← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.teatr-forum.narod.ru/
Открыта:
21-07-2005
Статистика
0 за неделю
Театральная Москва. №5
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Театральная Москва №5.
Уважаемые подписчики рассылки "Театральная Москва"! Обратная связь осуществляется через почтовый ящик Yan-sosnov@yandex.ru и через форум рассылки: http://teatr-forum.narod.ru
Сегодня в выпуске:
-
Фестивали. «Новая драма» в поисках утраченного героя.
-
Интересно. Открытие театрального сезона.
-
Неинтересно. В "Ла Скала" опять бастуют.
-
Юбилей. Армену Джигарханяну -70.
-
Театр на ТV. Век Станиславского; Белая гвардия (МХТ).
-
Актерские будни. Вениамин Смехов.
1. Фестивали. «Новая драма» в поисках утраченного героя.
Фестиваль современной пьесы "Новая Драма" возник в 2002 году как самый амбициозный проект внутри национального театрального мегафестиваля "Золотая Маска". С сего года учредитель "Маски" Эдуард Бояков, оставив за собой статус ее отца-основателя, ушел с должности ее директора, и переключился полностью на "Новую", став ее главным стратегом, к тому, на этот раз IV фестиваль "Новой драмы" предварил открытие в Москве его театра "Практика", призванного ставить только новые пьесы.
И вот в промежутке с 23 по 30 сентября на улицах Москвы засновали люди с баджами со слоганом IV "Новой" - "Ищу героя". На помощь пришла поднаторевшая в раскрутке и рекламе PR-служба "Маски". Перетяжки на улицах, плакаты в метро, журналы "Афиша" и "Time Out", работающие на молодого, то есть самого активного столичного зрителя, сделали свое. Оторопевшие "старожилы Новой" увидели, как изменился облик некогда понукаемого и уязвимого для критики фестиваля, гламур крепчал, публика штурмом брала залы, хотя от опытных глаз не укрылось и то обстоятельство, что в иных случаях она стайками его покидала.
Видимо, после неизбежной энтропии первоначальной поры процесс вошел в стадию профессионализации. Этот феномен не без ехидцы точно охарактеризовал обозреватель газеты "КоммерсантЪ" Роман Должанский: "На четвертом году своего существования фестиваль "Новая драма" пришел к тому, от чего поначалу открещивался всеми силами - он стал приглашать не пьесы, а спектакли". И далее: "Но при отборе спектаклей, кажется, главным критерием стало качество театрального текста (даже если оно оказывается досадно низким), а не литературного". В последней цитате критик, являющийся также отборщиком относительно конкурирующего с "Новой" фестиваля NET (полностью поля их интереса все-таки не пересекаются, поскольку "новые режиссеры", приглашаемые на NET, не всегда ставят современных драматургов), ударил по больному, но справедливо. Как и на всех премиальных международных форумах внутри России, сами себе мы чрезвычайно интересны. На "Новой" при отсутствии адекватного перевода иностранные авторы априори проигрывают перед русскими, и это касается как литературного переводчика, так и работы синхрониста. А в спектакле "Жасмин" по пьесе известной и за пределами Латвии Инги Абеле, где текст чуть ли не впервые произносился на русском актерами, привыкшими его говорить на латышском, случился полный аврал. Необходима все-таки нормальная речь, когда слушаешь пьесу со сцены, нельзя преподносить людям сырую бурду с плохо переваренными словами, нельзя, чтоб непрожеванный текст выплевывали.
