Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 3

Cенсорно-моторная амнезия

С детства  у меня был вопрос: почему, старея, одни люди, "теряют форму" и духовную и телесную (здоровье, осанку, голос...), т.е. как бы -  "вянут", а другие, усыхая, все же остаются в " форме" - и физической, и творческой, и духовной.

Относительно нашей падшей природы можно сказать и так:  одним удается достичь «непадательного» состояния, обретя  в Боге опору: «К Тебе прилепилась душа моя" (Пс. 62, 9);   а другие все больше вовлекаются в притяжение  страстей: "Прилепилась к земле душа моя" ( Пс.118,25).

Тоже можно видеть в мире цветов - одни вянут и осыпаются, другие и, засыхая, могут украшать собою мир. 

Геронтологи определяют факт сохранения   активной деятельности  да самой смерти как "успешное старение".

Не будем касаться внешних (благоприятных или неблагоприятных) условий жизни. Что же   может сам человек  "изнутри" делать, чтобы   избежать  лишних возрастных потерь?

Ученые установили, что все переживания откладывают на психике и теле свой отпечаток. Г. Селье, эту связь тела и психики определил как понятие  "соматика" и установил, что психологические факторы также важны для здоровья, как и физические.

С точки зрения "соматики"  важно, как мы "видим" тело изнутри. Это и есть опыт "внутрь пребывания" вниманием и чувством и умом.  И в этом аспекте тело и душа воспринимаются более целостно, чем при "вне-пребывании".

Наши чувствительно-двигательные системы реагируют на стрессы и травмы посредством мышечных рефлексов, вызывая их  бессознательное сокращение.

Поскольку внимание приковано  чаще к боли, а не к  источнику ее, то человек лечит симптом, устраняет последствия, не зная источника. Так и возникает потеря памяти на движение до травмы (болезни).

Человек привыкает к скованности, ограничению  движения. Это явление получило название "Сенсорно- моторная амнезия" (СМА), которая может возникнуть в любом возрасте.

Поскольку сенсорно-моторная амнезия - приобретенный, реактивный процесс, то от него можно осознанно  освободиться через понимание его природы, обнаружение  конкретного проявления у данного человека и переучивание (отучивание)  от него, как от плохой привычки.

Сенсорно-моторная амнезия не может быть устранена никакими другими традиционными, медицинскими способами. Этот вид патологии требует не лечения, а обучения.

И здесь эффективность зависит не только от технических знаний и умения преподавателя (инструктора), но и от той антропологии, на которую  он опирается.  Особенно это переобучение актуально в наш век "антропологической катастрофы".

Проанализировав разные телесные подходы к  переобучению тела, я убедилась, что, споря меж собой  о большей или меньшей практической эффективности и  обоснованности с физиологической стороны, все они связаны с верой в то или иное предназначение тела.

Только Православие онтологически задает основу тела, как неуничтожимую навеки (после грехопадения у тела есть только временная смерть!) грань личности, которая сотворена по ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ и может быть обожжена, преображена.

Потому что и сам Господь освятил тело своим воплощением, служением, преображением, воскрешением и вознесением.

Человек не вполне властен над законами своего существования и своим ограниченными возможностями и знанием  не способен,  без побочных  последствий, помочь себе и  другому: "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор. 8, 2-3).

Поэтому, например известный и прославленный ныне святой хирург и священник Лука Войно-Ясенецкий перед каждой операцией творил молитву и писал на теле пациента йодом крест.

Личность - это "порода" Образа Божьего, мы по роду Его сотворены и включаем  в свой состав природу всего творения.

Тело человека уникально тем, что оно несет в себе память о грехах и о добродетелях, о болезнях и о здоровье. Если на здоровье и добродетели  смотреть как на дары Божии, то в синергии с Богом мы обязаны развивать в себе все эти дары, чтобы не закопать  в землю, данные нам " таланты".

Поэтому, хотя СМА невозможно избежать, в силу изначальной поврежденности  нашей природы и природы социума, который нас воспитывает "по своему подобию", но на нее можно осознанно  влиять, используя не только достижения анатомии, физиологии, психологии, но и все поданное нам православной духовной практикой: от приобщения к таинствам до телесных образов поданные нам в Св. Писании и Предании.

Обучение помогает осмыслить связь между духом и телом, совершенствовать ощущения и сознательное   управление не  только движением тела, но и души.

Пожилым  или  немощным помогает устранить скованность движений и боль. При следовании основным настроечным образам корректируется осанка, походка, дыхание, пластика и оптимальность повседневных  движений, что само по себе приносит терапевтический эффект и телу и душе.


Автор рассылки: Алешина Е.Д.


В избранное