Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театральная Москва.

  Все выпуски  

Театральная Москва. №27.


Театральная Москва №27.

 

Уважаемые подписчики рассылки "Театральная Москва"! Обратная связь осуществляется через почтовый ящик Yan-sosnov@yandex.ru и через форум рассылки: http://teatr-forum.narod.ru.

Сегодня в выпуске:

  1. Праздничная дата. Международный день театра.
  2. Премьера. «Морфий» в Доме-музее М. Булгакова.
  3. Юбилей. Станиславу Говорухину – 70.
  4. Фестиваль. «Сестры» Фоменко на «Золотой Маске».
  5. Театральный март. Рецензии.
  6. Центр им. Вс. Мейерхольда. Репертуар на апрель 2006.

 

1. Праздничная дата. Международный день театра.

27 марта - Международный день театра.

Во всем мире 27 марта отмечается Международный день театра. Он был установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. По задумке, в этот день все те, кто служит этому прекрасному искусству, и зрители в залах должны задуматься над главным смыслом существования театра, его ролью в сохранении мира и понимания между народами.

Автор рассылки «Театральная Москва» от души поздравляет всех любителей театра  с праздником!

 

2. Премьера. «Морфий» в Доме-музее М. Булгакова.

 

 4 апреля, вторник,  в 19:30

« М О Р Ф И Й »

по произведению М.А. Булгакова.

представляет Московский ассоциативный театр «Вторая лягушка» 

Спектакль – участник Международного театрального фестиваля «Русская Классика»

Показ спектакля состоится на сцене Дома-музея М.А. Булгакова.

адрес: ул. Большая Садовая, дом 10, на первом этаже.

Подробнее – здесь: http://www.dombulgakova.ru

Не пропустите!

Вход свободный

 

3. Юбилей. Станиславу Говорухину – 70.

В среду исполняется 70 лет Народному артисту России, кинорежиссеру Станиславу Говорухину. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в этот праздничный день его поздравляют с днем рождения многочисленные друзья и коллеги. "Творческого долголетия и счастья" пожелали юбиляру Александр и Наталья Солженицыны, с которыми успешно сотрудничал Станислав Сергеевич. К знаменательной дате приурочен показ фильмов мастера по телевидению, а 31 марта в московском театре "Школа современной пьесы" состоится творческий вечер Говорухина. Он обещает стать на сцене главный действующим лицом и хочет познакомить зрителей с выставкой своих живописных работ.

Режиссер Говорухин снял 11 художественных и 4 публицистических фильма. Среди них - "Вертикаль", "День ангела", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Не хлебом единым", который совсем недавно демонстрировался на отечественных экранах. И один из главных его шедевров - знаменитый телесериал "Место встречи изменить нельзя". Как актер Говорухин снялся в 20 фильмах, сыграл одну из главных ролей в картине Сергея Соловьева "Асса", а также в самом кассовом фильме последних лет "9-я рота".

Творчество Станислав Говорухин удачно совмещает с политикой. В настоящее время он является депутатом Государственной думы.

Информация взята с сайта: http://www.vesti.ru

http://www.vesti.ru/news.html?id=88924

 

4. Фестиваль. «Сестры» Фоменко на «Золотой Маске».

Перед стартующей "Золотой маской" стало очевидным, что среди спектаклей большой формы нет ничего лучше фоменковских "Трех сестер"?

 В Мастерской Петра Фоменко никогда раньше не ставили больших чеховских пьес. И причина, скорее всего, не в камерных размерах родной сцены. "Война и мир" ведь нашла себе в них место – играется хоть и начало романа, но и оно занимает у Толстого целый том текста. Вообще, объем и перспективу любого произведения "фоменки" берут совершенно особым способом. Вольно разбрасывают по персонажам реплики и авторские слова, озоруют, как дети, с самыми серьезными сценами, легко и мягко "выпрыгивают" из образа, насыщают фантазией минимализм декораций… Определение "легкое дыхание", кочующее из одной рецензии на спектакли П.Фоменко в другую, стало уже общим местом, хотя оно и верно по сути. Есть и другое, часто употребляемое слово – человечность. Только не в пафосном смысле. Режиссер и его питомцы имеют одну ярко выраженную страсть: играть тончайшие нюансы человеческого поведения, наблюдать и воплощать жизнь со всеми ее странностями, нелепостями, курьезами, сильными и слабыми местами людских натур. Непостижимым образом все эти подробнейшие наблюдения, как правило, складываются и в отчетливую интонацию, и в тему, и в сюжет, и даже в философию.

Но в "Трех сестрах" что-то не сложилось.

Как ни стараюсь, не могу нанизать многочисленные бусины ярчайших по воздействию эпизодов на единую смысловую нить. Большая форма, большая сцена (спектакль сыгран в филиале Малого театра на Ордынке), большие декорации – а ощущения целого нет.

В первом акте почему-то западают в сознание слова Вершинина – Р.Юскаева о том, как хорош и уютен прозоровский дом. Подполковнику, скитальцу по казенным квартирам, это так понятно! Но сестры Прозоровы другого мнения, они зациклены на переезде в Москву и не видят в своей жизни здесь никаких преимуществ. Декорация Владимира Максимова намекает на вокзал – серые металлические арки читаются именно так, хотя могли бы ассоциироваться и с полукруглыми оконными проемами чеховских усадеб. Когда во втором акте, в сцене пожара дом окончательно впадает в вокзальный беспорядок, кажется, что его обитателям стало легче жить. Появилось какое-то осмысленное занятие: приютить погорельцев, пережить общую беду. И, наконец, в третьем акте выгородка образует коридор в бесконечность – уходит полк, начинается некая, Бог весть какая "новая жизнь…"

Сценография этого спектакля все же скорее – общее место. В особенности одинокие желтые листья, падающие сверху – из подобных сценических листопадов можно уже, кажется, возвести Монблан. Отчего же так запала в душу тоска Вершинина по домашнему уюту? Вероятно, оттого, что фоменковские женщины, знаменитые сестры Кутеповы (Полина – Маша, Ксения – Ирина) и Галина Тюнина (Ольга) играют изнеженность, каприз, эгоизм, въевшийся, кажется, в каждую клетку организма. Внешность близнецов, безусловно, работает на тему. Маша выглядит старше, да и замужем. Ирина – девчонка, забалованная и заласканная. Но дебютной жизненной идеи нет у обеих, безделье им предпочтительней, чем нудная работа, а любовь либо безнадежна, либо не дана вовсе. Хрупкие, с рыжими кудрями Кутеповы без труда задают тон той самой беспомощной взнервленности, которая у Чехова и есть это самое хроническое неумение жить. В спектакле П.Фоменко вспыхивают поразительные по точности детали. Вот Тузенбах уже отправился на дуэль, Ирина нервничает, но приходит нянька Анфиса (Л.Аринина) и кормит свою любимицу с ложечки чем-то сладким. Ирина, как жадный птенец, открывает рот, будто хватает напоследок кусочек безвозвратно ушедшего детства.

Или вот Наташа Прозорова – М.Джабраилова, уже член семьи, считает своим долгом извиниться перед собравшимися в гостиной, что не останется пить чай, но ее извинение решительно никому не нужно. Ее игнорируют, как дворнягу, забредшую в компанию породистых экземпляров. Сцена прощания Тузенбаха – К.Пирогова с Ириной срывает в зале аплодисменты. Уже не офицер, еще не штатский, нелюбимый, немец, но православный (унизительность этого неоднократного оправдания тоже зафиксирована режиссером), барон одет, как клоун: на одном плече пальто, на другом – шинель, а шляпа и фуражка поочередно водружаются на голову. Здесь и отчаянная бравада, и безнадежное прекраснодушие, и совершенно однозначное предчувствие конца.

То, что фоменки умеют делать, как никто другой, играет в "Трех сестрах" и объемами, и смыслами. Это – тончайше прописанные партитуры душевных состояний, взаимоотношений, типов натур. И на труппе пьеса разошлась, казалось бы, идеально. Играют "старики", первый призыв Мастерской. Впечатление, что Ю.Степанов создан для роли Чебутыкина, К.Бадалов – Соленого, А.Казаков – Андрея Прозорова… Типажность героев приближается к почти хрестоматийной, а качество ролей, конечно же, соответствует и опыту, и таланту их исполнителей. Возможно, "Три сестры" стали для зрелых фоменок сознательным восхождением на определенную вершину. Но восхождение проявило равно и их достоинства, и их недостатки, являющиеся, впрочем, взаимным продолжением друг друга. Когда пьяный Чебутыкин, такой естественный, такой щемяще обыденный у Ю.Степанова, впадает в рассуждения о реальной и кажущейся жизни, внезапно кажется, что Чехов написал слабый текст. Метафизические выси, удающиеся барону, ведущему здесь отчасти тему Шарлотты ("Кто я? Зачем я?.."), больше не удаются никому. Маленькие и снайперски точные "правды жизни" не соединяются в философские созвучия.

Впрочем, для этого придумано оправдание – "человек в пенсне" (О.Любимов). Не совсем Чехов (ростом меньше и похож не очень). Однако – автор. Сочинитель, чьи герои вышли из-под контроля. Он велит им из угла сцены держать паузу, а они не в силах подчиниться, ведомые обстоятельствами и чувствами, которые сильнее их.

Присутствие автора в этом спектакле, однако, мало что объясняет. Еще один "человек от театра", сметенный ходом сценических событий. На обобщения этот его авторский надзор явно не претендовал. Нескладная, драматичная жизнь произошла бы и без него. Чеховский спектакль Петра Фоменко, которого так долго ждали и знатоки, и любители его театра, оставил ощущение некоего перехода, не вполне устойчивого состояния. Но что несомненно – он задевает и греет гораздо более иных холодных, графически вычерченных концепций.

Время новостей. Александр Соколянский.

Информация взята с сайта: http://www.smotr.ru

http://www.smotr.ru/2004/2004_fomenko_3s.htm#it2

 

5. Театральный март. Рецензии.

Радикалы и чудесники.

Сначала надо разложить все по полочкам. Так, что у нас было в первой половине марта? Новых драмы - две, и обе постановки по пьесам Юрия Клавдиева, до того не шедшего в Москве. Это в Центре драматургии и в "Практике". Постановка классики, причем с изрядным ее переиначиванием - одна (в "Товариществе 814"). Два действа мультимедийных, непредсказуемых и вообще неопределимого жанра (на сцене Театра наций и на малой сцене Театра на Таганке). И наконец, во всех отношениях традиционный "театр театрыч" - один (Театр им. Моссовета). Набор выглядит не так плохо.

Начнем с Клавдиева. В Москве, как я говорила, его еще не ставили, но в "новодрамных" кругах о нем говорили много, как об одном из лучших авторов "тольяттинского призыва", с опасливым почтением называя матершинником, радикалом и вообще жестким драматургом. В тех пьесах, что взялись ставить в Москве, никакого специального радикализма нет, если не считать шокирующее многих стремление автора втащить за собой на сцену улицу с ее грязью, бессмысленным мордобоем вплоть до убийства, ежедневным унижением и стертым, обыденным матом, вовсе не стремящимся кого-то поразить. В самой этой жизни - тольяттинских подворотнях и пустырях - есть жесткость, но драматург не жесток, напротив, скорее нежен и даже сентиментален. А его ближайшим родственником в отечественной драме, как ни странно, кажется старый советский моралист Виктор Розов, чьи непокорные мальчики лет пятьдесят назад рубили дедовской шашкой полированную мебель, а в чуть более поздние времена отказывались от высокопоставленных лжецов-родителей. Разве что Клавдиев ближе по возрасту к своим героям и в каком-то смысле не отделяет их от себя.

"Собирателя пуль" в театре "Практика" поставил Руслан Маликов - один из любимых режиссеров "Театра.doc", совсем недавно выпустивший там успешную постановку "Манагер" об офисной жизни. "Собиратель" - в лаконичном оформлении Ксении Перетрухиной и Якова Каждана (на экранах в разных углах сцены возникает то старый чайник на облупленной плите, то загаженный школьный сортир или раздолбанная машина во дворе) и с чудесным главным героем, естественным, трогательным и смешным Донатосом Грудовичем, играющим парнишку, который выдумал себе страшную и мистическую судьбу члена секты "собирателей пуль", - получился бесхитростным и точным. Прочие персонажи, в вязаных шапках, натянутых на самые глаза, рекрутируются из безликой уличной массовки.

История про подростка до четырнадцати - сочинителя и скандалиста, мечтающего, чтобы его полюбили, конфликтующего с отчимом, вымаливающего ласку у замотанной матери, битого старшеклассником и шпыняющего малышей, настороженного на улице и плетущего околесицу хорошенькой однокласснице - классическая. Разве только раньше не писали, что все мечты такого мальчишки, как теперь говорят, с "готическим" оттенком (про насилие, кровь и мертвецов) и что ребенок беспрестанно с подробностями воображает, как всех, кто его обижает, он порежет на куски и размозжит им голову. Но звучит это весьма убедительно. (Помню, как-то преподаватель детской изостудии рассказывал мне, что если мальчишек не трогать, то рисовать они будут только оторванные головы и реки крови.) А то, что парень в конце концов таки порезал, хоть и не до смерти, своего главного обидчика, издевательства которого стали невыносимыми, - так что же от него ждать в той реальности, в которой мы живем?

Почему-то во время этого спектакля в мрачной подвальной коробке "Практики" в воображении возникают черно-белые кинокадры: нищие окраинные пустыри и ободранные многоэтажки. Жизнь героя пьесы Клавдиева похожа на жизнь его французского ровесника полувековой давности - героя "400 ударов" Трюффо. Тот так же отчаянно хотел любви и был никому не нужен, а в финале, сданный своими же родителями в некое учреждение, наподобие колонии, сбегал к морю. Тольяттинскому Антуану Дуанелю сбегать некуда, разве что в свои страшные фантазии, но почему-то все равно кажется, что он выберется.

"Пойдем, нас ждет машина" - еще одна пьеса Клавдиева, поставленная Владимиром Агеевым в Центре драматургии, - запутанней, тягостнее и, пожалуй, слабее. Драматург обратной отмоткой, по одному эпизоду, восстанавливает историю, которая предшествовала той сцене, с которой он начинает рассказ, когда две избитые и изнасилованные девушки едва живые выбираются из заброшенной пригородной постройки. А до этого оказывается, одна из них мечтала о концептуальном самоубийстве, а другая - о реванше над всеми мужчинами. В поисках того и другого девчонки и оказались в пустынных дачных местах, где сначала "реваншистка" Юля безнаказанно избила бомжа, а уже потом они попали в руки тех самых местных "пацанов", от которых так легко не уйти, и где мечтавшая о самоубийстве Оля в попытке спастись сама убила двоих.

Самое вязкое в этом спектакле - рассуждения девиц о смысле жизни, смерти и др. Понять, что происходит в их набитых всякой дрянью головах, да и что, собственно, имел в виду драматург, очень трудно. Разве что приятно смотреть, как дурачится младшая из них - Юля, которую играет Алина Сергеева, - тоненькая, смешная и невероятно обаятельная даже в самые гадкие моменты сюжета, когда злится, хлюпает носом и размазывает рукавом сопли со слезами по лицу. Но, что бы там ни было, видно, что режиссеру Агееву пьеса такого рода противопоказана. Он боится этого "грязного" материала и как будто заранее успокаивает всех: "Не волнуйтесь, никакой чернухи не будет, все будет очень условно и безопасно". Он вводит ироничного ведущего (по программке - Некто), который читает ремарки, ввинчивается в действие и хихикает, максимально обезвреживая происходящее. Зачем в этом случае брать пьесу Клавдиева - не совсем понятно. Да еще в финале корявое дерево - единственный элемент декорации - вдруг загорается яркими лампочками, а на двадцатилетних девчонок, до того ходивших в штанах и натянутых на глаза шапках, надевают длинные золотые платья. Мол, не смотрите, что матерятся, - это все те же прекрасные дамы.

Переходим к классике. За нее в начале марта отвечал спектакль меньшиковского "Товарищества 814" под названием "Сны Родиона Романовича" - очередная постановка по Достоевскому, каких этой весной оказалось неожиданно много. К чему вдруг "Товарищество" взялось за постановку, в которой Меньшиков не выступает ни режиссером, ни актером, - не ясно, так же, как без ответа остается многое в этом загадочном спектакле.

Судя по всему, режиссер "Снов..." Павел Сафонов ставил себе задачей развенчание Достоевского. Вернее, не столько Достоевского, сколько стандартные способы его постановки. Задача по-своему благородная: действительно, сколько лет все ходят и нудят или рвут страсть в клочки, изображая героев Федор Михалыча! А что если все они наденут носы на резинке и превратятся в клоунов? Так и сделали. То есть почти так.

Для того чтобы ни у кого не возникло претензий, в программке написали объяснительный текст: мол, бывают такие яркие сны, которые, несмотря на свою чудовищность, очень похожи на правду. И в первой сцене мы увидели спящего Родиона Романовича (для убедительности над ним на стену крупно проецировалось его же спящее лицо). Раскольников (который дальше то засыпал, то вставал и ходил по сцене), Соня и Свидригайлов сыграны, что называется, традиционно, а вот прочих героев - и мужчин, и женщин - взялись изображать четыре клоуна во главе с Виктором Сухоруковым. Оказалось, ничего страшного. Как ни глумись над классиком, текст его все равно пристраивается к ситуации и почему-то работает, так что, если отвлечься от остального действа, некоторые клоунские эпизоды смотрелись забавно. Но почему Раскольников (Илья Исаев) с Соней (Вера Строкова) существуют в избитой "надрывной" манере, а все их окружение, включая мамашу, Дуню, Разумихина, старуху-процентщицу, Порфирия, Мармеладова и др., носится вокруг клоунской колбасой, - понять не удается. Почему Сергей Колтаков играет последнюю перед самоубийством сцену Свидригайлова пусть несколько глумливо, но всерьез, а Дуню, к которой он обращается, изображает визгливый клоун в половинке платья? С этим недоумением мы так и остаемся до конца спектакля.

