Авторские курсы С. Сивец Новая книга - Технология карьеры
Что происходит сегодня на рынке труда? Вялотекущая безработица или отсутствие
кадров?
Конечно безработица – скажете вы. Конечно, катастрофическое отсутствие профессионально
подготовленных и готовых работать людей – скажут работодатели.
Кто прав? Конечно, работодатель.
Общие требования рынка диктуют ему потребность в кадрах с определенными профессиональными
качествами.
Наши кадры упорно не желают слышать эти потребности и настаивают на необходимости использовать
то, что у них имеется сейчас, не желая ни реставрировать свою квалификацию, ни получить новую. Поскольку они – кадры,
и так в свое время многому учились и поназаканчивали аж целых два ВУЗа, имеют ученые степени (полученные лет …цать назад).
Умами владеет замечательный советский стереотип, выросший из плановой экономики о том,
что, если в юности получил одно высшее или специальное образование, то это образование, как почетное звание - на всю оставшуюся
жизнь.
И его вполне достаточно, чтобы получать с него пожизненные дивиденды от работодателя.
А уж, если получил ученую степень, то только за ее наличие необходимо пожизненно доплачивать,
не требуя выхода ученого работника на работу.
Неправильный стереотип – квалификация «умирает» через полгода, если мы не начинаем
ее применять, и устаревает полностью через три.
Такие правильные «стереотипы» во всех развитых странах. Где персонал привык продавать
свою способность к труду, конкурируя на рынке труда и вкладывая в квалификацию силы и средства ежегодно, чтобы не отстать
и, чтобы такой сложный товар, как квалификация мог хорошо продаваться на рынке труда, быть востребованным.
У нас сегодня, к сожалению, еще не все осознали, что образование является одним
из основных товаров первой необходимости, необходимых практически всем людям не взирая на их возраст и первоначальное образование.
Фитнес мозгов пока не в моде в отличие от фитнеса тела, и необходимость в нем
еще пока не осознана инфантильным российским населением.
Из вышеизложенного очевидно, что потребителем квалификации, ее покупателем всегда является
работодатель.
А продавцом своей квалификации соответственно должен быть специалист, желающий получить
работу, то есть стать работником у конкретного работодателя.
На самом деле, наш продавец, воспитанный в лучших традициях социализма и постсоциализма,
не осознает себя таковым, и продавать свою квалификацию не желает.
Что же он желает?
Как царевна в тереме из лучших русских народных сказок он ждет, чтобы завоевывали его
сердце, добивались его руки, за него сражались, до его окна в тереме «допрыгивали», им восхищались, восторгались, раскрывали
его творческий и интеллектуальный потенциал, предоставляли ему возможность раскрыться и блистать во всей красе.
Разумеется, за достойную, по его мнению, о его профессиональном и личном потенциале
зарплату и тогда, может быть, он – гений, пока еще правда не признанный и непонятый остальными, покажет свою способность
работать, а может быть … и нет.
По мнению работника, работа – это, прежде всего общение между коллегами, духовный рост,
профессиональное развитие, достойно оплачиваемое теми, кому не повезло быть работниками и они по глупости взяли на себя ответственность
или создали свое дело, то есть - работодателями.
Сказочное воспитание сделало свое дело. Правда, эта «царевна» не задумывается о том,
нужно ли это претенденту на ее руку? Ведь в высоком тереме лица не разглядишь, да и «царевен» не так уж мало, претендующих
на сердце принца.
Что это? Парадоксальное поведение от безысходности – раз никто не берет, тогда повысим
цену, и будем гордиться нашей потенциальной непризнанной ценностью, которую никто и чем дальше, тем скорее – никогда, не
заплатит?
Такое поведение актуально не только для работников, но и для других участников рынка
в России. Так, бизнесмены от строительства до сих пор не могут смириться с падением спроса на жилье, а привычка получать
монопольно и очень много вынуждает к экономическому парадоксу – повышению цен на жилье, провоцирующему ажиотажный временный
спрос.
К сожалению, появление вариантов ипотечного кредитования не учитывающих монопольных
условий строительства только провоцирует увеличение стоимости жилья, поскольку государство и банки путем кредитования финансируют
«сказочные цены» на жилье сегодня, втягивая население в долгосрочные выплаты необоснованно высокой стоимости жилья – завтра.
А завтра, в конкурентном пространстве, насыщенном рынке жилья – цена на это жилье
будет несоизмеримо меньше.
Аналогично, как сегодня в условиях насыщенного конкурирующего рынка, простейший копировальный
аппарат не имеет стоимости двух новых отечественных автомобилей марки «Жигули» девятой модели, а пакет супа не стоит от пяти
до десяти долларов, в отличие от 1991-1992 годов гипердефицитного рынка.
Владельцы недвижимости, также теряющие сегодня арендаторов, в связи с появлением
возможности выкупить недвижимость, а также в связи с увеличением количества бизнес-центров, и, следовательно, увеличением
количества предложений услуг по аренде, при относительно стабильном спросе продолжают увеличивать цены на аренду. Мотив
простой: Я привык с этого помещения получать столько-то.
Если раньше эту сумму платили четверо арендаторов, а сейчас остались двое, значит -
пусть эти двое оплатят глупость тех, которые от меня сбежали. А, если и эти сбегут? Найду того, кто будет платить
столько, сколько я хочу.
Спрос падает? Надо следовать закону спроса-предложения и снижать цены?
А я не буду. Если не по моей цене – то лучше пусть не достанется никому.
И ждут ведь годами, когда придет тот, кто оплатит желаемое количество денежных знаков,
тормозя товарооборот рынка. Лимит ожидания – это окончание, накопленных ранее на гиперспросе огромных денежных средств.
Как вы отнесетесь к продавцу в супермаркете, который вместо показа и демонстрации необходимого
вам товара попросит вас сначала рассказать ему и даже доказать то, что его товару будет хорошо в вашем доме?
Затем продавец, продолжая игнорировать вашу просьбу о демонстрации товара, попросит
вас рассказать обо всех перспективах использования товара на ближайшие два-три года, а также принести вас форму 7 и форму
9 для подтверждения хороших условий нахождения, хранения и применения еще не приобретенного вами товара.
Например, что-то из серии: Покупатель: Какие параметры
имеет этот компьютер? Продавец: Вы уверены, что ваш уровень грамотности и ваши жилищные условия подходят
для того, чтобы мы могли продать вам наш компьютер?
Такой вариант парадоксальной купли-продажи - наоборот, где главным действующим лицом
является продавец, возможен в гипердефицитном обществе
с тотальным дефицитом товаров, практическим отсутствием предложения работ и услуг,
которое существовало в СССР, где купить что-либо было невозможно, но зато можно было ДОСТАТЬ (разумеется, за дополнительные
деньги или услуги) абсолютно все, что было на территории СССР по блату и, имея связи в сфере торговли или власти.
Именно такую систему взаимоотношений без очевидного успеха демонстрируют сегодня продавцы
своей квалификации - наши кадры.
Причем в обоих случаях - и, если квалификация действительно соответствует требованиям
работодателя, и даже если она абсолютно не подходит работодателю.
Почему?
Потому что такой же только кадровый гипердефицит присутствует в нашей стране. С одной
стороны отсутствие достаточного количества профессиональных кадров, с другой стороны - безработица, вызванная тем, что плановое
государственное распределение работы и зарплаты для всех в обязательном порядке закончилось и содержать ненужный персонал
некому и не на что, а другого персонала пока нет.
Работник традиционно ошибочно выступает в России как покупатель работодателя со всей
его организацией на изобретенных работником собственных виртуальных условиях осуществления работы. Разумеется, как
обычно, только за достойную его – работника, оплату.
Часто эти условия в большей степени соответствуют советскому образцу, правда, без дополнительных
общественных нагрузок, овощебаз, субботников, дежурств в народной добровольной дружине на бесплатной основе.
Потому что о той мизерной зарплате и множестве дополнительных условий работы - уже
забыли, но из уст в уста в стиле народного творчества передаются основные постулаты взаимодействия с единственным в СССР,
всё могущем (всемогущим) работодателем - государством.
Если перевести это на язык торговли, то логика поведения работника достаточно простая
– цена моего чугунного утюга 30000 рублей, не потому что это столько стоит или кто-то этот утюг очень хочет купить, а потому
что мне столько требуется денег для решения моих проблем (мне же надо на что-то жить), а другого товара для продажи у меня
нет.
Поэтому я выставляю свой прайс на достойную меня зарплату, обеспечивающую все мои потребности,
сижу и жду, пока кто-нибудь мне эту зарплату предоставит на выгодных для меня условиях.
Но за меньшие деньги (правда, пока меня кто-то другой обеспечивает) «я и пальцем не
шевельну» или «я и с дивана не встану» и другие в том же стиле интерпретации.
А если никто не заплатит мне, ту достойную меня зарплату, тогда государство обязано
мне обеспечить достойную жизнь.
А под достойной жизнью понимается все та же достойная зарплата.
Где наш работник взял это обязательство государства – понятно.
По-видимому, он, не имея, как обычно, необходимой квалификации, в том числе в правовых
вопросах но, имея устойчивое совковое заблуждение о том, что когда-то полученное высшее образование в одной сфере является
единым пропуском во все сферы деятельности на все века, очень по-своему «изучил» статью 7 Конституции России, прочитав ее
вместо: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», как: «Российская Федерация – социальное государство,
политика которого направлена на выдачу мне достойной зарплаты.
Удивительно, насколько избирательно используются хорошо усвоенные в советское время,
стереотипы.
Девиз сферы обслуживания – «Потребитель всегда прав», мы распространяем только на себя
в качестве шоппингменов и никак не идентифицируем его на самого главного потребителя - работодателя, являющегося для нас,
более мелких потребителей, поставщиком в обмен на нашу квалификацию денежных средств и в обмен на наши денежные средства
поставщиком наших любимых товаров -одновременно.
Артур Рубинштейн говорил, что если он не будет упражняться один день, то он один заметит
ухудшения своего исполнения, если два дня – то это заметят критики, а если три дня, то это заметят слушатели.
Великие артисты, музыканты, певцы, ученые, имеющие соответствующую рынку потребления
квалификацию, тем не менее, постоянно обучаются, развивают новые направления своей деятельности, прекрасно понимая, что в
противном случае они останутся невостребованными. Как стали ненужными очень многие мелькнувшие на экране в одной яркой
роли актеры, с одной хитовой песней певцы или музыканты.
Причем, интересна одна закономерность – чем выше и эксклюзивнее квалификация специалиста,
тем меньше необоснованных амбиций.
Чем ниже квалификация или, если ее качество совсем не соответствует современным требованиям,
тем агрессивнее амбициозность, тем выше необоснованные фанаберия и гонор.
Выводы:
1. Квалификация – это товар, который, как и все другие товары должен соответствовать
спросу.
2. Квалификация – это сложный товар, который надо уметь продавать. 3.
Квалификация – это быстропортящийся товар, который требует постоянных - поддержки и совершенствования.
4. Квалификация – это феноменальный товар, который может выстроить спрос под
себя.
5. Зарплата является результатом и оценкой соответствующей рынку и примененной
квалификации.
Поэтому работать так, как вы хотите, вы будете с небольшой поправкой на то - как этого
хочет ваш работодатель, в том числе, если этим работодателем будете вы.
(812) 233-33-66, 233-35-50 запись на обучение и тренинги