Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка


Информационный Канал Subscribe.Ru

  © 2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 016   10 сентября 2003г
 
Приглашаю Вас посетить сайт Ассоциации учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов "Кардэшлек".


"Божественные откровения" из рюкзака
Западные христианские миссионеры не жалеют ни сил, ни денег на "окучивание" татар

Азат АХУНОВ

Еще не так давно большинство татарских газет регулярно размещало рекламу некой заочной школы по изучению "Священной книги" под святым для всех мусульман названием "Иман" ("Вера"). На первый взгляд, все вроде было благопристойно -бесплатно распространялась духовная литература, народ просвещался, одним словом, "тишь да гладь, да божья благодать". Публика вдруг стала дружно возмущаться. Правда, далеко не вся. Некоторые читатели послушно заполнили предложенный вопросник и выслали его в "Иман", чтобы получить на халяву пакет с дармовой литературой. А что - красивые броские буклетики на родном татарском языке, в которых говорится о таких важных вещах, как взаимоотношения человека и Бога в этом мире, о поисках себя в океане Вселенной и т.д., несомненно, привлекательно изданы, не то, что мусульманская литература, которая зачастую печатается на газетной бумаге с неразборчивым текстом, да и написана малопонятным устаревшим языком. Автор данных строк тоже полюбопытствовал - заказал книги из "Имана". Ждать пришлось недолго, скоро пришел объемный конверт с книгами и брошюрами. Сразу видно - названия буклетов четко продуманы специалистами по нейролингвистическому программированию. Они состоят из риторических вопросов. "Что Вы ищете?", "Почему так?", "Что такое жизнь?" - вопрошают авторы брошюр. Хочется скорее заглянуть внутрь и найти ответы на волнующие , вопросы с обложки, Что же там ждет? К сожалению, одно лишь околорелигиозное протестантское многословие, точнее, даже не протестантское, а псевдопротестантское, поскольку идейной и финансовой основой этой и сотни других "заочных школ" являются западные прозелитские, харизматические церкви... Впрочем, большинство читателей об этом не догадываются, ведь на обложке стоят знакомые имена переводчиков - известных татарских писателей и ученых, а в тексте чуть ли не на каждой странице написано слово "Алла". Какие могут быть сомнения?
По словам руководителя казанской заочной школы "Иман" Игоря Гимаева .(см. "ВЭ" 3 - 9 августа 2001 г.), в миру аппаратчика Оргсинтеза, в прошлом году в его школе обучение прошли около 500 татар (по нашим сведениям сейчас около 700). Основанная два с половиной года назад, эта школа действовала достаточно энергично. Реклама "Имана" публиковалась в таких газетах, как "Татарстан яшьлэре", "Ватаным Татарстан", "Юлдаш", "Шахри Казан", "Татарстан дулкынында", звучала на радио "Дулкын". Однако теперь, когда татарские читатели раскусили сущность "Имана", большинство газет сняло рекламу заочных курсов. Соответственно, поток писем в школу уменьшился, но не иссяк - годовой прирост в 200 человек - это все же немало... У читателей может возникнуть вопрос: "А что в этом плохого? Есть кряшены, которые остро нуждаются в христианской литературе на родном татарском языке, есть школа "Иман" и все вроде о'кей". Но почему тогда членами "Имана" становятся не Ивановы и Ефремовы (кряшены, как известно, носят русские фамилии), а Фахрутдиновы и Хайретдиновы? И почему эту школу финансирует, например, не Казанская православная епархия, а протестантский институт перевода Библии, расположенный в Стокгольме? Вопросов много, и они требуют ответа.
