isänmesez Duslar! Вы можете обсудить материалы рассылки на форуме.
Литературный кризис. Как его преодолеть?
Недавно прошедший съезд писателей Татарстана всколыхнул наболевшие проблемы.
О них корреспонденту "Восточного экспресса" поведал известный публицист
и литературный критик Рафаэль МУСТАФИН. - Рафаэль Ахметович, что вы можете сказать об общем состоянии татарской литературы?
- В настоящее время она переживает кризис, который начался еще в 90-е годы.
Он связан в первую очередь со сменой поколений. Ушли Мирсай Амир, Сибгат Хаким,
Фатых Хусни, Абдрахман Абсалямов, Аяз Гилязов, Гариф Ахунов. Пришло новое поколение,
но оно - надо признать откровенно - пока мелковато пашет. Кроме того, писатели
живут старым багажом, старыми представлениями о статусе национальной литературы.
Преодолеть этот кризис, по-моему, можно только выйдя на более широкую арену.
Татарским писателям надо посмотреть на себя в системе координат тюркской, российской
и даже мировой литературы. У нас создан ПЕН-клуб. Мы стараемся встречаться со
многими писателями мира, переводить наши произведения на английский язык и распространять
далеко за пределами республики. Изоляция татар, за которую ратуют сегодня некоторые
писатели, только ускорит гибель татарской нации. Мы задохнемся в собственных
миазмах. - Перед съездом вы выступали в прессе с заявлением о бедственном положении
писателей, которые лишены возможности получать пенсию.
- Дело в том, что в советское время писатели были в несколько привилегированном
положении. Существовала твердая ставка гонораров. Кроме того, человек, который
посвятил жизнь профессиональному литературному труду, как, например, Аяз Гилязов,
Сибгат Хаким, к концу жизни получал право на пенсию из расчета средней зарплаты.
Сейчас наши законодатели отменили все льготы, и если ты нигде не работаешь,
а только занимаешься литературным трудом, то и пенсии тебе не видать. В лучшем
случае она будет очень маленькой. В таком положении оказался Барлас Камалов
- он голодал, ходил оборванный. И умер от истощения. Или взять моего однофамильца
Эдуарда Мустафина, который последние годы буквально бомжевал. Как он умер, где
- никто не знает. - Что же делать?
- Необходим федеральный закон о творческих работниках, чтобы писатели, художники,
композиторы имели возможность гарантированной оплаты труда. - В докладе экс-председателя Союза писателей РТ Фоата Галимуллина прозвучали
нотки грусти по прежним временам, когда Союз писателей Татарстана и Союз писателей
России были крепко связаны. Что, нам уже не нужен литературный суверенитет?
- Да, мы отделились от российского союза еще в начале 90-х годов в порыве стремления
к суверенитету. Но у этого решения оказались и резко отрицательные стороны.
Когда наша организация входила в состав Союза писателей России, нас приглашали
на все съезды и совещания, ежегодные семинары по разным жанрам, молодых и маститых
прозаиков и т.д. Мы были в постоянном общении. А самое главное, в Москве регулярно
переводились и издавались книги татарских писателей. В некоторые годы количество
наших переводных изданий доходило до 10 книг. Мы могли сравнивать, как пишет
Чингиз Айтматов или Мустай Карим. Сейчас мы отрезаны от мира. Литературный суверенитет
невозможен. Есть единое информационное пространство России. И в наших интересах
установить более тесные связи с российской писательской организацией. Надо решить
только, с какой. В Москве существует шесть писательских организаций России,
но я думаю, и они тоже в скором времени объединятся. - Рафаэль Ахметович, хорошо, переведем мы татарские произведения на русский
язык, а будет ли русскоязычному читателю это интересно, если, например, подавляющее
большинство современной татарской прозы о деревне?
- Да, такая проблема существует. Наблюдаются описательность, бытовизм, злоупотребление
деревенской темой. Жизнь ставит столько проблем, но они почему-то не получают
отражения в нашей литературе. В том числе нет произведений о городе. Это объясняется
тем, что 99 процентов пишущих на татарском языке - выходцы из деревни. Они,
даже живя в городе, тоскуют по деревне, а городских проблем не видят. Я считаю,
это тоже результат нашей изоляции. В связи с тем, что последние 15 лет мы живем
изолированно, наблюдается падение критериев. Люди измеряют свое творчество местными
масштабами: я пишу лучше, чем писатель Н., а Н. думает, что он пишет лучше,
чем писатель Ш. А когда идут взаимопереводы, творцы сравнивают не только друг
друга, но уже себя с Беловым или с Астафьевым. Я считаю, что в современной татарской
литературе есть произведения, которые способны прозвучать на всероссийском уровне.
Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №106/24 (358) 16 июня 2005г
Мечеть или музей?
