В полку казанских брэндов - Коран К тысячелетию Казани готовится к выпуску одно из первых российский изданий священной
книги мусульман
Как известно, первый печатный Коран в России выпустили по указу Екатерины II
в Санкт-Петербурге. Тираж его был небольшим и распространялся в основном среди
жителей казахской степи. Автором шрифтов для первого российского Корана стал
татарский мулла Усман Исмагил, биография которого до сих пор не изучена. По
эскизам муллы Усмана в Санкт-Петербурге вышло шесть изданий, но очень небольшими
тиражами. По просьбе казанских мусульман петербургская типография переехала
в Казань и стала называться Азиатской. Она считается первой мусульманской типографией
в исламском мире. После передачи шрифтов первой книгой, вышедшей в Азиатской
типографии в 1803 году, стал Коран, текст которого был напечатан без комментариев.
Именно благодаря этому изданию Корана Казань приобрела славу первой мусульманской
печатной столицы. А сам казанский Коран, известный всему миру как "Казан
басмасы", благодаря своим легко читаемым шрифтам стал еще одним татарским
брэндом.
Этот экземпляр Священной книги стал основой для остальных печатных коранов.
Вслед за Казанью к их массовому выпуску печатным способом приступила Османская
империя и арабский мир. Общий тираж "Казан басмасы" к концу XIX века
достиг 150 тысяч экземпляров.
Сейчас идут переговоры между администрацией города Казани и Международным центром
по изучению истории, искусства при Организации исламской конференции, который
берет на себя научно-методическую сторону изучения текста казанского Корана.
Центр должен исправить все возможные опечатки. Предполагается, что будет использоваться
бумага, близкая к аналогам XIX века, но если издание 1803 года было в двух томах,
то издание 2005 года предполагается напечатать одной книгой.
Вчера в Набережных Челнах, возле автобусной остановки "Центральная",
родственники 14 задержанных мусульман устроили пикет.
Они стояли с плакатами "Требуем немедленного освобождения незаконно задержанных
мусульман!", "Россия ведет борьбу против ислама", "Верните
наших пап!". С последним плакатом стояли дети.
Мусульмане задержаны по подозрению в участии в деятельности организации "Хизб
ут-Тахрир". К слову, аресты прошли не только в Челнах. В Казани был задержан
уроженец Узбекистана Алишер Усманов, который, как утверждают правоохранительные
органы, является лидером региональной организации "Хизб ут-Тахрир".
Кроме того, по подозрению в причастности к этой организации в Башкортостане
задержано 16 человек, в Ульяновской области - 11, Московской - более 40.
Челнинские пикетчики считают, что их родственники ни в чем не повинны и их задержали
незаконно. Вполне возможно, что некоторые из них и правы. Допускают это и в
челнинской милиции. Как признался в приватной беседе один из сотрудников УВД
города, скорее всего, после тщательной проверки часть задержанных отпустят.
Равиль САБИРОВ
"Восточный экспресс" №79/48 (233) 2 декабря 2004
Новым поворотом в противостоянии между двумя группами мусульманского духовенства,
придерживающихся различных точек зрения на богословское наследие татар, стал XV
съезд одной из старейших мусульманских организаций - Центра исламской культуры
"Иман", прошедший в понедельник.
"Иман", созданный четырнадцать лет назад,
является детищем первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы
Якупова и с первого дня своего существования озвучивал позицию
группы новотатарских традиционалистов. И сейчас, несмотря на то что
Якупов является фигурой номер два в ДУМ
РТ, он активно использует трибуну Центра исламской культуры, чтобы
выразить свое согласие или несогласие с позицией властей или духовных
иерархов. Так, в прошлом году "Иман" призывал верующих голосовать
на выборах за "Единую Россию".
На этот раз Центр принял три резолюции - "О несправедливой критике обычаев
татарского народа со стороны секты ваххабитов", "О ситуации в мусульманском
сообществе", "Родителям молодых мусульман".
Если первое обращение затрагивает один из частных богословских вопросов - о допустимости
проведения поминок на третий, седьмой или сороковой день после смерти близких,
то остальные две резолюции можно назвать революционными.
30 членов Центра "Иман" выразили свое несогласие с официальной точкой
зрения властей о том, что представителей нетрадиционного ислама в Татарстане нет:
"Исключительная забота о неправильно понимаемой чести мундира и чести республики
приводит республиканских чиновников к тавтологическому повторению текста об отсутствии
радикализации и невозможности ее в Татарстане из-за мифического джадидизма...
Пользуясь религиозной неинформированностью населения, особенно молодежи, во многих
мечетях теологическая разница в исповедании веры достигла значительных размеров
и может стать необратимой, приведя к неизбежному расколу на ханафитов и неханафитов
с последующей враждой и противостоянием... В этой связи необходима мобилизация
усилий татарской интеллигенции, общественности для сохранения доставшейся от наших
предков ханафитской духовности".
В последней резолюции - "Родителям молодых мусульман" Центр исламской
культуры дает вместе с советами практического характера, как отличить сектанта
от традиционного мусульманина, свой комментарий к прошедшим в РФ арестам "исламских
раскольников":
"В последнее время в РФ наблюдается кампания по аресту и тюремной изоляции
молодых мусульман посредством организации искусных провокаций. В России создана
целая система мусульманских сект "радикального" характера... Настораживает
в этой связи, что организаторы этих сект, подставляющие искреннюю мусульманскую
молодежь, всегда остаются в стороне и продолжают свою деятельность уже в других
регионах, а ничего не подозревающие молодые люди получают значительные тюремные
сроки...
Если их (детей) богопоклонение отличается от ханафитского символа веры, ждите
беды - ваших детей вполне могут подставить осведомители и провокаторы из соответствующих
органов, рядящиеся в одежды самого "лучшего", самого "крутого",
самого очищенного "дистиллированного" ислама. Не забудьте, их цель -
поиск самых искренних мусульман и их изоляция в тюрьме".
Причина громких заявлений "Имана", видимо,
кроется в том, что духовенство, позиционирующее себя поборником татарских
мусульманских традиций, пытается еще раз донести до верхов свою обеспокоенность
происходящим в татарстанской общине.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №79/48 (233) 2 декабря 2004