Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 26 октября 2007 г.
Одарите музыканта!

…Наш разговор о профессиональной подготовке музыкантов профессор Красноярской академии музыки и театра, известный скрипач и дирижер Михаил Бенюмов начал с неожиданного заявления: «А вы знаете, что в Красноярском крае нет одаренных детей?»

Нет, я этого не знала. Напротив, не сомневалась, что край богат на таланты – это подтверждают и многочисленные победы наших ребят на самых престижных конкурсах. Однако, как оказалось, слова маэстро – не розыгрыш и не провокация. В Красноярском крае – практически единственном в Сибири! – нет региональной целевой программы «Одаренные дети». Сравнение со скромным Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, где такая программа также отсутствует, для нас еще более удручающе. Зато в Новосибирской и Омской областях подобные проекты действуют давно и весьма успешно. Стоит ли удивляться, что в их областных центрах сегодня работают лучшие оркестры Сибири?..

Зарыть талант выгоднее

Возможно, кому-то такое утверждение покажется парадоксальным. Но, как считает Михаил Бенюмов, главная причина столь небрежного отношения к искусству в крае – наш собственный менталитет. Причем проблема не только в верхах (то есть в невнимании власти), но и в низах: у красноярских родителей с каждым годом все меньше желания учить своих детей музыке. Объяснение одно – непрестижно и неперспективно.

– А вот очень многие одесские мамы спят и видят, чтобы их ребенок стал скрипачом, – горячится профессор Бенюмов. – И не каким-нибудь – самым лучшим! Не знаю, как давно у нас в крае развилась такая тенденция, – еще в 70-х он был флагманом культурного развития России! Именно здесь был открыт институт искусств (ныне академия музыки и театра. – Е. К.), чтобы пополнять составы созданных в те же годы коллективов – симфонического оркестра, оперного театра. Красноярский камерный оркестр вообще на все 100 процентов состоит из выпускников и студентов академии. Иркутяне до сих пор переживают, что такой вуз был открыт не у них! А мы, похоже, перестали это ценить…


Одарите музыканта!

У родителей свои резоны: слишком уж низкие – попросту нищенские! – заработки в сфере искусства в нашем регионе. В том же Новосибирске и Омске ситуация получше (не говоря уже о Москве и Петербурге). Причем не только у музыкантов – молодые актеры театров получают там столько, сколько у нас заслуженные. Проблема решается за счет губернаторских и муниципальных доплат. Поэтому творческие люди оттуда не уезжают. А у нас им приходится преодолевать слишком много препон, чтобы чего-то добиться и при этом еще прокормить себя и семью. Композитор Ирина Белова с горечью рассказывала, что одна ее талантливая ученица, дипломант международного конкурса юных композиторов, именно по этой причине отказалась продолжить профессиональное музыкальное образование. Не факт, что после стольких лет упорного труда удача тебе улыбнется, при всей твоей одаренности… Белова испытала это на себе: несмотря на множество наград и регалий, от муниципальных до международных, она была вынуждена уехать в Москву – ни преподаванием, ни тем более написанием музыки в крае не заработать. Что уж говорить о начинающих музыкантах? Поездки на столичные и заграничные конкурсы и фестивали, без чего невозможно профессиональное совершенствование творческого человека, при таком раскладе просто недоступны. На поддержку властей особо рассчитывать тоже не приходится – это как повезет.

Вот и получается, что в нашу академию сейчас поступают в основном иногородние. По окончании учебы многие из них разъезжаются – кто придет на смену музыкантам красноярских оркестров? Их костяк годами не менялся, люди стареют. Потребность в кадрах настолько высока, что на работу в оркестры приглашают даже студентов младших курсов! Но останутся ли они там работать по окончании вуза, без перспективы получить жилье, как это было в прежние годы? Большой вопрос. И слишком уж давно наболевший.

Учиться, чтобы не пригодиться?

