Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как зарабатывать на авторынке


ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРЫНКА

Статья в журнале «Управление автобизнесом», январь 2013

 

VII опрос удовлетворенности автодилеров, проведенный по состоянию на  октябрь 2012г. компанией «Ernst & Young» совместно с РОАД показал множество проблем в отношениях дилеров с импортерами, не решаемых годами намеренно или из-за некомпетентности сотрудников импортеров.

Несмотря на разговоры о взаимовыгодных отношениях, действительность порой совсем иная. Установлению партнерских отношений препятствуют неоправданное применение власти, преследование собственной выгоды, акцентирование на негативных аспектах, авантюризм.

Ниже приведены только некоторые чаще других упоминавшиеся проблемы:

*     логистика запчастей организована на низком уровне;

*     схемы ведения бизнеса у некоторых импортеров жестко регламентированы;

*     непрозрачность и дискриминация при выборе дилерских центров;

*     требования к дилерским центрам завышены и неадекватны;

*     слишком короткий срок действия дилерского договора (1 год), не окупаются инвестиции;

*     непрозрачность и дискриминация при распределении автомобилей и запасных частей между дилерами;

*     неадекватные требования к объемам складов новых автомобилей;

*     одностороннее изменение дистрибутором плана поставки дилеру автомобилей и запасных частей;

*     в условиях предоставления бонусов усиливается зависимость от автопроизводителей,  есть признаки противодействия конкуренции, фиксации цен;

*     отсутствие условия об обратном выкупе у дилера приобретенных у дистрибутора по его рекомендации запасных частей при расторжении дистрибутором дилерского договора в одностороннем порядке;

*     право импортера на расторжение дилерского договора в одностороннем порядке без объяснения причин; 

*     требование дистрибутора о приобретении дилером запасных частей и материалов для обслуживания автомобилей только у дистрибутора или рекомендованных им поставщиков данных товаров; 

*     отсутствие ответственности дистрибутора перед дилером за нарушение условий дилерского договора;

*     о старте акции сообщают за день до старта;

*     несвоевременность акций;

*     задержки с возмещением рекламных бюджетов;

*     отсутствие консолидированной ответственности дистрибутора и дилера перед конечными потребителями автомобилей;

*     принуждение покупать большие партии автомобилей и запчастей в ущерб интересам дилеров, из-за чего образуются неликвиды;

*     неразумная маркетинговая политика некоторых импортеров, из-за которой дилеры вынуждены нести убытки;

*     принуждение дилеров продавать модели ограниченного спроса, которые требуют повышенных затрат на продвижение;

*     принуждение дилеров приобретать тестовые машины, пусть и со скидкой  - это серьезная статья расходов;

*     принуждение дилеров торговать сопутствующими товарами, поставляемыми импортерами; при этом товары произведены явно не автопродуцентами – вероятно, это частный бизнес сотрудников импортеров.

 

Подобные проблемы в Евросоюзе решаются регулированием авторынка в интересах потребителей, автодилеров и независимых сервисов. Предложения и требования  дилерских и сервисных ассоциаций положены  в основу новых Регламентов от 2002 и 2010гг.  В Евросоюзе имеются ассоциации дилеров каждого бренда. В России подобные ассоциации есть только у брендов ВАЗ, КАМАЗ, Renault и  недавно появилась у Mercedes.  Когда же дилеры остальных брендов перестанут ожидать милости от импортеров, а будут добиваться своих прав, объединившись в ассоциации?

 

Принимая во внимание невысокую правовую информированность участников нашего авторынка, представляется целесообразным создание сайта, на котором специалисты  ФАС, РОАД, АСА, ОЗПП и других осведомленных организаций, разъясняли бы порядок и практику применения российского законодательства и подзаконных актов в первую очередь импортерам и дистрибьюторам, представляющим интересы производителей техники и компонентов к ней, а также автодилерам, независимым сервисам и фирмам, торгующим запчастями.  Этот сайт станет базой для урегулирования коллизий между участниками рынка.

Сейчас порой выясняется, что персонал импортеров, состоящий в абсолютном большинстве из российских граждан, не владеет даже основами законодательства России, регулирующего имущественные, коммерческие и претензионные отношения. В результате отношения импортеров с дилерами отличаются волюнтаризмом, причем силовые методы импортеров направлены только на соблюдение интересов зарубежных хозяев, а порой и личных интересов отдельных сотрудников.