В остальном афиша спектаклей, составленная в этом году по экспертным рекомендациям театрального критика Павла Руднева и организационными усилиями директора фестиваля Эльвиры Бояковой (также покинувшей с этого года свой пост в "Золотой Маске"), была достойной. И к привезенному из-за границы возник даже перекос зрительского интереса, но легко был исправлен спектаклем, презентованным в рамках последнего NET, как копродукция Театра.doc и Штутгартского "Театра мира". "Бытие # 2" в исполнении одного из главных новодрамовских идеологов Ивана Вырыпаева и в режиссуре Виктора Рыжакова получил Гран-при IV "Новой Драмы". Светлана Иванова - исполнительница роли его героини Антонины Великановой стала обладательницей титула лучшей актрисы. Концептуальный спектакль Вырыпаева продолжает агностическую тему, поднятую им в новодрамно-манифестном "Кислороде". Живущая в наш век постхристианской цивилизации Великанова - пациентка психбольницы, врач которой Аркадий Ильич сам Господь (эту роль играет знаменитый Александр Баргман), но проблема-то в том, как он сам утверждает, что его, то есть Бога - нет. На месте творца всего сущего в "Бытие # 2" зияет пустое место. Но тут вступает в силу парадокс - если нет творца, подлинно ли сущее, тогда реальна ли сама Антонина Великанова, несозданная не по чьему образу и подобию, и о чем же тогда она хранит память, которую к ее глубокому сожалению стирает Аркадий Ильич. Поэтому Антонина заполняет зияющую пустоту на месте всеобщего нравственного и сущностного императива утверждением "есть что-то еще". В этом "что-то еще" вся соль, вся суть - и на сцену высыпаются несколько ведер соли. Что, черт возьми, визуально очень эффектно. Вырыпаевское "Бытие", кардинально отличающееся от театра прошлого, служит хорошим примером для того, чтобы пояснить, в чем феномен успеха Новой драмы. Начинается он с отрицания признанных авторитетов, а значит каких-либо объективных критериев. Недаром перед началом IV Новой вышли сентябрьские "Театральные Новые известия", со статьей главного идеолога движения Михаила Угарова "Чехов и Пустота", в которой автор вновь сбрасывает классика с пьедестала, и призывает к списыванию у жизни. Публику, порой просто фанатов Новой драмы, в основном формируют не посещающие признанные коллективы по разным причинам - дорого, нет времени охотится за билетами, в них скучно, и жаждущие разговора о своих насущных проблемах. Театральные критики, пытающиеся апеллировать к классикам, уличая новодрамовские пьесы и спектакли в непрофессионализме, поэтому только подливают масла в огонь любви ее горячих сторонников. Хотя и признанные театроведы, к примеру, обозреватель журнала "Итоги", Марина Зайонц вынуждена с сокрушением в чем-то с ними согласиться: "Мы ведь давно уже наблюдаем не творческий процесс развития театрального искусства, а имитацию, причем не слишком искусную (...) Тотальная ложь и притворство неотвратимо захлестывают театральные подмостки, похоже, давно пора что-то делать, да никто не знает, что".
Кроме того, авторы пьес, в особенности вырыпаевские тексты, присовокупили к идейной платформе Новой драмы отсутствие всеми признанного общего императива. В итоге участники процесса получили возможность делать на подмостках все, что им заблагорассудится, и теперь без драки они свою вольницу не уступят. Всяк из созидателей Новой драмы заполняет возникшие пустоты по-своему, их спектакли выплывают из небытия как самостоятельные миры - порой грубые и корявые, не всегда внятно формулирующие свои законы, и тонущие в потоке, не без следа для единомышленников. Примерами удачного подобного театрального моделирования были два других призера IV "Новой" - исландский "Дрейф" и тольяттинская "Mutter".
Драма исландца Йуна Атли Юнассона о дрейфующем в море суденышке в сценографически изощренной постановке Хафлиди Арнгримссона стала любимицей публики и до последнего дня (до представления "Бытия # 2") фаворитом жюри. На просторной сцене ЦиМа установили почти игрушечную корабельную каюту, совсем не всамделишную, например на двух ее койках, предназначенных для рослых моряков, могли бы уместиться разве что подростки. Точно так же ломалось и искажалось здесь сознание всех, кто попал в каюту. Метафора "Дрейфа", получившего спецприз жюри фестиваля, ясна каждому, отправившемуся в плавание по жизни, но вынужденному сталкиваться телами с подобными себе, будучи запертым в крайне ограниченном пространстве - будь то комната в квартире или в офисе, хотя так хочется из нее вырваться или хотя бы побыть одному.
Пьеса Вячеслава Дурненкова, поставленная в театре "Вариант" Галиной Швецовой-Скрипинской, впервые показанная на фестивале "Майские чтения" - все из драматургической столице России, Тольятти - преломляет серые будни с не меньшим сюрреализмом. По ходу действия герои "Mutter" - получившей приз фестиваля за лучшую пьесу - старики, сданные детьми в богадельню, дважды подвергаются метаморфозе. Во-первых, когда разыгрывают свою пьесу-миракль, действие которой происходит в средневековом чумном Брюсселе, и во-вторых, когда превращаются в сверхразумных космических существ, судящих нашу Землю. Остроумный текст, разыгранный молодыми рабочими ВАЗа, сразу разошелся на репризы внутри фестиваля, так свободно и естественно ими произносился. Нарекания у меня вызывает лишь нарочито фольклорно обставленный финал, в нем необходимо было почувствовать дыхание Космоса, впрочем, у себя на родине пение хора бабушек и обставленный обрядовыми элементами финал выглядит вполне органично.
Самое уязвимое решение жюри, пожалуй, вручение приза Лучшего исполнителя мужской роли Кириллу Плетневу, герою недавней премьеры Театра.doc, "Фантомных болей" по Василию Сигареву. Впрочем, конкуренты в этой номинации была равновелики. Победу могли присудить и Владимиру Панкову в "Скользящей Люче", актеру ставшему символом поколения и лицом Новой драмы наряду со своими ранее награжденными партнерами по ЦДиР. Можно было увенчать призом Туйа Эрнамо, сыгравшего в "Кокколе" пожилую финку, нелюбимую братом и дочерью, не нашедшую своего места в жизни и превратившуюся в тюленя? Момент, когда Эрнамо выполз в его облике - в меховом комбинезоне со змейкой на спине, сопровождался такими гомерическими раскатами хохота, что навеки врежется в память свидетелей. Не менее справедливо было присудить его Гитису Иванаускасу, за моноспектакль "Маяк" по французу Тимоте де Фомбелю, одному из самых сильных текстов, прозвучавших на IV "Новой". В истории о сыне смотрителя маяка, которому отец, перед тем как они должны покинуть остров, сообщает, что его любимый брат был плодом его воображения, Иванаускас трогает душу, разрешая нам войти в сознание ребенка, не умеющего покидать пределы тонко и сложно выстроенного мира внутри себя, и не способного общаться с миром внешним, то есть, представил почти клиническую картину аутизма. Но в его герое есть нечто лечащее нас от жесткости реального мира, как спасителен маяк в море для потерявших курс кораблей.
Заметим, что у фестиваля в этом году был заметный литовский дискурс, кроме каунасского "Маяка" из Литвы, Вильнюса приехал "Город" по Гришковцу, по поводу которого правомерно задать вопрос "Кто подставил Оскараса Коршуноваса?" Поставил спектакль его ученик Саулюс Миколайтис, добротно, но скучно, чего никак нельзя было ожидать от учителя, который парой советов помог режиссеру, отчего его имя и оказалось на афише рядом с истинным постановщиком. Ну а поставленная в казанцевском Центре, и привычно для этого театра ставшая московским хитом, пьеса прекрасного литовского драматурга Лауры-Синтии Черняускайте "Скользящая Люче" в постановке Владимира Скворцова забрала приз зрительских симпатий.
Потерей, которую понес фестиваль в этом году, было почти отсутствие на нем жанра "читки", на первых фестивалях бывшей чуть ли не главной его составляющей. И если бы не дискуссионный клуб "Лев Толстой как зеркало "новой драмы" - где можно было с интересом выслушать мнение постоянных участников процесса, в том числе представителей необыкновенно удачно подобранного жюри четвертого года - невозможно было бы отследить черты лиц героя современной драматургии. Возможно, процесс дегероизации, начатый еще в советскую эпоху, закончился, и мы скоро увидим истинных героев "новой драмы", не пострадавших от долгого отсутствия индивидуальности. Но в эти дебри сейчас мы углубляться не будем.
Майя Мамаладзе, Русский журнал.
Информация взята с сайта: http://www.russ.ru/
http://www.russ.ru/docs/98850557
2. Интерестно. Открытие театрального сезона.
"Суф(ф)ле" на Таганке.
Премьерным спектаклем под интригующим названием "Суф(ф)ле" Московский театр на Таганке открывает сегодня свой новый, 42-сезон. Этой постановкой художественный руководитель коллектива Юрий Любимов, по его словам, "завершает литературно-философскую сценическую трилогию".
Первая его часть "До и после" была посвящена поэтам Серебряного века, а вторая - представителям известного в 1920-1930-х годах литературного объединения "Обэриуты" (Объединение
реального искусства), многие из которых погибли в годы сталинских репрессий, а их творчество в наши дни оказалось забытым.
В спектакле "Суф(ф)ле" (Любимов настаивает именно на таком написании) он использовал сочинения литераторов-авангардистов: Франца Кафки, Сэмюэля Беккета, Фридриха Ницше и Джеймса Джойса. Эту вольную сценическую композицию сопровождает музыка Владимира Мартынова, с которым уже давно сотрудничает Театр на Таганке. В новом спектакле также звучат произведения Вагнера, Малера, Шуберта.
Ближайшие
планы Юрия Петровича связаны с древнегреческой трагедией: он намерен поставить спектакль по трагедии Софокла "Антигона", дополнив ее текст библейскими мотивами.
В нынешнем сезоне репертуар Театра на Таганке пополнится спектаклями, созданными учениками Любимова - выпускниками Российской академии театрального искусства. Начинающий режиссер Дарья Денисенко представит зрителям инсценировку новеллы Владимира Набокова "Сказка", а Юрий Ардашев
- новую постановку знаменитого мюзикла "Скрипач на крыше". Они
будут идти на Малой сцене театра с участием молодых актеров.
В ноябре коллектив Юрия Любимого отправится в Киев на гастроли, которые продлятся почти месяц и будут проходить на трех сценических площадках.
//ИТАР-ТАСС
Информация взята с сайта: http://www.tvkultura.ru
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=66438&cid=42
Театр "Ленком" представит зрителям два крупных проекта.
Два крупных проекта планирует представить зрителям в новом сезоне знаменитый московский театр "Ленком". Первый - "Темная сторона Луны" (фильм по этому же сюжету "Пролетая над гнездом кукушки" снял известный режиссер Милош Форман), а второй пьеса русского классика Дениса Фонвизина "Бригадир", сообщил в интервью РИА Новости художественный руководитель и главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров.
"Фонвизин - это истоки нашего национального театра, - сказал режиссер. - А мы стремимся блюсти великие традиции русского репертуарного театра. Больше знают и чаще ставят "Недоросль" Фонвизина, но в "Бригадире" наш великий драматург-сатирик коснулся некоторых внутренних проблем неустойчивости человеческой психики, что очень характерно для сегодняшнего дня".
Захаров рассказал, что будущая постановка станет вольной версией произведения классика. В ней будет занят, в частности, знаменитый актер Леонид Броневой.
Говоря о театральных новостях, режиссер рассказал, что всему коллективу театра, а не только актерам, повысили зарплату, что стало возможным благодаря помощи московского правительства.
Как передал корреспондент РИА Новости, в субботу, 1 октября, прошел традиционный сбор труппы перед открытием сезона, который станет 79-ым предъюбилейным. Театр откроет сезон спектаклем "Ва-банк".
Информация взята с сайта: Риа новости http://www.rian.ru
http://www.rian.ru/culture/theater/20051001/41567563.html
3. Неинтересно. В "Ла Скала" опять бастуют.
Танцовщики одного из самых известных в мире театров - миланского "Ла Скала" - намерены начать забастовку в знак протеста против условий работы, передает BBC.
Театр совсем недавно вновь открылся после продолжавшейся три года реконструкции, на которую были потрачены миллионы евро. Однако балетная труппа не разделяет восторга театральных критиков и зрителей по поводу возобновления работы "Ла Скала" - танцовщики полагают, что в ходе ремонта их интересы не были приняты во внимание.
Они жалуются на то, что их артистические уборные слишком маленькие, и площадь их продолжает сокращаться, чтобы дать больше места оркестру. Поэтому они собираются начать бастовать с 10 октября.
Забастовка грозит сорвать десять представлений классического балета "Манон".
Крупные забастовки проходили в театре весной этого года: в результате, пост художественного руководителя миланского театра покинул дирижер Риккардо Мути.
Причиной размолвки стало одновременно и недовольство музыкантов оркестра своим руководителем, и обиды на это со стооны прославленного дирижера. Скандал с уходом Мути проходил на фоне огромных финансовых затруднений в театре, в том числе, связанных с перерасходом средств на реконструкцию (на 61 млн. евро).
Информация взята с сайта: http://www.polit.ru
http://www.polit.ru/culture/2005/10/03/lascala.html
4. Юбилей. Армену Джигарханяну -70.
|
Президент России Владимир Путин поздравил артиста театра и кино, художественного руководителя Московского драматического театра, народного артиста СССР Армена Джигарханяна с 70-летним юбилеем. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы государства.
В поздравлении, в частности, говорится: "За годы преданного служения искусству Вы в полной мере реализовали свой богатый творческий потенциал, создали целую галерею ярких, запоминающихся образов.
Ваши работы в театре и кинематографе завоевали признание коллег по "актерскому цеху", а главное, - искреннюю любовь зрителей разных поколений. Отрадно, что и сегодня Вы много и плодотворно трудитесь, с успехом руководите замечательным театральным коллективом".
Как передает корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова, свой 70-летний юбилей народный артист СССР Армен Джигарханян отмечает сегодня в Америке. За океан любимец публики укатил накануне круглой даты, чтобы, как он объяснил, "воссоединиться с семьей - с
женой Татьяной и котом Филом".
Армену Джигарханяну выпала счастливая судьба - за все время своей карьеры он остается чрезвычайно популярным актером. Поистине немеркнущую славу принес ему кинематограф. Джигарханян сыграл на экране более 200 ролей. В этом показателе он превзошел даже таких плодовитых западных коллег, как Марлон Брандо и Ален Делон, и за ударную статистику занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
А вот в родном отечестве долгое время каламбурили, отождествляя "Арменфильм" с Арменом Джигарханяном,
и цитировали эпиграмму остроумца Гафта, утверждавшего, что "гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян". Но шутили по-доброму, потому что любили актера за его неповторимый дар, и каждое появление своего кумира на экране принимали с неизменным восторгом.
При этом Армен Борисович постоянно работал в театре, где собственно и началась его блистательная творческая биография. Еще студентом он поступил в Ереванский Русский театр, прослужив там 10 лет и сыграв около 30 ролей.
В
1967 году переехал в Москву и был приглашен в театр имени Ленинского комсомола, которым руководил тогда Анатолий Эфрос. Затем почти 30 лет проработал в театре имени Маяковского, лет шесть назад вновь пришел в "Ленком" к Марку Захарову. Но теперь, как говорит сам актер, "ушел уже навсегда".
Сейчас, по словам Джигарханяна, у него есть только один театр - его собственный, созданный из бывших учеников. На днях там состоялась премьера "Дон Жуана" Мольера. Этим спектаклем открылся новый сезон, который оказался
дважды юбилейным: десять лет исполнилось труппе и 70 лет ее знаменитому руководителю.
//ИТАР-ТАСС
Информация взята с сайта: http://www.tvkultura.ru
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=66276&cid=42
5. Театр на ТV.
Век Станиславского.
Документальный фильм (Франция, 1993). 3 серии.
Режиссер Питер Эркомб.
На протяжении многих десятилетий Константин Сергеевич Станиславский оставался загадочной фигурой. Его обожествляли, отвергали, его театральная система вызывала самые противоречивые мнения - от восхищения до отрицания. Его имя, театр и система вошли в историю. Этот фильм о творческом пути человека, являвшим собой одну из самых значительных фигур своего времени: актера,
режиссера, педагога и основателя легендарного Московского Художественного театра.
1-я серия."Строители утопии".
2-я серия. "Годы потрясений".
3-я серия. "Лед и пламя" .
Смотрите 4, 5, 6 октября в 00:20 на телеканале Культура.
Белая гвардия (МХТ). Телеверсия спектакля (2005).
Премьера телеверсии спектакля МХТ им. Чехова по пьесе Михаила Булгакова на телеканале "Культура" 8 октября в 14:10 на телеканале Культура.
МХТ им. А.П. Чехова.
2 части.
Постановка Сергей Женовач.
По пьесе Михаила Булгакова "Белая гвардия" ("Дни Турбиных").
В ролях:
Турбин Алексей Васильевич - Константин Хабенский,
Турбин Николка - Иван Жидков,
Тальберг Елена Васильевна - Наталья Рогожкина,
Тальберг Владимир Робертович - Валерий Трошин,
Мышлаевский Виктор Викторович - Михаил Пореченков,
Шервинский Леонид Юрьевич - Анатолий Белый,
Студзинский Александр Брониславович - Дмитрий Куличков,
Лариосик - Александр Семчев, и др.
6. Актерские будни. Вениамин Смехов.
Вениамину Смехову - самому изысканному из российских мушкетеров, исполнилось 10 августа 65 лет. Актер, который сейчас находится в США, дал интервью корреспонденту "Интерфакса" Нине Коваленко.
Вениамин Борисович, как живется сегодня Атосу - самому изысканному из незабываемой команды мушкетеров легендарного российского фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"?
- Мне довольно весело живется, и слава Богу, поскольку общий тембр жизни довольно грустный. Вот в грустном контексте жизни я живу так, что делаю все или почти все как мне хочется. То есть я могу выбирать то, что мне по душе.
А что Вам по душе?
- По душе мне одно из четырех занятий.
Первое занятие - актерское, второе - режиссерское, третье - литературное и четвертое - путешествия.
Если обобщить в двух словах, я - странствующий актер, таким я себя полагаю. А на подходе к тому, что Вы называете громким словом "юбилей" (и что на самом деле является самым обычным днем рождения) я уж, конечно, не чувствую себя ни "изысканным", ни "мушкетером"... а чувствую себя просто грустно-счастливым человеком.
Грустным - и потому что, как я уже сказал, контекст вообще очень грустный, и потому что окружают всякие печали и потери.
А счастливым - потому что с какими-то задачами, на решение которых не очень-то и рассчитывал, справился.
Расшифруйте, пожалуйста.
- Подробно?
Во-первых, заставляю себя тренировать память, что абсолютно необходимо для любимого из моих занятий - актерского: для сольных концертов, встреч со зрителями, для каких-то совместных программ с другими российскими артистами, которые приезжают в США, и т.д. И сейчас впереди у меня несколько концертов. Самое приятное - что они будут проходить в любимых моих волжских городах.
