В театр приходят не смотреть
слезы, а слушать речи, которые их
исторгают. (с)
Если у вас есть слезы, приготовьтесь
пролить их.(с)
Последнее время как-то не часто хожу в театр. А если где и бываю, то не
пишу свои отзывы. Вчера возникло у меня непреодолимое желание куда-нибудь
сходить и потом написать свои впечатления. Я посмотрел на театральную
афишу и расстроился. Идти некуда: или что-то видел ранее, или спектакль
заведомо не для меня. Ко мне пришло осознание того, что выбор в
Минске не так уж и велик, что вряд ли мы найдем разнообразие театральных
изысков, что довольствуется в театре зритель лишь неким минимумом, как в
репертуарном плане, так и в плане каких-то направлений этого искусства.
Соглашаюсь с теми, кто считает, что для двухмиллионного города театров у
нас недостаточно. Может быть, академических и национальных нам и хватит
(лично в моих глазах порой возникают сомнения к некоторым театрам с
приставкой "академический"), а вот каких-то средних театров со своими
неслучайными зрителями могло бы быть и больше. Хотя иногда на
каких-нибудь сайтах порой проскакивает информация о премьерах
полуподвальных театров, но это так и остается большей частью
информацией, а не выливается потом в какое-нибудь театральное явление.
Говорят, что все упирается в финансовый вопрос, в помещение и т.п. Но я
не думаю, что в этом главная проблема - это лишь один из решаемых
вопросов. Театр должен что-то предложить особенное зрителю, то что,
например, мы не увидим в Купаловском театре, при этом будет на каком-то
уровне, а не какой-нибудь чернухой. Единственный путь, которым как мне
кажется, идут или пытаются им следовать все альтернативные театры - это
поиск наподобие европейского театра, при этом не замечая или не желая
брать во внимание обычного белорусского зрителя, у которого свой
менталитет и потребность в своем театре. В итоге, эти театры ничего не
могут предложить значительного и ругают своего зрителя за его якобы
какую-то отсталость или некультурность в отличие от кого-то. Могу
сказать одно: если ваш театр так хорош, с лейблом еврокачество, то
показывайте его на европейских фестивалях, берите призовые места, - за
вас только порадуюсь. А здесь зритель может и не такой как где-то, но он
ничем не хуже чем в Польше или Германии. Да и кто мне сможет доказать
обратное: уровень белорусского театрального зрителя самый высокий в
мире? Ему просто еще никто не предложил сродни его ожиданиям. Получить
признание у белорусского зрителя - значит достигнуть значительного
уровня, и на него равняться - это будет честь даже для любого
зарубежного театра. Пока же мы не научись смотреть без пренебрежительных
шаблонов не только на свои театры, но и театр не научился видеть в
своем зрителе достойного участника. Абсолютно не видно никакой идеи,
которая бы объединила в себе людей по обе стороны рампы. Только какие-то
высказывания и мнения, зачастую, как мне кажется, далекие от
профессионализма и понимания роли театра. Где ее искать я пока не знаю.
Возвращаясь к афише
минских театров. Напишу блиц-рецензии, дабы обвести контуром
театральные предложения белорусскому зрителю.
29 июня, среда
Национальный Большой театр оперы и балета "Ромео и Джульетта".
Смотрел 3 - 4 года назад. Спектакль замечательный. По-моему, это
постановка Елизарьева и этим многое сказано. Балет не мой профиль,
поэтому только общеизвестное мнение: с уходом Елизарьева лучше в этом
театре не стало, хотя за последние годы вложено денег - не меряно (к
финансовому вопросу о качестве). Спектакль смотреть обязательно, хотя я
не знаю, зачем идти пересматривать, т.к. боюсь разочарования первого
впечатления.
Белорусский Государственный Музыкальный Театр "Красная Шапочка.
Поколение NEXT".
Не видел этот спектакль и не пойду. Пугает название " Поколение NEXT ",
ассоциации с Metallica (классная рок-группа), Pepsi-Cola (вкусный
напиток), беспорядочные половые связи и бесплодность. Что бы там я не
увидел, сомневаюсь, что меня переубедят в этом стереотипе, скорее
косвенно утвердят.
Театр-студия киноактера "Филумена Мартурано".
Пару лет назад смотрел. Понравилось, как и все мне нравится в
Театре-студии киноактера, я даже ни один их спектакль не могу назвать
плохим. Так называемая театральная попса. Вроде бы все хорошо, все
счастливы, все довольны. Лишь одно омрачает: находятся же в этой жизни
несогласные носить эти очки, через которые мир выглядит в телевизионном
цвете, с телевизионными проблемами и "трагедиями". Вот такая
характеристика всех спектаклей. Ничего серьезного и глубокого. В этот
театр крайне рекомендую водить подружек, как в кинотеатр, чем в принципе
он и является.
Театр белорусской драматургии "Нязваны госць".
