"Татарская рассылка" с 3 сентября службой subscribe.ru переведена в серебряную
категорию ! Теперь нашу рассылку можно увидеть в основном каталоге
subscribe.ru. Это очень радостное событие для меня, и я постараюсь сделать
рассылку еще интересней.
Татарские диаспоры
В Германии в самом разгаре Дни татарской культуры, открывшиеся 30 августа.
Татар Германии приветствует Герхард Шредер
Мероприятия
организованы татаро-башкирским культурным центром в Берлине и продлятся
до середины сентября.
На открытии Дней татарской культуры в Музее европейских культур был аншлаг.
Здесь организована выставка произведений татарских художников, живущих
в Германии, и семейных реликвий здешней диаспоры.
Организаторы не ожидали такого резонанса: в музее не хватало даже стоячих
мест. Приехали o татары из Веймара, Гамбурга, Бранденбурга, Потсдама.
Многие вытирали слезы, когда Сююмбике Алибай играла произведения Яхина,
когда пели "Туган тел".
Пришло немало немцев, людей других национальностей, даже представителей
Африки. Все речи: и директора музея г-на Конрада Вани, и его заместителя
г-жи Титмайер, и директора института тюркологии Свободного университета
Германии г-жи Кельнер-Хайнкеле были выслушаны с огромным интересом.
Атташе посольства РФ Дмитрий Баландин сказал, что культура России не была
бы той, какая она сегодня есть, если бы не многовековое соседство с татарским
народом.
Происходящее в музее было способно поразить любое, даже самое богатое
воображение. Например, немка Ева-Мария Флашар, страстная поклонница башкирской
культуры, говорящая на башкирском языке, выступила на ура с башкирскими
танцами! По приблизительным подсчетам организаторов, в Германии постоянно
живут около полутысячи татар. Немного, казалось бы, но, тем не менее,
события в Музее европейских культур не остались незамеченными в Германии
- пришла масса приветственных посланий, в том числе и от бундесканцлера
Герхарда Шредера.
Странно, но германские татары находятся в некоторой изоляции от своей
исторической родины, и об этой диаспоре слышно очень мало. Например, ее
представителей не было на III Всемирном конгрессе татар. Хотя исторически
Татарстан и Германию многое связывает - например, во время Первой мировой
войны в лагерях для военнопленных здесь даже издавалась татарская газета,
здесь долгие годы находилась редакция "Азатлык" - единственного
татарского радио, которое слушали в годы "железного занавеса"
во всем Советском Союзе. Кстати, первый директор татарской редакции радиостанции
"Свобода" Гариф Султан тоже направил свои поздравления. Он хотел
приехать, но недавно перенесенная операция не позволила ему этого сделать.
Отношения татар и немцев -это не улица с односторонним движением. Германский
историк Себастьян
Цвиклинский, занимающийся исследованиями жизни татар в его стране,
автор книги "Волга на Шпрее", в которой он рассказывает о судьбах
татарских военнопленных в годы Второй мировой войны, был просто потрясен,
когда увидел, что в Берлине столь представительное татарское сообщество.
Кстати, на это мероприятие пришло немало татар (в том числе и крымских)
и башкир, которые уже не в первом поколении в эмиграции и осели в Турции,
а теперь ищут счастья в Германии.
Дни татарской культуры в самом разгаре. Впереди еще интересная программа,
ожидаются лекции Камиллы Давлетшиной-Линдер "Воспоминания татарского
эмигранта", доклад Цвиклинского о самых северных мусульманах Европы,
много татарской музыки, мероприятия для детей с татарскими сказками, рукоделием
и поделками.
Венера
ГЕРАСИМОВ-ВАГИЗОВА,
пресс-атташе Татаро-башкирского культурного центра Германии.
ИСЛАМ
ПРОЕКТ
"КАЗАНСКИЙ АЗХАР"
Столица
Татарстана имеет большие шансы вернуть себе славу мусульманского центра
России
Арслан
МИНВАЛЕЕВ
Летняя пора
в этом году выдалась жаркой для чиновников Духовного управления мусульман
Татарстана. В июле прошла череда важных событий в области религиозного
образования республики: встреча ряда поволжских муфтиев (в том числе и
татарстанского) с первым заместителем начальника главного управления внутренней
политики администрации президента РТ Сергеем Абрамовым, создание Казанского
исламского колледжа и получение государственной лицензии Российским исламским
университетом (РИУ).
