Театральный Лягушатник Театральное образование в Беларуси
Театральное образование в Беларуси
Белорусская Государственная Академия Искусств (БГАИ) - это смесь бюрократии, безволия и обмана в ПТУ! Так было хотел охарактеризовать это учебное заведение, даже написал пару страниц, но остановился и сказал себе: "Я ж не правдоискатель (многие ли сегодня знают кто это такие?)". Кто я такой, чтоб с кого-то спрашивать, тем более с тех, кому в землю надо кланяться не по чину, а потому что дурней таких как я учат уму и разуму.
Поэтому напишу только хорошее, что там вижу. А что-то хорошее мне обязательно надо увидеть, или мне там не учится. Иначе не собраться мне с силами и не написать два реферата за пару дней, чтоб меня восстановили к сессии на второй курс заочной формы, по специальности режиссура драмы. Я и так долгое время не знаю: зачем мне их писать, все равно ж на следующий день забуду. Не потому, что у меня память плохая, а просто сделал вывод, смотря из зрительского зала на сцену, что большинство не знают (или, конечно же,
забыли) чему их там учили в ВУЗе. Вот мы иногда критикуем институт театра, а по-моему, совершенно справедливо было бы критиковать институт образования. Хотя это сложно и бессмысленно, у них на каждую критику найдется ответ в форме ведомости, реферата или какой другой бумажки. Как, например… но да не буду, все и так все прекрасно понимают, хоть и не говорят в слух, хотя это и правильно - ничего лучшего не придумали. Да я и не выступаю против каких-то правил, порядков, систем и тому подобного, просто, что
за этим стоит? Хорошо, когда увлеченному Янкой Купалой студенту дают написать о нем реферат, а когда… способов сдать эти зачеты больше чем, мнений о том самом Я. Купале. В общем, самый первый плюс Академии Искусств, который ей можно поставить - это тамошнее образование совершенно не мешает самообразованию. Т.е. чувство творческой свободы не ущемляется никакими авторитетами: самовыражайся – ни хочу! (Сделаю одно важное замечание, что в академии есть и другие факультеты, на которые моя писанина не
распространятся, т.к. я не знаю, что там творится.)
Но не все так просто и страшно как кажется, т.к. есть там преподаватели, которых можно без всяких оговорок назвать энциклопедистами. Все знают! Они могут часами без перерыва рассказывать, им только волю дай, да и такие вещи, что еще попробуй в книгах поикать, я даже бывает, их цитирую на форумах. Только одного эти преподаватели не знают, как заставить студентов их слушать. Вот тут конечно и помогают бумажки против таких балбесов как я. Хотя имеет краткосрочное действие. И я даже понял, почему я не слушаю таких
преподавателей, т.к. эти некоторые преподаватели, оказывается, не видят реальной связи между теми знаниями, которыми обладают и жизнью за дверями аудитории. По-моему, к страшному выводу я пришел, если вдуматься. Но и здесь можно обрадоваться некоторым студентам…
Далее расскажу о своем художественном руководителе курса.
Естественно только хорошее (еще надеюсь, буду учиться у него), без всякого намека на иронию. Валерий Николаевич Раевский, лауреат государственной премии СССР (вроде так) и там много раз заслуженный. Не знаю, сколько раз он выпускал будущих режиссеров, только поговаривают, мне доподлинно не известно, что ни одного из них режиссера не получилось. И даже я уже чувствую, что в педагогической деятельности яркими талантами Валерий Николаевич не обладает. От этого конечно многое следует. Но, но в СССР так просто премии
редко давали, в отличие от сегодняшних лауреатов, тогда была жесткая идеология перегнать саму Америку в идеологическом плане, а не пробиться на Евровидение. Т.е. по моему глубокому убеждению, такие люди как Валерий Николаевич могут приходить на занятие, молчать и изредка снисходить до ничего не смыслящих в жизни одним своим видом. А я буду снова и снова восстанавливаться на курс ради своего художественного руководителя, и гадать, чтобы Валерий Николаевич дотерпел и доучил меня. Вот это и есть настоящая академическая
наука в этом ПТУ! И мне несказанно повезло. Я это понял еще при поступлении, когда у меня произошла беседа с другим, более молодым режиссером, чем В. Н. Раевский, но уже очень маститым, который удивленно ответил, что не слышал изречение: ИСКУССТВО ЕСТЬ МЕРА! Я был тогда так поражен, что до сих пор вспоминаю. Вот так, в этом ПТУ находятся те, которые не знают, что иногда студенты приходят учиться мере: семь раз отмерить и один раз отрезать. (Кто еще не знает в БГАИ, говорю: в Древней Греции родине всякого искусства
талант - это мера веса и денежная мера.) Именно поэтому, не стыдно учится в Белорусском Государственном Училище Искусств, что встречаются там лауреаты государственных премий СССР, которые украшают свои звания.
Стоит найти что-нибудь еще положительное в БГАИ, ни смотря на то, что государство РБ не может найти деньги на маломальский ремонт аудиторий этого ущербного заведения, и ни смотря на многое другое, чтобы с чистой совестью приложить усилия и продолжить обучение ради бумажного диплома, которым потом можно будет помахать где-нибудь в отделе кадров какого-нибудь торгового представительства. И такое положительное, даже положительно-редкое есть! Преподаватель от бога, конечно громко сказано о Фоме Сильвестровиче Воронецком,
но о ком, если не о нем в БГАИ (да не в обиду будет другим сказано)?
Резюмируя все выше изложенное, над которым я думал несколько месяцев, а написал за пару часов, можно сказать следующее. В Беларуси БГАИ единственное место, где учат театральному искусству, плохо ли или хорошо - это как кому, но выбора нет, если нет 5 тыс. американских долларов уехать учиться в Москву. Но учишься прежде "у кого-то", и только потом "где". Поэтому: образование образованию, а жизнь жизнью…