Теперь о чудесах. Среди московских театров главным чудесником традиционно считается театр "Тень", в очередной раз придумавший нечто новое. Вместе с ансамблем Татьяны Гринденко "Академия старинной музыки" Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум поставили мелодраму XVIII века (именно в старинном понимании - то есть музыкальный спектакль) "Орфей". Эта "музыкальная трагедия" Евстигнея Фомина об Орфее и Эвридике на слова знаменитого драматурга Княжнина, построенная на сочетании декламации с инструментальной музыкой и отдельными хоровыми и балетными номерами, с успехом исполнялась в конце XVIII - начале XIX века, а потом была забыта. Ставя Фомина сегодня, Майя с Ильей добавили в высокопарный текст Княжнина, как в солянку, всего, что только подходило к случаю, начиная от Овидия и далее вплоть до Вадима Шефнера, писавшего в 60-х годах XX века об Орфеях космонавтики. И даже Максима Леонидова, вошедшего в историю весьма подходящей к сюжету фразой "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она...". В результате на малой сцене Театра на Таганке мы увидели настоящий домашний театр, причем в самой лучшей своей ипостаси, - тот, где высококлассные профессионалы играют как будто только для себя и друзей, дурачась, а не работая, и получая от этого огромное удовольствие.

В первую очередь в участников представления превратили весь зал. Майя перед началом вышла и с важностью объяснила, что хоры для этой оперы нужны большие, а столько народу на сцене не поместится, да и возможностей нет, так что пусть уж зрители споют. Первый хоровой номер немного порепетировали (все почувствовали себя на музыкальных занятиях в детском саду). На занавес проецировали: "Мы, светлого Олимпа боги, Глядим на ваши страсти и тревоги...", курсор двигался, выделяя слово, которое надлежало петь, и зал нестройно гудел богами под торжественную фонограмму оркестра, а потом, как только по ходу действия наступало время включаться хору, занавес закрывался, на него проецировалось слово "Внимание!" и шел обратный отсчет от 10, после чего следовало петь очередной текст. Затем появлялась надпись "Молодцы!", занавес открывался и спектакль шел своим чередом.

В "Орфее" намешано много: и пародийные танцоры-декламаторы, и изысканный теневой театр, и эффектнейшая видеопроекция - то страшноватая (в сцене Аида с языками пламени, глазами, ртами, размноженными на чем-то вроде обломков скал), а то насмешливая вроде летающих цветочков, сердечек и т.п. Но самыми смешными были музыканты из ансамбля Гринденко, видимо, оттого что, встраиваясь в лукавые фантазии "Тени", они продолжали всерьез играть музыку Фомина. Например, начинали спектакль в виде оркестра ангелочков - стоя на коленях, в веночках, с крыльями и в белых юбочках, из-под которых болтались игрушечные ножки. Музыканты, играя, шли на коленках из глубины сцены к зрителям, и казалось, будто маленькие ангелочки бегут, задирая ножки (особенно смешным был контрабасист, который скакал вокруг своего огромного инструмента). Потом музыканты появлялись на "пуантах" и в черных юбочках, а в конце - выходили одетые в костюмы каких-то белых страшилищ, но не изображали их, а будто бы торчали со своими инструментами недоеденными из их ртов и лап. (Из зубов одного такого зверя выглядывали лишь зад и ноги музыканта, а сам он со стороны, незаметной зрителю, продолжал играть.) Ясно было, что на сцене веселятся не меньше нашего, и это, конечно, только прибавляло удовольствия.

Вторым мультимедийным действом и чудом этого месяца был привозной спектакль "Волшебная комната" компании "Лез Ателье дю Спектакль", первое представление трехчастного проекта "Другой театр из Франции". Спектакль художника и актера Жан-Пьера Лароша (в оригинале он называется "На расстояниях") состоит из семи эпизодов, в каждом из которых происходит новое волшебство. В первом, сидя в глубине сцены, актер с помощью нитей управляет жизнью маленького театра старых железяк. В коробочке будто бы полуразобранного механизма детали двигаются то одна за другой, то вместе, то скрипя, то взвизгивая, и довольно скоро становится понятно, что они общаются друг с другом: соперничают, скандалят, кокетничают, пытаются примириться. Маленький фонарь наверху "сцены" вертится, будто глаз, что-то падает, засыпая деталям "дорогу", что-то звонко капает, отбивая ритм. А потом сидящий в глубине сцены и почти незаметный Ларош обрезает одну за другой длинные нити, которыми он управляет жизнью механизма, последняя нитка задергивает маленькую занавеску и железки замирают. Но они уже не кажутся нам мертвыми.

В другом эпизоде сами собой оживали трехногие табуретки, еще в двух Ларош на задней стене огромными кистями и валиком рисовал свои огромные портреты - то веселый, разноцветный, то скорбный, черно-белый, в конце концов превращающийся в сплошной черный квадрат. В эпизоде под названием "Как птица в клетке" он лихо расставлял в шкафу предметы с односложными французскими названиями, соединяя их, как в ребусе, в начало строфы из "Короля Лира". А еще в одном, произнося рассуждения из дневников Поля Валери о случайности, Ларош разыгрывал целый механический балет, где вода сама наливается в стакан и он едет к герою по длинному столу, преодолевая множество препятствий.

