Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 2

А какая мудрость в названии органов и частей тела,
где название подает образ
подобающего функционирования
и роли этого органа!

Здравие

"Здорово!"- эмоционально восклицаем мы, когда что-то нам по душе. Этимология этого слова та же, что в словах: «здоровье», «здравие», «здравствуйте», восходит к корню драг, дорог – ценный, значимый.

Общеупотребительными стали выражения: здоровый быт, здоровая среда, здоровые отношения, здравый ум, здравомыслие, здравница и др.

И вот состояние нашего дорогого, ценного здравия:

согласно данным Минздрава Российской Федерации за период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся:

  • в 5 раз увеличивается нарушение органов зрения,
  • в 3 раза - патология органов пищеварения,
  • в 5 раз - нарушение осанки,
  • в 4 раза - нервно-психические расстройства.

Здоровыми можно считать только 4% выпускников учебных заведений.

У современного человека отношение к здоровью – парадоксально. С одной стороны он уповает на медицины в его поддержании, а с другой большинство людей, в отличие от наших предков, сами совершенно беспомощны в вопросах налаживания здорового образа жизни.

В прежние времена почти каждый человек знал простейшие основы саморегуляции, оздоровления. Не зря наш народ сложил столько поговорок на эту тему. Дай боли волю - раньше смерти помрешь», «Плоть немощна- дух силен», «Лук от семи недуг», «Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь», «Чистота - половина здоровья» и др.

 

А какая мудрость в названии органов и частей тела, где название подает образ подобающего функционирования и роли этого органа!!!

Позвонок, позвоночник - сигналит к каждому органу и от него;

Легкие - должны подать легкость дыхания;

Лопатки - всей формой указывают на движение вглубь, «вспахивая» все закрепощенности грудного отдела спины и служа опорой для рук и прочее.

Так же мы знаем и множество народных способов врачевания: массаж (лажение) тела, траволечение, понимание воздействия слова, образа, внушения и пр.

И все же, в первую очередь, в каждом народе есть духовный фундамент всего образа жизни, который определяет телесную культуру и способы исцеления и поддержания здоровья.

Мало кто знает, что крылатое латинское выражение: «В здоро́вом те́ле здоро́вый дух», взято из Ювенала (Сатира Х, строка 356). Фраза вырвана из контекста. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте (перевод Ф. А. Петровского):

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…».

А вот как новое воззрение на мир и тело погубило античную культуру: в IV веке до н.э. греческий философ Пифагор начал проповедовать идею реинкарнации - идею переселения душ. Он заявил, что "душа совершает круг неизбежности, чредою облекаясь то в одну, то в другую жизнь".

Теперь вместо гомеровского пессимистического Аида, ожидающего всех людей в загробной жизни, появился оптимизм возродиться в будущем, в новом теле.

Минус этого учения в том, что из него следует вывод: "тело - это тюрьма для души". В теле душа отбывает наказание за ранее совершенные преступления.

Но постепенно большинство греков приняли это мировоззрение, а вместе с ним и это утверждение о теле, как тюрьме для души.

Что привело к появлению страха перед телом, к отвращению к телу и разрушило все античное миросозерцание. (И до сих пор ползучей плесенью проникает и в православную среду).

Пока туда не пришла апостольская проповедь о Христе, о преображении и воскрешении тела, и о том, что в больном теле может быть сильный дух и в здоровом теле - оказаться больной дух.

Потому, что связь мира телесного и духовного, хотя и очевидная, но не прямолинейная. Необходимость хранить свое здоровье не отрицает и полезной роли страданий и болезней для нашего духовного развития: для испытания веры и очищения души.

Здоровье – это общее для души и тела ощущения свежести, трезвости, бодрости, которое может побуждать нас к злоупотреблению им же, если мы не размышляем для чего же и Кем этот дар здоровья нам дан.

Блаженство в раю (Эдем переводится как - сладость, наслаждение) состояло и в наслаждении от чистых телесных чувств, полноты сил, где не было усталости, боли, смерти.

Все мы согласимся: «что нет Богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной» (кн. Сирахова 30,16).

И сегодня, изучая свое традиционное культурное наследие и развивая его, можно и нужно ответственно подходить к этой ценности – здравию души и тела, т.е. содержать свое тело соответственно его предназначению, потому что, одного энтузиазма, бессистемного чтения популярных книг и силы воли здесь недостаточно.

Даже такие адепты здорового образа жизни, как академик Н. Амосов или М. Котляров, признавали ошибочность своих стратегий в поддержании здоровья. Их восприятие тела только, как организма – самая большая ошибка, какими бы научными знаниями о нем мы не располагали.

Знания очень могут быть полезны, но сначала надо определиться с вопросами: кто тело создал и зачем? Конечно, важны для человека и знания о биомеханике собственного тела и умение реализовать эти знания в повседневной жизни.

Но что такое традиция? Сколько видов ее на Руси? Какая из них обладает большей полнотой Истины? Почему Библия, например, предупреждает: «К волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернении я от них» (Левит 19,31). Почему волшебник может облегчить страдание, но при этом в чем-то осквернить?

Только разобравшись с этим вопросом, мы будем иметь для себя критерий в выборе отношения к телу и телесным практикам, т.к. тело – это не просто организм, который никогда не сможет исследовать в полноте наука, а часть нашей личности.

И занимаясь оздоровительными практиками, в рамках духовной традиции, мы влияем на другие части своей личности. Поэтому не все равно у кого лечится: «лишь бы помогло».

Все ведь знают – болезнь, как сорняк, отравляющий здоровье, можно «оборвать» на разном уровне: только у корня, или с некоторыми мелкими отростками, или все целиком.

Разные практики – воплощение разных горизонтов видения самопознания и познания Бога, Который только один и способен выдернуть весь корень болезни или пристрастия (конечно, с нашим активным участием).

 


Автор рассылки: Алешина Е.Д.

 


В избранное