Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела. Для кого и о чем рассылка?


рассылка " Тело-храм. Православие и культура тела"

Письмо 1


Для кого и о чем рассылка?

- Для тех, кто уже, в какой-то мере, задумывался о том, что такое тело и душа; и кому они служат? И о том, что для тела, как и для души, важно обращение, изменение, возвращение на путь выправления и восхождения к Богу.

- Для тех, кто, по каким-то причинам, пока об этом не задумывался или был уверен, что спасать надо только душу.

Многие скажут, что надо меняться духовно, тогда и тело измениться. Это так, но только отчасти. В духовном восхождении есть свои ступени, как в любом делании. и собирание тела на молитву  есть необходимое "стартовое" первоначальное  условие.

Не секрет, что жизнь современного человека (особенно городского), особенно новоначального, в духовном подвиге не сравнить во всех отношениях с подвижниками первых веков становления христианства.

Но и тогда уже препод. Антоний Великий своим ученикам давал наставления не только духовные, но и относительно содержания тела, т.к., если тело – без призора, то душа легко может уклониться…

Так же и позднее, близкий к современным проблемам св. Феофан Затворник писал, что без подготовки, без настройки тела – все духовное делание будет пустой фантазией и упражнением в самомнении…

Это такой музыкант, как Растропович, может не думать о своих руках, осанке, дыхании, т.к. они уже полностью стали частью его музыкального дара.

Это такой святой, как апостол Петр может не думать о собранности тела, т.к. даже тень его могла исцелять (Деян 5.15). Но мы-то только учимся извлекать первые звуки из «псалтири (вид музыкального инструмента) своего тела» и «гуслей своей души».

Нам пока еще важно: как встать, ходить, сидеть, опираться, дышать, как «взять себя в руки» - как инструмент познания и творчества. Особенно хорошо мы это понимаем, когда приключится болезнь…

Каждого ученика учит мастер своего дела. Для нас в любом деле такой Мастер – воплотившийся в земное тело Богочеловек Иисус Христос - Всехитрец1, как называют Его в каноне на утрени2 в день свв. Афанасия и Кирилла Александрийских.

Эта рассылка о том,

как выделить главное в этом практическом ежедневном восстановлении тела от страстной жизни «по плоти» к  духовной жизни «во плоти», чтобы оно стало храмом Святого Духа.

Вспомните: музыкант должен определенным способом взять инструмент, боец - встать в боевую стойку, спортсмен – принять исходное положение тела, ученик – правильно сесть за партой…

Т.е. в каждом новом для нас начинании – учат: какое положение тела и какие телесные приемы необходимы для продуктивного обучения.

В любом повседневном, профессиональном, обрядовом, молитвенном начинании есть основные «точки сборки» для внимания, души и настройки тела . Они определяются тем :

  1. «для Кого мы это делаем?» - Православный перед началом любого дела настраивается: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

  2. «Кто же это делает?» - есть три настройки, в зависимости от достигнутой духовной ступни, которые так определили святые отцы: раб, слуга (наемник), сын. Раб делает из страха быть наказанным за нерадивость, слуга делает из желания награды, сын делает из любви. Наверное, каждому понятно, что это разное самоощущение и отношение к происходящему.

  3. «Каким образом я нечто делаю?» - библейское видение открывает  нам не только, что в самом человеке скрытый образ Божий, но еще есть и его видимое, историческое Божественное Воплощение Иисус Христос, показавший человеку пример – каким (Чьим!) образом служить Творцу и его творению. И есть множество святых, последовавших Его примеру и, тем самым, донесших этот образ действия до сего дня. Поэтому апостол Павел и призывает: «Подражайте мне, как я - Христу».


Читая материалы рассылки, вы обнаружите,

что осознание собственного тела, как части своей личности, как чуда Божественного дара – это непрестанный процесс исследования и благодарения «за радость тихую дышать и жить»3, за возможность приобщения к тайне сотелесности со Христом.

Вы начнете постигать символический язык Священного Писания и сможете на практике воплотить его основные телесные образы, что повлияет на повседневный образ жизни, общение с Богом, собой, ближними, на здоровье и на внешний вид. 4

Многие прежде разрозненные понятия, слова, явления откроются и сольются в едином источнике (или едином ключе!), который нам передан свято отеческим наследием.

Когда вы попробуете постоянно использовать простые библейские образы для самонастройки и самособирания, то результат также потрясет вас, как в свое время потряс меня и моих друзей.

Вот ведь и сила тяготения управляет жизнью человека изначально, но осознана была, благодаря Ньютону только в 17 в. Так же и многое в нашей телесности – всегда скрыто присутствует и открывается через Библию как узнавание давно известного, временами спонтанно используемого, но не осознанного и потому не отблагодаренного, не применяемого сознательно.

В этом парадоксальность нашего безумного мира и его восприятия: «очевидное - невероятно и незаметно!»


Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
др.-русск.: хытръ "ловкий, сведущий, опытный (о враче)", схи́тить- т.е. быстро схватить – «на лету»

2 утреня – в настоящее время совершается после вечерни в воспоминание пришествия Иисуса Христа и его служения.

3 О. Мандельштам.

4 Обидно же, и больно смотреть что, придя в церковь, многие начинают сутулиться, словно к этому призывает нас Церковь! Но смирение – не в этом! А уж, что по поводу внешности внешнего облика прихожан и священников думает не церковный народ и писать не хочется… Судят-то по плодам, в том числе и внешним, особенно те, кто пока о иных судить не может. А как порой невнятно читаю в храмах? – это же тоже момент телесной культуры – дыхание, артикуляция, звучание голоса. А не умение спокойно стоять в храме? и пр. пр. пр.

Письмо 1


Для кого и о чем рассылка?

- Для тех, кто уже в какой-то мере задумывался о том, что такое тело и душа; и кому они служат? И о том, что для тела, как и для души, важно обращение, изменение, возвращение на путь выправления и восхождения к Богу.

- Для тех, кто, по каким-то причинам, пока об этом не задумывался или был уверен, что спасать надо только душу.

Многие скажут, что надо меняться духовно, тогда и тело измениться. Это так, но только отчасти. В духовном восхождении есть свои ступени, как в любом делании.

Не секрет, что жизнь современного человека (особенно городского), особенно новоначального, в духовном подвиге не сравнить во всех отношениях с подвижниками первых веков становления христианства.

Но и тогда уже препод. Антоний Великий своим ученикам давал наставления не только духовные, но и относительно содержания тела, т.к., если тело - без призора, то душа легко может уклониться...

Так же и позднее, близкий к современным проблемам св. Феофан Затворник писал, что без подготовки, без настройки тела - все духовное делание будет пустой фантазией и упражнением в самомнении...

Это такой музыкант, как Ростропович, может не думать о своих руках, осанке, дыхании, т.к. они уже полностью стали частью его музыкального дара.

Это такой святой, как апостол Петр может не думать о собранности тела, т.к. даже тень его могла исцелять (Деян 5.15). Но мы-то только учимся извлекать первые звуки из <<псалтири (вид музыкального инструмента) своего тела>> и <<гуслей своей души>>.

Нам пока еще важно: как встать, ходить, сидеть, опираться, дышать, как <<взять себя в руки>> - как инструмент познания и творчества. Особенно хорошо мы это понимаем, когда приключится болезнь...

Каждого ученика учит мастер свого дела. Для нас в любом деле такой Мастер - воплотившийся в земное тело Богочеловек Иисус Христос - Всехитрец1, как называют Его в каноне на утрени2 в день свв. Афанасия и Кирилла Александрийских.

Эта рассылка о том,

как выделить главное в этом практическом ежедневном восстановлении тела от жизни <<по плоти>> к жизни <<во плоти>>, чтобы оно стало храмом Святого Духа.

Вспомните: музыкант должен определенным способом взять инструмент, боец - встать в боевую стойку, спортсмен - принять исходное положение тела, ученик - правильно сесть за партой...

Т.е. в каждом новом для нас начинании - учат: какое положение тела и какие телесные приемы необходимы для продуктивного обучения.

В любом повседневном, профессиональном, обрядовом, молитвенном начинании есть основные <<точки сборки>> для внимания, души и настройки тела . Они определяются тем :

  1. <<для Кого мы это делаем?>> - Православный перед началом любого дела настраивается: <<Во имя Отца и Сына и Святого Духа>>.

  2. <<Кто же это делает?>> - есть три настройки, в зависимости от достигнутой духовной ступни, которые так определили святые отцы: раб, слуга (наемник), сын. Раб делает из страха быть наказанным за нерадивость, слуга делает из желания награды, сын делает из любви. Наверное, каждому понятно, что это разное самоощущение и отношение к происходящему.

  3. <<Каким образом я нечто делаю?>> - библейское видение открывает  нам не только, что в самом человеке скрытый образ Божий, но еще есть и его видимое, историческое Божественное Воплощение Иисус Христос, показавший человеку пример - каким (Чьим!) образом служить Творцу и его творению. И есть множество святых, последовавших Его примеру и, тем самым, донесших этот образ действия до сего дня. Поэтому апостол Павел и призывает: <<Подражайте мне, как я - Христу>>.


Читая материалы рассылки, вы обнаружите,

что осознание собственного тела, как части своей личности, как чуда Божественного дара - это непрестанный процесс исследования и благодарения <<за радость тихую дышать и жить>>3, за возможность приобщения к тайне сотелесности со Христом.

Вы начнете постигать символический язык Священного Писания и сможете на практике воплотить его основные телесные образы, что повлияет на повседневный образ жизни, общение с Богом, собой, ближними, на здоровье и на внешний вид. 4

Многие прежде разрозненные понятия, слова, явления откроются и сольются в едином источнике (или едином ключе!), который нам передан свято отеческим наследием.

Когда вы попробуете постоянно использовать простые библейские образы для самонастройки и самособирания, то результат также потрясет вас, как в свое время потряс меня и моих друзей.

Вот ведь и сила тяготения управляет жизнью человека изначально, но осознана была, благодаря Ньютону только в 17 в. Так же и многое в нашей телесности - всегда скрыто присутствует и открывается через Библию как узнавание давно известного, временами спонтанно используемого, но не осознанного и потому не отблагодаренного, не применяемого сознательно.

В этом парадоксальность нашего безумного мира и его восприятия: <<очевидное - невероятно и незаметно!>>


Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
др.-русск.: хытръ "ловкий, сведущий, опытный (о враче)", схи́тить- т.е. быстро схватить - <<на лету>>

2 утреня - в настоящее время совершается после вечерни в воспоминание пришествия Иисуса Христа и его служения.

3 О. Мандельштам.

4 Обидно же, и больно смотреть что, прийдя в церковь, многие начинают сутулиться, словно к этому призывает нас Церковь! Но смирение - не в этом! А уж, что по поводу внешности внешнего облика прихожан и священников думает не церковный народ и писать не хочется... Судят-то по плодам, в том числе и внешним, особенно те, кто пока о иных судить не может. А как порой невнятно читаю в храмах? - это же тоже момент телесной культуры - дыхание, артикуляция, звучание голоса. А не умение спокойно стоять в храме? и пр. пр. пр.


Эта рассылка доставлена сервисом SmartResponder.ru Изменить свои данные | Отписаться | Удалить email из рассылки

В избранное