Но самая волшебная сцена та, где Ларош пытается поймать светового человечка - беспечное создание в желтом пиджаке, гуляющее по сцене благодаря ездящему туда-сюда маленькому проектору. Актер подставлял ему книгу - тот убегал по ее страницам, мазал белым стекло - тот перескакивал на прозрачную часть и исчезал, лепил горку из глины - тот не желал принимать глиняное обличье и дрался. Тогда Ларош, словно осердившийся Творец, сам принимался лупить кулаками по глине, по которой скакал маленький наглец, так что практически "вбивал" его в глину. Человечек исчезал, но не погибал - Ларош, движением фокусника доставая из цилиндра белый шарф, подставлял его под проектор, где раскланивался лилипут. Но и это еще не конец - любопытный человечек вырезал круглую дырку в шарфе и лез в нее, а когда актер завертелся, испугавшись, что лилипут исчезает в отверстии где-то у него в животе, мы видели, как маленький хитрец вылезает у Лароша уже из дырки в спине и бодро отправляется дальше. В конце концов Творец все же поймал беглеца в картонную коробку, которую уже в финале, во время поклонов, на минутку открывал, чтобы дать и ему поклониться.

Кстати, второй спектакль из придуманного Французским культурным центром проекта "Другой театр" сыграют совсем скоро - 4 и 5 апреля. Это будет фантастическое представление "Четверо из Туракии", которое, кстати, мы увидим раньше, чем Авиньон, куда этот спектакль приглашен в этом году.

Ну и напоследок несколько слов о "театре театрыче". Его в Москве всегда много, а особенно в Театре имени Моссовета, где хороших актеров достаточно, а современной режиссуры практически не бывает. На этот раз пожилой главный режиссер, Павел Хомский, поставил много игравшуюся в свое время комедию "Мораль пани Дульской". О мамаше-ханже, строго судящей чужую нравственность и прикрывающей неблаговидное поведение собственного сына. Хомский поставил спектакль так, как того, собственно, и можно было ожидать: с тяжеловесной и подробной декорацией, с любимицей публики Валентиной Талызиной в роли Дульской, с томной Ольгой Кабо, показывающей в разрезе юбки свои длинные ноги (она играет роль развратной родственницы) и красивым студентом РАТИ Станиславом Бондаренко в роли героя-плейбоя. Все прочие актеры тоже даром хлеб не едят, а активно ходят туда-сюда, изображая страдание или, наоборот, веселье. Поскольку последние годы Хомский часто ставит мюзиклы, то время от времени декорации, изображающие дом Дульских, распахиваются, и на заднем плане мы видим притон разврата, то есть кафе-шантан в исполнении очень вялого танцевального коллектива с неубедительным названием "Профи".

На самом деле про этот архаический спектакль можно было и вовсе не рассказывать (один он, что ли, в Москве?), если бы не пришлось вдруг сразу после театральных чудес и удач (или даже провалов, но неожиданных, спорных, сделанных с желанием хоть о чем-то поведать миру) очутиться в этом "бархатном заповеднике". Смотришь вокруг с изумлением и думаешь: ведь не только режиссер, но, возможно, и актеры думают, что таким и должен быть театр. Полный зал Театра имени Моссовета, со всеми его ярусами, тоже ведь думает, что театр - именно то, что показывают здесь. И от этого как-то не по себе.

Дина Годер. «Русский журнал».

Информация взята с сайта: http://www.russ.ru

http://www.russ.ru/comments/culture/113618171?user_session=19874f220919531dc1de2ded68c9c690

 

6. Центр им. Вс. Мейерхольда. Репертуар на апрель 2006.

1 сб (в 20.00)

Театральное агентство «Lehtonen Production»

                        Ив Энслер

                        МОНОЛОГИ ВАГИНЫ                                      

                       Режиссер

                        Йоэл Лехтонен

Будоражащая и беспечная, провоцирующая и сексуальная пьеса «Монологи вагины» вызвала огромный общественный отклик в самых разных частях света, получила десятки престижных премий, породила множество слухов и предположений. За несколько лет появились сотни профессиональных постановок в 53 странах мира, которые посмотрело более 1 000 000 зрителей. Пьеса Ив Энслер, основанная на откровениях женщин разных национальностей, профессий, возрастов, идеологий, была создана, чтобы опровергнуть очередное табу, озвучить то, о чём необоснованно не принято говорить. Россия – еще одна страна, в которой пришло время поговорить о том, что скрывается за словом «вагина».

«Перед актрисами стояла невероятно сложная задача – произнести все это со сцены, не смущаясь и не впадая в вульгарность. Вера Воронкова, Анна Галинова и Екатерина Конисевич с нею справились. Более того, они нашли такую верную доверительную и искреннюю интонацию, что превратили феминистскую агитку Ив Энслер в типично русский задушевный разговор о своем, о девичьем. Публика пускала слезу над судьбой боснийских беженок, таяла от любовных признаний, хохотала и поддерживала аплодисментами монолог разгневанной вагины, протестующей против тампонов, холодных инструментов гинеколога и впивающихся в тело трусиков-стрингов» (Марина Шимадина, «Коммерсант»)

            Заказ билетов по т. 585-71-43 или tickets@vaginamonologues.ru

Жанр – драма

Продолжительность – 1 ч 40 мин (без антракта)

 

2 вс, 6 чт, 12 ср (в 19.00)

В рамках фестиваля «Золотая Маска»

Студия театрального искусства п/р Сергея Женовача

МАЛЬЧИКИ

Композиция по девяти главам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»

Композиция и постановка

Сергей Женовач

«Мальчики» - особая сюжетная линия в романе «Братья Карамазовы». Гимназисты в спектакле Сергея Женовача проходят путь от безжалостной травли сверстника Илюши Снегирева к христианскому состраданию.

Жанр – драма

Продолжительность – 2 ч. (без антракта)

 

2 вс, 3 пн (в 20.00, кафе на 4-м этаже)

Театральная мастерская «АСБ» (Санкт-Петербург)

Проект «Русский театральный экстрим»

Клим

КАБАРЕ «БУХЕНВАЛЬД»

Спектакль для актрисы с оркестром

Автор проекта и режиссер

Алексей Янковский (лауреат премии «Новая драма»)

Клим: «Это истории девушек, приехавших покорять столицу, мечтавших о великом Театре и Голливуде... Поющих в ностальгическом кафе для тех, кому за сорок и под пятьдесят... Изображающих кумиров чужой юности и рассказывающих непростые истории своей... Не нашедших счастья, но кто знает что такое счастье».