Возможно, корни столь вопиющего невнимания к проблеме в том, что в нашей стране не отдают себе отчета, сколько времени и сил требуется на подготовку профессиональных музыкантов. Для сравнения: на обучение машиниста поезда в столичном метро уходит несколько месяцев. Все это время он получает стипендию в 25 тысяч рублей. А после учебы его зарплата составит от 30 до 50 с лишним тысяч! Будущий музыкант начинает обучение профессии в среднем в 6–7 лет (а есть и такие, что с 3–4 лет). Оканчивает музыкальный вуз в 23–24 года, при учебе в аспирантуре – в 27 лет. Все эти 17–20 лет он должен (как минимум!) не меньше 3–4 часов в день заниматься индивидуально, без выходных и праздников. На какую зарплату он после стольких лет упорного труда может рассчитывать, лучше не говорить…

– С машинистом метро все понятно: некому будет водить поезда – пол-Москвы не доедет до работы, – говорит Бенюмов. – Казалось бы, в музыкантах такой потребности нет. Но лишь на первый взгляд. Если мы так будем и дальше рассуждать, то вообще остановимся в своем развитии – в том числе и в экономическом!

За примерами, насколько благотворно культура влияет на общество, далеко ходить не надо: в Южной Корее, Японии, Китае – странах, переживающих бурный экономический рост, – в искусство вкладываются огромные средства. Стоит ли удивляться, что первые места на самых престижных музыкальных конкурсах сегодня занимают азиаты?! Кстати, учатся они у европейцев, и преимущественно – у российских педагогов (есть несколько корейских студентов и в красноярской академии). Наша система подготовки музыкантов до сих пор считается самой эффективной в мире. А мы все пытаемся «изобретать велосипед»…

Спор физиков и лириков

Так где же выход? Как считают специалисты, одно из важнейших условий подготовки профессиональных музыкантов – специализированные школы, где во главу угла ставится именно обучение профессии. Крупнейшие российские музыканты – Евгений Кисин, Игорь Ойстрах, Владимир Спиваков и многие другие – выпускники центральных музыкальных школ.

– В школе одаренных детей при Гнесинке, где я учился, – вспоминает Михаил Бенюмов, – никогда не было больше четырех общеобразовательных предметов в день. При этом два учебных дня в неделю из шести были полностью отданы занятиям музыке. А какие у нас были учителя! Подлинного успеха в музыкальной педагогике можно достичь лишь в одном случае – когда талантливые дети занимаются у лучших преподавателей. Начинать необходимо с чистого листа – исправить недостатки школы взрослого студента гораздо сложнее.

Но в Красноярске, увы, таких условий пока нет. Хотя именно для обучения лучших юных музыкантов края когда-то был открыт лицей при академии музыки и театра. Где педагоги вуза могли бы сами готовить себе будущих студентов. Но хотели, как лучше, а получилось – как всегда. Начать с того, что в здании лицея уже почти с десяток лет идет ремонт. Нет при нем и интерната (как, например, в том же Новосибирске), что ограничивает прием одаренных детей с территорий края. А гимназия № 12, где занимаются лицеисты, все больше приобретает черты общеобразовательной школы, с сожалением отмечают педагоги. Здесь обучаются и те, кто не проявляет должных успехов в музыке. Для специализированной школы, считает Бенюмов, такое отношение недопустимо. Лицею необходим статус нетипового учебного заведения – это позволит скорректировать учебные программы, в которых будут доминировать именно музыкальные предметы.

Еще одно необходимое условие профессионального совершенствования – ранний сценический опыт. У юных музыкантов должна быть возможность играть вместе с ведущими коллективами. Красноярский камерный оркестр постоянно приглашает солировать одаренных ребят. А 27 и 29 октября коллектив проводит фестиваль «Виртуозы Красноярского края играют с Красноярским камерным оркестром». Все юные солисты – лауреаты международных конкурсов. Хотелось бы, чтобы подобный опыт вошел в традиции и других наших коллективов.

Нужна система

Проблемы музыкального образования, разумеется, выходят за рамки региона – они общероссийского масштаба. Однако это не повод сидеть сложа руки и дожидаться, пока отношение к культуре изменится в верхах.

Нельзя сказать, что в Красноярске вообще ничего не делается. У нас существуют именные стипендии для талантливых учеников, в этом году по губернаторским грантам лучшие музыкальные школы смогут обновить свои инструменты. Но беда в том, что все эти вливания – разовые. В поддержке одаренной молодежи нет системного подхода. И если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится, завтра мы окажемся без профессиональных коллективов.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Минаева


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное