Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театральный Лягушатник

  Все выпуски  

Театральный Лягушатник Театральная афиша Минска: куда пойти?


Театральная афиша Минска: куда пойти?

Проект зрительного зала 
театра
Какой-то проект зрительного зала




В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают. (с)

Если у вас есть слезы, приготовьтесь пролить их.(с)




 

Последнее время как-то не часто хожу в театр. А если где и бываю, то не пишу свои отзывы. Вчера возникло у меня непреодолимое желание куда-нибудь сходить и потом написать свои впечатления. Я посмотрел на театральную афишу и расстроился. Идти некуда: или что-то видел ранее, или спектакль заведомо не для меня. Ко мне пришло осознание того, что выбор в Минске не так уж и велик, что вряд ли мы найдем разнообразие театральных изысков, что довольствуется в театре зритель лишь неким минимумом, как в репертуарном плане, так и в плане каких-то направлений этого искусства. Соглашаюсь с теми, кто считает, что для двухмиллионного города театров у нас недостаточно. Может быть, академических и национальных нам и хватит (лично в моих глазах порой возникают сомнения к некоторым театрам с приставкой "академический"), а вот каких-то средних театров со своими неслучайными зрителями могло бы быть и больше. Хотя иногда на каких-нибудь сайтах порой проскакивает информация о премьерах полуподвальных театров, но это так и остается большей частью информацией, а не выливается потом в какое-нибудь театральное явление. Говорят, что все упирается в финансовый вопрос, в помещение и т.п. Но я не думаю, что в этом главная проблема - это лишь один из решаемых вопросов. Театр должен что-то предложить особенное зрителю, то что, например, мы не увидим в Купаловском театре, при этом будет на каком-то уровне, а не какой-нибудь чернухой. Единственный путь, которым как мне кажется, идут или пытаются им следовать все альтернативные театры - это поиск наподобие европейского театра, при этом не замечая или не желая брать во внимание обычного белорусского зрителя, у которого свой менталитет и потребность в своем театре. В итоге, эти театры ничего не могут предложить значительного и ругают своего зрителя за его якобы какую-то отсталость или некультурность в отличие от кого-то. Могу сказать одно: если ваш театр так хорош, с лейблом еврокачество, то показывайте его на европейских фестивалях, берите призовые места, - за вас только порадуюсь. А здесь зритель может и не такой как где-то, но он ничем не хуже чем в Польше или Германии. Да и кто мне сможет доказать обратное: уровень белорусского театрального зрителя самый высокий в мире? Ему просто еще никто не предложил сродни его ожиданиям. Получить признание у белорусского зрителя - значит достигнуть значительного уровня, и на него равняться - это будет честь даже для любого зарубежного театра. Пока же мы не научись смотреть без пренебрежительных шаблонов не только на свои театры, но и театр не научился видеть в своем зрителе достойного участника. Абсолютно не видно никакой идеи, которая бы объединила в себе людей по обе стороны рампы. Только какие-то высказывания и мнения, зачастую, как мне кажется, далекие от профессионализма и понимания роли театра. Где ее искать я пока не знаю.

Возвращаясь к афише минских театров. Напишу блиц-рецензии, дабы обвести контуром театральные предложения белорусскому зрителю.

29 июня, среда

Национальный Большой театр оперы и балета "Ромео и Джульетта". 
Смотрел 3 - 4 года назад. Спектакль замечательный. По-моему, это постановка Елизарьева и этим многое сказано. Балет не мой профиль, поэтому только общеизвестное мнение: с уходом Елизарьева лучше в этом театре не стало, хотя за последние годы вложено денег - не меряно (к финансовому вопросу о качестве). Спектакль смотреть обязательно, хотя я не знаю, зачем идти пересматривать, т.к. боюсь разочарования первого впечатления.

Белорусский Государственный Музыкальный Театр "Красная Шапочка. Поколение NEXT". 
Не видел этот спектакль и не пойду. Пугает название " Поколение NEXT ", ассоциации с Metallica (классная рок-группа), Pepsi-Cola (вкусный напиток), беспорядочные половые связи и бесплодность. Что бы там я не увидел, сомневаюсь, что меня переубедят в этом стереотипе, скорее косвенно утвердят.

Театр-студия киноактера "Филумена Мартурано". 
Пару лет назад смотрел. Понравилось, как и все мне нравится в Театре-студии киноактера, я даже ни один их спектакль не могу назвать плохим. Так называемая театральная попса. Вроде бы все хорошо, все счастливы, все довольны. Лишь одно омрачает: находятся же в этой жизни несогласные носить эти очки, через которые мир выглядит в телевизионном цвете, с телевизионными проблемами и "трагедиями". Вот такая характеристика всех спектаклей. Ничего серьезного и глубокого. В этот театр крайне рекомендую водить подружек, как в кинотеатр, чем в принципе он и является.

