Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театральный Лягушатник

  Все выпуски  

Театральный Лягушатник Театральное образование в Академии Искусств (БГАИ)


Театральное образование в Академии Искусств (БГАИ)

Лягушатник Ренуар
"Лягушатник" Ренуар
Режиссуре нельзя научить - ей можно научиться. Чьи эти слова, как заклинание, повторяют все и вся в театральных институтах и школах? Я точно не знаю, а вот Белорусская Государственная Академия Искусств знает, кого любит цитировать? Очень сомневаюсь, т.к. выпускники этого учебного заведения приписывают эту фразу то Станиславскому, то Эйзенштейну, то еще кому. А ведь смысл этой мысли может меняться не только от контекста, но и от того, кто ее произнес. Но да это уже не имеет значения, произнес ли ее все-таки Ромм или кто иной, т.к. обросла она уже таким непробиваемым наслоением подразумеваемого (шаблон) и вознеслась уже на такой пьедестал восхищения, не только горе преподавателями, но и горе студентами, что впору только развести руками. Я бы тоже поверил бы в этот абсурд, если бы у меня не было неудачного опыта в других науках, более трудных и требующих больше творчества, ума и трудолюбия. И если бы не знал из истории (которой меня учили также и в БГАИ, к стати) о тех преподавателях, которые научили всех, кто хотел научиться. 

Как-то скучающий Эйзенштейн сидел за партой у Мейерхольда и кто-то у его спросил, мол, чего он тут делает, когда Мейерхольд не сильно долго засиделся у Станиславского. И Эйзенштейн ушел. Хороший пример того, что если ты Мейерхольд можно смело наплевать на Станиславского. Но вот если ты не Эйзенштейн, то все-таки стоит подумать плевать ли на не Мейерхольда. А история, скажу вам, всегда повторяется в своих объективных законах, только может не в тех масштабах и не в тех условиях. Взять хотя бы в пример историю моего бывшего художественного руководителя Раевского, которую он любит повторять и в БГАИ и в СМИ, когда Валерий Николаевич долго не задержался у своего учителя Маланкина Владимира Андреевича, а уехал к Любивому в Москву. Подобных историй полно. О чем это говорит? А ни о чем! Режиссеры и тому подобные деятели искусств не только пудрят мозги простым людям (а порой и намеренно обманывают) через интернет, телевидение, СМИ, театр, но и между собой не брезгуют одурачить друг друга. И все эти мифы в конечном итоге выливаются в невежество и тупоумие не только обычного зрителя и читателя, но и в самую настоящую гнилую интеллигенцию и бездарную элиту, которая кроме своего какого-то положения ничем особенным не отличается от прохожего на улице. Чему можно научиться у театральной элиты простому зрителю? Я не могу ответить на этот вопрос, к сожалению, т.к. не знаю: толи она не говорит проводником каких знаний, умений, традиций и т.п. она является, толи не хочет, толи не имеет это. Тешу себя только одной мыслью, что я еще не дорос до нее, но это со временем и трудолюбием поправимо.
Хочу столько всего написать о театральном образовании в Беларуси, а точнее о БГАИ, т.к. другой школы у нас попросту нет. Но сдерживаю себя, т.к. слишком многих надо обвинить, слишком многим "отрубить их бессмертные головы", в слишком крутую оппозицию надо стать, нет, не к политической и бюрократической системе, а к живым людям в этом "театре". Сдерживаю себя, потому как сомневаюсь и понимаю, что сам не все знаю, могу ошибаться, как и другие люди, да и, в конечном счете, нет мне дела до этих других. Но с тем, что происходит в этом заведении и что имеет самое прямое к белорусскому театру, думаю, разберусь. Разберусь в этом болоте именно ради этой фразы, которой меня там научили: режиссуре можно научиться самому, не глядя на то, что в Академии Искусств ей не учат. Напомню лишь c насмешкой, отрывок из известного стихотворения Лермонтова: 
Толпой угрюмою и скоро позабытой 
Над миром мы пройдем без шума и следа, 
Не бросивши векам ни мысли плодовитой, 
Ни гением начатого труда. 
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, 
Потомок оскорбит презрительным стихом, 
Насмешкой горькою обманутого сына 
Над промотавшимся отцом. 
Лягушатник Моне
"Лягушатник" Моне