В конце восьмидесятых годов, когда в народе возник интерес к своим корням, в Россию хлынул мощный поток западных миссионеров -представителей так называемых новых, харизматических церквей. Они брали в аренду целые стадионы, где собирались тысячи людей, раздавали бесплатную литературу и занимались активной вербовкой новых адептов своих религий. Не обошли они стороной и Казань, задействовав Центральный стадион им. Ленина, стадион "Рубин" и другие спортивные площадки города. Позже на улицы Казани и других городов Татарстана высыпали сотни новообращенных товарищей, которые со стеклянными глазами цеплялись к прохожим на улице, пассажирам трамваев и троллейбусов с одним и тем же вопросом: "Вы знаете, что Христос умер за вас?" Скоро эту лавочку прикрыли, и миссионеры перешли к менее заметной, но от этого не менее эффективной работе. В разгар рабочего дня, когда дома остаются лишь дети и пенсионеры, в квартиры стали звонить вежливые молодые ребята в белых рубашках с рюкзачками за спиной. Среди них было немало тех, кто разговаривал с заметным английским акцентом. Эти ребята предлагали познакомиться с "истинной4 верой и щедро делились религиозной литературой: Обработке также подвергались и сидящие на скамейках бабушки, которые "не отходя от кассы" прослушивали "богословскую" лекцию и получали на халяву пачку "просветительской" литературы. Старушки шли домой, включали телевизор, а там их ждал еще один "богослов" - экзальтированный шоумен-евангелист Кеннет Коупленд из передачи "Победоносный голос верующего", который забивал последний гвоздь в крышку гроба их сомнений. К тем, кто проявлял хоть грамм заинтересованности, приходили еще и еще, с каждым разом становясь все навязчивее и наглее. Тем, кто плохо понимал по-русски, приносили книги на родном татарском языке.
В своем недавнем интервью Кестонской службе новостей один из основателей протестантской церкви в Казани, татарин Тахир Талипов (выпускник Курского Библейского колледжа Святой Троицы, существующего при поддержке миссии Свободных {Евангельских Церквей Америки) отметил, что его единоверцы испытывают немало трудностей, но, по его словам, в нашей республике у них есть возможность проповедовать свое учение в отличие от бывших мусульманских республик СССР, где это становится невозможным. По подсчетам Талипова, сейчас около 300 татарских протестантов рассеяны по всему Татарстану. "Мы стараемся быть осторожными, очень осторожными, - сказал он в своем интервью. - Иисус сказал: "Как меня гнали, так и вас будут гнать", поэтому если нас не гонят, может, что-то мы делаем неправильно". Талипов, однако, заявил, что когда он пытался основать церковь в одном из городов Татарстана, он встретил немало препятствий. Сначала появились негативные публикации в прессе, затем давление было оказано на администрацию, и тогда администрация начала гонения.
По данным Совета по делам религий при КМ РТ, на 1 января 2001 года в нашей республике было зарегистрировано 39(!) протестантских, организаций, а сколько среди них харизматических и деструктивных - никто не считал. Среди них наиболее развиты и активны три церкви. Это -казанская церковь "Краеугольный Камень" (пятидесятническое направление), "Казанская Свободная церковь" (пятидесятническое направление с элементами харизматической практики) и Объединение "Церковь Христа". Их основная база - ДК им. Менжинского или частные квартиры членов церкви. Судя по размещенным на их сайте высказываниям руководителей "Свободной церкви", в частности, Юли Борисенковой, все харизматические церкви Казани активно сотрудничают друг с другом. На сайте церкви можно прочитать статьи ее активных членов - Артура Фахразиева и Наили Аглиуллиной. Также здесь приводится и другая любопытная информация. Оказывается, группа евангелистов из этой церкви недавно получила откровение идти проповедовать в колонии Казани, а впоследствии и республики, преимущественно обращаясь к ВИЧ-инфицированным заключенным и молясь за их исцеление. И вот уже организованы церкви из новообращенных в трех колониях - "малолетке", а также в 18-й и 19-й. Эти церкви постоянно растут, их служители ездят в каждую колонию раз в неделю, и после каждой такой поездки прибавляется новое число "спасенных" - и татар, и русских. Во время визитов демонстрируются видеофильмы, раздается литература, в колониях организуются молитвенные комнаты.
