Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 3 июня 2005 г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    3 июня 2005г
 

isänmesez Duslar!

Лето, июнь, а значит наступает пора праздника Сабантуй!!! Одевайте тюбетейки и калфачки и на праздник :) . Bäyräm belän !!
Даты проведения праздника Сабантуй в регионах вы можете найти на http://news.yuldash.com/

КОТЕЛЬНАЯ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ

Полезет ли бабай-скалолаз на дымоход?

Нешуточные страсти кипят в одном из дворов на улице Декабристов. Мусульмане прихода "Аль-ихлас" перестраивают бывшую котельную в мечеть, а местные жители им всячески препятствуют.
Полуразрушенная, заброшенная котельная, окруженная хрущевками, стала местом раздора: недавно на ее крыше появился полумесяц. Приехав туда, мы обнаружили, что мусульмане-прихожане приводят ее в божеский вид: на носилках и вручную выносят мусор. Но работа у них не спорится - приходится отвлекаться, отстаивать свое мировоззрение.
"Вы не просто так сюда пришли, вам нужна эта красная труба! - в сердцах говорит пожилая женщина в черном плаще - жительница близлежащего дома. - Вы хотите дымоход переделать под минарет, из которого будут раздаваться призывы на молитву! Какой ужас ждет наш двор!" "Да вы что, на этот дымоход даже бабай-скалолаз не залезет! - смеясь, парирует седой мусульманин, вытирая пот с лица. - Девушка, вот вы корреспондент, - обращается он уже ко мне, - запишите: меня зовут Рауф Ибрагимов, я хожу в этот приход "Аль-ихлас". На молитву в котельную уже год как собираются бабаи: нам ведь трудно доехать до других мечетей. Сейчас мы хотим рядом с молельной обустроить медресе. И потом, мы знаем, в какое время начинается намаз, и азан - громкий призыв на молитву - нам не нужен".
"А помойку куда из котельной уберете? Небось на детскую площадку вынесете! Где нашим ребятишкам играть?" - возмущается другая местная жительница. "Да мы все здесь обустроим! Цветы, кустарники кругом посадим! Детскую площадку обновим", - отвечает эмоциональная прихожанка Джаухария из соседнего дома.
Страсти накаляются: жильцы высказывают опасение, что в отремонтированную котельную будут возить покойников для отпевания. Мусульмане же уверяют, что в здании расположится медресе - учебное заведение, и ни о каких мертвецах не может быть и речи!
Председатель прихода "Аль-ихлас" имам-хазрат Миргазиян Салаватов недоумевает: "Разве могут верующие люди приносить зло? Вот уже четыре года я занимаюсь восстановлением этого здания. Оно было бесхозным: я добился, чтобы оно стало муниципальной собственностью. В итоге КУКИ передало его приходу в безвозмездное пользование. Мы восстанавливаем котельную за счет пожертвований прихожан". Миргазиян абый уверен, что весь сыр-бор разгорелся из-за владельцев близлежащей автостоянки, которые хотели в котельной устроить автомойку. Дескать, именно они подговорили жильцов вставлять верующим палки в колеса!
Оно и понятно - пустых зданий в городе почти не осталось. Где гарантия, что в освободившейся котельной не пропишется игорный клуб или бистро? Духовное заведение, в отличие от коммерческого, не приносит материальной прибыли, и, скорее всего, именно в этом камень преткновения. Ведь сколько в Казани домов, жители которых ежедневно просыпаются под звук колоколов и громкий азан...

Наталья ВЯТКИНА

Комментарий специалиста
Заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла хазрат ЯКУБОВ:
- Уже не первый раз в Казани жители выступают против строительства мечети и медресе. Меня это удивляет! Что плохого в том, что десять бабаев будут молиться и прославлять Всевышнего? Они ведь даже не используют громкий азан, что так пугает местных жителей. И потом, мы живем в многоконфессиональном регионе, и нужно понимать, что мечети и церкви могут открываться по месту жительства.

"Восточный экспресс" №95 (347) 31 мая 2005г


СТАНЕТ ЛИ ДЫМОХОД МИНАРЕТОМ

Будет ли в старом здании медресе?