Но Вы живете постоянно в США.
- Ничего подобного. Я живу постоянно в Москве, на Профсоюзной улице. А работаю я там, куда меня приглашают. И это не только США. Например, совсем недавно я провел четыре счастливейших месяца в Москве, в театре "Мастерская Петра Фоменко". Я ставлю там спектакль "Журден-Журден" по пьесе Мольера "Мещанин во дворянстве".
А можно иначе сказать: уже четыре месяца, как я служу своему любимому режиссеру и старинному другу Петру Фоменко и его "Мастерской". Со мной работают его ученики, команда музыкально образованных художников, художников по свету. Это и блестящий художник по костюмам Мария Данилова, и сценограф Александр Боровский. Мне помогал с музыкой "русского барокко" Олег Тимофеев, помогал, когда я был в Москве, прямо из Америки. Это уникальный совершенно музыкант, который создал несколько дисков "русского барокко" - т.е. обработал и записал музыкальные пьесы, сочиненные в XVIII-XIX веках русскими принцессами...
Словом, это для меня очень счастливое занятие - работать в стенах театра Петра Фоменко, уникального российского режиссера, который создает уникальный жанр театрального действа - своего рода музыкальную словесность, или словесную музыку.
Собственно говоря, этому я и сам у него учился еще 40 лет назад. И сейчас продолжаю сотрудничать с ним как режиссер. Спектакль "Журден-Журден" должен выйти в сентябре.
В ближайшее время будут еще какие-то режиссерские или актерские работы в Москве?
- Да. Мне опять посчастливилось: мне предстоит работа в другом, очень уважаемом мною театре - Российском академическом молодежном театре под руководством Алексея Бородина. Я буду ставить там самую мою любимую из всех пьес на русском языке - "Самоубийцу" Николая Эрдмана. Со мной будет работать компания очень уважаемых мною коллег и друзей. Это Татьяна Сельвинская, Станислав Морозов. С последним как с художником сцены я, кстати, много работал и во Франции, и в Германии, и в Чехии, и в России на телевидении...
Так что, если подумать, то самый главный мой итог к приближающейся дате - это то, что я по-прежнему не расстаюсь со своими друзьями. И тогда, когда я работаю актером, и когда - режиссером, и когда пишу, занимаюсь, если так можно выразиться, литературным трудом. Потому что все какие-то мои писания, литературные опыты, - все это все равно актерская проза. И в ней я вспоминаю то лучшее, что у меня есть. В том числе встречи с людьми, дружбу которых я почему-то заслужил.
Вообще я не перестаю ежедневно благодарить Бога и своих родителей за то, что мне даны - исходя из явно завышенной оценки моей особы - такие дары. Я имею здесь в виду и друзей, и свою жену Галю Аксенову, и несравненную дочь Алику, и двух великолепных внуков.
Одна из Ваших книг посвящена Театру на Таганке, на сцене которого Вы проработали более 20 лет.
- Да, как я написал в этой книге, "главную часть своей актерской жизни я был привязан добровольно цепью к золотому дубу театра на Таганке". Так это и было. А потом цепь была сдана в архив, в театре я остался своей книжечкой и своей памятью. Хотя бесконечно знаю и люблю любимовский театральный язык, любимовскую сценическую школу. Это мой любимый, неповторимый для меня театр. Недавно я посетил последнюю их премьеру - спектакль "Суфле" - был очень рад увидеть моих товарищей по сцене.
А почему Вы из него ушли и раньше ненадолго уходили?
- Это все имеет свои сюжетные границы. Сюжет моей жизни развивался в сторону каких-то моих новых интересов - режиссерских, путешествий. Поэтому я перевернул эту страницу, но я ей бесконечно благодарен.
Таганка сегодня - один из многих театров. Но в памяти и в истории культуры России это, конечно, одна из "звезд" первой величины. И мое счастье, что я работал в этом театре тогда, когда и Любимов и мы вместе с ним действительно заслуживали эти высокие звания: театра - национального достояния, театра - исторической драгоценности.
Вы назвали четвертым Вашим любимым занятием путешествия.
- Да, это так. Сегодня путешествия мои, как правило, связаны все с теми же актерскими и режиссерскими занятиями - гастроли, режиссура, концерты.
