Открытие театральной странички на www.new.gogol.ru
27 апреля в Москве завершилась неделя Камерных спектаклей Санкт-Петербурга.
Одной из запоминающихся, своей эпатажностью и своеобразностью работ, стал спектакль Юлии Паниной "Кроткая" по повести Ф. М. Достоевского.
Иллюзия важнее реальности
Поначалу, когда зритель усаживается в удобное кресло, то, не совсем понимает, что уже является героем спектакля. На сцене расположен
большой экран, на котором демонстрируется жизнь перед входом в зал, вернее показаны только ноги, которые торопятся не опоздать на спектакль, занять нужное место или просто толпятся у входа. Причём, сидя уже в кресле, понимаешь, что тебе был дарован маленький шанс, поучаствовать в театральном действии. Эта тема резко оборвётся сменой чудаковатых, местами даже жутковатых кадров на экране и тяжёлой музыкой. И такая полюбившаяся реальность на экране, в которой успели принять участие все зрители, на спектакле грубо
разрушается, совершенно непривычными вещами, атрибутами нашего времени, о которых не принято говорить.
Режиссёр спектакля «Кроткая» Юлия Панина воспользовалась киноэкраном, чтобы перенести реальность происходящего в театральную условность. Такой контраст, между происходящим на экране до начала спектакля и тем, что будет происходить, непосредственно, во время спектакля, создаёт абсурд.
Атмосфера жизни героев Достоевского глазами современного человека, оказывается, ничем не отличается от обстановки нашего времени: те же убийства, зло, в образе всевидящего Сатаны, окровавленные простыни, револьвер. Всё это беспорядочный набор непонятных зрителю, но знакомых вещей. Кажется, что тебе снится современный ад. Это и понятно, в программке жанр спектакля определили как dreamweaver (перевод с английского dream – сон, weaver – ткач). Действие спектакля сознательно направлено на зрительское
внутреннее противостояние. Можно сказать, что в какой-то мере это спектакль-провокация. Где-то, в глубине души, очень хочется сбежать от такой действительности, сбежать в свой выдуманный мир, где нет мрака, смерти и пошлости. Но, как это не странно, приходится возвращаться
на круги своя.
Спектакль "Кроткая" задаёт много вопросов, а ответа на них не даёт. Режиссёр удивительным образом превращает спектакль по повести Ф. М. Достоевского в мистическую историю в стиле Дэвида Линча.
Который час?
А что, собственно, изменилось в сознании человека с Бог знает каких незапамятных времён? Точнее, с того времени, когда люди впервые
стали видеть сны? И кто знает, когда мы стали видеть сны?.. Видеть сны, бояться или радоваться им, обзаводиться суевериями, верованиями и божествами, духами и призраками? В чём отличье от дня сегодняшнего, да и есть ли оно? И чего боится тот, неравнодушный, живой, кто почему-то больше уделяет внимания себе, своему внутреннему «я», обращает внимание на него, пытается разглядеть там, в потёмках, хоть что-то? Ведь иной предпочитает не делать и этого, плывёт по волнам, влекомый собственным неведеньем,
и незнанье, вечнозакрытые глаза для него – как хрупкий знак надежды, мистического спасенья.
Любимый ФМ, как, разумеется, и герой его, - существа совсем не равнодушные…
Как и люди из петербургского театра «Особняк», задумавшие и осуществившие постановку простого, на первый взгляд, текста, вроде бы даже не вполне театрального.
Ещё усаживаясь поудобней в кресла, незаметно проникаешься доверием к течению здешнего времени: по экрану, которому,
как угадываешь, предстоит стать полноценным участником будущего действия, в удивительно слаженном ритме проходят люди – будущие зрители, те, кто не попал ещё в зал, вернее – видны только ноги, видны только шаги, видно только движенье, и баюкающий лаундж коварно оборачивается бессердечным пиканьем сигналов точного времени, и вращающийся аналоговый циферблат (так который час??) становится шатким мостиком в тёмное прошлое, и предуготавливает тебя к грядущему хаосу и скрежету
первых минут спектакля.
Рецензии на спектакли, новости о театре, информация о режиссёрах, актёрах на www.theatre.gogol.ru.