Как СООБЩИЛА ВЧЕРА НАША ГАЗЕТА В РЕПОРТАЖЕ "КОТЕЛЬНАЯ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ", В ОДНОМ ИЗ ДВОРОВ НА УЛИЦЕ ДЕКАБРИСТОВ МУСУЛЬМАНЕ ОБУСТРАИВАЮТ БЫВШУЮ КОТЕЛЬНУЮ, А МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ИМ ВСЯЧЕСКИ ПРЕПЯТСТВУЮТ. Страсти накаляются с каждым днем. Мусульмане прихода "Аль-ихлас" направили обращение президенту Татарстана: они уверены, что молельный зал и медресе - благо для окружающих. Местные жители, наоборот, не хотят перемен. "Оставьте нам помойку и автозаправку", - написали они в районную администрацию. Вчера эту тему обсуждали представители духовенства на "круглом столе" "Религиозное образование. Толерантность". Заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла хазрат Якубов заявил о том, что уже не первый раз казанцы выступают против строительства мечети и медресе. А ведь мы живем в многоконфессиональном регионе и должны терпимо относиться к различным вероисповеданиям. По мнению Валиуллы хазрата, православные священнослужители не работают в этом направлении со своей паствой.
Однако взявший слово архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал, как председатель прихода "Аль-ихлас" имам хазрат Миргазиян Салаватов обратился на днях к отцу Силуану - наместнику мужского Кизического монастыря, находящегося недалеко от котельной с полумесяцем. Но батюшка развел руками, дескать, мы только рады, если в округе появятся другие верующие. "Религиозную вражду разжигают неверующие жители", - подытожил архиепископ.
- Ситуацию рассматривала комиссия из представителей администрации Московского района, Духовного управления мусульман, нашего ведомства, - сказал председатель Совета по делам религий при Кабмине РТ Ринат Набиев. - Мы выяснили, что дымоход котельной в неисправном состоянии, а близлежащей автостоянкой пользуются многие жители. К тому же раньше на этом месте располагалось кладбище. Учитывая эти факты, мы пришли к выводу, что для медресе лучше подыскать другое, более подходящее место. Но это предварительное решение.

Наталья ВЯТКИНА
"Восточный экспресс" №96 (348) 1 июня 2005г


Не путать мусульманку с шахидкой помогает толерантность

Тему религиозного образования и толерантности обсуждали во вторник в Доме дружбы народов.
Собравшихся на "круглый стол" представителей духовенства республики напутствовал председатель Совета по делам религий при Кабмине РТ Ринат Набиев: "Религиозным конфессиям нужно взаимодействовать друг с другом, делиться опытом. Татарстан отличается тем, что здесь в мире и согласии живут мусульмане, христиане, иудеи. По этой причине
комиссар Совета Европы по правам человека Альвиро Хиль-Роблес предложил провести в Казани межрелигиозную конференцию, посвященную толерантности". Как верно заметил председатель ДУМ РТ муфтий Гусман хазрат Исхаков, толерантности надо обучать! Ведь что творится: мусульманка в платке у многих ассоциируется с шахидкой! С ним был единодушен и архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий: "Обучать-то надо, но где? В республике до сих пор нет православной гимназии!" Еврейская община хотела бы открыть религиозную школу и детский сад. А вот председатель Совета христианских (протестантских) религиозных организаций Анатолий Погасий поделился опытом: уже несколько лет дети верующих родителей учатся в христианской общеобразовательной школе, расположенной в центре Казани. Надо отметить, что все участники со вниманием слушали друг друга, а это первый шаг к толерантности. Работу "круглого стола" обещал широко осветить в печати гость из Ярославля - редактор журнала "Минарет" Рустем Батров.

Наталья ВЯТКИНА
"Восточный экспресс" №97/22 (349) 2 июня 2005г


Неповторимые театры родственных народов

В понедельник в Казани стартовал VIII Международный театральный фестиваль тюркских народов "Науруз". Его открытие традиционно состоялось на площади перед Камаловским театром и было похоже на теплую встречу давно не видевшихся родственников. Приехавшие с разных концов страны и света тюркские артисты музыкой, пляской и пантомимой презентовали свои народы и театры - родственные, но неповторимые. Азербайджанцы и гагаузы, башкиры и киргизы, казахи и турки, а еще хакасы, чуваши, якуты с удовольствием общались друг с другом. Хотя и говорили каждый на своем родном языке, но понимали друг друга без труда. Ведь язык театрального искусства - международный. В этот же вечер артисты Татарского государственного академического театра им. Камала показали премьерный спектакль нынешнего сезона "Немая кукушка" Зульфата Хакима. И сразу же задали нужный тон фестивалю. "Немая кукушка" не оставила равнодушными никого. Зрители - а это были в основном участники "Науруза" - то и дело выражали свое восхищение аплодисментами. Было видно, что национальная тема близка всем.
Однако, как ни странно, это нисколько не отразилось на репертуаре, представленном фестивальной афишей. Именно к такому выводу пришли уже в начале фестиваля казанские театралы и критики. Почему-то большинство участников "Науруза" привезли в Казань русскую и зарубежную классику: уфимцы - "Три сестры" Чехова, чуваши - "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки, балкары - "Иерма" также Лорки, киргизы и тувинцы - "Короля Лира" Шекспира, гагаузы - "Женитьбу" Гоголя. Один из татарских театров покажет "На дне" Горького. Национальная драматургия представлена лишь несколькими театрами. В том числе Стамбульским государственным драматическим театром, который давал вчера вечером на камаловской сцене драму Назыма Хикмета "Самоубийца Бенерджи".