Итак, в чем же стоит разобраться? Прежде всего, стоит разобраться в самом себе. Культура - это как ты себя ведешь с другими людьми, а высокая (или настоящая) культура - это как ты себя ведешь с самим собой. Как писал ранее в Театральное образование в Беларуси передо мной стоял вопрос: или я продолжаю учиться в БГАИ, выполнив требование академии, или продолжаю далее осмыслять свое отчисление. Я выбрал второе, и вот как это произошло. Времени и желания у меня было более чем предостаточно для написания реферата, чем и воспользовался, перед этим что-то почитав по своей теме. Почти написав этот реферат, решил внимательно перечитать. Вдруг понял одну вещь, что мой реферат будет благополучно защищен и я со временем забыв о существовании истории белорусской литературы удачно получу диплом. Все будет хорошо, и все будут счастливы, если только я не буду работать в театре, или где я не столкнусь с какой-нибудь необходимостью поставить что-нибудь из отечественной драматургии. Тогда я понял, что написал, мягко говоря, бред и этот реферат у меня примут не потому, что такого от меня требуют, а просто никому нет дела, написал ли я бред или что-то похвальное. Нет, конечно, преподаватели очень хотят видеть талантливые работы студентов - это их искренне радует, и они бесспорно что-то вкладывают для получения от студента результата, только вот при этом они слишком лояльно относятся когда такой отдачи нет и спокойно мирятся с подобным бредом. Все потому, что не могут спросить со студента. Как можно что-то требовать от кого-то, когда его не учишь? Формально - да, отсюда формальная ответственность, формальный и спрос, но и формальный результат. И это придумали вряд ли студенты. И даже оспорю известное мнение, что эта формальность во многом идет от нашей системы образования. Вот эта формальность как раз таки зарождается в самых неформальных разговорах между преподавателем и студентом, когда одни говорят вторым: мы вас не научим - учитесь сами. При этом, естественно, подразумевая в подобных разговорах, что студенты будут учиться у них. А я вот на своем примере скажу, что даже если будут, то не обязательно тому, что подразумевается. В таких неформальных случаях от преподавателей успешно приобретаются привычки и всем известные шаблоны, но не знания, традиции и стремление приумножить это. Итак, я понял, что толи по своей бездарности и лени, толи по недосмотру преподавателей, толи в силу каких других причин не имею какого-то более-менее сносного для высшего учебного заведения представления о белорусской литературе (школьные знания не в счет), не в пример знаниям по литературе античности или русской, которые я получил в основном в другом ВУЗе. Что в моем понимании иметь представление о какой-то литературе? Например, читая какое-нибудь произведение античных авторов, я без какого-то чрезмерного усилия вижу связь между тем описанным человеком и человеком, которого вижу в своей реальной жизни, так же и с русской классической литературой. Но с белорусской у меня такого взаимопонимания нет. Плоха ли эта литература? Думаю, нет, т.к. есть исключения, которые впрочем и не искал. Просто я ее не знаю - меня никто не учил этой литературе, а самому научиться не хватает способностей. И дело здесь, не в том, что я тот белорус, которого упрекают, что он не разговаривает в своей обычной жизни на родном языке и не знает каких-то "исконных" белорусских традиций или три раза переписанной на моей памяти истории. А в том, например, что есть много русских людей, которые достаточно читают русскую литературу, но все равно при этом в противовес существует наука русского литературоведения, которая и раскрывает главные истины. В общем, оказался в ситуации, когда с одной стороны есть формальное требование к моим знаниям, с другой стороны я не знал, как неформально их получить. Тогда я задался вопросом: а зачем мне эти знания в театре, может и не надо? Надо! Во-первых, в Беларуси ни смотря на русскоязычное население, основная часть спектаклей идет на белорусском языке и все-таки еще с перевесом на отечественную литературу. Поэтому работать в театре и не понимать о чем писали белорусские авторы, значит халтурить. Во-вторых, выражаясь современным языком, спрос зрителя на белорусскую литературу превышает предложения театров. Т.е. каким бы не был этот средний зритель, на каком бы языке он не разговаривал в своей жизни, а стоит признать, что белорусские пьесы (хороши ли или плохи) он понимает и принимает, т.