Название
города Саратов происходит от татарских слов "Сары тау" -"желтая,
золотая гора". Официально городу Саратову исполнилось 440 лет, но
татарская общественность на следующий год решила отпраздновать свою дату
рождения города -750 лет. В 1253 году, по словам историка Фарида Рашитова,
Бату-хан основал город Укек, развалины которого сохранились на южных окраинах
Саратова. Вокруг этого города располагалось около 30 селений. После распада
Золотой Орды отсюда начался отток тюркского населения. Далее о татарах
в Саратовской области упоминают только в конце XVII века в связи с созданием
засечной линии Сызрань - Кузнецк. Для ее охраны были призваны служилые
татары из Курмыша, Симбирска, Алатыря, Свияжска, Казани. С конца XVIII
века, когда Саратов стал центром провинции, а затем и губернии, в городе
появились татарские купцы, перегонщики скота в Москву. Тогда татарам нельзя
было селиться в самом городе, и они обживали западную окраину, вдоль городского
вала. Настоящая татарская слобода Саратова, расположенная на Валовой и
Татарской улицах, появилась в XIX веке, там же была сооружена первая мечеть
в 1844 году.
По данным перелиси 1897 года в Саратовской губернии проживали 94 тысячи татар.
А в самом Саратове в это время было только 1700. Их численность резко увеличилась
в 20 - 30-х годах прошлого столетия, когда жители сельских районов двинулись
в город на заработки. В 1989 году число татар в области составляло 62570 (или
5,5 - 6 процентов от всего населения и 20 - от всех мусульман области). Резкое
сокращение объясняется тем, что два северных уезда губернии - Кузнецкий и Сердобский,
плотно населенные татарами, перешли в Пензенскую область. По прогнозам администрации
после прошедшей переписи число татар в области должно вырасти до 70 тысяч. Полушутя
саратовские татары объясняют свое увеличение тем, что они сами перестали стесняться
быть татарами. Среди наиболее известных представителей саратовских татар: ахун
Саратовской губернии Атаулла Баязитов, издатель первой татарской газеты "Hyp",
династия имамов Янгаличеевы, физик Исхак Мустафин, доцент Саратовского пединститута
Мавия Зайнетдинов, композитор Евгений (Адельша) Бикташев, председатель передового
колхоза Игорь (Ильгиз) Кудашев, профессора Амировы - Ринат и Надира. Ныне три
района - Дергачевский, Новобуразский, Балашовский - возглавляются татарами.
В Саратовской области около 26 сел и городов, в которых сосредоточена основная
масса татарского населения (села Дергачи, Перелюб, Биктимировка, Балаково, города
Энгельс, Пугачев). Также татары компактно проживают в Пугачевском, Дергачском,
Перелюбском, Энгельском, Вольском, Саратовском, Советском районах. В городе
работают гимназия и восемь школ с углубленным изучением татарского языка. В
области два детсада - образцовый детский комбинат, который является опорной
базой для татарской гимназии, а также детсад в городе Пугачеве. В области около
20 действующих и строящихся мечетей. В самом Саратове действует старая и строится
соборная мечеть, которая будет одной из самых больших в Поволжье. Ее главный
молельный зал рассчитан на 3 тысячи человек. На Уразу-байрам строящуюся мечеть
посетил сам губернатор. Всего же в празднике, по сообщению МВД, приняли участие
около 7 тысяч человек. Кроме того, ДУМ Поволжья ежегодно отправляет в июле в
лагерь труда и отдыха "Ласточка", который расположен в живописном
месте на берегу Волги недалеко от Саратова, сто детей, которые особо отличились
в учебе. Среди известных татар области -министр спорта Султан Ахмеров, главный
федеральный инспектор по Саратовской области Ринат Халиков, член областного
избиркома Рифкат Садыков, заместитель председателя Ассамблеи народов Саратовской
области Зуфар Хакимов и многие другие. Татары первые в области зарегистрировали
национально-культурную автономию. 24 мая 1989 года была создана татаро-башкирская
общественная областная культурно-просветительская организация "Идель".
Первый федеральный Сабантуй также прошел в Саратове. Кстати, в течение десяти
лет Дмитрий Аяцков, которого татарская община постоянно поддерживает, открывает
Сабантуй. Кроме того, есть вокально-инструментальный ансамбль "Сарытау",
татарский национальный ансамбль "Тургай". Под руководством дирижера
Тагира Салихова в Саратовской филармонии прошли симфонические концерты, посвященные
Рустему Яхину и Салиху Сайдашеву. Ежегодно в течение 12 лет проходят концерты
татарской эстрады. Что касается Камиля Аблязова, интервью с которым напечатано
на этой странице, то заместитель председателя Ассамблеи народов Саратовской
области Зуфар Хакимов говорит о нем так: "Одна его минута стоит миллион
рублей, а наша, общественников, - 3 копейки"...
Татарский олигарх
Камиль Аблязов - один из немногих, кто делится с нацией
Саратовский
бизнесмен Камиль Аблязов представляет
редкий сегодня класс татарского национального капитала. Таких бизнесменов
в Татарстане - раз-два и обчелся, а уж за пределами республики - тем более.
По оценкам экспертов, принадлежащая Аблязову группа "Нарат"
контролирует около 50 млн. долларов США. Немалая часть этого капитала
работает на нацию.
Во многом благодаря ему в Саратове существуют более десяти лет татарская гимназия
(подробнее об этом - в материале "Кузница элиты"), 9 школ с углубленным
изучением татарского языка, 12 татарских классов, мечеть, а самое главное -
сплоченная татарская община. В исполкоме Всемирного конгресса татар опыт Аблязова
по организации национально-культурной автономии признают образцовым для всех
татарских общин России.
Камиль эфенди принципиально сторонится прессы и публичности. Эта беседа - едва
ли не первое его объемное интервью. - Камиль Алимович, вы - крупный бизнесмен, работающий
в регионе, где татар сравнительно немного. Зачем вам нужно демонстрировать
свою "татарскость"? Занимались бы себе спокойно бизнесом...
- Моя семья была мусульманской, предки мои были муллами. Именно по этой причине
всех моих родственников по отцу сослали в Сибирь, в Усть-Каменогорск; по материнской
линии - практически всех расстреляли, только один сумел сбежать.
Тем не менее религия стала главным столпом воспитания в нашей семье. Повзрослев,
я стал задумываться, что я могу сделать для своего народа, для мусульман.
Род Аблязовых восходит к хану Аблязу, возглавлявшему орду, которая кочевала
между Волгоградом и Ульяновском. Потом орда Абляза каким-то путем подружилась
с Иваном Грозным и получила в Пензе землю. Там мы и осели. -В 70- 80-е годы в Советском Союзе существовал
теневой бизнес, в частности, в Средней Азии и на Кавказе. Существовал
ли аналогичный татарский теневой бизнесе то время?
- А как же! Исторически все заготовительные конторы контролировали татары. Это
вторсырье, кожсырье, вторчермет и т.п. Я точно знаю, что, например, в Саратовской
области 95 процентов заготконтор были "татарскими". - А вы имели отношение к этому теневому бизнесу?
- Как ни странно, нет. Я по специальности геолог. Долгое время вел геологоразведочные
работы и в Саратовской области, и на Севере.
Бизнесом я начал заниматься в 1987 году и был первым в области, кто зарегистрировал
частное предприятие, и третьим - во всем СССР. Фирма с тех пор так и называется
- "Нарат" ("Сосна"). Ее организационно-правовая форма менялась,
а название оставалось тем же. Вначале мы занимались двумя направлениями -деревообработкой
(отсюда и название фирмы) и бурением скважин. Это было то, что я умел и знал. - По какому принципу вы подбираете людей на работу? Это обязательно
должны быть татары, мусульмане?
- Нет, мы смотрим на деловые качества. Сейчас в нашем ОАО "Нарат"
работают в основном русские, но "голова" фирмы (так получилось) полностью
татарская. Тем не менее всех, кто у нас работает, называют татарами. - Какое место "Нарат" занимает в экономике
Саратовской области?
- После предприятий топливно-энергетического комплекса по большинству экономических
показателей мы занимаем пятое-седьмое место в Саратовской области. В прошлом
году мы подвели итоги нашей деятельности, и по прибыльности вышли на первое
место в области. В этом году я стал торгово-экономическим представителем РТ.
Хотя экономические связи с Татарстаном у меня были всегда. "Нарат"
покупал здесь "КамАЗы", продавал в Зеленодольск до 10 миллионов штук
кирпича в год. Мы брали здесь, в свою очередь, фанеру. Такой обмен идет постоянно. - На третьем курултае конгресса татар не раз
звучала мысль о том, что для своего выживания нация должна сделать ставку
на развитие татарского бизнеса и вернуться к дореволюционной модели культурной
татарской автономии. Ваш взгляд на эту проблему?
- Татары никогда не имели государственной поддержки и выживали за свой счет.
Но наше современное положение, на мой взгляд, в корне отличается от прошлого.
Тогда, в XIX веке, Казань была рядовым российским городом, в котором татары
проживали так же, как в Оренбурге, Саратове или Симбирске. Сейчас же Казань
стала связующим звеном, центром устремлений всех татар, проживающих за пределами
Татарстана. Раньше этого не было и не могло быть, поскольку тогда не было государственности,
пусть даже в форме ограниченной автономии. Но все это не значит, что ядро духовного
развития сейчас может находиться только в Татарстане. Я считаю, что такое ядро
есть и за пределами республики. И, более того, я везде открыто говорю: элита
Татарстана все еще никак не поймет, что этой территории в общем-то случайно
удалось стать историческим центром татарского народа. - Тем не менее на одном из заседаний исполкома
ВКТ вы требовали, чтобы власти вмешались в связи предприятий Татарстана
с дилерами в регионах России и замкнули торговые потоки на торгово-экономических
представительствах РТ, в том числе и на том, которое создали вы у себя
в области. Это довольно необычно, когда бизнесмен публично просит использовать
административный ресурс...
- Поясню. Если бы мне лично нужны были нижнекамские шины или "КамАЗы",
то это одно. Мы их покупали и покупаем и без помощи премьер-министра. Но если
цель - развитие торгово-экономических представительств, и я являюсь официальным
представителем РТ, это ведь совсем другое дело. Я же не прошу Татарстан вкладывать
в мой личный бизнес! Мы сами существуем, сами себя кормим и, инша Аллах, еще
долго будем развиваться. - А готовы ли вы сами инвестировать в Татарстан?
- А вы думаете, что в Татарстан легко инвестировать? Пока лично я не вижу, чтобы
элита РТ понимала, что на нее могут ориентироваться не только где-нибудь в Черемшан-ском
районе, но и в Тамбовской, в Саратовской и других областях. К сожалению, пока
нет татарской экономической стратегии.
А почему бы не начать с создания татарской банковской системы? Достаточно иметь
в разных регионах 15-20 банков, в которых капитал будет контролироваться татарами,
и это позволит сразу 15 - 20 регионов тесно связать финансами с Казанью. 15
новых финансовых ниш - это был бы мощный скачок. Но Ак Барс Банку это не нужно,
банку "Зениту" тем более, "Девон-кредиту" - не знаю... - Как скажется, по вашему мнению, глобализация
на татарском бизнесе? Ведь она стирает многие грани, в том числе и национальные.
- На этот вопрос сложно ответить однозначно. Если мы хотим сохраниться как нация,
то сегодня мы имеем шансы не только сохраниться, но и приумножить наше культурное
достояние. А какую начинку - интернациональную или иную приобретет бизнес и
с кем мы будем объединяться - это дело десятое. Самое главное, чтобы основное
ядро было защищено и могло воспроизводиться.