До открытия мечети Кул Шариф остались считанные дни. Официально мечеть является
музеем.
Но кроме прекрасной архитектуры, у мечети должна быть и глубокая содержательная
сторона. На мой взгляд, это должен быть музей мирного либерального ислама, который
имеет у нас в Татарстане 200-летнюю историю. При этом продолжением музея должен
быть Благовещенский собор, чтобы любой мог перейти из мечети в собор и увидеть:
по сути, и Коран, и Библия призывают к миру. Между исламом и христианством нет
вражды, нет джихада в смысле войны. Есть джихад как преодоление неверия у себя
в душе, как сказал Пророк. И, конечно же, любой пришедший сможет помолиться
в мечети или поставить в соборе свечку. А во время официальных праздников мечеть
и собор должны работать, как положено. Нельзя исключать и такие формы, как пятничные
молитвы или воскресные литургии. Но я считаю принципиально важным то, что это
- музейный комплекс.
Вообще, весь кремль - музейный комплекс. Мы потихоньку избавляемся от его воинственного
духа как крепости, от его административного духа, делаем его более гуманным,
человечным. Здесь будут открываться музеи, Эрмитажный центр, мастерские, магазинчики.
Чтобы люди могли прийти в кремль отдохнуть - замысел именно такой. Понятно,
что здесь останется глава республики. Но и в этой части у меня есть свои соображения.
Хочется, чтобы президентский дворец был открыт для посещения в нерабочее время
- в субботу после обеда, в воскресенье. Это практикуется во многих странах.
Например, в США дети могут попасть на экскурсию в Белый дом, посмотреть, где
работает их президент... Мне хорошо видно из окна - у ворот президентского дворца
всегда толпится народ и фотографируется на фоне здания. В проведении экскурсий
нет ничего страшного - разве что придется чаще красить полы. Но эффект будет
гораздо больше, чем расход двух литров краски. Все это должно работать, чтобы
возникло новое представление о взаимодействии ислама и христианства.
Ведь не случайно комиссар Совета Европы по правам человека хочет провести конференцию
по толерантности в Казани. Именно к нам едут омбудсмены Европы. Поэтому что
именно у нас есть реально работающая модель взаимодействия христианства и ислама.
Попробуйте найти такую еще где-то. В Боснии, на Северном Кавказе в такой ситуации
люди стреляли друг в друга. Везде, где христианство и ислам сталкивались, появлялись
большие проблемы. У нас их нет. Значит, в Татарстане существует реально работающая
модель, которую нужно пропагандировать в хорошем смысле. Показывать суть ислама,
которая записана в Коране, а не выдумана в ваххабитских университетах Саудовской
Аравии. Кул Шариф станет главной мечетью Татарстана. А ее имам - значимой персоной.
Поэтому выбор кандидатуры очень важен. Некоторые говорят, что он должен быть
молодой, энергичный, незашоренный и так далее. Был выбран имам из Нижнекамска
Рамиль хазрат. Но если он будет защищать идеи Мединского университета, где учился,
я думаю, мы проиграем. На мой взгляд, имам мечети Кул Шариф должен ясно и открыто
заявить в прессе: "Я за наши татарские традиции джадидизма!"
Рафаэль ХАКИМОВ,
государственный советник при президенте РТ по политическим вопросам
"Восточный экспресс" №106/24 (358) 16 июня 2005г
1000 лет без статуса жила Казань и еще проживет
Последнее заседание весенней сессии Госсовета Татарстана состоится 23 июня
-такое решение принял вчера президиум парламента.
Предварительно в повестку дня включено 62 вопроса. Но, скорее всего, депутатам
придется собраться еще раз, на внеплановое заседание, чтобы рассмотреть проект
новой редакции договора между Россией и Татарстаном.
Новая редакция договора должна быть утверждена до 26 июля. Процедура принятия
этого документа такова, что его в обязательном порядке следует вынести на обсуждение
парламента, а уж потом передать президенту России, который направит договор
в Госдуму для его утверждения федеральным законом. Сроки поджимают, однако в
повестку июньского заседания Госсовета вопрос о договоре не включен.
"Мы обязательно его рассмотрим, - заявил вчера руководитель парламента,
сопредседатель рабочей группы по подготовке новой редакции договора
Фарид Мухаметшин. - Он готов, но осталось несколько
статей, которые вызывают некоторое невосприятие федеральной стороны.
Речь идет о практически согласованном положении по НДПИ (налогу на добычу
полезных ископаемых. - И.Б.) и по вопросу полномочий Госсовета, связанных
с языковой проблемой. Я полагаю, нужна встреча президента Татарстана
и президента Российской Федерации для того, чтобы они нашли политическое
решение этого вопроса. Тогда после этой встречи, если будет найдено
решение по оставшимся двум положениям, мы проведем заседание Государственного
совета, видимо, внеочередное".