Вход свободный, по приглашениям. Заказ приглашение по т. 363-10-79 или rudnev@meyerhold.ru

Жанр – драма

Продолжительность – 1 ч. 10 мин. (без антракта)

 

3 пн (в 19.00)


В рамках художественной программы «Театральные школы»

Российская академия театрального искусства (ГИТИС), режиссерский факультет, курс О.Л. Кудряшова

Премьера!
Еврипид
ТРОЯНКИ

Художественный руководитель курса

профессор О.Л. Кудряшов

Трагедия Еврипида «Троянки» повествует о событиях после окончания легендарной войны. Илион повержен хитростью лукавого Одиссея, придумавшего деревянного коня, в котором греки пробрались в город. На пепелище остались лишь жены погибших троянцев. Их судьба – или рабство, или свадебный пир, что для них равноценное горе. «Горе, горе!..» Это слово витает в воздухе. Его то произносят отрывисто и резко, то поют словно старую песнь, дошедшую к нам сквозь толщу времен из далекого мифического прошлого. Именно пение можно назвать главной отличительной чертой этого спектакля. Мощный, заставляющий вибрировать все пространство зала звук – та тропинка, по которой актеры передают эмоции, чувства зрителю.

Жанр - трагедия
Продолжительность - 1 час 40 минут (без антракта)

 

4 вт (в 19.00, фойе 5-го этажа)
Школа-студия МХТ

Генрик Ибсен
ГЕДДА ГАБЛЕР

Режиссер
Ирина Керученко (школа-студия МХТ, мастерская Камы Гинкаса)

Если Бог умер, то ответственность Творца берет на себя человек. Эта
пьеса о Гедде Габлер,  рожденной с внутренней потребностью абсолютной
свободы и невозможностью воплощения этой свободы, которая берет на себя роль Творца.

Гедда Елены Ляминой такова, что, возможно, перед спектаклем есть смысл раздавать зрителям инструкцию по противопожарной безопасности – настолько испепеляющие и полные ненависти ко всем и вся взгляды она кидает. Гордая осанка, презрение не просто к филистерству, но вообще ко всякой житейской слабости, а в конечном итоге и к жизни как таковой — вот что определяет героиню этого спектакля. Властная дочь генерала Габлера, она имеет привычку играть людьми, словно оловянными солдатиками. Запросто может схватить кого-нибудь из человеческого племени, куда она оказалась занесена по какому-то недоразумению, хоть за нос, хоть за ухо, хоть за локон волос, рассеянно покрутить, а затем, когда надоест, резко оттолкнуть. При этом – ни одной внешне резкой интонации и идеально ледяное обхождение с окружающими.
Жанр - драма
Продолжительность - 2 часа 20 минут (с антрактом)

 

5 ср (в 19.00, черный зал)

Театр.doc представляет

в рамках акции "Открытая диафрагма"

Премьера!
Станислав Львовский, Линор Горалик


ШЕСТЬПЬЕС
экспериментальный проект, work in progress

 «Горалик и Львовский знамениты в виртуальном «Живом журнале» как модераторы популярного интернет-сообщества overheardmsk, что можно перевести как «слухи Москвы». Здесь выкладываются подслушанные на улицах разговоры, обычно уморительно смешные. «Шестьпьес» близки этой затее - и в них звучат живые голоса большого города. Только забавного в них мало. Темой спектакля стало одиночество человека в перенаселенном мегаполисе без конкретных географических координат» (Майя Мамаладзе, «Время новостей»)

Жанр – драма

Продолжительность – 1 час

 

8 сб, 9 вс

Национальная театральная премия «Золотая Маска»,

специальная программа             

                        PRO-ТЕАТР-2006

выставка

8 и 9 апреля 2006 года в Центре им. Вс. Мейерхольда, в рамках Специальной программы фестиваля «Золотая Маска», состоится выставка «PRO-ТЕАТР-2006». Задача «PRO-ТЕАТР-2006» - познакомить зарубежных и российских гостей фестиваля с театральной ситуацией в современной России. Для участия в выставке были приглашены все без исключения театры нашей страны. Театры, выразившие готовность к работе, получают уникальную возможность презентации своих проектов, расширения гастрольной географии, установления профессиональных контактов с потенциальными партнерами, как в нашей стране, так и за рубежом. В течение двух дней «PRO-ТЕАТР-2006» станет пространством для общения представителей российских театров с гостями фестиваля – ведущими театральными деятелями, режиссерами, продюсерами и критиками из США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Италии, Румынии, Эстонии, Латвии, Швеции и других стран.

 

10 пн, 11 вт (в 19.00)

Национальная театральная премия «Золотая Маска»

Небольшой драматический театр Льва Эренбурга, Санкт-Петербург

Максим Горький

                        НА ДНЕ

Режиссер Лев Эренбург.


В программке сказано, что спектакль поставлен «по мотивам» пьесы Горького. Это важная оговорка, ибо «На дне» предстает в очень радикальной, неожиданной интерпретации. В текст добавлены фрагменты сочинений самых разных авторов: Актер, например, перед самоубийством с чувством читает Пушкина: «Любви, надежды, тихой славы не долго тешил нас обман…» Режиссер Лев Эренбург -  на самом деле еще и практикующий врач, и он достаточно жестко, а иногда и жестоко, ставит диагноз персонажам. Это не горьковские босяки, а, скорее, сегодняшние отверженные – бомжи, алкоголики, наркоманы. Действие происходит не в ночлежке, а в заброшенном подвале. Все герои молоды, как молоды и исполнители, спектакль полон энергии, даже надрыва. Все потеряв, оказавшись на дне жизни, персонажи ухитрились не утратить человечность и способность любить. Самые сильные моменты в «На дне» связаны с выходами в иную реальность, когда в трагически безысходной ситуации брезжит надежда на воскресение души.