Резеда ГИЗЗАТУЛЛИНА Дамира НИГМАТОВА
"Восточный экспресс" №97/22 (349) 2 июня 2005г


Люди не хотят быть одинаковыми

Известный российский ученый о миграции, укрупнении регионов, татарах и рыбалке

Российский этносоциолог Леокадия ДРОБИЖЕВА часто бывает в Казани, общается с учеными, консультирует политиков.
На этот раз эксперт двух комитетов Госдумы РФ, директор Института социологии РАН и руководитель Центра этнической социологии РАН, доктор исторических наук Леокадия Михайловна прочитала несколько лекций для слушателей курсов "Этносоциология". Она любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента "Восточного экспресса".
- Леокадия Михайловна, как, на ваш взгляд, будут развиваться межнациональные отношения в России в ближайшем будущем?
- Мне кажется, это не может происходить везде одинаково. Если говорить о возможном этническом напряжении, то оно будет наблюдаться не между национальными республиками, а на каких-то определенных территориях. Зоной высокого напряжения в настоящее время являются большие города, где большой приток мигрантов. Появляется так называемая капсулированная этничность. Люди этой национальности, условно говоря, таджики или чеченцы в Москве, обычно живут группами. Они мало контактируют с местным населением, замкнуты на работе. Подобная ситуация переживается и в Европе - турками в Германии, алжирцами во Франции. Если раньше киргиз или туркмен приезжал в Москву и оставался там как специалист, он жил среди русских и адаптировался к этой культуре. Сейчас в столице много мигрантов, которые адаптироваться не могут. Это создает конфликтность.
- Что вы думаете о проектах укрупнения регионов РФ с точки зрения межнациональных отношений?
- Я думаю, необходимость в этом есть, но очень опасно, если эти проекты будут реализовываться механически. Я бы обратила внимание на слова президентского послания, где Путин говорит о том, что это нужно делать только на основе учета волеизъявления местного населения. Только тогда можно получить позитивный эффект. Но экономическая ситуация в регионах очень разная, и мой принцип, на котором я пытаюсь всегда стоять, это вариативный подход. Не может быть одного подхода к разным территориям.
- Например, какой подход может быть к Татарстану?
- Татарстан, на мой взгляд, нужно оставить в тех пределах, в которых он существует. Республика достаточно ресурсная и энергоемкая. Поэтому не думаю, что здесь нужны какие-то присоединения, например, Ульяновской области, о которой обычно идет речь. Подобный вариант, конечно, не будет конфликтным для самого Татарстана. Но будет ли эффективным?
- А какое вообще место вы отводите Татарстану и татарам в нынешней России?
- Я думаю, что Татарстан - прогнозирующая республика с точки зрения развития взаимодействия между центром и регионом. И так было всегда. Взаимодействие центра с этой республикой давало инициативы, которые потом либо распространялись, либо давали негативный эффект и приостанавливались. Так как в настоящий момент даже оспаривается вопрос суверенитета Татарстана, то усилия татарской элиты направлены прежде всего на то, чтобы не ослабить свои позиции в других сферах.
Еще один важный момент: Татарстан - это всегда экспериментальное поле, на котором учатся и регионы, и центр. Мне кажется, на примере вашей республики после реакции татар, которая последовала после принятия изменений в закон "О языках народов РФ", согласно которым графика всех языков республик РФ должна строиться на кириллице, мы убедились: федеральным властям нецелесообразно реализовывать свои цели только с позиции большинства и силы. В этом случае они теряют ресурс доверия со стороны региональных элит и массового общественного сознания. Это происходит очень быстро, когда дело касается этнических территорий.
- Как известно, Россия переживает эпоху мощной модернизации. Какими окажутся итоги этого процесса для этносов? Не приведет ли это к еще большей нивелировке культур и языков?
- Безусловно, не приведет. Есть очень интересная книга "Лексос и оливковое дерево" Томаса Фридмана. Автор рассказывает там о том, какая замечательная машина рождена, благодаря уму и рукам человека, но люди, сделавшие эту машину, мечтают об оливковом дереве. Я вспоминаю интервью, которое я брала у одного предпринимателя, руководителя большого нефтехимического объединения в Якутии. На мой вопрос "О чем вы мечтаете?" он ответил: "Мечтаю о том, как поеду на рыбалку и увижу восход солнца". Поясню: рыбалка считается традиционным способом проведения свободного времени для народа саха. Поэтому, мне кажется, модернизация имеет одну важную особенность - она мобилизует стремление людей не быть унифицированными. Почему сейчас растет этническая идентичность? Одна из причин - люди не хотят быть одинаковыми.