Получение лицензии означает, что РИУ будет иметь возможность пройти аккредитацию
и стать пока единственным религиозным мусульманским вузом РФ, который
будет выдавать диплом государственного образца. В итоге для Казани складывается
благоприятная ситуация для того, чтобы вернуть себе славу богословского
исламского центра.
Казань
или Махачкала?
Традиционно
в России сложились два основных региона мусульманской учености - Северный
Кавказ и Поволжье. Если эпоха советского атеизма практически уничтожила
на корню традиции татарской богословской школы, то на Кавказе даже в годы
репрессий существовали подпольные медресе и наставники, благодаря чему
в этом регионе сегодня действует модель классического исламского образования.
Татарской системе религиозного образования свое возрождение пришлось начать
практически с нуля. Первое медресе в Татарстане (в новейшую эпоху) появилось
в 1990 году в Чистополе, когда мухтасиб Габдульхак Саматов набрал группу
из двадцати человек. В 1991-м оно переехало вместе с хазратом в Казань
и разместилось в Закабанной мечети. В 1992-м в Челнах появляется "знаменитое"
медресе "Йолдыз", вместо которого сейчас действует медресе "Ак
мечеть". В 1993-м открывается "Мухаммадия", а через пять
лет - Российский исламский университет. Кроме того, сегодня действуют
средние медресе в Нижнекамске, Альметьевске, Буинске и Нурлате.
Сейчас среди учебных религиозных заведений произошла некоторая специализация.
Если средние медресе готовят в основном кадры для своей округи, то в казанских
медресе сложились собственные направления. К примеру, медресе имени тысячелетия
ислама готовит в основном сельских имамов, "Мухаммадия" - священнослужителей
для большинства регионов России. Здесь существует единственный в РФ женский
факультет. РИУ должен стать центром подготовки будущих Баруди и Марджани,
то есть теологов общероссийского масштаба. Наряду с трехчленной системой
образования - начальное медресе (1 год) - среднее медресе (2 года) - высшее
медресе (5 лет) - Духовное управление мусульман РТ работает над созданием
системы непрофессионального религиозного образования, включающей в себя
воскресные школы и непрофессиональное двухлетнее медресе.
Таким образом, в Татарстане сложилась более-менее законченная инфрастуктура
духовного образования, в которой обучаются более тысячи шакирдов (причем
800 из них в Казани, а с открытием Казанского исламского колледжа их число
в скором времени достигнет тысячи). По числу студентов религиозных учебных
заведений Татарстан уступает лишь Дагестану. Среди учащихся нашей республики
большой процент приезжих шакирдов, которые представляют не только соседние
поволжские области, но и самые отдаленные уголки России (в "Мухаммадии"
приезжие составляют 60 процентов, в РИУ - 25 процентов).
Ислам как религия, развивающаяся достаточно динамично, не может остаться
без внимания и контроля со стороны федерального центра. Москва уже сегодня
задумывается, где быть общероссийскому исламскому богословскому центру.
Поэтому усилия и старания ДУМ РТ здесь могут сыграть не последнюю роль...
Физика
в медресе?
Как известно,
религиозное образование может быть двух типов. Во-первых, оно может быть
направлено на подготовку служителей культа. Второй вариант предполагает,
что верующие получают светское образование с учетом их религиозного мировоззрения.
Если с подготовкой имамов ситуация в Татарстане выглядит достаточно оптимистично,
то с религиозным образованием второго типа не так все складно.
В Казани сегодня существует единственная в РТ средняя негосударственная
школа "Усмания", появившаяся благодаря частной инициативе ее
директора. В этом
году в Челнах была зарегистрирована вторая мусульманская средняя школа,
но начнет ли она работать - большой вопрос. Есть периодически появляющиеся
и исчезающие мусульманские группы в детских садах. На вопрос журналиста
"ВЭ": "Намерено ли ДУМ РТ развивать светское религиозное
образование?" -первый заместитель муфтия Валиулла
Якупов ответил:
- Этим должны заниматься сами родители. Пусть создаются инициативные группы,
собирают заявления, подписи и добиваются открытия школ, садиков. Духовное
управление поможет преподавателями, литературой. Во многих российских
регионах существуют не только православные детские садики, но даже государственные
православные гимназии.
С одной стороны, в словах хазрата есть доля правды - активность родителей
создает общественный резонанс. Но все же решающую роль играют симпатии
и поддержка властей (тогда главным локомотивом выступает официальная религиозная
структура, к примеру, Русская православная церковь) или финансовые ресурсы
(так, саратовский "олигарх" Камиль Аблязов для верующих выкупил
детский садик).
В Татарстане, несмотря на его толерантность, создавать светские религиозные
учебные заведения не торопятся. Ученики "Усмании" до сих пор
ютятся в поселке Северном в неприспособленном помещении, мусульманские
группы в детсадах своему недолгожительству обязаны многочисленным проверкам
и комиссиям из министерства образования.
Игнорирование светского религиозного образования со стороны ДУМ, с одной
стороны, может привести к тому, что качественный рост в сфере высшего
богословского образования будет по-прежнему происходить за счет приезжих
специалистов и выпускников зарубежных вузов, с другой - отсутствие собственных
светских специалистов не сможет сделать мусульманскую общину республики
самодостаточной.
Кто
в медресе хозяин?
При наличии
достаточно развитой инфрастуктуры духовного образования в Татарстане оно
не стало единой образовательной системой. Каждое медресе существует автономно.
С Духовным управлением мусульман РТ медресе связывают ректоры и их администрации,
а также учебный отдел ДУМ, который состоит из... двух человек. Причины
такого положения объяснимы и лежат на поверхности: ДУМ РТ не может содержать
самостоятельно собственную систему образования. Государство, благодаря
близости к власти муфтия Татарстана, взяло на себя частичное финансирование
Российского исламского университета, но это в целом проблемы не решает.
Сколько же стоит система духовного образования в республике? Давайте посчитаем.
Бюджет средних медресе (это примерно 20 - 70 учеников, плюс пять-десять
человек преподавательского и обслуживающего состава) не превышает полумиллиона
рублей в год. Даже с перспективой роста годовой бюджет пяти средних медресе
составит два с половиной миллиона рублей.
Ректор "Мухаммадии" Наиль хазрат считает, что максимальный бюджет
для его медресе - это 3 миллиона рублей. Исходя из этого, бюджет медресе
имени тысячелетия ислама, в котором обучаются 100-120 человек, может составить
1,5-2 миллиона рублей. К этому следует прибавить создающийся Казанский
исламский колледж, число учащихся в котором в ближайшие четыре года не
превысит ста человек, - это не более миллиона рублей. По словам проректора
по учебной части РИУ Сулеймана Зарифа минимальные затраты на содержание
составляют 6 миллионов рублей, но для дальнейшего развития РИУ ежегодно
требуется 11-12 миллионов.
Таким образом, на содержание всей духовной системы сегодня требуется не
более полумиллиона долларов в год. Как мы видим, сумма небольшая, и нашим
властям пора осознанно подойти к решению этого вопроса в комплексе. Ведь
не секрет, что в силу нерешенности проблем наше исламское образование
до сих пор существует во многом за счет "серых" схем арабских
спонсоров. Ведь если учесть, что в Татарстане сегодня кроме того, что
создана солидная инфраструктура духовного образования, есть зачатки светского
религиозного образования, возрождается школа востоковедения, существуют
богатые университетские традиции, а в Поволжье самая большая концентрация
этнических мусульман, можно говорить о проекте, который условно можно
назвать "Казанский-аль-Азхар". Найди он отклик в государственных
структурах - и в России появится учебная база, на основе которой будет
возможно разрабатывать и внедрять стандарты в сферу религиозного образования,
что, в свою очередь, приведет к усилению позиций традиционного ислама
и ослаблению влияния радикальных течений. Разве в этом не заинтересованы
федеральные и татарстанские власти?
"Восточный
экспресс"
Приглашаем
Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на
на "Татарскую рассылку" :
Вы можете
установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку", напишите
мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего
сайта будет включаться в рассылку.
Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать
мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих
выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также
можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую
возможность. На 6 сентября на "Татарскую рассылку" подписалось
49 человек. Нас уже много :)) Зур рэхмэт!