Как отметил Мухаметшин, языковая проблема касается графической основы языка
субъекта. По его словам, федеральная сторона боится, что Татарстан воспользуется
этой нормой договора и будет все же внедрять латиницу. "Хотя мы говорим,
что мы - люди официальные", - подчеркнул спикер, пояснив свою мысль сложносочиненной
фразой, из которой можно было понять, что Татарстан не собирается переводить
татарский язык на латиницу, а продолжает это делать "только в порядке эксперимента
для того, чтобы узнать, надо нам этим дальше заниматься или не надо". "И
в договоре такой цели мы не преследуем", - сказал Мухаметшин.
Не включен пока в повестку заседания Госсовета и законопроект о статусе столицы
республики. Напомним, оговорить статус Казани специальным законом предписывает
Конституция республики и предписывает уже три года, с момента вступления в силу
ее новой редакции. В преддверии 1000-летия жить столице без особого статуса
вроде как совсем негоже, поэтому рабочая группа, состоящая из депутатов Госсовета,
разработала соответствующий законопроект. Еще в апреле он был рассмотрен парламентским
комитетом по госстроительству и местному самоуправлению, но перед заседанием
Госсовета был снят с рассмотрения. Как пояснила вчера секретарь Госсовета Валентина
Липужина, это было сделано по просьбе администрации Казани, которая возражала
против некоторых положений законопроекта и просила дать время на подготовку
своих предложений. Они в парламент так и не поступили, но 10 июня в Госсовет
был внесен альтернативный законопроект. Его автором выступила депутат Луиза
Космылина, которая, как известно, лоббирует в Госсовете интересы Казани. По
словам Липужиной, у альтернативного документа нет ни пояснительной записки,
ни заключения президента.
Как сообщила Космылина, новый законопроект фактически дублирует первый вариант,
за исключением нескольких дополнительных статей. Речь в них идет о передаче
органам местного самоуправления некоторых государственных полномочий, а также
о финансировании из бюджета республики тех функций, которые Казань выполняет
как столица. Последняя норма имеет принципиальное значение. "Восточный
экспресс" уже рассказывал о противостоянии республиканских и городских
властей: мэр Казани Камиль Исхаков утверждает, что столице оставляют мало денег.
Естественно, Казани удобнее было бы выбивать себе средства, потрясая законом.
"Хотелось бы уйти с весенней сессии с принятым законом о статусе столицы",
- отметил Фарид Мухаметшин. И предложил два варианта решения проблемы: либо
вынести на обсуждение депутатов оба законопроекта и выбрать лучший, либо переписать
первый законопроект. "Но мы так и не получили поправок от администрации
Казани", - напомнила Липужина. "Если ни один из вариантов неприемлем,
то лучше вообще не затевать дело перед 1000-летием, - заявил Мухаметшин. - Если
Казань хочет получить закон о статусе, надо искать компромисс. Нет, жила она
без статуса 1000 лет и еще проживет".
Ирина БЕГИМБЕТОВА
"Восточный экспресс" №106/24 (358) 16 июня 2005г
Ширпотреб к миллениуму
1000-летний Путин, казанские коты и парни
Что увезут из Казани гости на память о юбилее? Для ответа на этот вопрос корреспондент
"Восточного экспресса" отправился на железнодорожный вокзал и улицу
Баумана.
Мусульмане продаются здесь на любой вкус, разных размеров и видов. Вот
бабай без ушей, но в бархатной тюбетейке.
Рядом его подружка в нарядном калфаке.
Чуть выше, на этой же витрине, восседает огромная, умудренная жизнью
абыстай с четками. Правда, статуэтка мусульманки за 450 рублей идеологически
не выдержана: у нее довольно непристойная поза. Другая апа, поролоновая,
типа бабы на чайник, хоть и одета в шикарное платье с люрексом, отпугивает
своим взглядом.
Среди глиняных бабаев с безумными глазами выделяется "сладкая парочка"
за 250 рублей. Двое мужичков, то ли блаженные, то ли пьяненькие, сидят, как
на завалинке. Один обратил свой взор к небесам, бережно держа в руках голубку,
другой выглядит попроще, но зато в тюбетейке. При более внимательном рассмотрении
становится ясно, что вверх смотрящий - это президент Шаймиев, а рядом с ним
- Путин. Поверх белых рубашек с галстуками на них накинуты национальные, красно-зеленые
халаты. Причем у татарского лидера на галстуке написано "Казань",
у президента России -"1000 ел". Думаю, Владимир Владимирович голову
бы сломал, вспоминая о том, что же он 1000 раз ел: морковку или устриц. И даже
если бы ему перевели с татарского надпись, он бы задумался о своем непревзойденном
долгожительстве.