Не смотрел и думаю, что от этого ничего не потерял. Прочитал аннотацию к
этому спектаклю, каких полным полно. Такое ощущение, что их пишет один
человек, который посмотрел один спектакль и теперь прилаживает это ко
всему в театре. Наверное, это в разных театрах разные люди показывают
один спектакль. Так сказать вечная тема в вечных поисках вне
пространства. Жаль только, что уже никто ничего не видит в этом нового,
ни театр прежде всего, ни зритель в итоге.
Театр им. М.Горького "Русские водевили", премьера.
О, наконец-то этот театр нашел свою нишу! Точнее эту нишу он занимал
всегда, но выдавал себя за другой театр. Водевили - вот к чему этот
театр последние годы подсознательно и целеустремленно шел, а сегодня мы
можем наблюдать это название в афише. Именно и только в этом, по моему
глубокому убеждению, театр им. М.Горького может себя успешно
реализовать. Я даже думаю, что если он многое другое отбросит в сторону и
все свои силы направит на постановку водевилей, то достиг больших
высот. Но если будет продолжать строить из себя театр сильной
драматургии и режиссуры, то так и останется на уровне водевильчиков.
Через год, а может и раньше, надо будет обязательно посмотреть.
Театр им. Янки Купалы "Сымон-музыка".
Сильного впечатления на меня этот спектакль не произвел. Хотя это тот
пример или лучше сказать образец белорусского театра, который должен
присутствовать в Купаловском театре, и от этого нельзя отказываться. А
последние годы главный драматический театр страны изменяет себе самому.
Копни бы режиссер Пинигин после оттого спектакля еще глубже у
белорусских школьных классиков - он бы был моим кумиром. А так, все его
спектакли после "Пинской Шляхты" включительно, лично я считаю
антибелорусскими и нехудожественными, т.к. далеки от жизни, которую я
знаю, как бы там некто ни восхвалял его. Спектакль настоятельно
рекомендую, для сравнения до и после революций этого театра.
30 июня, среда
Белорусский Государственный Музыкальный Театр "Мефисто".
Еще не все знаю. В новом театральном сезоне уделю этому театру особенное
внимание.
Театр им. М.Горького "Покинутая женщина (Мачеха)", премьера.
Об этом спектакле я подробно писал в теме "Не
смотрел, но осуждаю!"
Театр юного зрителя "Тры парсючкі".
Что-то произошло в этом театре, раз в нем стали появляться спектакли не
только для взрослых, но и для детей.
Театр-студия киноактера "Как выходят в люди, или на всякого мудреца
довольно простоты".
Опять же все хорошо, спектакль мне понравился, хорошо развлекает. В это
театр можно ходить в любой день, в любой компании, но желательно с
любимым человеком, а после дарить барышням цветы и кушать в близлежащем
кафе мороженое.
Тэатр беларускай драматургіі "Чорны квадрат".
Спектакль - настоящая легенда. Ведь каким должен быть спектакль, чтобы
из бандитских 90-х годов, рассказывающий про этих бандитов, дожить до
наших дней? Такие спектакли становятся классикой! Пройти через время и
веяния, значит доказать свою состоятельность. Вы еще не видели этот
спектакль? Как?!
Тэатр імя Янкі Купалы "Хам".
Чего-то мне не хватает в этом спектакле, точнее что-то там, наоборот,
лишнее. А не хватает в этом спектакле народности, раз некто взялся
отразить этот народ. Или бы я выразил свою претензию следующим образом.
Купаловский театр взялся выразить это народ (белорусский), а надо было
бы по всем правилам браться выражать не "этот", а СВОЙ НАРОД! С каким же
презрением я отношусь к некоторым деятелям этого театра (да и вообще к
большинству современной творческой элиты, которая еще не
сформировалась), которые имеют нагло высказываться постоянно то в СМИ,
то на телевидении в сторону белорусских граждан ВЫ (народ) и МЫ (кто?)!
Гнилая интеллигенция - вот кто. Почитайте хоть русских, хоть белорусских
классиков, от Пушкина до Богушевича, от Горького до Купалы, хоть
где-нибудь вы найдете высказывание с взглядом на "этот народ", а не на
"мой (наш) народ"? Вот так и в этом спектакле позиция отстранения "вы
там - мы здесь" губит великий театральный завет Пушкина сделать драму
народной. А мог бы быть совершенно другой спектакль, без какого-то
искажения автора, еще лучше.
Можно сделать следующий вывод, что в белорусском театре есть что
посмотреть, даже что-то значительное и особенное. Но этого мало. Я не
считаю себя знатоком и уж конечно, не приписываю себя к числу критиков. Я
зритель, который хочет посмотреть как можно больше спектаклей, но
многого не знаю. Поэтому у меня большая просьба, если кто-то может дать
какую-то информацию, обратить мое внимание на что-нибудь, посоветовать
посмотреть белорусский спектакль (даже повторно), или рассказать о
каком-нибудь театральном проекте в городе Минске, то пишите в
комментариях, оставляйте ссылки. В особенности интересно, что не
попадает в главные афиши. Обязательно схожу на этот спектакль
(пригласительных билетов мне не надо, куплю) и постараюсь написать потом
отзыв, но не обещаю лестный, а как увижу - хвалить люблю больше
всего...