к. видит в них свое. Другое дело как театр доносит, и вообще хочет ли доносить это до зрителя. Сегодня в лучшем случае ставятся современные белорусские пьесы, а так что не премьера: черт знает кого и о чем, о классике вообще лучше умолчать. Потом режиссеры и актеры, совершенно не стесняясь, обвиняют зрителя в его какой-то отсталости и необразованности, что-де их таких продвинутых и всегениальных не оценили. А театру надо было бы достучаться до этого зрителя именно тем, что ему близко и понятно, а не гнать отсебятину и придумывать тут какие-то заморские проблемы, которых в Беларуси отродясь не было и не будет. Вот она настоящая режиссура - узнать зрителя! В-третьих, в Беларуси может существовать только тот театр, который основан на белорусской драматургии. Все остальное, не глядя на зрителя, на языковые проблемы, на разные мнения и модные тенденции, - будет всегда околотеатром. Примеров море, когда театр успешно существовал со своей отечественной литературой, а вот без нее или с какой-то зарубежной - таких нет, но если даже и есть, то в качестве недолгих исключений и все равно на родном фундаменте. С другой стороны, отвечая на свой вопрос о знании литературы в белорусском театре, я приходил и к другому пониманию. Это и то, что театр все в меньшей и меньшей степени стремится к литературности, а порой вообще отказывается от нее. Ладно, всякие полуподпольные и экспериментальные театры, со своими девизами: ничего не было, ничего нет и не будет. Так в главных театрах страны с приставками "Академические" можно таких экспериментов насмотреться (толи еще нам покажут!), что думаешь, упаси их замахиваться на Вильяма Шекспира. Хорошо, что еще остается в театре старая гвардия, которая продолжает читать книжки, а не рэп. Новое же поколение настолько не начитано, что незнание белорусской литературы скорее делает честь, чем какое-то препятствие в театре. Вдруг окажется, что Купалу знаешь наизусть, а не по Википедии - коллектив не простит. Литература и театр, как-то не сильно сегодня ассоциируются между собой. А ведь раньше - это были ну чуть ли не синонимами. Кого не возьми из прошлых писателей, даже без акцента на сильных драматургов, практически все, если и не состояли в пишущей братии для театра, то уж точно были активными театральными зрителями. Со своей стороны театр был не просто театром какого-нибудь драматурга или группы, он физически не мог существовать без литературы. Сейчас же в театре реально происходит примерно следующее: мы тут иногда ставим пьесы, но вы не обижайтесь, что их порой переписываем, не нравиться нам ваша литература, вот даже Пушкина приходиться в некоторых местах поправлять, что же говорить про остальных? Все эти безобразия можно легко оправдать режиссерской профессией, которой никто нигде не учит. С этими и подобными мыслями я с совершенно чистой совестью пошел к своему преподавателю с просьбой поставить мне зачет по истории белорусской литературы без наличия реферата. Эту мою несусветную наглость подкрепляло то, что преподаватель по сути ничего мне не дал, кроме знаний как правильно оформлять этот самый реферат. В первую сессию была уважительная причина, преподаватель болел. Во вторую же на занятия можно было спокойно не ходить, что я иногда и делал, т.к. толку для себя не видел - слушать защиты бредовых рефератов однокурсников. В общем, преподаватель сказал, что без наличия реферата не будет даже меня слушать, а уж тем более поставить мне зачет. Я попросил разъяснить какая такая необходимость в этом реферате. На что преподаватель ответил: кто я такой, чтоб передо мной объясняться и послал писать реферат, поставив мне в пример сотни студентов, которых она выпустила в свет и которые сегодня в театрах светят белорусской литературой. На что я ей посоветовал посетить театры. Приведу всего лишь один пример. Как-то другой преподаватель, который учился у этого преподавателя истории белорусской литературы, проводил консультации со своими студентами. Шел разговор как раз о белорусской литературе, вялый и со страдальческой необходимостью затрагивать эту тему. После занятия преподаватель и студенты задержались, и вдруг разговор перешел на американские фильмы. Эту ситуацию надо было видеть! Как сразу преобразились студенты и преподаватель, разговор стал чуть ли ни возвышенным, с волнением и восхищением перед "драматургией" современных боевиков. Какая была оценка! Я вот именно эти мысли передал преподавателю с просьбой объяснить: в чем отличие и почему так разнится наше отношение. На что получил вроде бы логичный ответ: ритм у нашей жизни такой, что он не соответствует белорусской литературе, а вот голливудским фильмам он-де соответствует. Ахаха! - что другое можно сказать? Вот он уровень не только студентов, но и нового поколения преподавателей. Получите пенсионеры себе достойную замену!