Жанр – драма

Продолжительность – 2 ч 50 мин (с антрактом)

 

14 пт, 15 сб (в 19.00)

Театр наций представлет

Гастроли театра «Ильхом» (Ташкент, Узбекистан) к 25-летию труппы

                        Вильям Шекспир

                        БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ

совместный проект театральных школ: Folkwang-Hochschule  (г. Эссен, Германия), Yoram Loewenstein Studio (г.Тель-Авив, Израиль), School of Drama Вашингтонского Университета (г.Сиэтл, США) и театра «Ильхом»

Постановка Марк Вайль

В спектакле звучат сонеты В.Шекспира; песня на стихи Роберта Бернса «Ты не там спала, где надо»; русская народная песня «Комара  женить  мы  будем»; песня из репертуара Эдит Пиаф «La vie en Rose».

Что правит миром? Человечество не раз задавалось этим вопросом. И часто отвечало - любовь, деньги и политика. В "Бесплодных усилиях любви" есть все: тема денег, ставших поводом для встречи героев, политика, которая руководит их поступками и любовь, заставляющая вести себя непредсказуемо. Любое произведение может стать беспроигрышным, если интрига в нем замешана на политической основе с любовной коллизией. Очевидно, ещё в  XVI веке господин Шекспир  усвоил и подтвердил эту истину. Современные же читатели пьесы называют ее, во-первых, самой феминистской из всех пьес, которые знала история, а во-вторых, одной из самых загадочных из написанных Шекспиром, поскольку, на этот раз отвечать на вопросы и разгадывать загадки автор предложил нам. Феминистской  пьесу называют потому, что ее героини - Принцесса и её подруги - придворные дамы: умны, красивы и с успехом занимаются вполне мужским бизнесом - дипломатией. Прекрасно чувствуя себя на этом поприще, они похоже легко справляются с амбициями мужчин и не особенно страдают от отсутствия любовных романов. Мужчины в пьесе - Король Наварры и его друзья-приближенные, так же до поры до времени предаются философствованиям по поводу отречения от "сердечных страстей". Однако жизнь, как водится, все расставляет по своим местам и возникает забавная ситуация. Король и его окружение, затевая амбициозный проект - "академию", призванную прославить их, торжественно клянутся три года провести в ученых трудах, обходясь без  женщин, но, практически в тот же день, – день приезда Принцессы, нарушают обет и принимаются строчить любовные сонеты...

Премьера состоялась 8 апреля 2001 года.

Жанр – комедия

Продолжительность – 2 ч 20 мин (с антрактом)

 

17 пн, 18 вт (в 19.00)

Театр наций представлет

Гастроли театра «Ильхом» (Ташкент, Узбекистан) к 25-летию труппы

Ёлкин Туйчиев, Марк Вайль,

по мотивам произведений Абдуллы Кадыри

                        БЕЛЫЙ БЕЛЫЙ ЧЕРНЫЙ АИСТ

События происходят в конце XIX века в Ташкенте.

 

Абдулла Кадыри, к сожалению, малоизвестен широкому кругу читателей. Будучи культовым писателем в среде узбекистанской интеллигенции, он почти не переведен на русский язык. Впрочем, для массового узбекского читателя многие его тексты также остались недоступными или не совсем понятными. Они написаны на том богатом языке, который накопили «джадиты» (смысл слова: новые люди) к началу XX столетия и который стал исчезать с их почти полным истреблением, начавшимся ещё во времена последних  Эмиров (Бухарского и Кокандского) и завершившимся в эпоху  сталинизма, после Октябрьской революции, которую Джадиды по началу приняли с энтузиазмом и которой верно служили. Ни эмирам, ни советской власти «новые люди» со своими независимыми суждениями были не нужны.

Популярные романы Абдуллы Кадыри «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» не раз ставились на сцене и экранизировались в Узбекистане. Автора чаще всего трактовали, как  певца ностальгии об ушедшем времени. Погибший в годы сталинских репрессий, А. Кадыри оказался в застенках отнюдь не по воле «руки Москвы», а по злому умыслу некоторых местных узбекистанских «верноподданных» и завистливых  «деятелей культуры», по сути сведших с ним -  талантливым человеком, счеты. «Ильхом» обратился к страницам незавершенной, достаточно уникальной для тюркоязычных писателей,  малоизвестной повести «Из записной книжки Калвак Махзума», дополнив свою театральную версию сюжетами из романа «Минувшие дни» и пьесы «Несчастный жених». Реконструкция текста и работа над пьесой в театре периодически шли почти два года.

В версии «Ильхома» столкнулись мир юноши «не такого как все» и девочки, с не успевшими окрепнуть крыльями, с  устоями их отцов. В спектакле предстаёт беззащитный  мир первых чувств и первой любви. Действие его протекает в начале ХХ века в Ташкенте, разделённом во времена Российской империи на два города: русский (Новый) и мусульманский (Старый город). Подростки, растущие в нём, лишаются в истории  главного - права быть самими собой. В спектакле, «цветные» сцены юности, переданный с юмором  поэтичный  и простодушный взгляд на мир подростков, оборачивается «чёрно-белой» драмой  о  не укладывающейся ни в какие рамки природе человека, о его трагической зависимости от предубеждений, прикрытых традициями  и законами Шариата.

Премьера состоялась 17 сентября 1998 года.

Жанр – драма

Продолжительность – 1 ч 45 мин (без антракта)

 

20 чт, 21 пт, 22 сб (в 19.00)

Театр наций представлет

Гастроли театра «Ильхом» (Ташкент, Узбекистан) к 25-летию труппы

Антон Чехов

                        ЛАБОРАТОРИЯ ДОКТОРА ЧЕХОВА

В текст спектакля вошли произведения: «Лебединая песня», «Медведь», «Предложение», «О вреде табака», «Юбилей», а также фрагменты пьес «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры»

Звучит музыка Ч. Айвза, песни Шульца и Лейпа, Альстане, Холландера в исполнении Марлен Дитрих, «Лебединая песня» М. Пуаре в исполнении Александра Давыдова.

Марк Вайль: В названии нашего спектакля заключена незамысловатая игра слов. Общеизвестно, что Чехов по первой профессии был врачом, который, как водится, лечил больных людей, а затем, став писателем, занялся излечением их душ.

С одной стороны наша лаборатория по работе с самым принципиальным из драматургов ХХ века, с которого начался отсчет времени современного театра, затевалась как долгожданная встреча актеров "Ильхома" с Чеховым, обещавшая обновление нашего творческого опыта. С другой, она стала нашим экспериментом, так как собрав в основе спектакля ранние чеховские комедии и короткие пьесы, мы невольно вышли на другие тексты и ставили наш спектакль с точки зрения взрослого Чехова, написавшего годы спустя: "Три сестры", "Дядю Ваню", "Вишневый сад". Мы даже позволили себе процитировать отдельные тексты из этих больших пьес, предположив, кто же из героев нашего спектакля может их произнести. И, тем самым, естественно обнаружили параллели и наличие общих тем, звучащих во всех чеховских пьесах.

Действие нашего спектакля начинается и завершается в опустевшем ночном театре, позже переносится в вишневый сад, в стоящую посреди него ротонду, где герои влюбляются, ссорятся, грозят друг другу убийствами и самоубийствами.

Премьера состоялась 30 октября 2004 года.

Жанр – комедия

Продолжительность – 3 часа (с антрактом)

 

Специальная программа к гастролям театра «Ильхом»:

14 пт (в 17.00) пресс-конференция

19 ср (в 20.00, черный зал) видеопоказ документального фильма Марка Вайля «Конец века. Ташкент» (вход свободный)

14-22 апреля – фойе 5-го этажа – фотовыставка к 25-летию театра «Ильхом»

 

23 вс (в 19.00)

Студия театрального искусства п/р Сергея Женовача

                        Шолом-Алейхем

                        MARIENBAD

путаница в 37 письмах,

12 любовных записках

и 47 телеграммах

                        Постановка и сценография

                        Евгений Каменькович

            «Marienbad» - спектакль по роману Шолом-Алейхема. В числе главных героев – варшавский квартал Налёвки и курортный городок Мариенбад. В спектакле между ними не километры, а письма: большие и маленькие, треугольные и квадратные, они ежеминутно опускаются в почтовые ящики. За письменным столом и на самой сцене разгораются нешуточные страсти: брачные аферисты плетут интриги, мужья задыхаются от ревности, оскорбленные жены упрекают мужей в подозрительности. Единственный способ остановить поток сплетен – перестать вскрывать злополучные конверты. Но письма как наркотик, без них жизнь уже не жизнь. Их ждут с хищной жаждой мести, надеясь прочесть в них мольбы о прощении.

Жанр – комедия

Продолжительность – 2 ч 20 мин (без антракта)

 

26 ср, 27 чт, 28 пт, 29 сб, 30 вс (в 19.00)

К 20-летию аварии на Чернобыльской атомной электростанции

Театральное агентство «Lehtonen Production»

Премьера!

                        Светлана Алексиевич

                        ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ МОЛИТВА

Режиссер

                        Йоэл Лехтонен.

20 лет назад, 26 апреля 1986 года произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС, понесший за собой необратимые последствия для всего мира.

В течение нескольких дней – ровно столько, сколько Россия и страны Европы были в непосредственной опасности распространения радиации, в Москве будут проходить спектакли «Чернобыльская молитва» - напоминание о ликвидаторах аварии и пожарниках, которые боролись с горением реактора, ценой жизни сумев преодолеть ещё большую по масштабам катастрофу. Спектакль основан на книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», вышедшей в 1997 году, не раз переиздававшейся и ставшей бестселлером во многих странах мира. Эта книга – собранный автором документальный материал, монологи очевидцев, из которых сложилась литературная «оратория» о пропущенной, непонятой истории, о мире после Чернобыля, к которому человек не был готов.

C 26 по 30 апреля по 2006 года разные поколения людей, внесшие свой вклад в создание спектакля «Чернобыльская молитва», среди которых лучшие молодые творческие силы Москвы, представят зрителям уникальные, личные истории свидетелей аварии: ликвидаторов, врачей, жителей близлежащих к ЧАЭС посёлков, жен, родителей, детей и возлюбленных тех, кто «заслонил» собою сокрушительные последствия аварии.

Исполнительницей главной женской роли в спектакле будет Анна Галинова – актриса Театра им. Гоголя. Исполнители других ролей будут объявлены позже, планируется привлечение около 50 актеров с целью наиболее полного освещения событий и судеб, записанных в документальной книге Светланы Алексиевич.

PR-служба: pr@chernobylprayer.ru

Менеджмент: management@chernobylprayer.ru

Контактные телефоны: (495) 585 71 43, (495) 585 71 42

Официальный сайт спектакля: www.chernobylprayer.ru

 

Заказ билетов по телефону 363 10 48

Справки по телефону 363 10 79, 363 10 43, 363 10 46

www.meyerhold.ru; rudnev@meyerhold.ru

Адрес: м. «Менделеевская», Новослободская, 23

Касса работает ежедневно, кроме понедельника, с 14.00 до 19.00. Телефон 363-10-48.

 

Уважаемые читатели!

Вы можете общаться между собой, задавать вопросы и оставлять свои впечатления об увиденных спектаклях на специальном форуме рассылки: http://teatr-forum.narod.ru.

Кроме этого, - Вы можете  присылать любую - интересную, - на ваш взгляд, - информацию  о театрах,  актерах,  спектаклях, театральных фестивалях, Театральных Тендерах (Российских и международных),  а так же -  ссылки на любые (!) интернет –порталы, сайты и форумы - имеющие отношения к театру. Ваши  материалы могут быть размещены в рассылке.

С уважением,  Ян. 

 Yan-sosnov@yandex.ru  http://teatr-forum.narod.ru

Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/culture.theatre.yan


В избранное