Нам в Саратове это удается. Так, наши села сохраняют язык. Ассимиляция, конечно,
есть, но, я считаю, что у нас ее масштабы даже меньше, чем в Татарстане. У нас
мусульманские девушки спокойно ходят в платках, и никто не обращает на это такого
внимания, как здесь.
Всего в области где-то около 270 тысяч мусульман, и они почти все стараются
держаться рядом с нами. На выборах в совокупности это нам дает до 18 - 20 процентов
голосов избирателей. Это очень хороший показатель. - Удалось кого-либо провести в местные органы
власти?
- Да, впервые за последние сто лет депутатом областной думы стал мусульманин.
Это мой брат Ирфан. Это удача татарской общины в Саратове, всей мусульманской
уммы. - Раз уж вы упомянули о платках, то зададим такой
вопрос: как вы рассматриваете попытки модернизировать и вестернизировать
ислам сегодня? Речь идет о концепциях евроислама и т.д.
- Всегда надо ориентироваться на лучшее, будь оно на Западе или в Китае. И Пророк
сказал, что в исламе каждые сто лет следует какую-либо сторону модернизировать. - А сто граммов на праздник -это тоже модернизация?
- В этом заключается наша внутренняя мимикрия, и это меня особенно удивляет.
В понедельник в каком-то кругу человек может говорить, что мы, мол, татары,
мусульмане. А уже в среду на встрече, где присутствуют двое или трое людей другой
национальности, начинает пить водку за дружбу. По-моему, всегда должна быть
своя железная линия, которой следует неотступно придерживаться. Не нужно брать
пример с татарской политической элиты, немалая часть которой пьет коньяк и ест
свинину. Надо быть самим собой. Кстати, за все то время, которое я занимаюсь
бизнесом, мы всегда избегали торговли спиртным. - Насколько исламские нормы присутствуют в вашем
бизнесе? К примеру, вы владелец банка, но в то же время проценты в исламе
запрещены, не так ли?
- Как известно, наше общество не исламское и не мононациональное. Жить в нем
и играть по своим правилам, когда господствуют совсем другие правила, трудно
и даже невозможно. Капитал без процента - это не капитал. - Правда, что вы были первым российским бизнесменом,
который поехал с деловым визитом в Саудовскую Аравию?
- Не знаю, насколько это правда, но когда лет шесть-семь назад я решил поехать
в Саудовскую Аравию, то совместил умру (паломничество к Каабе в любое время,
кроме времени хаджа. - Ред.) с визитом. Тогда нам и сказали, что мы первые российские
предприниматели, приехавшие в Саудовскую Аравию. Там мы познакомились с крупными
предпринимателями, до сих пор с ними дружим. - О вас ходит много разных историй. Рассказывают,
что когда вы строили мечеть, местные власти попытались было ограничить
высоту минарета...
- Да, это случилось, когда возведение минарета шло к завершению. Никакого формального
повода не было, но нам хотели запретить строить выше храмов других конфессий.
Проблема решалась на самом высоком уровне, но мы отстояли свою мечеть.
Кузница элиты
Учительница русского языка рассказывает о татарской гимназии
В исполкоме Всемирного конгресса татар состоялась встреча с преподавателями
татарской гимназии Саратова.
Она первая, открытая за пределами Татарстана. Учителя с мягким мишарским акцентом
говорили, что в гимназии, в которой сейчас учатся 286 детей, конкурс порой достигает
5 - 8 человек на место. И вот уже несколько лет в гимназии не зарегистрировано
ни одного правонарушения, нет ни одного ученика, кто стоял бы на учете в милиции!
Интересная деталь: среди гостей из Саратова были не только татары, но и русские
преподаватели, которые с гордостью делились успехами своей гимназии.
С одной из них, преподавательницей русского языка Ольгой
НИКИТИНОЙ встретился корреспондент "ВЭ". - Ольга Вячеславовна, расскажите об истории создания
саратовской татарской гимназии?
- Такая идея в нашем городе нашла воплощение только в 1992 году, когда инициатором
выступила татарская диаспора при поддержке отдела образования Волжского района
Саратова. Существенную поддержку оказал и председатель ДУМ Поволжья Мукаддас
Бибарсов.
В течение нескольких лет мы имели статус средней школы, где помимо общеобразовательных
предметов планировалось изучать татарский язык, культуру, историю, то есть закладывался
базис для возвращения детей к своим истокам. Мы ведь знаем, к чему приводит
воспитание иванов, не помнящих родства. В течение 3 - 4 лет школа активно развивалась,
и стало ясно, что в рамках средней общеобразовательной школы трудно будет реализовать
благое дело воспитания элиты татарской нации. Поэтому в 1996 году школа добилась
статуса татарской национальной гимназии и расширила сферу своего образования
в гуманитарном направлении. - В чем секрет феномена вашей гимназии? Почему
в нее такой большой конкурс?
- Гимназия сумела стать семейным учебным заведением, в котором дается и достойное
образование и где очень благоприятная атмосфера. Родители уверены, что дети
- в надежных руках. Учащиеся начальных классов находятся в группах продленного
дня, где они выполняют домашние задания, отдыхают со сверстниками. Ученикам
средних и старших классов предлагается много кружков в зависимости от интересов.
Уникальность нашей гимназии заключается именно в учебном плане, который реализуется
с первого класса изучаются татарский и русский языки, со второго класса - английский,
с седьмого класса - на выбор арабский или фарси. С десятого класса предлагаются
спецкурсы в основном гуманитарного и экономического профиля, поскольку гимназия
связана с тремя вузами - Академией права, Поволжской академией госслужбы, Социально-гуманитарным
университетом. Поэтому среди спецкурсов наряду с такими дисциплинами, как история
татарского народа, история мировых религий, присутствуют также факультативы
так называемого расширенного образования -основы потребительских знаний, основы
правоведения, маркетинг и другие. - Есть что-то, чем особенно гордится ваша гимназия?
- Практически 100 процентов выпускников нашей гимназии поступают в вузы. Этим,
наверное, все сказано. - Сегодня во всех регионах России остро стоят
вопросы с педагогическими кадрами. Как эта проблема решается у вас?
- За последние шесть лет у нас нет текучести кадров. Если педагоги уходят, то,
как правило, по объективным причинам. У нас работают два доктора наук, пять
кандидатов наук, более 70 процентов учителей - специалисты высшей категории.
Надо сказать, что более 80 процентов учащихся - это татары (кроме того, у нас
обучаются русские, казахи, чеченцы, евреи и другие).
Общеобразовательные предметы у нас преподаются на русском языке, а национальные
- на татарском. Внеклассная работа большей частью проводится также на татарском
языке. Прошли литературно-музыкальные вечера, посвященные Габдулле Тукаю, Хасану
Туфану, Мусе Джалилю, Салиху Сайдашеву. - Насколько комфортно вы себя ощущаете в национальной
школе?
- В нашей гимназии я работаю с самого начала, с 1992 года, и всегда чувствовала
себя здесь комфортно. Подбор кадров у нас проводится не столько по национальному,
сколько по профессиональному признаку. Кстати, половина педагогического коллектива
у нас нетатарской национальности. Гимназия дает возможность реализовать себя,
и я здесь обрела очень много друзей. У нас нет никаких проблем именно на национальной
почве. Работая в этом учебном заведении уже десять лет, я поддерживала и поддерживаю
стремление татар к познанию своей культуры, истории, языка, и сама изучаю традиции
этого народа.
Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма
подписки на на "Татарскую рассылку" : TATARICA - все
материалы о татарском мире... ну или почти все. Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского
района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары - сайт татар Башкортостана "Кардэшлек" -
Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете
дружбы народов
Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих
замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках
рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы
также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю
такую возможность.
Размещенные материалы не всегда отражают мою точку зрения.