Как видим, дел у ребят невпроворот. На помощь казанцам приходят соседи и братья по вере. Рядом с Татарстаном в Перми действует мощная протестантская церковь "Новый завет", адепты которой делают миссионерские набеги в соседние регионы. Летом 2000 года сразу две евангелизационные группы в течение двух недель работали в городах Башкортостана и Татарстана. Христиане из Перми приняли участие в христианских собраниях на русском и татарском языках, а христианская рок-группа "Откровенный разговор" дала концерты для молодежи. Нынешним летом в Камско-устьинский район приехали "тимуровцы" из Донецкого христианского института, которые две недели бесплатно помогали по хозяйству пожилым людям района. (Вот бы такую энергию представителям наших традиционных конфессий!) Этим же летом служители "Церкви Христа", студенты Сеульского университета, устроили на улице Баумана протестантский спектакль...
Но вернемся к нашему "Иману". Еще одно из достижений этой организации - выпуск в прошлом году полного перевода "Нового Завета" ("Инжил") на татарском языке. Семь лет не покладая рук трудились над переводом казанские специалисты Раис Даутов, Искандер Абдуллин, Галимджан Гильманов и другие татарские ученые - всего около 20 человек. Говорят, что работа велась согласно договору с АНТ от 1994 года, но точной информации об этом нет. Именно "имановец" Игорь Гимаев вместе с Зуфаром Хамадрахимовым стали координаторами этого протестантско-харизматотатарского проекта, профинансированного Международным институтом перевода Библии.. Осенью 2001 года в одном из самых дорогих мест Казани - конференц-зале гостиницы "Джузеппе" - прошла презентация "Нового Завета", где гостей встречали девушки в татарских национальных костюмах, а председатель Совета по делам религий Ринат Набиев своим присутствием дал понять, что государство не против подобных проектов. Аналогичные презентации прошли в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Казани и в столице России, в Московском доме национальностей.
Считается, что "Инжил" предназначен для кряшен. Однако почему-то перевод выполнен на современном татарском языке: Как известно, кряшены сейчас говорят, что их язык отличается от языка казанских татар и даже на своем сайте www. kryashen.ru пишут "по-кряшенски". Будут ли они читать по-татарски - это вопрос. Кроме того, кряшены утверждают, что их язык оригинальный, свободный от арабизмов и фарсизмов - тогда зачем "Инжил" напичкали коранической лексикой, зачем имена библейских пророков дали в их мусульманских вариантах, зачем оформили книгу в восточном стиле и при помощи татарских каллиграфов дали название арабской графикой? Не из-за этого ли недальновидные татарские муллы выставили ее на продажу в киоск мечети "Нурулла"? Давайте называть вещи своими именами. Организаторами проекта было сделано все, чтобы максимальное количество татар-мусульман " "по ошибке" купило книгу, прочитало ее и перешло в христианство, а точнее, в протестантство. Кряшены здесь ни при чем - они, как всегда, оказались разменной монетой...
Тем временем в татарских СМИ прошла информация о ситуации, сложившейся в татарской деревне Старое Якупово Матвеевского района Оренбургской области. Около 200 жителей этой деревни год назад стали адептами протестантской "меннонитской" секты, которую завезла с Урала одна из жительниц деревни. Теперь эти люди ходят как зомби и распространяют свое учение в соседних татарских деревнях. Имамы пытались бороться, но безуспешно. Они полагают, что люди подверглись изощренной психологической обработке. Этот факт говорит о том, что татары совершенно растеряли иммунитет против подобных религиозных интервенций и находятся в опасном "открытом" положении. (Подобная история была бы немыслима, скажем, в Средней Азии. Так, протестантов-адептов церкви Ыйса (с киргизского - Иисуса) в одном из сел Киргизии просто избили, а их последователи сделались всеобщими изгоями. - А.А.).
Простые православные, обеспокоенные активностью прозелитов, давно уже бьют в набат. На прошедшей в 1999 году в городе Белокурихе Алтайского края православной сибирской международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты в Сибири" было принято заявление, в котором практически все "новые христианские церкви" были осуждены как прозелитские. К сожалению, высшие православные иерархи молчат. Молчат и мусульманские лидеры. А в это время в наши дома идут все новые и новые миссионеры, которые в своих рюкзаках несут новые партии "божественных откровений".