Лягушатник Ренуар
"Лягушатник" Ренуар

Всю эту история я рассказываю не ради каких-то сплетен и ни в коим не собираясь как-то раскритиковать преподавательский состав. И уж тем более не хочу выставлять себя в каком-то выгодном свете, дескать, я вот такой хороший и умный, а вот там кто-то не на своем месте или что-то подобное. Наоборот, я благодарен преподавателям, что заставили меня подумать (в том числе и преподавателю истории белорусской литературы) и других не желаю. Меня абсолютно справедливо отчислили, как бы не было, а белорусскую литературу не знаю. И эту ситуацию я предаю огласки, т.к. считаю, что дело здесь не только во мне и тех преподавателях, а в тех настроениях, которые царят в БГАИ, с которыми все мирно уживаются, и которые потом переходят в театр, что мы потом наблюдаем сидя в зрительном зале. Глубоко убежден, что с этими настроениями, можно не только бороться, их можно успешно побеждать. Как бы на тебя потом ни смотрели, и какое бы неадекватное поведение тебе ни приписывали. Мне моя позиция совершенная понятна и цель ясна. Я просто хочу вот разобраться с позицией кафедры режиссуры, где неформально существует примерно следующее мнение (или почему мне так кажется, что такое мнение там существует), мол, литература это хорошо - но это далеко не самое главное, если вам там литература где-то в театре понадобиться, то вы ее там и осилите, а сейчас занимайтесь режиссурой, которой мы вас не сможем научить. Я понимаю, что каждый преподаватель должен вбивать в голову студенту, что его предмет самый главный, но я не могу понять, как это некоторые педагоги, которые работали в театре, не признают литературу как академическую науку. Это вот почти то же самое, если бы в медицинском институте рассказывали будущим стоматологам, что анатомия человека не такой уж и важный предмет, главное научиться рвать зубы. Именно в отношении литературы, чувствую, кафедра режиссуры не согласится со мной больше всего, т.к. действительно ничего подобного она не говорила. Только вот давала это много раз понять. Как? Да очень просто, своими предъявляемыми требованиями! Это мне надо было еще умудриться, чтоб отчисли по предмету история белорусской литературы, а не по какому-нибудь движению или там за непопулярность в глазах художественного руководителя. Но стоит отметить и положительный момент, чему учит кафедра. Главный ключ к постижению профессии режиссера "Режиссуре нельзя научить - ей можно научиться" усвоен мной на оценку отлично, жаль только ее в ведомость не заносят. И этим ключом я оперировал, когда сидел над своим рефератом в последние дни перед сессией и размышлял: стоит ли восстанавливаться (было еще время) и сфальшивить или стоит признать перед самим собой, что режиссера из меня не получается. Или облегчить себе жизнь сдачей этого реферата или поступить так, как написано в книгах, знание которых от меня не требуют…

В избранное