Театр белорусской драматургии "Нязваны госць". 
Не смотрел и думаю, что от этого ничего не потерял. Прочитал аннотацию к этому спектаклю, каких полным полно. Такое ощущение, что их пишет один человек, который посмотрел один спектакль и теперь прилаживает это ко всему в театре. Наверное, это в разных театрах разные люди показывают один спектакль. Так сказать вечная тема в вечных поисках вне пространства. Жаль только, что уже никто ничего не видит в этом нового, ни театр прежде всего, ни зритель в итоге.

Театр им. М.Горького "Русские водевили", премьера. 
О, наконец-то этот театр нашел свою нишу! Точнее эту нишу он занимал всегда, но выдавал себя за другой театр. Водевили - вот к чему этот театр последние годы подсознательно и целеустремленно шел, а сегодня мы можем наблюдать это название в афише. Именно и только в этом, по моему глубокому убеждению, театр им. М.Горького может себя успешно реализовать. Я даже думаю, что если он многое другое отбросит в сторону и все свои силы направит на постановку водевилей, то достиг больших высот. Но если будет продолжать строить из себя театр сильной драматургии и режиссуры, то так и останется на уровне водевильчиков. Через год, а может и раньше, надо будет обязательно посмотреть.

Театр им. Янки Купалы "Сымон-музыка". 
Сильного впечатления на меня этот спектакль не произвел. Хотя это тот пример или лучше сказать образец белорусского театра, который должен присутствовать в Купаловском театре, и от этого нельзя отказываться. А последние годы главный драматический театр страны изменяет себе самому. Копни бы режиссер Пинигин после оттого спектакля еще глубже у белорусских школьных классиков - он бы был моим кумиром. А так, все его спектакли после "Пинской Шляхты" включительно, лично я считаю антибелорусскими и нехудожественными, т.к. далеки от жизни, которую я знаю, как бы там некто ни восхвалял его. Спектакль настоятельно рекомендую, для сравнения до и после революций этого театра.


30 июня, среда


Белорусский Государственный Музыкальный Театр "Мефисто". 
Еще не все знаю. В новом театральном сезоне уделю этому театру особенное внимание.

Театр им. М.Горького "Покинутая женщина (Мачеха)", премьера. 
Об этом спектакле я подробно писал в теме "Не смотрел, но осуждаю!" 

Театр юного зрителя "Тры парсючкі". 
Что-то произошло в этом театре, раз в нем стали появляться спектакли не только для взрослых, но и для детей.

Театр-студия киноактера "Как выходят в люди, или на всякого мудреца довольно простоты". 
Опять же все хорошо, спектакль мне понравился, хорошо развлекает. В это театр можно ходить в любой день, в любой компании, но желательно с любимым человеком, а после дарить барышням цветы и кушать в близлежащем кафе мороженое.

Тэатр беларускай драматургіі "Чорны квадрат". 
Спектакль - настоящая легенда. Ведь каким должен быть спектакль, чтобы из бандитских 90-х годов, рассказывающий про этих бандитов, дожить до наших дней? Такие спектакли становятся классикой! Пройти через время и веяния, значит доказать свою состоятельность. Вы еще не видели этот спектакль? Как?!

Тэатр імя Янкі Купалы "Хам". 
 Чего-то мне не хватает в этом спектакле, точнее что-то там, наоборот, лишнее. А не хватает в этом спектакле народности, раз некто взялся отразить этот народ. Или бы я выразил свою претензию следующим образом. Купаловский театр взялся выразить это народ (белорусский), а надо было бы по всем правилам браться выражать не "этот", а СВОЙ НАРОД! С каким же презрением я отношусь к некоторым деятелям этого театра (да и вообще к большинству современной творческой элиты, которая еще не сформировалась), которые имеют нагло высказываться постоянно то в СМИ, то на телевидении в сторону белорусских граждан ВЫ (народ) и МЫ (кто?)! Гнилая интеллигенция - вот кто. Почитайте хоть русских, хоть белорусских классиков, от Пушкина до Богушевича, от Горького до Купалы, хоть где-нибудь вы найдете высказывание с взглядом на "этот народ", а не на "мой (наш) народ"? Вот так и в этом спектакле позиция отстранения "вы там - мы здесь" губит великий театральный завет Пушкина сделать драму народной. А мог бы быть совершенно другой спектакль, без какого-то искажения автора, еще лучше.


Можно сделать следующий вывод, что в белорусском театре есть что посмотреть, даже что-то значительное и особенное. Но этого мало. Я не считаю себя знатоком и уж конечно, не приписываю себя к числу критиков. Я зритель, который хочет посмотреть как можно больше спектаклей, но многого не знаю. Поэтому у меня большая просьба, если кто-то может дать какую-то информацию, обратить мое внимание на что-нибудь, посоветовать посмотреть белорусский спектакль (даже повторно), или рассказать о каком-нибудь театральном проекте в городе Минске, то пишите в комментариях, оставляйте ссылки. В особенности интересно, что не попадает в главные афиши. Обязательно схожу на этот спектакль (пригласительных билетов мне не надо, куплю) и постараюсь написать потом отзыв, но не обещаю лестный, а как увижу - хвалить люблю больше всего...

 http://lyagushatnik.blogspot.com/


В избранное