Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка #039 13 декабря 2003г.


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 039   13 декабря 2003г
 

Тонна джадидизма
Турецкий ученый считает борьбу между татарскими реформаторами и консерваторами иллюзией

Доктор философских наук Ибрахим Мараш сегодня входит в число лучших специалистов по татарскому джадидизму. Его диссертация посвящена самому интересному и неисследованному аспекту обновления - религиозному. Выпускник теологического факультета одного из турецких светских вузов прочтет курс лекций в Казанском университете.
Ибрахим бей поделился своими размышлениями о татарском исламе с корреспондентом "Восточного экспресса".
- Насколько я знаю, ваша кандидатская диссертация посвящена турецкому философу и математику мулле Лутфи, а докторская - уже татарскому джадидизму. Почему произошел такой скачок из мира средневековья в новое время?
- Моя специальность - история тюркской общественной мысли. В 1991 году, когда распался Советский Союз, у меня появился интерес к постсоветскому пространству. Я пошел на платные курсы русского языка. Меня интересовали Азербайджан, Туркестан, но особое внимание привлекла Казань. Татарский ислам тогда не был изучен ни в Турции, ни в Татарстане. Так как у нас в университете не было специалистов по этому вопросу, то моими наставниками стали татары - казанский Надир Давлет и крымский Хакан Кырымлы. По образованию я теолог, и меня, прежде всего, интересовало: что такое обновление? чего хотели обновленцы-джадиды? Для начала я изучил все источники по джадидизму в Турции, а затем в 1995 году получил направление в Казань, где проработал до 1996 года. Увидев огромное количество источников, принялся их копировать. В Турцию я вывез больше тонны материалов. Это были копии с подшивок газет "Вакыт", "Йолдыз", "Баянул хак", 'Тормыш", различных книг и журналов.
- Когда же вы приступили к исследованию?
- Собрав эту тонну копий, я и приступил. И пришел к выводу, что борьба между кадимистами и джадидистами - это лишь иллюзия. Обе группы мечтали о возрождении нации. Но если кадимисты считали, что путь к возрождению лежит через обращение к наследию ученых прошлого, то джадидисты предлагали обратиться к основным источникам ислама и прочесть их в соответствии с требованиями времени. Само джадидистское течение также не было однородным. Одна группа отстаивала идеи вестернизации татар, что нашло отражение в газете "Ислах". Ее главным идеологом был Фатих Амирхан. Самой многочисленной была группа религиозных реформаторов Хасана-Гаты Габаши, Ризы Фахретдина, Мусы Бигиева, которые обращались к основным источникам ислама и толковали по-новому. Чем-то средним между западниками и джадидистами были тюркисты Гаяза Исхаки. Все эти группы требуют особого изучения. Например, тюркизм Исхаки и религиозный тюркизм Акчуры в Турции - не одно и то же. Существовал также башкирский тюркизм в лице Валиди-Тогана, который даже близок к трайбализму - делению по племенному признаку.
- Получается джадидизм - это хорошо?
- Когда я приехал в Татарстан, я увидел, что люди относятся неприязненно к джадидизму. Распространено мнение, что джадидисты виновны в безбожии, из-за них народ охладел к религии. Если джадидистами считать Марджани и Фахретдина, то ничего в этом нет плохого.
- А евроислам и джадидизм -это одно и то же?
- Я на днях нашел манифест евроислама - книгу Рафаэля Хакимова "Где наша Мекка?". Хочу сравнить. В Турции сейчас пытаются внедрить другой евроислам, концепцию которого разработал Бассама Тиби. Турция - единственное мусульманское демократическое государство, поэтому у многих есть желание внедрить современное понимание ислама. Тюрки в этом не нуждаются. Наше понимание ислама достаточно современно. Когда вы дадите почитать Руми или Юнуса Емре европейцу, то он убедится, что ислам открыт всем религиям и народам. Вспомните слова Руми: "Кем бы ты ни был -язычником, христианином или иудеем - приходи в мою обитель".
- А что такое тюркское понимание ислама?
- Оно опирается на два фундамента - ханафизм и суфизм, представленный течениями накшбандийа и кадири. Его вы можете назвать даже евроисламом, но так как оно общее для всех тюркских народов, то более справедливо назвать его тюркским исламом. Евроислам Тиби -это полная покорность западному обществу, это жертва и отказ от своих культурных ценностей. Если вы последуете только по пути Фатиха Амирхана, то совершите ошибку. Наиболее логичным будет объединить путь "западников", кадимистов, но в основу положить понимание Бигиева и Марджани, т.е. джадидизм.
- Джадидизм - это уникальное явление, присущее только татарскому обществу?
- В исламском мире можно выделить три обновленческих течения - египетское, индийское и татарское. К ним можно было бы прибавить и четвертое - османское, но оно еще не оформилось. Египетское течение носит салафитский, очистительный характер, в основу которого легли идеи Ибн Таймии. Главным представителем этой школы был Мухаммад Абду. Индийское и татарское обновленчества - самые оригинальные. Индийское течение - самое древнее. Его основателем является Аулия-уллахшах Дехлеви, который создал свою правовую школу. Татарский джадидизм опирается на традиции и Дехлеви, и Абду, османских реформаторов, и Ибн аль-Араби, и Маарри. Благодаря синтезу всех школ реформизма, татарский джадидизм может сегодня дать миру многого полезного.
- Если бы вас попросили составить десятку самых выдающихся ученых за всю историю ислама, туда вошли бы татары?
- Наряду с такими учеными, как Абу Ханифа, аль-Газали, Ибн аль-Араби, Молла Садраи, я бы обязательно поставил Марджани. В начале XX века египетский ученый Зерикли в своем труде "Аль-Алям" назвал Марджани "муджтахид-и мутлак", то есть человеком, который может основать самостоятельную правовую школу. Другая малоизвестная сторона Марджани - он был продолжателем учения Ибн Хальдуна.
Другая личность, которую мало знает исламский мир, - это Муса Джаруллах Бигиев. Причина его неизвестности в том, что он писал на тюркском языке, а не на арабском. Перед смертью, в 40-годы XX века, он говорил: "Если бы я писал по-арабски, то мои книги знали бы везде, и они не смогли бы со мной препираться".