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №97/22 (349) 2 июня 2005г


Фанерный Сайдаш
смотрит на нас то ли с грустью, то ли с укором

В КУЛЬТУРНЫХ КРУГАХ КАЗАНИ - ПЕРЕПОЛОХ.
Люди не на шутку возмутились, увидев на месте, где должны установить памятник Салиху Сайдашеву, его фигуру из фанеры. Насмешливая альтернатива? Или какой-то неведомый общественности план?
Оказалось, второе. Примерно так будет "привязан" к площади перед строящимся гуманитарным университетом реальный памятник Салиху Сайдашеву.
Эпопея с этим памятником, думается, могла бы претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса. В первую очередь, как рекордсмен по долгому пути от решения правительства до претворения в жизнь. Ведь решение об увековечении памяти Салиха Сайдашева было принято еще в 1989 году Совмином ТАССР, а сама идея памятника, говорят, витала в воздухе еще раньше.
Во-вторых, как рекордсмен по ожиданию - и поклонников таланта композитора, и скульпторов, участвовавших в разные годы в многочисленных конкурсах на лучший проект. Памятник оказался таким крепким орешком, что в некотором роде даже вершил человеческие судьбы.
Как тут не вспомнить полную перипетий трагическую историю с проектом Нигматуллиной - Рогожина, который был признан победителем в первом общественном конкурсе, но так и не стал памятником. После изготовления рабочей модели, после многократных обсуждений на заседаниях художественно-экспертной коллегии с участием именитых московских скульпторов проект был отклонен. А обиженная семья талантливых скульпторов уединилась в загородном доме.
Потом были еще два конкурса, но и они, увы, закончились ничем. Общественность бурлила. Высказывались предложения вернуться к проекту Нигматуллиной - Рогожина. Один из самых веских аргументов предлагавших был такой: руководитель авторской группы Рада Нигматуллина долгое время жила рядом с композитором и общалась с ним, именно поэтому ее "Сайдаш" наполнен особым дыханием, музыкой...
Однако власти решили тогда объявить заказной конкурс, участвовать в котором пригласили восемь авторских коллективов. Все лето 2002 года казанцы имели возможность увидеть представленные проекты, даже те, что были не допущены к финалу, на выставке в музее Салиха Сайдашева. После долгого обсуждения жюри выбрало два проекта. Первый - Андрея Балашова и Аси Минуллиной, второй - Махмута Гасимова.
Впоследствии по этим проектам были сделаны рабочие модели. И сравнив их, специалисты остановили окончательный выбор на проекте Гасимова.
Именно эту скульптуру, изготовленную в натуральную величину из фанеры, видят в настоящее время казанцы. Установлена она три дня назад по решению, принятому 13 мая 2005 года все той же художественно-экспертной коллегии при Минкультуры РТ по рассмотрению произведений монументального и декоративного искусства. Для чего? Как нам объяснил начальник Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Игорь Нестеренко, чтобы посмотреть на месте, правильно ли решена архитектурная часть памятника. Причем это уникальный случай, когда архитектор и скульптор с самого начала работают вместе. Автор проекта гуманитарного университета Герман Бакулин, создавая свое детище, уже представлял, как будет выглядеть на фоне будущего здания памятник композитору.
Прошло три дня как на углу улиц Татарстан и Левобулачной стоит фанерный Сайдаш. Мы позвонили автору скульптуры Махмуту Гасимову, чтобы узнать результаты такой экспериментальной установки. Вот что он сказал:
- Сама фигура композитора будет 3,5 метра, остальное - пьедестал. Уже сейчас видно, что предложенный пьедестал относительно фигуры мал. Планируем поднять его еще на один метр.
А самая радостная новость, которую сказал нам скульптор, - это то, что памятник уже готов. Оказалось, Махмут Гасимов длительное время работал в Москве: вылепил фигуру в глине, затем под его руководством ее обратили в гипс на знаменитом Московском комбинате монументальных сооружений имени Вучетича. И только потом гипсовый Сайдаш был отлит в бронзе на нашем заводе ВКНИИВОЛТ. А установить его перед гуманитарным университетом планируется к 1000-летию Казани.
А пока на нас смотрит то ли с грустью, то ли с укором фанерный Сайдаш.

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №96 (348) 1 июня 2005г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Барда районы. Пермь татарлары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное