаешь об обиде, оглянись, где сор на полу. *** Спешите, дети... Вы пришли в храм, чтобы помолиться? Нет, вы попрошайничаете! Притом перекрываете дорогу каждому спешащему в храм или из храма и упорно требуете, чтобы вам заплатили. Вы не из-за куска хлеба, не из-за больной матери требуете. Вы вымогатели, грабители, да ещё от имени Христа! И что ты сделаешь с вырученным? Отдашь всю выручку тому дяде, который хозяин над тобой и следит из-за угла! Ненависть в ваших глазах. Хамство и злоба в них. В них неуверенность и недоверие. Кто вас продал дьяволу, дети? Число отпавших велико! Гремят Небеса! *** Ну так как же наши дела, дети? Как ваши крылья? Мы говорили вам о мощи мысли. Мы говорили вам о вере. Мы расширяли ваше сознание. Мы учили вас сотрудничеству с Миром Земным и Миром Высшим. Мы развивали в вас сияющее творческое терпение. Мы помогали вам полюбить мышление, полюбить свой духовный мир. Мы обращали взор ваш к светилам: «Много домов, и везде жизнь». Мы давали вам открытые знания и развивали в вас чувствознание. Мы возвеличивали в вас понимание общего блага. Мы звали вас к подвигам и героизму. Мы оберегали вас от всего дурного. Мы освобождали вас от страха, от раздражения, от самости, от неуверенности, от неверия. Мы сделали чуждым для вас понятие предательства. Так мы берегли в вас Чашу вашу и будили в ней крылатого ребёнка. Так мы поправляли и укрепляли каждое пёрышко на ваших крыльях. Мы готовили вас к полётам. Но уча вас — учились сами. Воспитывая вас — воспитывались сами. Образовывая вас — образовывались сами. *** Возвышая вас — возвышались сами. Право, дети! Не пора ли взлететь? Взлетайте, а мы последуем за вами, чтобы уберечь вас! Пусть мир убедится в свершении наших надежд! *** Радуйтесь! Поздравьте! Они уже вылетели из гнезда! Надо превратиться сейчас в такого же птенца, чтобы понять, что есть счастье полёта! Они не летят пока далеко, но всё глядят в Небо. Мы уже научились их языку и можем говорить с родителями-ласточками. Мы спрашиваем: Для кого вы воспитали ваших птенцов? Они отвечают: Для Неба! Мы спрашиваем: Чему вы их научили? Они отвечают: Летать! Мы спрашиваем: А если они вас покинут? Они отвечают: Не улетят дальше Беспредельности! Мы спрашиваем: Дети ваши прославят вас? Они отвечают: Прославят Творца! И мы поняли: летать надо, чтобы прославить Творца. Но осталось для нас загадкой: всё живое знает Истину воспитания, но почему же так трудно познать её нам? *** Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят. Этим способом следует воспользоваться при обстоятельствах, когда люди подошли к пропасти и нет другого пути спастись. То есть немедленно! И надо стереть в сознании мысль: «Учить можно только тому, чему сам научен». В ней ложь, и она губительна. Взамен следует утвердить закон: «Уча — учимся». В нём Истина, она спасительна. Только не забудем приложить к этому закону веру, надежду, любовь, искренность, красоту и творящее терпение. Бушети, Грузия 10.09.2004 ООО "Издательский Дом Шалвы Амонашвили" МГПУ лаборатория гуманной педагогики г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 16, тел.: (095) 207 19 82» НОВОСТИ: 24.11.2005 | 12:12 Раньше предполагалось, что хорошая память может быть связана с индивидуальной способностью человеческого мозга хранить больший объем информации. Теперь же ученые считают, что возможно, главную роль в этом процессе играет способность человека концентрироваться и фильтровать поступающий поток информации. Ученые из университета штата Орегон проводили эксперименты с группой добровольцев. Испытуемых просили запоминать среди различных объектов на картинках лишь объекты красного цвета, не обращая внимания на другие цвета. Во время эксперимента специальный скан регистрировал работу мозга испытуемых. Результат исследования показал, что лучше всего с задачей справились те, кто обладал способностью отбрасывать в сторону ненужную информацию. Таким образом ученые пришли к выводу, что визуальная рабочая память не зависит от способности человеческого мозга запоминать больше информации, а зависит от его способности подходить к этой информации избирательно. В то же время исследователи считают, что люди, менее способные к фильтрации информации, могут быть более творчески одаренными, так как их мозг хранит разнообразную информацию. BBC На этом данный выпуск считаю завершенным. БУДЕМ УЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ
Ежеминутная интернет-газета
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ www.obozrevatel.com.ua
Раскрыт секрет хорошей памяти?
Результаты новых исследований говорят о том, что возможность мозга запоминать нужную информацию связана не с большим объемом памяти, а со способностью игнорировать ненужную информацию.
Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!
С уважением,
Ведущий рассылки Алексей Сеев
Письмо Ведущему рассылки:
economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.scale0ethics Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||