Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ). ВЫПУСК 2. КАК ГЕЙШИ


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ). ВЫПУСК 2. КАК ГЕЙШИ 
ОХМУРИЛИ ФРЕЙДА.

culture.theatre.jp.veer1noogaku.

29 сентября 2004 года

Редактор рассылки Станислава Митта lauros@list.ru
_________________________________________________________________________________

Коннити-ва, драгоценный читатель. Добро пожаловать в увлекательное
путешествие по страницам истории японского театра и драмы.
  Говорят, в Москве уже зарядили дожди. Ну, а в Тель-Авиве – пока лето в 
полном разгаре.  Так что специально для вас – ориентальная «летняя картинка»

величиной с горчичное зерно, эдакий эфирный "отблеск" средиземноморского 
солнца:
        
       ГУЛЯЯ ПО СТАРОМУ ЯФФО.        
       
        Лилии запах:
        В старом капище звонко 
        Жужжит стрекоза.   

Итак, читайте сегодня в выпуске:
___________________________________________________________________________________

- ТАТЬЯНА ЮРКОВА. КАК ГЕЙШИ ОХМУРИЛИ ФРЕЙДА.
- ПОЛЕЗНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.
- КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ.
__________________________________________________________________________________


ТАТЬЯНА ЮРКОВА. КАК ГЕЙШИ ОХМУРИЛИ ФРЕЙДА

Знатоки утверждают, будто в Нагасаки немало захоронений 18 века с 
русскими матросами. Откуда такая повальная смертность? Оказывается, 
от сифилиса! И, похоже, не без вмешательства "ориентальных женщин". 
Значит, снова «шерше ля фамм»…  
А зачем, спрашивается, Гоген подался на Таити? Ну, известное дело, 
"за бабами и чтоб не платить квартплату" (по мнению писателя Георгия
Вайнера). И отчего Константин Станиславский первую в своей жизни роль
сыграл именно в ориентальной опереттке "Микадо"?  А у Федора Шаляпина 
где-то году в 36-ом приключились "шуры-муры" с известной "гейшей" 
высокого ранга (аккурат во время японских его гастролей)?

                               * 

ОКАЗЫВАЕТСЯ, 
все дело в так называемом «ориентальном синдроме»! Кстати помните, 
откуда это? «В номере было душно, пахло духами».  Может, и вы, дорогой 
читатель, когда-нибудь обращали внимание, что   чеховская «дама с собачкой» 
пользовалась духами «Гейша»?
Ну, да, Анна Сергеевна покупала  их в японских лавках на ялтинской 
Набережной. У галантерейщиков Дементьева и Ятовца...  
   В знаменитом этом рассказе 1899 года Чехов упоминает  также  оперетту 
«Гейша». Сочинил ее английский композитор С. Джонс. Афиша с надписью крупными

буквами «Гейша» однажды бросилась в глаза Дмитрию Дмитриевичу Гурову на 
вокзале. И ведь неслучайно.  
  Ну, потому, что... На излете 19 века у театральных гурманов и завсегдатаев

светских салонов случился вдруг невероятный спрос на легкие водевили в 
японском стиле. 
  Еще в 80-ые года 19 века большой успех в Европе снискала  оперетта в 
японском стиле «Микадо». Создали ее англичане - композитор А.С. Саливэн и 
либреттист Вильям Гилберт. В этой оперетте в свое время и сыграл Константин 
Станиславский (роль сына микадо- Нанки Пу).  Между прочим, готовясь в 
1886-ом году к постановке оперетты «Микадо», он специально занимался 
японской акробатикой.  Он специально изучал японские танцы и музыку... 

«А ПРО ЯПОНЦА ОТКУДА ТЫ?  А про японца все знают», - читаем мы чуть позже 
в «Петербурге» Андрея Белого...  Впрочем, Андрей Белый заодно упоминал 
в романе еще и "розовые кимоно по утрам», и хризантемы, и японские 
веера. Заметьте, все это - аксессуары "ориентальных женщин"!  Правда, 
«ориентальные женщины» - всего лишь крошечная часть колоссального айсберга. 
А имя этому «айсбергу» - мода на ориентализм в европейской культуре рубежа 
19 -20 в.в. 
Прежде всего она, эта мода, проявила себя в живописи импрессионистов. 
Собственно, импрессионисты первыми открыли для Европы "желтолицых" красавиц,

куртизанок, гейш или... Актеров-оннагата, исполнявших роли «барышень» в театре

кабуки. Почему? 
 Да ведь "картинки бренного мира" и составляют предмет живописи "укие-э" 
(букв."картинки бренного мира"). А как известно,  от "укие-э" импрессионисты

были совершенно без ума! 

Вслед за живописью поспешил, наконец, и театр. Ориентальные сюжеты на тему 
"гейш" заполонили европейскую сцену (даже вон и до Станиславского "докатилось").

Окончательно же ориентальные женщины охмурили европейских джентльменов благодаря
гастролям легендарной Сада Якко, первой японской актрисы-женщины!!! Гастроли

начались в Сан-Франциско. Потом Сада Якко рукоплескал Париж. Далее - Россия.
Но! 
Тут возьми-ка и накати русско-японская война, со всеми вытекающими последствиями…
В том числе - и по части «ориентальных женщин»...

ВООБЩЕ-ТО европейская мода на ориентализм совпала по времени еще с одним, не

менее «знаковым» событием в культуре. Над Европой уже надменно реяло  знамя с

устрашащающей надписью «психоанализ». 
Впервые Фрейд использовал термин 'психоанализ' в 1896 году.  И как основатель

психоанализа он обратил особое внимание на сексуальные явления. Что тогда и 
стало, безусловно, причиной упорного предубеждения многих научных деятелей
Конечно, Фрейду- Фрейдово, а айсбергу - айсбергово. Но... Получается 
"ориентальный синдром" проявил себя почти "день в день" с публикацией 
"Толкования сновидений" дедушки Фрейда?  Хотя…  Фрейд пребывал пока на самом

пике "безвестности". Целых три года пришлось ему выжидать, когда же, наконец,

разойдутся все 300 экземпляров его "Толкования сновидений". 
                              *
В ПРИНЦИПЕ «ориентальный синдром» в лице восточного театра оказал мощное 
эстетическое воздействие на многих деятелей русского искусства прошлого 
столетия.
  «Японский метод передавать зрителю музыку настроений» и «по-японски легкие

застановки и ширмы» применял в спектаклях 1906-1908 годов режиссер Всеволод 
Мейерхольд. В работе над «Балаганчиком» А. Блока и «Шарфом Коломбины» А. 
Шницлера. Причем, пристрастие к классическому японскому театру Мейерхольд 
сохранил на всю жизнь. Раздумывая над своей биомеханической системой, он не 
раз обращался к японскому театру. И в первую очередь - как к школе актерской

техники. Репетируя в 1925 году пьесу А. Файко «Учитель Бубус», Мейерхольд  
наставлял актеров: «У кого нам можно учиться? Конечно, здесь было бы возможно

одно средство. Купить вам всем билеты и отправить вас в Токио или Шанхай, 
потому что старояпонский и старокитайский театры кое-где  (еще) остались». 
По иронии судьбы, впрочем, Мейрхольда приговорили к расстрелу, предъявив 
нелепое обвинение в шпионаже в пользу японцев! 
  Такой вот он, "ориентальный синдром".
 
Саенара, минасан! Всего  самого доброго и до следующей рассылки, 

Татьяна Юркова, кандидат филологических наук  
___________________________________________________________________________________________

При подготовке материала использованы статьи Т.А. Юрковой, опубликованные 
в журнале «Коннити-но Сорэмпо», 1989, № 10. А также - в «НГ- Exlibris», 
15 июля, 2004. Рубрика «Почта».   
____________________________________________________________________________________________

ПОЛЕЗНАЯ  БИБЛИОГРАФИЯ:
- Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. М.,     Искусство, 1977. -232с. 
- Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной     культуры: конец XYI-
начало XXв. М., Наука, 1986. - 285с. 
- Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Культура послевоенной Японии. М., Наука, 1981.

- 215с.
- Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени. Эпоха 
Мэйдзи.(Культура народов Востока: Материалы и исследования).-М., Восточная  
литература. 1998. - 240с. 
- Завырылина Т.А (Юркова Т.А.) Становление индивидуалистического сознания и 
«новая драма» в  Японии. – В сб.: Человек и мир в японской культуре.  М., 1985,

Наука. 
- Юркова Т.А. «Новая японская драма «сингэки» и А.П. Чехов», Москва, 1985 
(автореферат канд. диссертации),  ИВ АН СССР. 
- Минору Бэцуяку. «Сто йен за услугу» (пер.с японского Т. Юрковой). – В журн.:

Современная драматургия, 1988,  №5. 
- Рюити Симидзу. Паломничество к радуге (пер. с японского     Т.Юрковой). – 
Архив Мин-ва культуры СССР,  Приморский краевой театр драмы, г. Владивосток,

режиссер Л.  Анисимов, 1989. 
-  Ясиро Сэйити. Карикатуры Хокусая (пер. с японского Т. Юрковой). – Архив 
Мин-ва культуры СССР, Краевой театр драмы, г. Хабаровск, режиссер О. Матвеев,

1990. 
-  Татьяна Юркова.  На подмостках Японии. – В журн.: Современная драматургия,

1990, №3, май-июнь. 
- Юркова Т.А. Абэ Кобо, Акита Удзяку, Акимото Мацуе, Бэцуяку Минору, Иноуэ 
Хисаси, Като Митио, Кисида Кунио, Кояма Юси, Кубо Сакаэ, Мисима Юкио, Осанай
 
Каору, Ясиро Сэйити и др. – научные материалы и  библиография. – Архив 
Восточного кабинета, под ред.  В.А. Харитонова,  ВГБИЛ, 1990-91. 
- Татьяна Юркова. Мистер Холмс в позе «дзадзэн» (Георгий Вайнер: люблю китайскую

кухню и Лао-цзы).  – В кн.: Татьяна Юркова. Платье для первой леди. Записки жены

дипломата, Иерусалим, 2001, Мосты культуры/Гешарим,  ISBN 5-93273-060-9 /с 
предисловием вице-спикера  израильского Кнессета Юлия Эдельштейна и с  рисунками
израильского скульптора Франка Майслера/,  стр.63-68.
__________________________________________________________________________________

ОГРОМНОЕ СПА-СИ-БО за терпение! 

Всех благ, процветания, удачи и попутного ветра, 
Редактор рассылок Станислава Митта lauros@list. ru 
___________________________________________________________________________________


КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ?
     
У вас вопросы, пожелания, предложения?  Пожалуйста, 
напишите редактору рассылок Станиславе Митта lauros@list.ru.

_____________________________________________________________________________________________

Любая перепечатка и копирование только приветствуются, но…
Исключительно при условии обязательных ссылок на произведения кандидата 
филологических наук Т.А. Юрковой, использованных в   Выпуске 2. рассылки 
'Ночная орхидея (секреты японского театра и драмы)'. 

Аttention please! Все материалы рассылки охраняются законом об авторском праве.


Без письменного разрешения автора запрещено и преследуется  Законом РФ об 
авторском праве и об интеллектуальной собственности: воспроизведение в форме

смежной адаптации или производной переработки основного материала. 
____________________________________________________________________________________

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.jpveer1noogaku
Отписаться

В избранное