Поздравляем Вас со священным праздником Корбан-байрам! Желаем Вам и Вашим
близким счастья, здоровья и благополучия.
Новости
Татарская газета начала выходить в Красноярском крае.
Об этом сообщила газета "Красноярский рабочий" (Красноярск)
30.01.2004:
В Красноярском крае вышел первый номер краевой татарской газеты "Нур",
что в переводе означает "свет", "луч".
В крае проживает около 55 тысяч татар, есть целые деревни (их почти полсотни),
население которых составляют в основном татары. Именно на территории компактного
проживания и рассчитана новая газета. Издается она за счет спонсорской
поддержки местных предпринимателей-татар, пока распространяется бесплатно.
Материалы публикуются на русском и татарском языках.
До сих пор в крае на постоянной основе выходили только три национальные
газеты - еврейская "Гаскала", китайская "Иностранцы"
в Красноярске и немецкая "Видершайн" в Минусинске. А татарские
газеты, изредка попадающие в край, издавались исключительно в Казани и
Москве.
В настоящее время идет Интернет-голосование на звание "Татарин 2003
года" и "Татарка 2003 года". На данном этапе идет рейтинговое
голосование, по результатам которого сузится круг претендентов в следующем
туре. Если Вас это заинтересовало, также можете принять
участие в голосовании.
В этом номере я представляю Вашему вниманию несколько материалов рассказывающих
о исламе в советское время.
Когда
настанет судный день?
Главный кази республики - об исламе в советское время, татарских ишанах и порядочном
человеке во власти
О главном
кази Духовного управления мусульман РТ Габделхаке
САМАТОВЕ приходилось слышать много, но кто бы ни говорил -
все о нем отзывались, как о человеке высоконравственном, энергичном (несмотря
на свои 73 года), авторитетном. Он - один из немногих, кто помнит имамов,
которые учились у ученых-кадимистов старой закалки. - Габделхак эфенди, насколько тяжело было оставаться
верующим в эпоху атеизма?
- Хвала Аллаху и благословение его Пророку.
Наш Пророк (мир ему) сказал: "Вера похожа на раскаленные угли. Если
держать в руках - то обжигает, если бросить - то погаснет". Это положение
будет верно всегда, кто бы ни был у власти. Для того чтобы выдержать,
нужно правильное воспитание. Если оно есть, то тогда религия будет не
тяжестью, а заботой.
В наше время шла настоящая война против всех религий, до полного их уничтожения.
Одной из мер было запрещение арабского алфавита. Но мы благодаря воспитанию,
полученному в семье, с малых лет выучили арабское письмо. Кроме того,
я изучал религию по книгам.
Когда учился в шестом или седьмом классе (это было во время войны), меня
поймали с религиозной книгой в руках, вызвали к директору и завучу. Разговор
был очень серьезным, меня даже пугали тюрьмой. Но я все равно продолжил
ходить на пятничные молитвы и намазы таравих.
Вернувшись из армии, я задумался, как облегчить жизнь, и узнал, что в
законе о религии есть пункт, в котором говорится, что "служители
культа могут обучаться и учить при соблюдении некоторых условий".
Ко мне в руки также попало обращение Ленина и Сталина к мусульманам от
1918 года, в котором говорилось (цитирует по памяти. - A.M.): "Мусульмане
России и Востока, отныне ваши верования и молебны, которые попирались
царями и угнетателями, объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте
свою национальную и культурную жизнь свободно". После смерти Сталина
ЦК КПСС подготовил постановление (оно особо не афишировалось), в котором
говорилось, что "ЦК партии постановляет всем крайкомам, горкомам,
райкомам устранить свои прошлые ошибки относительно религий и впредь не
допустить их повторения".
Когда ко мне приходили люди из КГБ, я показывал эти бумаги с ехидным намеком:
вы следуете курсу, начертанному вождями, или же я ошибаюсь? - Кто в те времена давал молодежи религиозные
знания?
- Пророк (мир ему) сказал: "Получайте знание, с каких бы уст оно
не слетало". Я старался следовать этому изречению. В 50-е годы в
Казани я начал ходить в мечеть Марджани. Здесь я познакомился с охранником
Габделхаком Хафизовым. Он был сиротой и старше меня лет на 5 - 6. Знал
не больше меня, и мы решили вместе изучать религию. Потом к нам присоединился
еще третий Габделхак. По вечерам после работы мы учили морфологию и синтаксис
арабского языка. Потом я пытался учиться у человека по имени Габделмуэмин,
который жил в бараках в районе Компрессорного завода. Но он испугался,
что мои ночные визиты к нему вызовут подозрения, и наши занятия быстро
прекратились.
В это же время в "Марджани" работал имамом Исмаил хазрат Муштари.