Небольшое круглое фото "Путин в тюбетейке" уходит быстро за 50 рэ,
поясняет мне киоскер. Но глава государства российского - конкурент более дешевого
"рыжего кота в тюбетейке". А вот жирный серый "матроскин"
- копилка с надписью "Казанский кот все сбережет" - стоит дороже -105
рублей. Кто такой казанский кот, может узнать только любознательный, отыскавший
бумажку, прикрепленную к соседней витрине: "Алабрыс - это порода красивых
и ловких мышеловов, обитавших в Казани. В 1745 году высочайшим указом Елизаветы
было приказано сыскать 30 алабрысов и прислать в Петербург".
Как я поняла, любой сувенир может стать юбилейным, главное - прилепить к нему
слово "казанский". Вот статуэтка своеобразного существа в тюбетейке
за 150 рублей. Маленькая головка горделиво поднята вверх, ручонки сжаты в кулачки.
А на необъятном туловище, напоминающем царь-колокол, - национальная жилетка.
На груди надпись "Казанский парень". Пожалуй, не Казанский университет,
а гопник -горделивость Казани?..
Внимание привлекает большая глиняная бутылка за 140 рублей. Ее украшение - надпись
"Казань" и синяя курица с красными крыльями. Неужели и курица казанская,
думаю, но тут меня осеняет - да это ж змей Зи-лант, выполненный в стиле примитивизма!
- А вы знаете, сувениры сейчас делают даже на Казанском кирпичном заводе, -
просвещает меня киоскер, показывая диковинные статуэтки "Сабантуй".
Пытаюсь понять, что символизируют фигурки, слившиеся в одно целое? И только
разглядев небольшую тюбетейку, осознаю, что авторы шедевра "Сабантуй"
хотели как-то изобразить национальную борьбу курэш.
Одну из витрин украшает фотоальбом с надписью "Казань-1000". Внимательно
посмотрев картинку на обложке, пытаюсь вспомнить, где в нашей столице улочка,
на которой бок о бок - мечети и церкви? Не сразу, но вспоминаю, что это храм
всех религий Ильдара Ханова в Аракчино. Неужели у города с богатейшей тысячелетней
историей не нашлось других более памятных мест?
- Есть что-нибудь для детей? - интересуюсь у продавца.
- Куклы - малай и кызым! Их увозят даже в Америку, - живо реагирует
она, демонстрируя больших странных зверушек. Они светло-коричневого
цвета, а щеки, как у хомяков, чем-то плотно набиты. Присмотревшись,
замечаю, что существа -в национальных костюмах. Девочка-зверушка в калфаке,
ее друг - в тюбетейке и татарской жилетке.
С нарядами, как выясняется, все нормально, а вот с лицами полная беда! В результате
нашествия кича их нет как у игрушек, сувениров, фотоальбомов, так и у 1000-летнего
города, история которого как бы стирается на наших глазах.
Наталья ВЯТКИНА
"Восточный экспресс" №106/24 (358) 16 июня 2005г
Родословную в Интернет для потомков
НЕОБЫЧНЫЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПАМЯТЬ И НАДЕЖДА" СТАРТОВАЛ В НАШЕЙ
РЕСПУБЛИКЕ. Идея принадлежит специалистам управления ЗАГС Кабмина РТ, которые
планируют создать мощный web-сервер, на котором любой татарстанец сможет разместить
генеалогическое древо своей семьи. Главная цель "Памяти и надежды",
отмечают специалисты, показать человека в системе родственных отношений и отразить
его место в семейной родословной. Поэтому предпочтение будет отдаваться рассказам
о супругах, детях, бабушках, дедушках и предках.
Первый шаг на пути к электронной мечте сделан: на днях начальник отдела
УЗАГС РТ Борис Хафизов презентовал компакт-диск "Память
и надежда", который рассказывает о семейной жизни 319 татарстанцев.
Среди них политики, поэты, музыканты и многие другие известные люди
республики. Особый интерес представляет известный семейный клан Амирхановых.
Его родословная состоит из 14 поколений (94 человека).
Попасть в историю могут не только VIP-персоны, но и каждый из нас. Для этого
необходимо принести информацию о себе, своих родных в центры содействия семье
(они открыты при районных загсах). Креатив приветствуется. Так что рассказы
можно смело иллюстрировать дипломами, фотографиями и даже кодом ДНК.
Новый компакт-диск "Память и надежда" смогут приобрести все авторы.
Кроме того, через месяц специалисты планируют открыть хотя бы простенькую web-страницу,
посвященную проекту. Здесь будут представлены организационные моменты (например,
порядок подачи материалов для "Памяти и надежды").
Гульгена САТТАРОВА
"Восточный экспресс" №105 (357) 15 июня 2005г