Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовое и Бизнес-Обучение

  Все выпуски  

Правовое и Бизнес-Обучение аВТОРОВ ЗАКОНОВ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ


 

В настоящее время очень много внимания уделяется борьбе с коррупцией и мероприятиям по борьбе с этим негативным явлением в нашей стране.

Как нам кажется, данная борьба имеет несколько несистемный характер, имеющий целью не столько уничтожить причину, сколько выловить коррупционные последствия.

С нашей точки зрения в данной работе не учтен самый важный аспект – законотворческая деятельность и её негативные последствия, в том числе в условиях коррупционного влияния,
а именно:

 

 

I. Cогласно основам конституционного строя, изложенным в Конституции России:

Раздел первый
Глава
- 1. Основы конституционного строя

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Из вышеизложенного следует, что:

1. Законы должны соответствовать Конституции России, в противном случае - законы нарушают права граждан.
2. Депутаты и иные лица в своей законотворческой деятельности обязаны соблюдать Конституцию России, в противном случае – депутаты и иные носители законотворческой инициативы нарушают права граждан.

II. Cогласно правового статуса личности, декларируемого в Конституции России:

 

Раздел первый
Глава
- 2. Права и свободы человека и гражданина


Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

 

Из вышеизложенного следует, что:

1. Депутаты и иные представители законотворчества, как и другие работники, обязаны реализовать свою профессиональную деятельность, не нарушая прав и свобод других лиц.

2. Депутаты и иные представители законотворчества, как и другие работники, обязаны отвечать за свою профессиональную деятельность, в том числе за нарушения прав и свобод других лиц.

3. Все лица, реализующие, предоставленное им Конституцией России право законодательной инициативы, в том числе авторы законопроектов – обязаны:

1) соблюдать Конституцию России.
2) в своей деятельности исходить из того, что права и свободы человека и гражданина,
а не собственное, часто непрофессиональное мнение на ту или иную тему,
определяет деятельность законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, очевидно, что авторы законодательной инициативы реализуют профессиональную деятельность на основе, которой, строится правовое регулирование
в деятельности абсолютно для всех граждан России.
При этом по неизвестным причинам, в отличие от остальных граждан России, несущих ответственность за последствия своей профессиональной деятельности, для инициаторов
и авторов законопроектов
ответственность за последствия законотворческой деятельности – не предусмотрена.
Очевидно неравенство представителей власти и иных граждан в уровне ответственности
за свою профессиональную деятельность.

III. Непрофессиональная деятельность законотворцев:

В настоящее время издаваемые законы несистемны, нелогичны, часто безграмотны
с точки зрения русского языка, что приводит к трудности понимания и применения данного государственного продукта, изготавливаемого
авторами законодательной инициативы,
для его пользователей, которыми являются все граждане России.


Это приводит к необходимости огромного количества комментариев к законам и порождает посредничество между применением закона и гражданином России.

 

Требованием времени вызвана и в настоящее время издана популярная книга «Налоговый Кодекс перевод на русский» - краткое, ясное и простое изложение положений НК РФ, выполненное квалифицированными юристами и филологами с  соблюдением правил юридической техники в соответствии с правилами грамматики и стилистики русского языка. Вступительная статья к книге М.А. Кронгауза – профессора,
доктора филологических наук, зав. Кафедрой русского языка, директора Института лингвистики ГГГУ.

 

В книге приведены примеры косноязычия законотворцев, нарушающего права граждан
на адекватный, соответствующий требованиям грамотности и элементарной логике
законодательный госпродукт, в том числе:

 

Пример №1

 

Оригинал

Перевод

Пояснения

Органы, входящие в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления

Органы государственной власти и местного самоуправления

Все органы государственной власти образуют систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления образуют систему органов местного самоуправления

Медицинские товары отечественного и зарубежного производства

Медицинские товары

Медицинские товары (как и любые другие) могут быть только либо отечественного, либо зарубежного производства

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, представившие действующую банковскую гарантию.

Право на заявительный порядок возмещения НДС имеют налогоплательщики, представившие банковскую гарантию

Здравый смысл подсказывает, что не принесет результата представление в налоговый орган банковской гарантии, которая по каким-либо причинам не действует

 

 

Пример №2

 

Оригинал

Перевод

Пояснения

Программы для ЭВМ и базы данных (программные средства и информационные продукты вычислительной техники)

Программы для ЭВМ и базы данных

Что такое программы для ЭВМ и базы данных написано в Гражданском кодексе РФ. А определения «программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» в законодательстве нет, как нет и описания того, чем они отличаются от программ для ЭВМ и баз данных.

 

Примером несистемного подхода, отсутствия банальной логики в создании закона является статья 333.19 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации
в редакции
от 30.07.2010 N 242-ФЗ,

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей,
но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке,
а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;

 

 

Из статьи, очевидно, что согласно п.1, п.п.3 статьи 333.19 НК РФ:

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке,
а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 200 рублей;

 

Следовательно, исковое заявление о расторжении брака являющееся исковым заявлением неимущественного характера и подающееся физическим лицом имеет размер государственной пошлины – 200 рублей.

Также, из этой же статьи, очевидно, что согласно п.1, п.п.5 статьи 333.19 НК РФ
вопреки п.1, п.п.3 статьи 333.19 НК РФ, н
есмотря на то, что:

1. Исковое заявление о расторжении брака относится к делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

2. Исковое заявление о расторжении брака является исковым заявлением неимущественного характера.

3. В п.1, п.п.3 статьи 333.19 НК РФ не оговорено, что в данный подпункт включены
все заявления, кроме искового заявления о расторжении брака.

Вытекает, что исковое заявление о расторжении брака являющееся исковым заявлением неимущественного характера и подающееся физическим лицом имеет размер государственной пошлины – 400 рублей.

То есть законодатель, в очередной раз своей безграмотностью, предоставил судебным органам решать данный вопрос на своё усмотрение, несмотря на то, что в данной ситуации согласно ст. 2 Конституции России – обязанность государства принять

решение в пользу гражданина, а не в угоду госбюджета.

 


IV. Неcбалансированность законопроектов:

Примером аналогичного подхода к созданию законов является федеральный закон
«О полиции», несмотря на все плюсы публичного обсуждения.

 

Учитывая то, что закон должен являться балансом прав и обязанностей власти и граждан, основанных на предусмотренной законом ответственности за их невыполнение или ненадлежащее исполнение, данный законопроект имеет все те же проблемы, которые могут иметь как умышленный (коррупция), так и неумышленный (безграмотность), характер.

 

Например:

Глава 1. Общие положения
Статья 1 Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом. КАКИМ?

Глава 2 Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение прав и свобод граждан
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод граждан, их законных интересов, уважения их достоинства.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом.
3. Сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию. Сотрудник полиции не должен поощрять и осуществлять любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются.
4. Полиция обеспечивает задержанным лицам возможность реализовать установленное федеральным законом право на юридическую помощь, сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании родственникам, по месту работы или учебы, при необходимости принимает меры по оказанию задержанным лицам первой помощи, а также меры по устранению угроз чьей-либо жизни, здоровью или объектам собственности, возникших в результате задержания.
5. Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

А где в главе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ предусмотрены конкретные меры за каждое конкретное нарушение вышеперечисленных пунктов, исключающих нарушение прав?
Например:
1.В случае если должностное (ые) лицо (а) полиции нарушило(ли)т п.1 статьи 5 настоящего закона, то должностное лицо полиции, нарушившее права граждан уплачивает штраф в размере 5000 руб.

2. В случае если деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно не прекратилась, когда достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом, то есть должностное (ые) лицо (а) полиции нарушило(и)т п.2 статьи 5 настоящего закона, то должностное лицо полиции, уплачивает штраф в размере 7000 руб.

3. Если сотрудник полиции прибег к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию, то он - уплачивает штраф в размере 100000 руб. и лишается права на занятие государственной службой.

4. Если сотрудник полиции поощрял и осуществлял любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются то он - уплачивает штраф в размере 200000 руб. и лишается права
на занятие государственной службой.

И таким образом прописывается (сбалансируется) каждый пункт закона.

В варианте законопроекта – это скорее декларация, чем запрет на противоправные действия.

Статья 35. Ответственность сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет персональную ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые подчиненным приказы.
Каким образом? КАКУЮ?
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет установленную федеральным законом ответственность.
Каким законом? КАКУЮ?
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
За какие действия? В каком размере?

В данном законопроекте, как и в других законах, обязанность государства обеспечивать граждан профессиональным продуктом, коим является закон, переносится на граждан.
Граждане вынуждены в судебном порядке самостоятельно выявлять несоответствие законов Конституции России, вместо использования добротных профессиональных законов.


В сегодняшних реалиях требуется говорить о правовой и просто грамотности представителей законодательной власти.
Аналогично, учитывая что наши юристы не имеют математического образования в отличие от юристов многих цивилизованных стран и больше являются психологами, чем логиками судебных процессов – в законах как правило отсутствует банальная логика,что вызывает двусмысленные толкования в законах.

 

В лучшем случае это от безграмотности.
В худшем случае -  это умысел.

С точки зрения теории позиционного прогнозирования (автор С. Сивец), если должностному лицу предоставлено право не нести, конкретно обусловленную законом ответственность за свои действия, то лицо не соблюдает закон и совершает действия, предусмотренные законом как противоправные.

В связи с вышеизложенным просим:

1. Внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях России
в части ответственности авторов законопроектов за принятые законы.

2. Внести поправки в Уголовный Кодекс России в части
ответственности авторов законопроектов за принятые законы.

3. Внести изменения в закон «Об опубликовании законов» в части внесения в публикацию авторов законопроектов.
4. Принять закон о структуре законов, включающую в себя как обязательную главу ответственность и меру ответственности за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение прав граждан и обязанностей представителей государственных органов и их должностных лиц.

5. В каждом законе формулировать ответственность, как в материальной форме, так и в форме лишения права на продолжение деятельности.



Таким образом, в результате изменений подхода к законотворчеству:

1. Повысится дисциплина должностных лиц государственных органов.
2. Повысится доход в бюджет за счет штрафных санкций за противоправные действия представителей государства.
3. Произойдет качественный отсев непрофессиональных лиц из государственных органов, осуществляющих свою профессиональную деятельность ненадлежащим, нарушающим права и законные интересы граждан образом.

 


Закон в России защищает потребителей России от плохой продукции, работ и услуг.
Каждый работник обязан отвечать за свою продукцию.
За результат своей продукции авторы законопроектов обязаны нести ответственность.
Ведь законопроекты - это результат их работы и если он плох, то пора отвечать за это.
Также это решение и вопроса с коррупцией.
В условиях уголовной ответственности за плохой законопроект значительно меньшее количество законодателей пожелает лоббировать чьи-то интересы.

Эксперты, которые сегодня «проверяют» законопроекты также в настоящее время безответственны, а учитывая то, что как депутаты, так и граждане с Конституцией России и правовой грамотностью отнюдь не на ты, то продолжают плодиться несистемные, содержащие изначально элемент бесправия для граждан законы, приводящие к правовому беспределу.


В избранное