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" #47 (148) 14.11.2003г

Обсудить в форуме


Получилось сладко

В день рождения Марселя Салимжанова, 7 ноября, в Камаловском театре показали премьеру спектакля "Вот так получилось" по пьесе живого классика татарской драматургии Туфана Миннуллина.

Лирическая комедия смягчила мемориальность вечера и перевела все в русло прозрачной грусти и мягкой улыбки. Вечер прошел на ура. Налицо внимание и влиятельных персон, в числе которых спектакль пришли посмотреть руководитель аппарата президента Экзам Губайдуллин, министр культуры Ильдус Тарханов, завсегдатай Камаловского театра генеральный директор "ТНВ" Ильшат Аминов, и простой публики - зал был переполнен. Трогательно прогуливались в фойе, разглядывая театральные витрины, братья-миллиардеры Айрат и Илшат Хайруллины с сыновьями.
Туфан Миннуллин сочинил жизненную пьесу и, кажется, не обошел вниманием ни одну проблему современности - армия, жизнь деревни, молодежь, религия, отцы и дети, нравственность. Художник Сергей Скоморохов остроумно отразил деревенскую улицу в зеркальной конструкции, избавив зрителя от прямолинейности восприятия.
История из жизни современной татарской деревни и смешила, и печалила в соответствии с жанром. Правда, я бы добавила в его определение еще одно слово - эпическая (лирическая комедия). Поскольку неспешное повествование от первого лица демобилизовавшегося парня Алмаза с табуреточки в углу сцены, куда он периодически устремлялся к микрофону, буквально пронизывало все действие. Причем эта повествовательная часть роли, в которой голос актера Ильдуса Габдрахманова звучал, как богатый красками инструмент, оказалась намного интереснее действенной. Ведь лирический и к тому же положительный герой, согласитесь, так скучен. Так же скучна была и главная (и опять же положительная) героиня, девушка Гульшат, которая оказалась вовсе не девушкой, вокруг чего и закручивается вся интрига спектакля - практически немая роль Алсу Каюмовой.
Итак, Алмаз приезжает в деревню навестить родителей своего однополчанина и там попадает в лапы предприимчивого и заботливого отца Нургали, который предлагает ему машину в обмен на то, что он женится на его беременной дочери Гульшат и скроет ее позор. Она вернулась из столицы, где училась и была соблазнена казанским парнем. После свадьбы Алмаз может покинуть новобрачную и больше не возвращаться. Парень, недолго размышляя, соглашается, но сделка усложняется тем, что он действительно полюбил Гульшат, в чем признается себе спустя много лет.
Но до этого следует целый каскад событий - уговоров, переговоров, договоров, в которых виртуознейшей "первой скрипкой" стал Ринат Тазетдинов, сыгравший отца Гульшат. Его Нургали, сметливый, ловкий, темпераментный - абсолютно достоверный народный типаж, - заставил не однажды публику хохотать до слез и симпатизировать ему на протяжении всего спектакля. Чудесный ансамбль сложился у него с супругой - трогательной, любящей матерью и верной женой Халимой в исполнении Нажибы Ихсани. Вообще комические персонажи получились удивительно выпуклыми, яркими и очень правдивыми. Чего стоили сыновья Нургали - фермеры-"амбалы" в одинаковых черных костюмах, которые мудрили над тщедушным "зятем" и жмурились от отцовских тумаков, или их болтливые жены. Добиться расположения обманутой девушки нелегко, но для любви нет преград, и сладкий-пресладкий финал с белым цветущим садом, подпущенным дымом-туманом, романтическим флером и добрыми-предобрыми лицами всех действующих лиц тому доказательство. Девушка отогрела душу, парень преодолел все преграды, лишь чувство меры подвело Бикчантаева в реализации задуманного неувядаемым романтиком Туфаном Миннуллиным хеппи-энда. Вот так получилось.

Наталья ТИТОВА

"Восточный экспресс" #47 (148) 14.11.2003г

Обсудить в форуме


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - все материалы о татарском мире... ну или почти все.
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

На "Татарскую рассылку" подписалось 360 человек.

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное