А когда Вы в последний раз были в татарском театре?
У татар нет кинематографа, нет полноценного телевидения, но национальный театр есть! Татарское театральное искусство насчитывает почти вековую историю. Наш народ любит театр. Мы можем гордиться своими богатыми театральными традициями.
Если в вашем городе есть татарский театр, или если
вдруг к вам с гастролями приедет татарский театр, сходите обязательно.
Оторвитесь на несколько вечеров от своих компьютеров :).
А пока почитайте два материала из жизни татарских театров.
Да он еще мальчишка! Главному пловмейстеру Камаловского - 60
Основная проблема любого бенефиса - не только не заснуть под бесконечные поздравления
юбиляру, но и начать сочувствовать ему - мол, годы берут свое, единственное
занятие теперь - роль свадебного... подполковника на официальных мероприятиях.
В понедельник в Камаловском чествовали главного дирижера
театра Фуата Абубакирова. 60-летний народный и заслуженный
артист явно что-то подтасовал в метрике...
Потому что был он самым неугомонным человеком на сцене. Дирижировал оркестром,
потом хватал скрипку и присоединялся к выступающим, выводил их к микрофону и
танцевал. Фуат Хамитович родом из Узбекистана - театр преподнес ему национальный
халат, надев который, он с резвостью юноши прыгнул на подушки и
начал угощать актрис дыней и чаем.
Его отец - первый татарский виолончелист, вырастивший двух скрипачей и четырех
пианисток. Фуат начал работать в 15 лет иллюстратором в музыкальной школе. С
1972 года Абубакиров работает в театре и давно уже стал одним из его символов.
А еще он написал музыку для бесчисленного количества постановок, работал с эстрадными
артистами, преподавал молодежи... Угощал родной коллектив пловом... Неудивительно,
что, несмотря на порядочное количество спонтанных и неотрепетированных выходов,
общая любовь к композитору и дирижеру помогала сгладить все шероховатости. Вот
выходит к роялю Юсуф, сын главного режиссера Камаловского Фарида Бикчантаева.
На пару с Абубакировым они исполняют "Неополитанский танец" Чайковского
- и сколько такта у мастера в игре с еще неопытным шестиклассником! А потом
на сцене "Симха", и скрипка начинает выводить еврейскую "Тумбалалайку".
Музыка, слава Богу, лишена национальных предрассудков - и актер Ринат Тухватуллин
исполняет "татарский шансон" "Буран". Поют все, включая
Абубакирова. Жаль, что на сцене синтезаторы побеждают струнные и фраза "Фуат
абый наконец-то вышел из оркестровой ямы" несколько лишена актуальности...
Неслыханное дело - из-за кулис выбегают девушки в коротких платьицах и начинают
танцевать па-де-де - все для любимого Фуата Хамитовича! В конце концов чьими
комплиментами молодятся все актрисы театра со стажем?! Они принесли композитору
платочки, которые всю ночь покрывали вышивкой. Говорят, что даже мужьям такого
не дарили. 92-летняя Халима апа, мама дирижера, осуществляет прорыв в бенефисной
индустрии - в видеозаписи читает наизусть(!) поэму Тукая "Шурале".
Старцы зажигают... Молодежь молча курит в сторонке. Музыка - она, к счастью,
времени неподвластна.
Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №78 (232) 1 декабря 2004
Театр - дом Рената Аюпова Посторонним вход воспрещен
Татарский ТЮЗ в этом сезоне намерен начать борьбу за зрителя.
Это позиция главного режиссера Рената АЮПОВА,
который верит в будущее молодого театра. Он надеется, что с годами сформируется
театр-дом, и о своем видении рассказал корреспонденту "Восточного
экспресса".
- После назначения главрежем в татарский ТЮЗ,
в 1995 году, вы вдруг пропали...
- Бывший худрук Фарид Хабибуллин не мог расстаться со статусом главного режиссера
даже после моего назначения на это место. У меня была договоренность с Министерством
культуры, что пойду в провинциальный театр, где смогу ставить то, что захочу,
чтобы никто не мешал, чтобы труппа была далеко от столицы. В Набережночелнинском
татарском театре я проработал шесть лет. Два года назад вернулся в татарский
ТЮЗ с опытом, набрал новую труппу. Но и старых артистов не трогал. А вообще,
в театральном искусстве я 18 лет. Три года был артистом Камаловского театра...
- Это после учебы в Щепкинском училище?
- Да. Но еще во время учебы в Москве я ходил на все
премьерные спектакли. Для меня там открылась совершенно новая сфера
-режиссура. Это зерно проросло в Камаловском театре рядом с Марселем
Салимжановым. Он почувствовал мой потенциал и дал мне поставить
детский спектакль в малом зале. Таким образом, я сделал четыре спектакля
и снова вернулся в Москву в качестве студента-заочника Щукинского театрального
училища.
- Почему вы не захотели остаться актером?
- Мощь труппы Камаловского театра такова, что в нее очень трудно внести свое
я.
- Вы себя чувствуете экспериментатором?
- Нет. Я приверженец классических постановок. Но какие-то шалости в постановках
допускаю. Нашему театру - 18 лет, у него нет пока сложившихся традиций и школы
взрослого театра. А молодые актеры должны учиться только на классике. Когда
они пройдут школу мастерства, татарскую драматургию, тогда можно будет побултыхаться
в современной и зарубежной драматургии.
- Для вас столпы татарской драматургии это-...
- Тинчурин, Исхаки...
- Кстати, на днях Мензелинский театр на казанских
гастролях показал спектакль по Исхаки в вашей постановке.
- Исхаки, как драматург, не очень силен. А вот его богатая проза: романы, рассказы...
Мои коллеги очень любят рассказы Чехова, а я обожаю рассказы Исхаки. Там история
маленького человека рассказана так же любовно по отношению к нему. Исхаки -
жестокий автор. Для него мир делится на черное и белое. А мне приходится сравнивать
острые углы автора, исходя из реалий сегодняшнего дня, из внутреннего мира актера.
- Вас привлекает психологический театр?
- Да. Наверное, подействовала школа Малого театра. А Щукинское училище дало
момент игры, представления.
- Вы работаете только с татарской драматургией?
- Я экспериментирую со студентами. Ставили Шекспира "Укрощение строптивой",
"Гамлета", "Тартюфа" Мольера. Речь идет о студентах второго
курса университета культуры - набор для нашего театра. А еще я веду четвертый
курс в театральном училище.
- Вы не испытываете дефицита в зрелых актерах,
ведь есть же возрастные роли?
- В следующем сезоне мы планируем приглашать на постановки актеров из того же
Камаловского театра. Но интересно, что молодые играют стариков, например, в
"Кию кызлары", и это получается замечательно.
- То есть пока театр находится в стадии взросления.
- Именно. Мы идем по пути становления.
- Когда ребенок растет, он часто болеет. Есть
болезни в вашем театре?
- Есть. Звездная болезнь. Когда из группы актеров, равных по потенциалу, по
возрасту, кто-то вырывается вперед, ему кажется, что его уже не догнать. Эта
болезнь убивает в них артистов. Она характерна для молодой труппы. Кто-то сам
уходит из театра. Или мы сами с ними прощаемся.
- И вы готовы проститься даже с талантливыми
актерами в этой ситуации?
- Если упустишь такой момент, то театр перестанет быть семьей. Появятся группировки,
оппозиция. А этого допускать нельзя.
- Но для того чтобы стать главой театра-дома,
надо быть и отцом, и тираном, и диктатором.
- Это неизбежность. Если взялся за дело, то и бьешь, и ласкаешь, и прощаешься.
Но это все для семьи.
- Вы не боитесь, что ваш театр обречен на следующее
место после взрослых театров?
- Нет. Театр начинается с детей, которые вырастут или не вырастут во взрослых
зрителей. 75 процентов нашего репертуара - спектакли для детей. К нам приходит
очень много русскоязычной публики. Русский ТЮЗ переориентировался на взрослого
зрителя, а есть огромная потребность в детских спектаклях.
- На каком материале вы работаете?
- Это целая проблема. Для детей у нас не пишут.
- Как же вы выходите из положения?
- Проза и сказки - наше спасение. Примеры этому спектакли "Конь в яблоках"
Галимжана Ибрагимова, "Сак-Сок" Рабита Батуллы.
- В чем, по-вашему, предназначение театра?
- Это островок духовности и доброты в наше время, когда эти категории смяты
жестокостью, насилием. Для подростков очень важно, чтобы этот остров не исчез.
Наталья ТИТОВА
"Восточный экспресс" №79/48 (233) 2 декабря 2004