Рынок требует одного, а мы упорно предлагаем ему другое. Рис. 1
Как сделать так, чтобы работодатель требовал от нас только то, что мы умеем делать
сегодня, и не требовал от нас каких-то новых знаний? То есть, иначе говоря, радовался бы той квалификации, которую мы
когда-то получили или той, которую мы получили недавно, выбрав профессию в основном по звучному названию, старейшей репутации
и хорошему пиару ВУЗа или другого учебного заведения, исходя в основном из своих соображений о дальнейшем применении своих
профессиональных данных?
Легко!
Чтобы решить эту «несложную», почти арифметическую, задачу давайте договоримся о том,
что: 1. мы как потребители, останавливаем все свои
потребности.
2. мы возвращаемся
в плановый гипердефицит 1985-1990 годов, чтобы была возможность использовать профессии, имеющие применение тогда. Например
- машинистка, пользователь ПК, персональный водитель, чертежник, портной по подъему петель на колготках. 3. не требуем новых товаров от производителей, а берем то, что смогут дать – чугунный утюг (он ведь тоже гладит).
Тогда – задача решена.
Потому что работодатели, у которых мы, как потребители, будем скупать все подряд и
в обязательном порядке, потому что другого все равно нет, наверняка не будут иметь никаких претензий к нашей устаревшей или
сверхтеоретической или сверхнепрактической эрудиционной квалификации. Даже к ее полному отсутствию они будут относиться
вполне спокойно.
Согласны остановиться и сократить ассортимент в магазинах раз в 100 и больше не покупать
новые компьютеры, новую косметику, новые продукты? Согласны ограничить свои потребности двумя видами молочных продуктов
– молоко и кефир, в двух вариантах ассортимента – жирный и нежирный?
Нет?
Тогда не требуйте невозможного от работодателей.
Логика рынка проста.
Вы как потребители определяете спрос.
Спрос выстраивает работодателей под себя, иначе организация разорится и работу потеряют
даже те работники, которые уже у него работают.
А работодатель требует для создания и реализации своего товара от поставщиков те материалы
и комплектующие и от своих работников ту профессиональную квалификацию и за ту цену, которая может соответствовать конечному
спросу на изготавливаемый товар.
То есть главный виновник новых требований работодателя, как ни странно все тот же потребитель
- то есть вы, который хочет все больше и больше от других, хочет, чтобы подстраивались под него – его желания и интересы,
но почему-то абсолютно не желает ни под кого подстраиваться, и уж тем более изменяться сам.
Что происходит, когда работодатель не может найти нужную квалификацию или нужный ресурс
для работы организации? Он поступает так же, как и вы, находясь в роли потребителя. Если вам нужна еда, то вы
не возьмете шампунь для мытья животных, как бы вас не уговаривали. Если вы уже использовали хороший стиральный порошок,
то не будете стирать одежду хозяйственным мылом. Если вы привыкли к импортным маркам автомобилей, то вас сложно заставить
использовать отечественные марки. Если вы перешли на новые компьютерные технологии и освоили новую музыкальную технику,
то вас невозможно вернуть к старым технологиям и кассетному магнитофону.
Или, может, желаете вернуться?
Если работодатель не находит нужный персонал, то он: 1. заменит эту квалификацию машиной или новой технологией,
2. освоит эту профессию сам,
3. найдет персонал в другом регионе, где работу и работодателя ценят больше,
4. обучит персонал, взяв его на работу на определенных условиях.
5. переведет производство в другие регионы, где этого ресурса достаточно, обеспечив
безработицу этому региону.
Вспомните о замечательных безвременно почивших, а некогда престижных профессиях
- секретарь-машинистка, персональный водитель, пользователь ПК.
В 1991 году представители этих профессий даже предположить не могли, что
их квалификация является специфическим приложением к оборудованию и большей ценности
не представляет.
Давайте проследим появление, развитие и гибель подобных профессий.
Древние времена. Затем появляется бумага, перо, чернила. Одной из самых уважаемых и
значимых профессий, если не самой уважаемой профессией, становится писарь – тот, кто умеет красиво оформлять пером знаки
на бумаге. Именно он, в силу своей профессии имеет доступ к документам и важным лицам.
Но научный прогресс идет в обнимку со спросом и через некоторое время писать пером
умеют многие, даже ученики гимназий. И нет больше писаря.
Дальше для ускорения и большей красоты написания документов появляется пишущая машинка.
Специальность машинистка очень долго была достаточно престижной, особенно в СССР, в
связи с жестким плановым распределением обязанностей и банальной непрестижностью для руководителя стучать по клавишам.
Также, достаточно почетной была работа персонального водителя, потому что рядом с начальством,
в курсе всех проблем и материальных благ начальства (всегда что-нибудь перепадало).
Но прошло время, открылись ворота цивилизации, наступили времена рыночных отношений,
и появилось много компьютеров и автомобилей, более соответствующих персональному спросу потребителя.
Массовый спрос требует от производителя упрощения использования продукции, чтобы охватить
все категории населения, а не только специалистов в этой области. Узкий спрос – нерентабелен.
Поэтому забавно развитие Интернета в нашей стране, который вначале захватили специалисты
от программирования и компьютерной техники.
Они наивно полагали, что, установив свои правила игры в этом пространстве, смогут пожизненно
получать сверхдоходы за счет всеобщей (после СССР) компьютерной безграмотности, а также воспрепятствовать массовому потребительскому
спросу, подчиняющемуся законам экономики и упрощающему доступ и использование Интернет-продуктов.
Руководители пересели на свои автомобили, легко освоив этот навык, также как
и навык набора своих мыслей на клавиатуре компьютера.
В рамках рыночных отношений только появившаяся профессия пользователь ПК погибла, практически,
не успев развиться. Также в стадии стагнации находятся в начале 90-х модные и доходные в то время профессии обслуживающих
ПК программистов, загружающих в ваш компьютер такие «серьезные» программы как DOS, а затем Windos, устанавливающих на ваш компьютер принтер, картинку на рабочий стол компьютераи
т. п.
Спрос потребителя потребовал того, чтобы это смог сделать каждый – и профессия, не
успев развиться, сразу умерла, как любая деятельность, связанная с новым видом обслуживания техники или оборудования.
Это судьба всех вспомогательных профессий. Вспомните, сколько стоила лет 5 назад работа
по созданию сайта. Сравните ценность этой работы с сегодняшней ее стоимостью.
Предположим, такие профессии работодатель освоит, либо найдет какой-либо технический
или технологический эквивалент, например программу рассылки факсов вместо диспетчера или введет систему самообслуживания
вместо большого количества продавцов, от настроения которых напрямую зависят продажи товаров. Нет продавцов – нет зависимости
от их настроения, есть только прямая зависимость от спроса потребителей на данный товар. Нет секретаря, рассылающего
факсы – нет, переутомленного однообразной деятельностью работника, портящего настроение всему коллективу.
А, если требуются иные профессии, которых нет в регионе, и они не входят в перечень
специальностей прилагаемых к офисному оборудованию или обслуживанию?
Тогда работодатель ищет необходимый ему персонал
в других регионах.