"Восточный экспресс" №38 (97) , 29 ноября 2002г.


"Ваххабиты" в Асеекево
Оренбургские чиновники боятся влияния Татарстана

Фарит НАГУМАНОВ
Оренбургская область

В дни Курбан-байрама приятель меня потряс откровением:
- Представляешь, - рассказал он с возмущением при встрече, - вчера моя соседка, баба Настя, затеяла стирку. Я ей говорю, что нельзя, мол, у татар сегодня праздник. А она ни в какую...
История, в общем-то, обычная, если бы не одно "но". Приятель мой - русский, православный. Подумалось тогда: вот так вот, в принципе, на основе взаимоуважения и должны строиться межнациональные отношения. Но, увы... Лишенные права учиться на родном языке, за пределами Татарстана мы жили и живем с вечным клеймом нацмена. Наверное, выражу мнение многих татар, проживающих за пределами республики: в Казани мы видим колыбель нации, хранительницу самобытности народа. На вас, живущих в Татарстане, возлагаем надежды, что и интересы татар из других регионов будут учтены и защищены. Ну, а как нам живется в российской глубинке, постараюсь рассказать в этой публикации.
"После долгих поисков нашел тебя 6 мая 1982 года" - эту надпись рядом с другой, датированной 1936 годом, на одном из ленинских томов сделал заслуженный учитель России, ныне уже покойный З.Г.Сафи. Эта, другая, надпись - на арабском языке - свидетельствует: он, Зайнаб Гатауллович, вместе с односельчанином Нагимом Шакировым нашел на старом кладбище села Асекеево надгробный камень, датированный 1496 годом... Понятно, что в тридцатые годы не могло быть и речи об оспариваний даты рождения села. И в чем-то даже символично, что эта надпись сделана до лучших времен именно на томике В.И.Ленина. Но лучшие времена вроде бы настали, а днем рождения села по-прежнему считается конец восемнадцатого века. И это понятно: татары почему-то стали в устах некоторых официальных лиц в Оренбурге "не коренным населением области". А этот камень мог этот тезис опровергнуть, И то, что он не сохранился, а на месте кладбища находятся сейчас школьные туалеты (!),-тоже по-своему символично.
В Оренбургской области татарское село Асекеево, или Асекеевка, по мнению чиновничьего люда, - та еще дыра. Однако многие ссыльные русские остались здесь навсегда и отнюдь не пропали. Предки наши знали, где селиться. Окруженный с севера, как стеной, холмами, богатыми дубравами, с юга - степями, полями с тучным черноземом, для области наш район и сейчас - лакомый кусочек...
В Оренбургской области, по последним данным, 7,3 процента татар. В Асекеевском районе из 25-тысячного населения почти половина - татары. В соседнем Абдулинском районе татар около 29 процентов, в Бугурусланском - всего 10 процентов. Есть крупные татарские села.
Не так давно состоялась встреча нашего 10 "Б" выпуска 1978 года. Так вот, я с удивлением заметил, что, как и двадцать с лишним лет назад, разговариваю с нашим старостой по-татарски. А ведь на переменах нас всех ругали за то, что мы разговариваем по-татарски, а преподавание родного языка и литературы отменили "по просьбам трудящихся" еще в пятидесятых. Когда же, казалось, все шлюзы открыли - в начале девяностых - кое-кто стал ратовать за старые порядки. Да, в Асекеевской средней школе родители учеников сами написали заявление о том, что они отказываются от преподавания татарского языка... А еще я помню, как инертны были люди при создании первого татарского общественного центра и русские руководители чуть ли не силой нас туда вовлекали. В чем же причина? Думаю, советская пропаганда была еще сильна: мы собирались жить в мире без языковых и культурных различий. Но сейчас многие стали понимать, что Иванов, Мухаметов, Ибрагимов, не помнящих родства, у нас стало слишком много. И постепенно национальное самосознание росло. Вместо татарского центра появилась национально-культурная автономия. Пробили преподавание родного языка в начальных классах школы. Пошли татарские концерты, спектакли в районном Доме культуры, но...