Я слушал его проповеди. В Казань приезжали многие сельские имамы. Особенно
были интересны встречи с имамами Габделбари и Габделрауфом.
Одним словом, тогда в Казани еще были люди, у которых можно было получить
знания. Живы были и шесть хафизов - знатоков Корана наизусть. - А был ли среди ваших наставников знаменитый
имам "Марджани" Ахматзаки хазрат Сафиуллин?
- Где-то в 1964 или 1965 году мы собрались на меджлис у нашего соседа
Тахира бабая. Были приглашены только проверенные люди. Ибрагим хазрат
пришел со своим другом. Так как на всех присутствующих можно было положиться,
то гость прочел нам прекрасную проповедь. После меджлиса на чай остались
три-четыре человека. Там выяснилось, что гость (его звали Ахматзаки) учился
в медресе аула Кизляу (сейчас это Нурлатский район РТ). Это был главный
источник знаний для южных районов республики. Даже само название села
переводится с татарского, как источник, ключ. Мы говорим: "Имам нашей
деревни Хасан хазрат также учился в Кизляу". И вдруг у нашего собеседника
на глазах появляются слезы. Оказалась, что наш Хасан хазрат был его хальфой-наставником
в медресе. (Плачет. - A.M.) Так произошло наше знакомство с Ахматзаки
Сафиуллиным.
Судьба этого человека необычна. Во время коллективизации он как человек,
который окончил медресе (выпускники медресе Кизляу были на особом счету,
так как их обучали ишаны-шейхи), боясь раскулачивания, вместе с семьей
перебрался в Среднюю Азию. После войны решил вернуться в Казань. Семью
оставил в деревне, а сам поехал в город искать работу. Целый день он бродил
в поисках работы, но, не найдя ничего, измотанный, он присел отдохнуть.
В это время мимо шел незнакомец, Ахматзаки поздоровался с ним. Тот ответил
на приветствие и спросил: "Ты работу ищешь, сынок? Иди, тебя ждут
в "Ботан бакчасы" (так татары тогда прозвали Ботанический сад).
Он зашел к начальнику и рассказал о своем положении. Начальник позвал
завхоза и сказал ему: "У нас есть свободная комната, посели туда
семью этого человека. Не расспрашивай, кто он и откуда, и никому о нем
не рассказывай". В городе Ахматзаки старался оставаться незаметным
и ни с кем особо не общался.
В 1973 году, когда казанский мутаваллият (духовное представительство ДУМ)
возглавил мой ученик Закария хазрат Минвалиев, он помог Заки хазрату стать
вторым имамом "Марджани". Однажды Заки хазрата вместе с Закарией
вызвали в органы, и тогдашний уполномоченный по делам религий Михайлов
сказал: "Пусть работает бабай". - Во времена брежневского застоя в Казани была
только одна действующая мечеть - "Марджани". Как удалось добиться,
что с ее минарета продолжали произносить азан?
- Более 17 лет и трех месяцев минарет мечети "Марджани" молчал.
В 1975 году, когда руководителем мечети стал Закария хазрат, он велел
муэдзину подняться на минарет и произнести азан. Тот испугался, но Закария
сказал в случае чего сослаться на него. Минарет, запертый все это время,
утопал в пыли, птичьем помете, грязи, паутине.
Но вот призыв к молитве прозвучал. Люди, услышав его, выходили на улицы
и плакали. Это была огромная радость для всех верующих. Закарию на следующий
день позвали в райисполком и сделали предупреждение. Затем вызвали к Михайлову.
Даже будучи атеистом, он, похоже, был порядочным человеком. Именно с его
молчаливого согласия был сделан ремонт мечети, построены гаражи, новые
пристрои, куплены машины. Но Михайлов нас порадовал. Азан начали произносить
в то время, когда были запрещены заводские гудки, сигналы поездов и пароходов,
автосигналы. Михайлов перечислил все запреты (запрещен был и звон колоколов)
и сказал, что про азан в перечне ничего не сказано. - Вы упомянули о ишанах-шейхах. Кто это такие?
- В исламе их еще называют вали-аулия. Сегодня среди людей есть те, которые
при слове ишан представляют что-то страшное. Во многом такое отношение
сформировалось благодаря таким пьесам, как "Хаджи эфенди женится",
"Голубая шаль", и особо сильному давлению со стороны властей.
Люди стали чураться ишанов, а некоторые муллы даже их проклинали.
Но бояться ишанов не нужно. Ишаны обладают глубоким знанием религии. Ишаны,
находящиеся на более высоких ступенях, подобны имамам мазхабов - Абу Ханифе,
Шафи, Ахмаду и Малику. Они постигают законы шариата и доносят их до людей.
Цепочка суфийских шейхов-ишанов никогда не прерывалась, они были даже
во времена коммунистов. Так, недалеко от Кизляу была глухая, маленькая
(не больше 70 - 80 дворов) деревня Хусаин. Здесь жили ишаны Эльахмет хазрат,
Габделбари хазрат, Ибрахим хазрат. Если цепочка аулия прервется, то наступит
Судный день и мир погибнет. - Что вы думаете о ваххабитах? Не вымысел ли
это?
- Среди полевых цветов обязательно вырастают и репейники. Если ты будешь
следовать в религии по пути наши предков, то тебя никто и никогда не перепутает
ни с ахмадийцем, ни с ваххабитом. Но если ты идешь за каждым, кто тебя
позовет или поманит зеленым долларом, то, да хранит нас Аллах от этого,
есть опасность, что человек уйдет из религии или посчитает себя выше остальных.
Пророк (мир ему) сказал: "Кто сеет раздор среди людей, тот не из
моей уммы". Путь наших предков - самый надежный и дает возможность
достичь многих духовных высот. И если мы будем строго следовать ему, то
на нас не смогут влиять не то что сто тысяч, даже сто миллионов ваххабитов.
Что касается меня, то я пришел в религию не по принуждению кого-то и не
за долларом и я не поменяю ее ни на что.
В СССР было четыре муфтията, но они все были дружны между собой и сохраняли
единство мусульман. Сейчас в религию возвращаются дети тех, кто был лишен
веры, но некоторые из них приносят с собой нововведения и смуту.
Курбан-байрам при Сталине
В 1945 году солдаты благодарили Аллаха
В эти дни
мусульмане празднуют Курбан-байрам.
Он стал неотъемлемой частью жизни татарстанского общества и даже приобрел
статус официального праздника. Однако еще каких-то 14 -15 лет назад в
бывшем СССР подобные проявления религиозности расценивались как приверженность
к враждебной идеологии. Как известно, в годы Советской власти все конфессии
находились в опале, так как власть предержащая видела в религии своего
конкурента в плане влияния на умы и настроения людей.
Правда, в некоторые особенно тяжелые периоды истории Советского государства
власти были вынуждены смягчать свою политику в этом вопросе, что сразу
же отражалось на религиозной активности населения. Ярче всего это проявилось
в годы Великой Отечественной войны. Жесткий контроль, установленный сталинским
режимом над всеми сторонами общественной жизни, в том числе духовной,
в условиях войны был невозможен. Поэтому неудивительно, что в эти годы
многие верующие стали открыто посещать молитвенные здания и отправлять
обряды, игнорируя запреты и ограничения.
Не стала исключением в этом отношении и Татарская АССР.
Пик религиозной активности населения нашей республики пришелся на 1945
год. Тогда в республике необычайно торжественно и широко прошло празднование
Курбан-байрама. Из отчета уполномоченного Совета по делам религий при
Совете Министров ТАССР следует, что 15 ноября в Казани в праздничном намазе
(проходившем в шести местах, хотя зарегистрированной в органах власти
была только одна мечеть и община мусульман) приняли участие ориентировочно
24 - 25 тысяч человек. Причем половину из них составляли молодежь и люди
среднего возраста! В мечети Марджани - единственной официально действовавшей
мечети Казани - на праздничный намаз собрались около 12-13 тысяч человек!
Мечеть не могла вместить такого количества верующих, и поэтому большая
часть людей молилась на близлежащих улицах.
Среди пришедших были и люди в военной форме, которые стали не только
участниками богослужения, но и сами исполняли обряд жертвоприношения.
Военнослужащие и демобилизованные объясняли свой поступок тем, что на
фронте они дали слово - назер-айту: если останутся живыми, то обязательно
принесут жертву - курбан, благодаря таким образом Аллаха.
Тогда же, в 1945 году, в празднике участвовало много детей и женщин.
Для представительниц слабого пола был даже проведен молебен 17 ноября
в мечети Марджани. В этот день почти во всех деревнях республики также
были проведены богослужения в частных домах и на кладбищах. А в деревне
Кляшево Тетюшского района один из обрядов жертвоприношения исполнил председатель
колхоза!
Долгожданная победа, радость возвращения домой победителей, за спасение
жизней которых молились их родные и близкие, переоценка духовных ценностей
за годы войны - все это, вместе взятое, и определило необычайно высокий
религиозный подъем в первый послевоенный праздник Курбан-байрам. Многие
годы спустя подобной массовости среди верующих уже не наблюдалось...
Перед нами
- документ 55-летней давности. На первый взгляд, это обычная докладная
записка служащего своему начальству. Внимательное же ознакомление с нею
приоткрывает завесу над трагической страницей татарского народа. Ибо закрытие
мечетей, молельных домов, медресе, мектебов вело к уничтожению обычаев,
традиций, разрушению нравственности народа.
После октябрьского переворота 1917 г. Советское правительство провозгласило
свободу совести, приняло декрет об отделении церкви от государства, школы
от церкви. Однако по мере утверждения в стране тоталитарной системы доминировать
начинают теория и практика воинствующего атеизма.
Временем "великого перелома" опять-таки стал 1929 год. 8 апреля
М.И.Калинин подписывает постановление Президиума ВЦИК "О религиозных
объединениях", в соответствии с которым религиозные общества были
вытеснены из всех сфер общественной жизни. В мае того же года XIV Всероссийский
съезд Советов принимает решение об изменении статьи 4 Конституции РСФСР.
Вместо признавшейся за гражданами "свободы религиозной и антирелигиозной
пропаганды" теперь речь шла о свободе "религиозных исповеданий
и антирелигиозной пропаганды". Таким образом, перед религиозной пропагандой
ставился конституционный барьер, а антирелигиозная пропаганда получала
высшую степень легитимности. Логическим продолжением курса на отделение
"религии от людей" стало постановление Президиума ВЦИК о передаче
культовых зданий (при их закрытии) в пользование кульпросветучреждений.
Данная кампания проводилась под видом добровольной передачи зданий (со
всем имуществом) верующим. Как свидетельствуют архивные документы, подобные
акты подкреплялись в основном фиктивными документами.
С середины 30-х годов беззаконие еще более усиливается. Начинается массовое
закрытие церквей, мечетей, на духовенство, которое рассматривалось как
скрытая контрреволюционная сила, обрушиваются новые репрессии.
Мунира Сайдашева, кандидат исторических наук
Докладная
записка о состоянии молитвенных зданий на 1 апреля 1939 года.
Председателю
Верховного Совета ТАССР
Мухаметову
Председателю Президиума Верховного
Совета ТАССР
Динмухаметову
от референта-информатора
Президиума Верховного Совета ТАССР
К.Мустафина
По полученным
от 53 районов данным до революции было на территории Татарской АССР -
1598 мечетей, 560 церквей. Часть этих зданий после революции снесена по
ветхости, сгорело и т.д. Таким образом на 1 апреля 1939 года осталось
мечетей - 1588 и церквей - 520.
Действующих мечетей насчитывается - 612. Ряд районов очень мало внимания
уделяют на закрытие мечетей. Так за все время существования советской
власти в Юдинском и Столбищенском районах не закрыта ни одна мечеть.
В некоторых районах закрыто очень незначительное количество, например,
в Первомайском районе - 12%, Тюлячинском - 18%, Аксубаевском -21%, Кайбицком
- 20%, Тельманском - 26%, Рыбно-Слободском - 27% и Ципьинском - 29%.
Отсутствие работы подтверждается еще тем, что в районах имеются 163 мечети,
которые долгое время не функционируют, но к закрытию их и использованию
на культурные нужды со стороны РИКов меры не принимаются. Так, в Кайбицком
районе недействующих мечетей - 23, Актанышском -16, Калининском - 11,
Кзыл-Армейском - 10, Муслюмовском - 10, Тельманском - 9, Бавлинском, Сабинском,
Тюлячинском по 8 и т.д.
Из закрытых 1124 церквей и мечетей - 817 используются на культурные нужды
(школ - 438, клубов - 382 и др. - 77), 159 бывших молитвенных зданий используются
на хозяйственные нужды (склады и т.д.).
Из 68 закрытых молитвенных зданий совершенно не используются: в Мензелинском
- 10 пустующих, Алькеевском - 5, Б.Тарханском, Ново-Шешминском - 5, Елабужском,
Кайбицком, Кукморском, Нурлатском районах по 4 и т.д.
В Больше-Кибякозинской, Шаткинской мечетях Тюлячинского района хранится
колхозный хлеб и в тоже время производится богослужение.
Аксубаевский РИК (сообщает) в селе Ст.Ибрайкино имеется 4 мечети и все
4 действуют, а Чистопольский РИК пишет, что в деревне Тат.Толкаш имеется
8 (?) мечетей и все действуют.
7 мая 1939 г.
г.Казань
ЦГА РТ. Ф.Р-3610. Оп.1. Д.З, Л.12-15.
Опубликовано в журнале "Гасырлар авазы", май 1995 года
Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма
подписки на на "Татарскую рассылку" : TATARICA - все
материалы о татарском мире... ну или почти все. Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского
района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары - сайт татар Башкортостана "Кардэшлек" -
Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете
дружбы народов
Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих
замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках
рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы
также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю
такую возможность.