 

Правовое регулирование авторынка в Евросоюзе периодически обновляется по мере изменений в деловой практике и появления новых тенденций. Последнее такое обновление произошло путем принятия Комиссией ЕС Регламента №1400/2002 от 31 июля 2002г. и дополняющих его Регламентов Комиссии ЕС № 330/2010 от 20 апреля 2010 и № 461/2010 от 27 мая 2010г. Еврокомиссия принимает меры для подробного разъяснения применения положений Регламентов к участникам рынка. В частности, Комиссия на своем сайте публикует ответы на вопросы участников рынка о применении Регламента в конкретных ситуациях.

Последнюю такую публикацию, представляющую интерес и для российских автодилеров и независимых сервисов, мы приводим ниже. Ответы адресованы фирмам и частным лицам, работающим в автомобильном секторе рынка и юристам-практикам, чтобы пояснить, как Комиссия и ее Генеральная дирекция по вопросам конкуренции подходят к решению вопросов в отношении рынка автотранспортных средств.

 

 ОТВЕТЫ ЕВРОКОМИССИИ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

по применению антимонопольных правил ЕС в автомобильном секторе[1]

 

ГАРАНТИИ

Гарантия производителя не должна ставиться в зависимость от выполнения конечным пользователем негарантийных ремонтов и сервиса только в дилерских техцентрах. Условия гарантии не должны требовать использования только оригинальных запчастей для негарантийных ремонтов.

1. Применяется ли запрет на эту зависимость при упоминании ограничений в договоре купли-продажи или в буклете о сервисе и гарантии?

Ограничения запрещены независимо от документа, в который их включают. 

2. Можно ли включать запрет сервиса вне дилерской сети и использования неоригинальных запчастей в условия расширенной гарантии, предоставляемой дилером, а не производителем автомобиля?

Нет. Дилер является частью торгово-сервисной сети поставщика автомобилей и его действия рассматриваются Регламентом ЕС как антиконкурентные  действия поставщика.  

3. Можно ли включать запрет сервиса вне дилерской сети и использования неоригинальных запчастей в условия расширенной гарантии, предоставляемой производителем автомобиля или его дилером не напрямую, а через третье лицо, например, через страховщика?

Нет. По сути это та же ситуация, что и в вопросе 2, причем не приносящая никакой выгоды для страховой компании.   

4. Можно ли включать запрет сервиса вне дилерской сети и использования неоригинальных запчастей в условия расширенной гарантии, приобретаемой клиентом у  производителя автомобиля или у его дилера  через несколько лет после покупки автомобиля?

Да. Такая гарантия вряд ли приведет к нарушению правил конкуренции.  

5. Сможет ли потребитель отремонтировать по гарантии транспортное средство, которое он купил у дилера в другом государстве-члене ЕС?

Да, хотя могут применяться некоторые изменения объема гарантии. 

6. Может ли изготовитель транспортного средства требовать использования запчастей определенных поставщиков вместо оригинальных?

Такое ограничение нарушает правила конкуренции, т.к.  исключает альтернативные каналы получения запасных частей.  

 

ЛИЗИНГ

7. Если транспортное средство сдается в аренду от фирмы, связанной с поставщиком автомобилей, может ли эта фирма требовать, чтобы сервис осуществлялся в авторизованной сети и использовались только оригинальные запчасти?   

Да, если фирма не уверена, что переход права собственности на автомобиль к арендатору будет иметь место по окончании срока действия договора или в конце срока аренды.

В принципе, пока нет уверенности, что право собственности на транспортное средство будет переведено на арендатора, лизинговая компания будет иметь интерес в сохранении автомобиля на учете по остаточной стоимости и, таким образом, иметь большую стоимость транспортного средства, если оно всегда ремонтировалось у дилеров, используя исключительно оригинальные детали.

Напротив, если передача права собственности обязательно произойдет,   лизинговая компания не имеет интереса к остаточной стоимости автомобиля.  

 

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ

8. Может ли поставщик автомобилей предоставлять бонусы или скидки на запатентованные запчасти в зависимости от одновременной продажи оригинальных конкурирующих запчастей?

Бонусы и скидки являются законными средствами стимулирования ремонтников в продаже большего количества запчастей данного бренда. Однако следует понимать, что таким образом поставщик использует доминирующее положение на рынке запчастей и хочет безосновательно получить преимущества на рынке сервиса.  

9. Может ли поставщик автомобилей обязывать дилеров складировать запасные части альтернативных поставщиков отдельно от оригинальных собственного бренда?

