Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Авторские курсы С. Сивец Новая книга - Технология карьеры


Что происходит сегодня на рынке труда?
Вялотекущая безработица или отсутствие кадров?

Конечно безработица – скажете вы. Конечно, катастрофическое отсутствие профессионально подготовленных и готовых работать людей – скажут работодатели.

 

Кто прав? Конечно, работодатель.

Общие требования рынка диктуют ему потребность в кадрах с определенными профессиональными качествами.

Наши кадры упорно не желают слышать эти потребности и настаивают на необходимости использовать то, что у них имеется сейчас, не желая ни реставрировать свою квалификацию, ни получить новую.
Поскольку они – кадры, и так в свое время многому учились и поназаканчивали аж целых два ВУЗа, имеют ученые степени (полученные лет …цать назад).

 

Умами владеет замечательный советский стереотип, выросший из плановой экономики о том, что, если в юности получил одно высшее или специальное образование, то это образование, как почетное звание - на всю оставшуюся жизнь.

И его вполне достаточно, чтобы получать с него пожизненные дивиденды от работодателя.

А уж, если получил ученую степень, то только за ее наличие необходимо пожизненно доплачивать, не требуя выхода ученого работника на работу.

 

Неправильный стереотип – квалификация «умирает» через полгода, если мы не начинаем ее применять, и устаревает полностью через три.

Такие правильные «стереотипы» во всех развитых странах.
Где персонал привык продавать свою способность к труду, конкурируя на рынке труда и вкладывая в квалификацию силы и средства ежегодно, чтобы не отстать и, чтобы такой сложный товар, как квалификация мог хорошо продаваться на рынке труда, быть востребованным.


У нас сегодня, к сожалению, еще не все осознали, что образование является одним из основных товаров первой необходимости, необходимых практически всем людям не взирая на их возраст и первоначальное образование.


Фитнес мозгов пока не в моде в отличие от фитнеса тела, и необходимость в нем еще пока не осознана инфантильным российским населением.

 

Из вышеизложенного очевидно, что потребителем квалификации, ее покупателем всегда является работодатель.

А продавцом своей квалификации соответственно должен быть специалист, желающий получить работу, то есть стать работником у конкретного работодателя.

 

На самом деле, наш продавец, воспитанный в лучших традициях социализма и постсоциализма, не осознает себя таковым, и продавать свою квалификацию не желает.

 

Что же он желает?

Как царевна в тереме из лучших русских народных сказок он ждет, чтобы завоевывали его сердце, добивались его руки, за него сражались, до его окна в тереме «допрыгивали», им восхищались, восторгались, раскрывали его творческий и интеллектуальный потенциал, предоставляли ему возможность раскрыться и блистать во всей красе.

Разумеется, за достойную, по его мнению, о его профессиональном и личном потенциале зарплату и тогда, может быть, он – гений, пока еще правда не признанный и непонятый остальными, покажет свою способность работать, а может быть … и нет.

 

По мнению работника, работа – это, прежде всего общение между коллегами, духовный рост, профессиональное развитие, достойно оплачиваемое теми, кому не повезло быть работниками и они по глупости взяли на себя ответственность или создали свое дело, то есть - работодателями.

 

Сказочное воспитание сделало свое дело. Правда, эта «царевна» не задумывается о том, нужно ли это претенденту на ее руку? Ведь в высоком тереме лица не разглядишь, да и «царевен» не так уж мало, претендующих на сердце принца.

Что это? Парадоксальное поведение от безысходности – раз никто не берет, тогда повысим цену, и будем гордиться нашей потенциальной непризнанной ценностью, которую никто и чем дальше, тем скорее – никогда, не заплатит?

 

Такое поведение актуально не только для работников, но и для других участников рынка в России.
Так, бизнесмены от строительства до сих пор не могут смириться с падением спроса на жилье, а привычка получать монопольно и очень много вынуждает к экономическому парадоксу – повышению цен на жилье, провоцирующему ажиотажный временный спрос.

К сожалению, появление вариантов ипотечного кредитования не учитывающих монопольных условий строительства только провоцирует увеличение стоимости жилья, поскольку государство и банки путем кредитования финансируют «сказочные цены» на жилье сегодня, втягивая население в долгосрочные выплаты необоснованно высокой стоимости жилья – завтра.


А завтра, в конкурентном пространстве, насыщенном рынке жилья – цена на это жилье будет несоизмеримо меньше.

Аналогично, как сегодня в условиях насыщенного конкурирующего рынка, простейший копировальный аппарат не имеет стоимости двух новых отечественных автомобилей марки «Жигули» девятой модели, а пакет супа не стоит от пяти до десяти долларов, в отличие от 1991-1992 годов гипердефицитного рынка.


Владельцы недвижимости, также теряющие сегодня арендаторов, в связи с появлением возможности выкупить недвижимость, а также в связи с увеличением количества бизнес-центров, и, следовательно, увеличением количества предложений услуг по аренде, при относительно стабильном спросе продолжают увеличивать цены на аренду.
Мотив простой: Я привык с этого помещения получать столько-то.

Если раньше эту сумму платили четверо арендаторов, а сейчас остались двое, значит - пусть эти двое оплатят глупость тех, которые от меня сбежали.
А, если и эти сбегут?
Найду того, кто будет платить столько, сколько я хочу.

Спрос падает? Надо следовать закону спроса-предложения и снижать цены?

А я не буду. Если не по моей цене – то лучше пусть не достанется никому.

 

И ждут ведь годами, когда придет тот, кто оплатит желаемое количество денежных знаков, тормозя товарооборот рынка. Лимит ожидания – это окончание, накопленных ранее на гиперспросе огромных денежных средств.

 

Как вы отнесетесь к продавцу в супермаркете, который вместо показа и демонстрации необходимого вам товара попросит вас сначала рассказать ему и даже доказать то, что его товару будет хорошо в вашем доме?

 

Затем продавец, продолжая игнорировать вашу просьбу о демонстрации товара, попросит вас рассказать обо всех перспективах использования товара на ближайшие два-три года, а также принести вас форму 7 и форму 9 для подтверждения хороших условий нахождения, хранения и применения еще не приобретенного вами товара.


Например, что-то из серии:
Покупатель: Какие параметры имеет этот компьютер?
Продавец: Вы уверены, что ваш уровень грамотности и ваши жилищные условия подходят для того, чтобы мы могли продать вам наш компьютер?

 

Такой вариант парадоксальной купли-продажи - наоборот, где главным действующим лицом является продавец, возможен в гипердефицитном обществе

с тотальным дефицитом товаров, практическим отсутствием предложения работ и услуг, которое существовало в СССР, где купить что-либо было невозможно, но зато можно было ДОСТАТЬ (разумеется, за дополнительные деньги или услуги) абсолютно все, что было на территории СССР по блату и, имея связи в сфере торговли или власти.

 

Именно такую систему взаимоотношений без очевидного успеха демонстрируют сегодня продавцы своей квалификации - наши кадры.

Причем в обоих случаях - и, если квалификация действительно соответствует требованиям работодателя, и даже если она абсолютно не подходит работодателю.

 

Почему?

Потому что такой же только кадровый гипердефицит присутствует в нашей стране. С одной стороны отсутствие достаточного количества профессиональных кадров, с другой стороны - безработица, вызванная тем, что плановое государственное распределение работы и зарплаты для всех в обязательном порядке закончилось и содержать ненужный персонал некому и не на что, а другого персонала пока нет.

 

Работник традиционно ошибочно выступает в России как покупатель работодателя со всей его организацией на изобретенных работником собственных виртуальных условиях осуществления работы.
Разумеется, как обычно, только за достойную его – работника, оплату.

 

Часто эти условия в большей степени соответствуют советскому образцу, правда, без дополнительных общественных нагрузок, овощебаз, субботников, дежурств в народной добровольной дружине на бесплатной основе.

Потому что о той мизерной зарплате и множестве дополнительных условий работы - уже забыли, но из уст в уста в стиле народного творчества передаются основные постулаты взаимодействия с единственным в СССР, всё могущем (всемогущим) работодателем - государством.

 

Если перевести это на язык торговли, то логика поведения работника достаточно простая – цена моего чугунного утюга 30000 рублей, не потому что это столько стоит или кто-то этот утюг очень хочет купить, а потому что мне столько требуется денег для решения моих проблем (мне же надо на что-то жить), а другого товара для продажи у меня нет.

Поэтому я выставляю свой прайс на достойную меня зарплату, обеспечивающую все мои потребности, сижу и жду, пока кто-нибудь мне эту зарплату предоставит на выгодных для меня условиях.

Но за меньшие деньги (правда, пока меня кто-то другой обеспечивает) «я и пальцем не шевельну» или «я и с дивана не встану» и другие в том же стиле интерпретации.

 

А если никто не заплатит мне, ту достойную меня зарплату, тогда государство обязано мне обеспечить достойную жизнь.

А под достойной жизнью понимается все та же достойная зарплата.


Где наш работник взял это обязательство государства – понятно.

По-видимому, он, не имея, как обычно, необходимой квалификации, в том числе в правовых вопросах но, имея устойчивое совковое заблуждение о том, что когда-то полученное высшее образование в одной сфере является единым пропуском во все сферы деятельности на все века, очень по-своему «изучил» статью 7 Конституции России, прочитав ее вместо:
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»,
как:
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на выдачу мне достойной зарплаты.

 

Удивительно, насколько избирательно используются хорошо усвоенные в советское время, стереотипы.

Девиз сферы обслуживания – «Потребитель всегда прав», мы распространяем только на себя в качестве шоппингменов и никак не идентифицируем его на самого главного потребителя - работодателя, являющегося для нас, более мелких потребителей, поставщиком в обмен на нашу квалификацию денежных средств и в обмен на наши денежные средства поставщиком наших любимых товаров -одновременно.

 

Артур Рубинштейн говорил, что если он не будет упражняться один день, то он один заметит ухудшения своего исполнения, если два дня – то это заметят критики, а если три дня, то это заметят слушатели.

 

Великие артисты, музыканты, певцы, ученые, имеющие соответствующую рынку потребления квалификацию, тем не менее, постоянно обучаются, развивают новые направления своей деятельности, прекрасно понимая, что в противном случае они останутся невостребованными.
Как стали ненужными очень многие мелькнувшие на экране в одной яркой роли актеры, с одной хитовой песней певцы или музыканты.

Причем, интересна одна закономерность – чем выше и эксклюзивнее квалификация специалиста, тем меньше необоснованных амбиций.

Чем ниже квалификация или, если ее качество совсем не соответствует современным требованиям, тем агрессивнее амбициозность, тем выше необоснованные фанаберия и гонор.

 

Выводы:

1. Квалификация – это товар, который, как и все другие товары должен соответствовать спросу.

2. Квалификация – это сложный товар, который надо уметь продавать.
3. Квалификация – это быстропортящийся товар, который требует постоянных - поддержки и совершенствования.

4. Квалификация – это феноменальный товар, который может выстроить спрос под себя.

5. Зарплата является результатом и оценкой соответствующей рынку и примененной квалификации.

 

Поэтому работать так, как вы хотите, вы будете с небольшой поправкой на то - как этого хочет ваш работодатель, в том числе, если этим работодателем будете вы.

(812) 233-33-66, 233-35-50  запись на обучение и тренинги

 

 


В избранное