Межнациональные отношения - это вообще тонкая материя. Определенный фон недоверия, неблагонадежности татар создают официальные СМИ. Последний пример: в первом номере журнала "Оренбуржский край" за 2001 год в статье "Пояс анаконды" говорится об угрозе афганских талибов(!) Оренбуржью. А председатель Бугурусланского татарского общественного центра Р.Каримов в областной газете "Яна вакыт" рассказал, что в районе сначала были созданы благоприятные условия для возрождения татарского самосознания (был открыт татарский класс, начали работать факультативы, организованы радио- и телепередачи, художественная самодеятельность. В местной газете появилась страничка "Туган тел" и т.д.). Но, к сожалению, многое из начинаний встретило непонимание у представителей низовых звеньев администрации города и управления образования. "В школах с преобладанием детей-татар идет дискриминация национального образования, - пишет он. - Часто даже депутаты горсовета заявляют: "Изучайте татарский язык в Татарстане". У определенной части ответственных работников всех уровней выработался синдром боязни влияния Татарстана. Сегодня под видом воспитания патриотических чувств у русскоязычного населения развивается шовинистский зуд..."
Действительно, в последнее время татары как-то неуютно себя, чувствуют, идет какое-то кипение вокруг проблемы, скажем так, нации и веры.
Ну, а обвинения в ваххабизме - это вообще тема для большого разговора. В прошлом году в передаче ОРТ "Час пик" муфтий Талгат Таджутдин среди рассадников ваххабизма назвал и Асекеево. За что такие "почести" селу с населением в несколько тысяч человек? Вера в наших людях жила при любой власти. Всегда свершались в татарских семьях никахи и другие обряды. Читался, пусть тайно, Коран. В селе всем миром построены уже две мечети (до революции их было пять).
В нашей области сейчас сложилась уникальная ситуация: образовалось два муфтията - Оренбургский и "раскольнический" Бугурусланский. По сути, Оренбургский муфтият олицетворяет "старый" традиционный ислам и подчиняется Уфе. А Бугурусланский, молодой и задорный, смотрит на Москву. И это понятно: там, в столице страны, решаются все вопросы, а не в Уфе. Бугуруслан нам ближе и географически. Там открыто медресе, где преподают арабы и выходцы из арабских стран.
И вот уже несколько лет идет борьба муфтиятов за мечети, в том числе и в Асекеево. В выражениях никто не стесняется, и слово "ваххабиты" пришлось к месту. Вот почему асекеевцы прослыли "ваххабитами"...
Откуда все-таки дуют эти ветры недоверия к татарам? Может, всему виной зависть? Ведь татары у нас, например, довольно энергично и успешно окунулись в бизнес... Но почему-то в 'эту причину не верится: русский человек не опустится до таких страстей. Может, действительно, нет дыма без огня? Но никогда в Асекеево не было националистических выступлений. А может, все объясняется просто - обычной некомпетентностью чиновников, их неумением и нежеланием ладить с новым? Скорее всего, это именно так... Но обнадеживает то, что появляются и светлые головы, которые понимают, что конфронтация ни к чему хорошему не приведет...
29 марта 2001 года в Оренбурге состоялось выездное заседание Всемирного конгресса татар. Обсуждался вопрос о взаимодействии автономии с властями. И хотя событие это, безусловно, оживило в области "межнациональный вопрос", но, откровенно говоря, мы ждали большего. Чувствовалось, что члены исполкома намеренно избегают острых. вопросов. Хотя прозвучала интересная мысль: надо больше доверять татарам как носителям классического ислама. Наши мечети как раз могут стать заслоном для проникновения исламского экстремизма.
На форуме звучали предложения о необходимости создания в районных и городских администрациях отделов по межнациональным и религиозным вопросам. Была высказана идея создать в Татарстане министерство, которое занималось бы проблемами татар, живущих за пределами республики. Бодро прозвучало, что на северо-западе Оренбуржья началось вещание казанского телевидения. Эту новость повторили почти все СМИ области... Увы, видимо, новость эта была только для гостей из Татарстана. Телевизор молчит до сих пор.
- Да, принимаем сигнал из Татарстана, - ответили на асекеевском ретрансляторе, - но не передаем - нет аппаратуры.
- А где же специально закупленное для этого оборудование?
- По нему велено транслировать Оренбургское телевидение...

"Восточный экспресс"


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов

Вы можете установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку", напишите мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего сайта будет включаться в рассылку.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

На 10 сентября на "Татарскую рассылку" подписалось 242 человека. Нас уже много. Зур рэхмэт Сезгэ! Zur rähmät Sezgä duslar!

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
© 2003, "Татарская рассылка"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное