Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура, искусство, история, быт и традиции Японии: Выпуск 4


 Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Наш сегодняшний выпуск можно назвать в некоей степени «культурно-психологическим», т.к., статьи, появившиеся за прошедшую неделю на сайте, в большинстве своём уделяют внимание взаимоотношениям людей, разумеется, с поправкой на необычную японскую культуру.

Общение японцев в большой степени определяют две базовые культурные ценности, противоположные по своему значению - хоннэ и татэмаэ (Таким образом, "хоннэ то татэмаэ" можно определить как "личное и общественное"). Зачастую они трудноопределимы для самих японцев, не говоря уж об иностранцах, а обозначают эти слова в общем и целом действительные намерения человека (хоннэ) и то, как он ведёт себя среди окружающих (тотэмаэ). Разумеется, что не только у японцев, но и всех остальных жителей земного шара видимое поведение зачастую очень сильно отличается от того, что человек думает или хочет достичь. Однако только в Японии такое расхождение не порицается и считается общепринятой нормой. Отчасти это обусловлено укоренившейся нелюбовью к прямолинейным высказываниям, соблюдением традиций и боязнью обидеть окружающих. Японцы вообще по своей натуре коллективисты и ставят интересы группы выше своих собственных, даже если эти интересы обратно противоположны. Большая часть японцев следование групповым интересам сообщества считает одной из важных добродетелей. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, а групповое сознание проявляется в различных явлениях жизни японцев и становится основой общества.

Тем не менее не стоит думать, что японцы преданы буквально всем и каждому, разумеется, в первую очередь речь идёт о семье и близких друзьях (так называемый внутренний круг общения - ути), а все остальные являются внешним кругом общения – сото. Внутри каждой группы консенсус достигается без слов, буквально телепатически.

Также стоит отметить, что групповое сознание сыграло огромную роль в восстановлении страны из послевоенных руин и без него невозможно бы было реорганизовать общество и поднять экономику на современный уровень в такие рекордно короткие сроки. Каким же образом японцы перемещаются между сото и ути? Это движение можно охарактеризовать с помощью двух слов, описывающих физическую и психическую дистанцию между индивидами – хэдатару и надзиму. Хэдатару дословно обозначает следующее: «отделить одну вещь от другой, установить их отдельно друг от друга», т.е. применительно к человеческим взаимоотношениям это означает наличие психологической дистанции между людьми. Таким образом, можно прийти к выводу, что отношения между двумя людьми без хэдатару являются близкими. Надзиму понимается как «привязаться, сблизиться с кем-либо или привыкнуть к кому-либо», т.е. является антагонистом хэдатару. Так вот, как же ломается «барьер» между сото и ути – отношения проходят стадию формирования и поддержания хэдатари (производное от хэдатару), прохождение через эту стадию и углубление новой дружбы с помощью надзиму.

Более подробно с процессом возникновения и укрепления дружеских отношений Вы можете познакомиться в нашей статье «Хэдатару то надзиму».

В дальнейшем мы продолжим публиковать статьи, более полно раскрывающие суть взаимоотношений в Японии, так что следите за нашими анонсами, а пока перейдём к статьям из других категорий.

Японская кухня пополнилась ещё десятком рецептов рыбных блюд. В раздел Японские сказки выложены все ещё остававшиеся в наших закромах произведения, а в разделе Культура и искусство появилась замечательная статья о бигаку – японском чувстве красоты.

Уважаемые подписчики!
Ваши пожелания и заметки по поводу содержания сайта помогут сделать его ещё более интересным и в первую очередь интересным для Вас. Будем рады заметкам в соответствущей веточке форума. По соседству же Вы можете высказаться касательно содержания нашей рассылки.

До следующей встречи, приятного чтения!

С ув., kanrinin Leit.

В избранное