В общем, да, если это не делает чрезмерно сложной работу ремонтников в  использовании альтернативных торговых марок частей. Поставщики автомобилей могут иметь законный интерес в организации упорядоченного хранения запчастей, в частности, чтобы запчасти альтернативных поставщиков не были использованы для гарантийного ремонта. Однако требования этого типа не должны чрезмерно усложнять контроль запасов, увеличивать необходимое пространство для хранения или затруднять доступ до такой степени, что ремонтники не
в состоянии использовать альтернативные марки запчастей.  Примерами неоправданных ограничений, являются требования иметь отдельный склад для альтернативных деталей, или не хранить такие детали на рабочем посту.  

10. Может ли официальный дилер отказаться от поставок патентованных запчастей  независимым ремонтникам?

В общем, да, хотя он теряет возможную выручку. Независимый ремонтник может обратиться к другому дилеру. Если же все дилеры бренда договорились не продавать патентованные запчасти независимым ремонтникам, такое поведение является антиконкурентным. 

11. В каких случаях поставщик автомобилей обязан поставлять запасные части непосредственно независимым ремонтникам?

Если независимые ремонтники сталкиваются с широко распространенными трудностями в получении патентованных запасных частей от авторизованных дилеров, отказ поставщика в поставке этих частей напрямую является нарушением правил конкуренции, т.к. лишает независимых ремонтников возможности восстанавливать автомобили потребителей и лишает потребителей возможности использовать их автомобили. 

12. Может ли поставщик автомобилей запрещать дилерам продажу запасных частей независимым сервисам через агентов - посредников?

Как правило, нет. Если дилер сам не станет продавать запчасти через агентов, это не нарушение правил конкуренции. Однако если поставщик запрещает дилерам продавать через агентов, это будет антиконкурентное ограничение  пассивных продаж. Агенты должны рассматриваться как расширение одной из сторон сделки. Однако для того, чтобы рассматриваться в качестве агента, посредник должен иметь инструкции по приобретению определенного товара и не торговать таким товаром, т.е. не быть перепродавцом.

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Существуют две категории электронного диагностического и ремонтного оборудования:

*     бренд-специфицированное оборудование независимых производителей, продвигаемые на рынок поставщиками автомобилей;

*     универсальное оборудование независимых производителей, которое было разработано, чтобы ремонтировать несколько марок автомобилей.

13. Может ли соглашение между поставщиком автомобилей и дилером предусматривать, что дилер должен использовать только указанное поставщиком бренд-специфицированное оборудование для ремонта автомобилей, даже когда эквивалентное универсальное оборудование имеется на рынке?

Да, если дилерам доступно приобретение такого оборудования.

Независимые ремонтники должны иметь доступ к специализированному оборудованию на тех же условиях, что и дилеры. 

14. Могут ли производители ремонтного оборудования иметь доступ к технической информации для того, чтобы производить мультибрендовое ремонтное оборудование?

Нет.  

 

ДОСТУП К ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

15. Может ли изготовитель транспортного средства отказать в предоставлении доступа к технической информации независимым ремонтникам по причинам и соображениям безопасности?

Нет. Производитель автомобилей - единственный источник полного диапазона технической информации, касающейся транспортных средств своих брендов.  В таком монопольном положении отказ в выдаче технической информации по предполагаемым причинам безопасности будет не совместим с правилами конкуренции.

Независимые ремонтники, как правило, знакомы с системами безопасности, в том числе шин, рулевого управления, тормозов, амортизаторов и исторически с ними работали без негативных последствий для безопасности. Наложение ограничений на предоставление информации для таких систем на том основании, что они связаны с безопасностью, вряд ли будет справедливым. 

Там, где есть необходимость ограничить доступ к противоугонной защите машины, с которой независимые ремонтники, скорее всего, будут незнакомы, такой как высоковольтные электрические системы, что является специфичным для конкретной модели, или к технологии для замены углеродных композитных панелей кузова автомобиля, производитель должен принять наименее ограничительное средство достижения желаемого результата.

Одним из примеров может быть требование к независимым ремонтникам обучиться по конкретной системе или технологии. Когда производитель или его дилер предоставляет такое обучение, от независимых ремонтников не требуется проходить  подготовку в большем объеме, чем это необходимо для работы с системой или технологией, в отношении которых возникла проблема. 

В отношении информации, связанной с противоугонной защитой, криминалистическая проверка записей, автоматически ведущихся в защитных устройствах, может рассматриваться как надлежащее, менее ограничительное средство препятствования утечке информации.

 16. Может ли изготовитель транспортного средства предоставлять скидки и возвраты платежей по технической информации, если дилер закупает определенный объем фирменных запасных частей и оборудования?

Этот вопрос не регулируется Регламентом.

17. Может ли независимый ремонтник   получать доступ к истории ремонта конкретного автомобиля?   

История сервиса должна рассматриваться как техническая информация.  Доступ к истории необходим, чтобы позволить ремонтнику установить какие операции должны быть проведены и дополнить записи после ремонта. Неполные записи снижают остаточную стоимость автомобиля и могут препятствовать определению соблюдения условий гарантии.  

 

ДОСТУП В АВТОРИЗОВАННЫЕ СЕТИ

18. Может ли поставщик автомобилей отказать в приеме в члены его сервисной сети предприятию, отвечающему всем установленным и опубликованным качественным критериям, под предлогом  того, что предприятие уже является сервисным дилером конкурента? 

Нет ничего в природе ремонтных услуг любого бренда, требующего, чтобы они осуществлялись исключительно фирмой, которая не ремонтирует транспортные средства других брендов.  Такой отказ, как правило, вызван  не качественным отбором, а конкурентными соображениями и нарушает правила конкуренции в ЕС. 

  

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ БРОШЮРЫ

 к Регламенту №1400/2002 от 31 Июля 2002[2]

 

Гарантирует ли Регламент какой-то минимальный срок действия соглашения о дилерстве?

Соглашение может заключаться на неопределенный срок  или на фиксированный срок. Если соглашение заключается на фиксированный срок, то такой срок не может быть менее пяти лет. Пятилетнее соглашение, которое гарантирует каждой из сторон право расторгнуть соглашение до истечения срока,  считается соглашением на фиксированный срок менее пяти лет.

 

Может ли поставщик согласовывать со своим дилером контрольные показатели про-даж, которые дилер должен попытаться достичь на определенной территории?

Регламент позволяет поставщику согласовывать со своим дилером контрольные показа-тели продаж в данном географическом регионе. Однако такие согласованные показатели не могут быть использованы для ограничения  поставок  новых  автотранспортных  средств  дилерам.   И  не  может  распределение машин, вознаграждение дилерам или премиальные системы основываться на том, продан или нет автомобиль в пределах согласованного географического региона, так как такие меры косвенно ограничивали бы право дилера вести пассивную торговлю со всеми клиентами в пределах рынка.

 

Может ли поставщик разорвать контракт с дилером если дилер не выполнил согласованный план продаж на своей территории?

Регламент не удерживает поставщика от разрыва соглашения с дилером, который провалился во всех своих усилиях выполнить согласованный план продаж. Однако поставщик не может разорвать дилерское соглашение, если ошибка дилера в выполнении плана продаж возникла из-за невозможности получить достаточное количество автомобилей для удовлетворения спроса, включая запросы клиентов вне его территории деятельности.   Дилеры должны иметь право обратиться в арбитраж в случае споров по вопросам установления плана продаж или его исполнения, включая местные планы продаж.

 

В каких пределах поставщик может иметь доступ к бизнес-показателям дилера, который авторизован также для продажи марок конкурентов?

Поставщик не может требовать доступа к специфическим данным, касающимся продаж или обслуживания автомобилей других марок, так как конкуренты могут возражать против продолжения  продаж их автомобилей фирмой, которая была объектом такого контроля.

В случае если поставщик чувствует необходимость проверить учет дилера, работающего и с другими брендами, он должен заплатить за проведение такой проверки третьей независимой стороной, которая будет соблюдать конфиденциальность коммерчески чувствительной информации.

 

 

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ КНИГИ

 ЖМИТЕ НАЗВАНИЕ - ТАМ ОГЛАВЛЕНИЕ

            АВТОСЕРВИС. СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ, 2013

АВТОСЕРВИС. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, 2013

МАГАЗИН ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ, 2013

СКЛАД. СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ, 2013

 

ДОСТУПНЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ 24 КНИГ ДЛЯ АВТОБИЗНЕСА.

http://bestkniga.ru  http://autoknigi.ru

Ответы на вопросы, семинары: autoiknigi@ya.ru  8-916-1164821


 

[1] Frequently asked questions (faq) on the application of EU antitrust rules in the motor vehicle sector  27.08.2012 http://ec.europa.eu/competition/sectors/motor_vehicles/legislation/mv_faq_en.pdf

 

[2] Волгин В.В. Авторынок Евросоюза. Деловая практика, регулирование, тенденции. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010


В избранное