Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ). ВЫПУСК 1. КЛЕВЕЦ В ПУСТОТЕ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

=====================================================================

НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ). ВЫПУСК 1. КЛЕВЕЦ В 

ПУСТОТЕ.

culture.theatre.jp.veer1noogaku.

25 сентября 2004 года

Редактор рассылки Станислава Митта lauros@list.ru

=====================================================================

Коннити-ва, мина-сан,
сердечно благодарю всех-всех наших подписчиков. Оказывается, у нас 
очень много друзей! СПА-СИ-БО... И добро пожаловать в увлекательное 
путешествие по страницам истории японского театра и драмы.

Ровно три года назад японский театр ноо попал в списки ЮНЕСКО. 
Почему? Ну, конечно, как один из самых драгоценных и тщательно 
пестуемых памятников мировой культуры. Ведь история его насчитывает 
лет эдак 600, с хвостиком.

Вот только, как ни странно, покровительствовали ему,  большей частью 
военные правители Японии, сегуны. А в 1596 году, при сегуне Тоетоми 
Хидэеси, профессионалов ноо и подавно возвели в ранг самурайства…  


=====================================================================

ЧИТАЙТЕ СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

- ТАТЬЯНА ЮРКОВА.КЛЕВЕЦ В ПУСТОТЕ: ИСТОРИЯ ТЕАТРА НОО И БОЕВОЕ 
ИСКУССТВО САМУРАЕВ. 

- О ПРОЕКТЕ «НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ» (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ).

- КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ?

- УКАЗАТЕЛЬ ЯПОНСКИХ СЛОВ, ИМЕН И ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

=====================================================================

ТАТЬЯНА ЮРКОВА.  «КЛЕВЕЦ В ПУСТОТЕ» : ИСТОРИЯ ТЕАТРА НОО И БОЕВОЕ 
ИСКУССТВО САМУРАЕВ.

ОДНАЖДЫ В 1897 ГОДУ 
генералу Улиссу Гранту пришло в голову совершить мировое турне и заодно 
наведаться в Токио. Благо он, бывший американский президент, уже целых 
два года находился в отставке. Словом, когда наш герой попал на 
«желтолицые» берега, принимавшая сторона в растерянности ломала все голову, 
чем бы эдаким развлечь почтенного гостя?
  Наконец, пригласили одного прославленного актера театра ноо. Ну, чтобы 
тот выступил перед старым воякой, командовавшим армией Севера еще во 
времена Гражданской войны (1861-1863). И, наверное, внимая изысканному 
символическому танцу маститого лицедея, генерал неплохо в тот вечер поспал, 
но… потом? Как ни странно, Улисс Грант расточал направо-налево восторги по 
поводу утонченного зрелища, а напоследок даже добавил: «Вы непременно 
обязаны сохранить искусство ноо». 
  Говорят,рекомендация американского генерала и спасла театр ноо от 
вымирания…
  Удивительно, но к этому аристократическому виду искусства военные 
благоволили всегда. Особенно – экстравагантный сегун Тоетоми Хидэеси . 
Однажды, во время корейского похода, для сегуна построили плавучую сцену: 
пусть главнокомандующий лично репетирует спектакли ноо! 
  И как-то, танцуя на сцене, Хидэеси вдруг взял да прервал свое 
выступление. Потому, что срочно пришлось дать приказ о немедленной 
отправке съестных припасов для армии в Корее… А потом как ни в чем ни 
бывало, Хидэеси продолжил танец. Между прочим, именно при нем, в 
1596 году, профессионалов ноо практически возвели в ранг самурайства.
  С тех пор сегуны и крупные феодалы сами стали выплачивать 
наследственное жалованье актерам ноо. И повелась мода использовать 
спектакли ноо как искусство на официальных церемониях. Заодно с 
аристократизацией  в XYII веке произошла также и канонизация пьес ноо. 
Так что и текст, и позы, и костюмы уже воспринимались исключительно как 
придворный ритуал. 
  Соответственно, и за старым иероглифом «театр» (по-яп. «гэки»)  
бесповоротно закрепилось толкование: «клевец в пустоте». То есть 
«театр рождает игру».Окончательная эта трактовка решительно легализовала 
отношения классического искусства с военными. Ведь именно самураи 
знавали толк в «клевцах» - в боевых топориках с узким лезвием. В тех 
самых, что и "рождают игру" на театральной сцене!  
  Впрочем, если бы не еще один верховный главнокомандующий – 
эстетствующий сегун Асикага Есимицу (1358-1408) , наверное, просто никто 
бы не узнал, что же такое театр ноо. И, похоже, никогда бы уже не 
появились шедевры канонического его репертуара. А их – не менее 250! 
  Кстати, большая их часть принадлежит Дзэами Мотокие (Юсаки Мотокие, 
1363 - 1443)великому актеру, драматургу и основоположнику эстетики ноо. 
Благодаря милостям сентиментального сегуна до нас дошли еще и эстетические 
трактаты Дзэами Мотокие по теории ноо и как минимум восемь драматических 
опусов его отца Канъами Киецугу (Юсаки Киецугу, 1333 -1384), основателя 
театра. 

На сегодня – это все.

Читайте следущие наши выпуски.


Саенара, минасан! Всего Вам самого доброго и до следующей рассылки, 

Татьяна Юркова, кандидат филологических наук  
=====================================================================
Материалы цитируются по: 
МИСИМА ЮКИО «ВЕЕР В ЗАЛОГ ЛЮБВИ (пьесы-маски в стиле театра ноо)»  
/Перевод с японского, составление, вступительная статья, примечания, 
комментарии и указатель театральных терминов к.ф. н. Т.А. Юркова/. М., 
2003,«РИПОЛ КЛАССИК», серия «Эстет», 320 с. ISBN 5-7905-1818-4.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1530491

=====================================================================
-О ПРОЕКТЕ «НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ» (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ оnline).

Чтобы усвоить секреты истории «самурайского» театра,  конечно же, 
необязательно следовать пресловутому «пути воина». Вам даже не понадобится 
выходить из дома. А тем более - назначать внеурочную встречу. Достаточно 
подписаться на нашу рассылку, и тогда вы получите доступ к уникальным 
знаниям по истории театрального искусства Японии. В том числе:

- Об истории театра ноо.

- Об эстетике театра ноо.

- О «самурайской» философии театра ноо.

- О театре кабуки.  

- Об особенностях современного театрального процесса в Японии ХХ века.

- О главных направлениях в японской драматургии «сингэки» ХХ столетия .

- О драматургии харизматического безумца и блистательного литератора 
Мисима Юкио (1925-70) и об его пьесах-масках в стиле театра ноо 
(«гэндай ноогаку»). 

- Наконец, вы прочтете современные японские пьесы или отрывки из них в 
переводах кандидата филологических наук Татьяны Юрковой, автора 
бестселлера «Мисима Юкио. Веер в залог любви (пьесы-маски в стиле 
театра ноо)» /составление, вступительная статья, перевод с японского, 
комментарии,примечания, указатель японских слов и театральных терминов 
Т.А. Юркова/М.,«Рипол Классик», 2003, ISBN 5-7905-1818-4,Серия "Эстет".

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1530491


=====================================================================

ИЗ АННОТАЦИИ ЖУРНАЛА "ДОМОВОЙ":

http://www.domovoy.ru/0304/season/page1.asp

=====================================================================

ИЗ АННОТАЦИИ "HARPER"S BAZAAR" (2003, март, стр. 188): "Культовый
писатель Юкио Мисима сделал себе харакири, когда ему исполнилось
45 лет. Его имя трижды попадало в списки претендентов на
Нобелевскую премию. Писатель-самурай - автор скандальных романов
и пьес в национальнаном духе. Книга "ВЕЕР В ЗАЛОГ ЛЮБВИ .
ПЬЕСЫ-МАСКИ В СТИЛЕ ТЕАТРА НОО" издательства "Рипол
Классик",вышедшая в переводе Татьяны Юрковой, состоит из его
произведений для театра 1950-1955 годов".
=====================================================================

-КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ?
=====================================================================     

Хотите лично подписаться на нашу рассылку или подписать своих друзей-
театралов? 
У вас есть вопросы и предложения?  Пожалуйста, напишите редактору 
рассылок Станиславе Митта lauros@list.ru.

Хотите сделать приятное своим друзьям- эстетам и театральным гурманам? 
Перешлите им нашу рассылку вот прямо «здесь, теперь и сейчас».
=====================================================================

- УКАЗАТЕЛЬ ЯПОНСКИХ ИМЕН, СЛОВ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
В РАССЫЛКЕ. 
====================================================================
АСИКАГА ЕСИМИЦУ –  сегун (1358-1408),покровительствовал актерам ноо
БЭЦУЯКУ МИНОРУ – японский драматург (род. 1937), представитель 
неомифологического направления,председатель Ассоциации яп. драматургов,
пьеса «Сто йен за услугу» (пер. Т. Юрковой) с успехом поставлена в 
России: студия «Белый театр» (Хабаровск,реж. А. Раскин), театр-студия 
«Арт» (Киев,реж.  И. Талалаевский), Муниципальный театр (Москва),театр-
студия п/у О. Табакова(Москва, реж. Е. Невежина)
«ГЭКИ»  (кит. «си») – иероглиф «театр».
ДЗЭАМИ МОТОКИЕ – японский драматург (1363-1443),теоретик драмы и актер 
театра ноо. Ок. 120 лирических пьес, вошедших в современный репертуар 
театра ноо
ИНОУЭ ХИСАСИ  - японский драматург (род. 1935),представитель 
неомифологического направления, прославился в 70-ые годы (пьесы 
«Пупок японца»,«Приключения монаха Догэна» и др.), сторонник 
эстетики Бертольда Брехта (подробней см. Татьяна Юркова. На 
подмостках Японии. – В журн.: «Современная драматургия», 1990, 
№3, май- июль)
КАБУКИ  -театральный жанр, сложившийся в 17 веке как искусство 
горожан 
КАНЪАМИ КИЕЦУГУ –драматург и актер (1333-1384) театра ноо
МИСИМА ЮКИО - скандально знаменитый японский драматург и писатель 
(1925-70). Имя трижды попадало в списки претендентов на Нобелевскую 
премию по литературе;автор многоактных пьес «Ночной подсолнух», 
«Термитник», «Салон Рокумэйкан», «Роза и пират»,  «Ключ от комнаты» , 
«Кото радости», «Тропическое дерево», «Падение дома Судзаку»  и др. 
Его пьесы-маски в стиле театра ноо («гэндай ноогаку») стали величайшим 
вкладом  в мировую драматургию
НОО – название традиционного театрального жанра,сформировавшегося 
в Японии к 14-15 векам как искусство военной аристократии
САМУРАЙ - ист. воин, рыцарь. Вассал, служивший своему господину 
в старой Японии. Высшее сословие в иерархической системе токугавского 
общества (1603-1867)
СЕГУН -  военный правитель в феодальной Японии до 1868 года, до эпохи 
Мэйдзи (1868- 1912). Хотя номинально и подчинялся императору, но в 
реальности его могущество куда сильней
СИНГЭКИ – современная японская драматургия европейского плана, 
появившаяся в Японии начала ХХ века
ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ – японский сегун (1532-1598).Приравнял актеров 
театра ноо к рангу самурайства. Ввел жалованье актерам ноо.
ЯМАДЗАКИ МАСАКАДЗУ – японский драматург (1937),режиссер, прозаик, 
историк. Его пьеса «Дзэами» (1963) о жизни и судьбе Дзэами Мотокие 
написана в эстетике,характерной для неомифологического  направления в 
современной драме «сингэки».
ЯСИРО СЭЙИТИ – японский драматург (род. 1927),  автор 
многочисленных исторических  пьес о знаменитых куртизанках и 
художниках эпохи Токугава; типичный   представитель неомифологического 
направления в "сингэки" (подробней см.: Татьяна Юркова. На подмостках 
Японии. – В журн.: «Современная драматургия»,1990, № 3, май-июль).
==========================================================================
Attention, please! Уважаемые читатели, при составлении указателя к нашей 
рассылке использованы следующие материалы:
1. Татьяна Юркова. На подмостках Японии. – В журн.: Современная драматургия,

1990, №3, май-июль, стр.169-179.
2.Татьяна Юркова. Зачарованный смертью (предисловие). -  В кн. Мисима Юкио. 
Веер в залог любви (пьесы-маски в стиле театра ноо). М., 2003, стр.7-51.
3.Татьяна Юркова. Указатель японских слов, имен и театральных терминов. – 
В кн.: Мисима Юкио. Веер в залог любви (пьесы-маски в стиле театра ноо). М.,

2003, стр.305-312.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1530491

=====================================================================
Копирование и перепечатка выпуска рассылки приветствуется! 
 ttention please! Уважаемые читатели, мы с Вами - интеллигентные люди 
и чтим законы авторского права. Разумеется, Вы в курсе: материалы 
охраняются законом об авторском праве.Стало быть, при использовании 
настоятельная просьба - обязательно ссылаться как на нашу рассылку, 
так и - на статьи, переводы, а равно - на книгу кандидата филологических 
наук Т.А. Юрковой 'Мисима Юкио. ВЕЕР В ЗАЛОГ ЛЮБВИ (пьесы-маски в 
стиле театра ноо). М., 2003, ИД 'РИПОЛ КЛАССИК',серия 'Эстет',320 с. 
ISBN 5-7905-1818-4. 

Без письменного разрешения автора запрещается и преследуется Законом 
РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности любое 
воспроизведение в форме смежной адаптации или производной переработки 
основного материала.
=====================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.jpveer1noogaku
Отписаться

В избранное