Каков Ваш жизненный типаж: колобок или Анна Каренина?
У Юнга есть понятие «золотой», или «божественный» ребенок. В идеале каждый из нас – это задорный, целостный ребенок со всеми его лучшими качествами. Но когда мы получаем какой-либо травматический опыт в детстве, у нас формируются «раненые» аспекты личности или субличности. Поэтому можно сказать, что все мы состоим из толпы раненых детей внутри нас. Случалось ли Вам замечать, общаясь с взрослыми людьми, что они ведут себя как обиженные или жадные дети? Это и есть проявление «раненых» аспектов.
Сейчас я хочу предложить вам медитативное упражнение, которое позволит вам исследовать свои «раненые» аспекты.
Разбейте Вашу жизнь на отрезки по семь лет: от О до 7, от 7 до 14 и так далее до настоящего времени. Теперь вспомните себя в какой-то момент первого семилетнего цикла. Ощутите поток своей жизни в это время. Начните перемещаться по этому циклу и попробуйте интуитивно почувствовать какие-либо ключевые события вашей жизни. Что Вы чувствуете в это время в себе? Какой Вы — холодный, голодный, опечаленный, раздраженный, веселый? Найдите несколько ключевых слов, которые опишут Ваше состояние. Найдите
ключевое слово, которое описывает Ваше отношение к матери, к отцу, может быть, Вы ходили в детский сад. Как дети в вашей группе относились к Вам? Найдите несколько ключевых слов для характеристики этих отношений. Любили? Дразнили? Кем Вы чувствовали себя в детском коллективе? Вспомните какие-то эпизоды, связанные с Вашими воспитателями.
Обратимся к следующему семилетнему циклу. Вы пошли в школу. Вы и Ваш класс... Ваши друзья... Ваши учителя...
Следующий цикл. Вы уже заканчиваете школу... Поступаете в институт... Идете работать... Каково Ваше отношение к родителям? Друзьям?
Таким образом, мы описываем все последующие отрезки жизни. Получаем определенную картинку воспоминаний. Запишите все подробно. Теперь можно сделать перерыв — пойти выпить кофе, посмотреть телевизор — необходимо растождествиться с этим материалом.
Вернитесь, еще раз прочтите. Посмотрите, есть ли какая-то общая неприятная тема, которая красной нитью проходит через всю эту историю? Если бы Вам пришлось пересказать историю жизни этого человека, основываясь на проблемных фрагментах воспоминаний, что бы Вы сказали об этом человеке? Каков его сценарий жизни? Как Вам кажется, на какого персонажа из книг или фильмов он похож?
Допустим, Вам кажется, что все это похоже на трагическую историю Анны Карениной. Замечательно. Главное, помните, чем она закончилась. А кто-то может сказать: «Я — колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». Но колобок тоже закончил плохо. И Вы должны помнить, что Вам надо избегать излишне льстивых и хитрых людей. Вы получаете указания, в какие моменты Вам надо быть особенно осмотрительными.
Основной проблемный жизненный типаж, который проявляется в ролях, например, колобка или Анны Карениной, в течение жизни человека меняется очень медленно. Если Вы находитесь в первой половине жизни — до 35—40 лет, то, скорее всего, Вы будете четко следовать этой роли. И Вам будет полезно знать особенности и опасности этого типажа, чтобы избегать неблагоприятных обстоятельств. Во второй половине жизни личностный типаж может меняться. И смена типажей происходит во время кризиса середины жизни —
от 35 до 45 лет.
Каким же образом все это соотносится с темой внутреннего ребенка?
Все взаимосвязано. Возьмем, к примеру, колобка и всю его историю. Она началась с того, что героя испекли. Соответственно, и внутренний раненый ребенок был когда-то кем-то создан. И он имеет свою внутреннюю, иногда скрытую динамику развития, проявляется при каких-то обстоятельствах, иногда незаметен. Но заставляет жизнь течь по определенным законам. В любой трудности, с которой Вы сталкиваетесь, есть этот «колобок», но сформирован образ еще в детстве. Зная о таком герое внутри себя, Вы можете
угадывать и предвосхищать его появление. Однако у каждого такого типажа есть сильная сторона. Так, если этот раненый ребенок — самодовольный колобок, то он может принести неприятности, но он воплощает в себе и определенную степень веселости, легкого отношения к жизни. И эти качества можно с успехом использовать.
Этого раненого ребенка можно вылечить. Но путь один: надо найти истоки этого «раненого» аспекта, переместиться в то время, побыть в этом состоянии, прочувствовать все происходившее тогда. Причем бывает полезно посмотреть на ситуацию не только глазами собственного травматического опыта. Вспомните ситуацию мальчика с камнем, который стал бояться своей интуиции. Можно было взглянуть на случившееся глазами парня, которому был нанесен урон. Проделать то же самое с позиции старшего брата.
Это даст возможность осознать ситуацию целиком.
При совершении подобных поступков и ошибок в жизни у нас появляется масса разнообразных чувств, например вины. Просмотрев ситуацию и прощупав ее с разных сторон, можно неожиданно открыть для себя, что эти чувства были напрасными и несвоевременными.
При просмотре той или иной ситуации — а делать это надо до тех пор, пока не перестанут проявляться чувства вины, огорчения, разочарования, — мы на самом деле возвращаем обратно энергию, которая ушла на подпитку этих негативных ощущений. Она становится достоянием нашего сознания. Если раньше тот парень с хорошо развитой интуицией боялся ее применять для дела, то теперь он может начать ее использовать. Конечно, глобальные изменения происходят довольно медленно. Допустим, человек говорит себе:
«Завтра я начну доверять своей интуиции и сделаю с ее помощью это и это». Пусть не все, но что-то он совершает. И изменения начинаются.
Очень важно, на мой взгляд, каждый раз при позитивном разрешении вопроса, при котором приходится пересиливать себя, делать себе какие-нибудь маленькие подарки: купить себе что-нибудь или сходить в ресторан.
В следующий раз я расскажу Вам об упражнении, которое поможет разрешить неразрешенные былые проблемы.
ВСЕ, О ЧЕМ МЕЧТАЕТСЯ, - ДОСТИЖИМО. ВАЖНО ПОНЯТЬ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВАМ ЭТОГО ХОЧЕТСЯ
Каждую субботу в 14.00 приглашаю всех желающих на семинары по психологическому консультированию по адресу: СПб, В.О., 6 линия, д.55. Предварительная запись по тел. 327-79-96, 327-46-47.