А изначально мою любовь к путешествиям, гастролям, словом, "охоту к перемене мест" питали сами тогдашние закрытые, поганые, режимные наши времена. Я был, конечно, "невыездной". Да и вообще условия жизненные так складывались, что я выезд за город, за территорию Москвы, считал счастьем. И вдруг - в 80-у уже, или в конце их - годы все разрешилось. Все открылось - езжай, куда хочешь. Для меня, непривычного, это был большой риск. Но, слава Богу, обошлось. Благодаря, конечно, не каким-то особенным чертам своего характера, а благодаря моей жене Гале Аксеновой, которую я уже упоминал и которая стала моей и профессиональной, и сердечной опорой в свете постижения новой жизни, новых стран, к чему я не был готов.
И пошла моя работа в Дании, Голландии, Чехии. Я работал поначалу с большим риском, с помощью ассистентов, знающих русский язык. Ставил драму, оперу.
Я прочитала в Интернете, что Вы преподаете актерское мастерство в университетах США.
- В Интернете, как всегда, или преувеличение или ложная информация. В данном случае - первое.
Я действительно три-четыре раза вел за рубежом курсы по режиссуре и актерскому искусству, в основном в тех местностях, где сам же и ставил спектакли. Поскольку одно с другим очень близко. Ведь когда я ставлю спектакли, то я, конечно, же реализую то, чем был восхищен, чем был вооружен в своей актерской жизни. Это вахтанговская школа (я ведь учился в Щукинском училище), это школа Петра Фоменко, это школа Юрия Любимова. Бесценные уроки этих школ я пытаюсь донести и до своих учеников. А если говорить уж очень серьезно, то преподавать я хотел бы более всего в своем Вахтанговском училище, да, имени Щукина, или в ГИТИСе, т.е. в нынешнем РАТИ - Российской академии театрального искусства.
С Россией связаны только преподавательские планы?
- Это не планы, скорее, размышления и мечтания. А с Россией, конечно, связаны и конкретные планы - и актерские, и режиссерские.
Ну, слава Богу! Поконкретнее отсюда.
- Итак, предстоит новое путешествие в Сибирь, в Омск. Там я год назад поставил в Камерном театре "Красавец-мужчина" по пьесе Александра Островского. Я счастлив, что они уже год играют этот спектакль - по 4-5 раз в месяц и всегда с аншлагом. Теперь в октябре я поеду туда на Омский театральный фестиваль, а весной - уже 2006 года буду, наверное, ставить там еще один спектакль - фантазию по Козьме Пруткову.
Есть несколько предложений и в Москве, в том числе в плане актерском. Так, буду сниматься в неком лирическом сериале, скажем так.
Далее - буду сниматься с очень хорошими актерами в фильме, который называется "Капитанские дети". Я уже подписал контракт с продюсерской компанией "Лев Карахан и Валентина Михалева" - очень известные и замечательные кинодеятели и кинокритики. Режиссер - Вячеслав Никифоров. Буду сниматься в этом фильме вместе с Ольгой Остроумовой, Андреем Толубеевым. Съемки будут в Москве и в Хельсинки в сентябре.
Дальше будет выпуск спектаклей, концерты, поездки. И... борьба с самим собой. Знаете, как у классика: "С кем протекли его боренья? С самим собой".
А я сейчас буду бороться с Вами. Я чувствую, что Вам совсем не хочется говорить о фильме, который в России давно уже почитается "культовым", как говорят сегодня. А я бы сказала, это классика. Поскольку, если люди смотрят какой-то фильм почти 30 лет и продолжают им восхищаться, то это, на мой взгляд, классика. Речь, конечно, о фильме Георгия Юнгвальд -Хилькевича "Д`Артаньян и три мушкетера", вышедшем на экран в 1978 году и сделавшем Вас, как и всех его участников, знаменитыми на всю страну.
- Я действительно отношусь к своему участию в этом фильме довольно легкомысленно. Потому что как раз в то время, когда шли съемки, я играл важные, хотя и трудные для меня роли.
Я понимаю - на Таганке. Там были и "Мастер и Маргарита", и "Послушайте!", и "Доктор Живаго". А здесь всего-то Дюма!
- Да дело не в авторах и не в названиях работ. Понимаете, актер по настоящему все-таки "прописан" в театре. Кино - это счастливая, более или менее успешная, прогулка санаторного типа.
А съемки "Трех мушкетеров" были к тому же окружены всякого рода "недугами", известными "болезнями" нашей советской действительности. Я имею в виду необязательность, хамство, грубость, неточность, ложь и прочее. И главное - нерадивость многих работников.
Участников съемок, актеров?
- Нет, нет. Я имею в виду грубость и хамство нашей жизни, которые вторгались в съемки, мешали им. И, более того, в съемках этого фильма было что-то такое, что противоречило любой надежде на успех. Было очень тяжело работать и сотрудникам Одесской киностудии, на которой снимался фильм. И, знаете, почему вдруг фильм вышел таким хорошим, никто до сих пор объяснить не может.
Очевидно, была, как говорится у Льва Толстого, какая-то энергия очень высокая. Очевидно, была энергия любви и соединенности людей в ту эпоху, когда нас спасала именно, ну, человеческая, и дружба, и братство, и необходимость быть рядом, плечом к плечу друг с другом. Вот эта соединенность или, не знаю, "витамин московских кухонь", как у Юлия Кима, как еще не знаю сказать, - была эта теплотворность взаимоотношений. Это, во-первых.
А, во-вторых, - и может быть главных причин удачи назову неистовость Михаила Боярского, потрясающего нашего Д`Артаньяна.
И уже, в-третьих, я буду называть одаренность художника и режиссера Юры Хилькевича, помощь, дружбу и талант Владимира Балона, нашего "пятого мушкетера". Он исполнял роль де Жюссака в фильме и одновременно был тренером по трюкам и фехтованию. И далее, наконец, это просто молодость, атмосфера и красота наших интерьеров, в которых шли съемки и во Львове, и в Одессе. И это, конечно, счастливые совпадения типажей, которые случаются в театре и в кино, т.е. очень удачный, очень точный подбор актеров.
Прежде всего назову Алису Фрейндлих, Олега Табакова, Льва Дурова, конечно, Михаила Боярского, Валентина Смирнитского, Игоря Старыгина. Как выясняется, и я тоже подошел в компанию.
Я сказал Вам, что не могу слишком всерьез говорить об этой картине. Но я всерьез благодарен, это да, за то, что она была и что я в ней был. Не в профессиональном, а, скорее, в бытовом, человеческом отношении, атмосфере.
А почему во 2-й и 3-й сериях режиссер ушел от этой удачно найденной формы легкого, музыкального, ироничного прочтения произведения Дюма?
- Это вопрос, касающийся уже не режиссера и не фильма. Это вопрос жизни нашей страны. В это время все разломалось, и начались всякие безобразия коммерческого и воровского характера. Это и раскол республик, и разные другие специальные подлости.
Нельзя уже было так вольно, безалаберно, безрассудно, и вместе с тем профессионально, ответственно работать, как работали в 1978-1979 году. В 1992 году это была уже другая, и совсем неизвестная страна.
И последний вопрос. Довольны ли Вы судьбой и карьерой Вашей дочери Алики, известной певицы, актрисы...
- Прежде всего, я бы сказал, что испытываю чувство восхищения перед тем, как этот ребенок превратился в настоящего художника, мастера. Я благодарен ей за это.
Знаете, мне удалось два года назад вновь посмотреть телеспектакль "Лекарь поневоле" по Мольеру, который я когда-то поставил с ее участием - его будут показывать сейчас - к 10 августа, к моему дню рождения по каналу "Культура". Тогда жанры телеспектакля, телефильма были и у нас в стране очень популярны. Блестяще работали на экране и Петр Фоменко, и Анатолий Эфрос, и Александр Орлов, и Марк Захаров. И мне удалось поставить много. Так вот, Алика в "Лекаре поневоле" играет - в паре с блистательным Вячеславом Невинным - две роли - дурнушки и красотки. И вот я, уже умудренный опытом, вновь убедился, насколько хороша ее школа, школа в общем-то, самоорганизации. И за это я уважаю новое поколение. Не только Аликино, но и уже тех, кто моложе ее - людей, которые не испытывают комплексов перед какими-то долгами - перед партией, там, правительством, родиной, родителями. А испытывают единственную ответственность - перед самими собой, перед своей судьбой, карьерой, перед своим талантом. Потому что это реальная ответственность. И она может принести пользу не только самому художнику, но и стране, и родителям, и обществу - без всяких заранее вколоченных в голову обязательств, деклараций.
Информация взята с сайта: http://www.interfax.ru
http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/22.html?id_issue=11359787
Уважаемые читатели!
Вы можете общаться между собой, задавать вопросы и оставлять свои впечатления об увиденных спектаклях на специальном форуме рассылки: http://teatr-forum.narod.ru
Кроме этого, - Вы можете присылать любую - интересную, - на ваш взгляд, - информацию о театрах, актерах, спектаклях, театральных фестивалях, Театральных Тендерах (Российских и международных), а так же - ссылки на любые (!) интернет –порталы, сайты и форумы - имеющие отношения к театру. Ваши материалы могут быть размещены в рассылке.
С уважением, Ян.
Yan-sosnov@yandex.ru http://teatr-forum.narod.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.yan Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||