Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 12 октября 2007 г.
Зачем Брехту Печорин?

Сезон в Красноярском театре им. Пушкина открылся премьерой «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта. За последнее время ни один спектакль краевой драмы не вызывал столь противоречивых ощущений, как эта новая работа Олега Рыбкина.

И дело, в первую очередь, в выборе материала. Брехта ставили и ставят на российской сцене довольно часто. Но из безоговорочно успешных спектаклей в памяти всплывает разве что «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова. Наша публика привыкла приходить в театр, чтобы посопереживать, выплеснуть эмоции. Эстетика Брехта, где зритель – наблюдатель, ей непривычна и зачастую непонятна. Театр Брехта не заинтересован в возбуждении эмоций у публики – он взывает к разуму. И именно через вдумчивое восприятие материала пробуждает у нее чувства. По определению некоторых критиков, впечатление от спектаклей по Брехту – «интеллектуальная взволнованность». И уже тем и интересна постановка «Трехгрошовой» в театре им. Пушкина – это новый творческий опыт как для зрителей, так и для самой труппы.

И хотя пока не все актерские работы здесь получились, его нельзя назвать неудачным. История о расчетливом хищнике Мэкки-Ноже Макхите, которого в финале предает весь мир, и его неожиданном избавлении от петли более чем актуальна для нашего времени. Рыбкин показал нам современного антигероя – это мессия со знаком минус (чем тот же Ходорковский не Мэкки?). Человек, не брезгующий ничем ради достижения своей цели. В успехе ему завидуют, им восхищаются. При поражении он вызывает обостренное любопытство, вплоть до сострадания – примечательна сцена казни Макхита, куда приходят, как на шоу. Счастливо спасенному Мэкки рукоплещут. Но не стоит забывать, что спасение ему дарует верховная власть – это всего лишь царственная прихоть… В жизни подобный финал допустим. Но крайне редко встречается. И какие чувства вскоре будет вызывать Мэкки – не жертва, а победитель! – у своих обожателей? Пожалуй, еще большую зависть – все возвращается на круги своя, мир не меняется. И история о Мэкки – возможность взглянуть на это со стороны, поиронизировать (прежде всего, над собой!) и задуматься. Кто они, нынешние герои, кого возносим на пьедестал?..


Зачем Брехту Печорин?

Однако в спектакле пушкинцев на первый план выходит не Мэкки, а пара Пичемов – тесть и теща Макхита, хладнокровно предающие его. И потому в постановке несколько стираются заявленные акценты. Но это уже – к актерскому мастерству. Заслуженные артисты России Наталья Горячева (Селия Пичем) и Сергей Селеменев (Джонатан Пичем) настолько мощны и органичны в своих образах, что играть с ними на равных – задача не из легких. Если говорить об актерских удачах, то это Елена Качкалова (проститутка Дженни-Малина). Подлинное открытие театра – столь мягкую, сексуальную и женственно-неотразимую Качкалову здесь прежде никогда не видели. Интересна Ольга Белоброва (Люси) – молодая актриса освободилась от былых зажимов и играет свободно и непринужденно. Введенный режиссером эпизодический образ конферансье, предваряющего каждое действие емкими комментариями – одна из самых запоминающихся работ Даниила Коновалова, – настоящий Мефистофель! А солистка театра музкомедии Наталья Горячева, дебютировавшая на пушкинской сцене, производит просто ошеломляющее впечатление. Чуть ли не каждая ее реплика просится в цитату.

Но что же Мэкки? Увы, говорить об успешности этого образа у Дмитрия Корявина пока не приходится. Его герой напрочь лишен отрицательного обаяния. На сцене мы видим этакого Печорина – холодное самолюбование и апломб. Любовная сцена Полли Пичем (Мария Алексеева) и Макхита – вообще вне критики. Запоминается потасовка в тюрьме, где у камеры Мэкки Люси и Полли выясняют отношения. Но и здесь Корявин всего лишь подыгрывает своим партнершам – сцену делают Алексеева и Белоброва.

Однако вешать всех собак на него было бы несправедливо – заметно, что роль дается артисту с трудом. Но к чему эта ломка? Что, в труппе не нашлось другого, более органичного Мэкки? Или, как обсуждали в кулуарах, причина – в музыкальности Дмитрия, в том, что, кроме него, это якобы никто не споет? Но на репетициях у Брехта постоянно вывешивалось напоминание: «Петь строго воспрещается». Бельканто не на пользу брехтовским спектаклям (это, кстати, к упрекам о музыкальном качестве постановки). А вот Сергей Селеменев, думается, как никто иной, соответствует всем заявленным требованиям. Что мы, собственно, и наблюдаем, когда его Пичем с легкостью переигрывает Ножа – вот где по-настоящему обаятельный подлец.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Минаева


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное