Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4526 *И снова о теодицее (2)* 14/I/25 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 14-Jan-2025 10:30

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

 

 

 

[2.] 7 вариантов теодицеи

> По Августину, зло не является чем-то самостоятельным, а скорее отражает отсутствие или искажение добра из-за человеческих действий и выборов. /AFI/

1) Зло несущностно/несубстанциально, оно есть недостаток добра уклоняющихся от добра свободных воль. («Люди они хорошие, только квартирный вопрос их испортил»). Но... эта теория толком ничего не объясняет.

2) Некоторые философы-экзистенциалисты высказывались в том смысле, что Бога следует мыслить по ту сторону добра и зла. Стало быть, все наши рассуждения о Его моральности есть непозволительный антропоморфизм.

Из всех попыток "оправдать Бога" после Лейбница о. Александр Мень в ст. в "Библиологическом словаре" отметил лишь 1 – подход Шеллинга, развитый Н.Бердяевым. «Проблема теодицеи, – писал Бердяев, – разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире». /БСл/
Карл Барт нашел «двойное оправдание» в Распятии Христа: оправдание грешного человечества и «оправдание, в котором Бог оправдывает Себя». /Церковная догматика , II-2,223 и IV-1,564, см.: WP-T/

3) Бог не всемогущ. К этому склоняются часть современных богословов. Известен афоризм Николая Бердяева: «перед свободой человека у Бога меньше власти, чем у полицейского». Отсюда ответ о зле: Бог Сам страдает как любящий Отец и как распятый за нас Сын: «Иисус пребудет в агонии до конца мира» (Б.Паскаль). Но... к такому объяснению лучше бы подошло не христианское единобожие, а зороастрийский дуализм.

4) Отсылка к эсхатологии: сейчас мы в недоумении, но в Конце всё увидим и поймём: см. Евр.12,7,10-11.
   ВОЗРАЖЕНИЯ:
   А) Но если одни спасутся, другие погибнут, то погибшим так ничего и не откроется.
   Б) Преп. Иоанн Дамаскин: (ТИПВ 4,21): «Почему наперед знающий всё Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?». Ответ Дамаскина: «Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию». Это не ответ. Ну, пусть бы и победило тем, что не состоялось, а так, получается благость Божия победила зло тем, что последнее состоялось, и будет далее.
Модус того же ответа – гипотеза становления: мы в процессе 7-го дня
сотворения мира. Созидание человека не закончилось вечером шестого дня. За «всё хорошо весьма» следует: «нехорошо быть человеку одному». Первое «хорошо» оказывается полезным лишь на время. История человечества есть необходимый этап становления свободного человека. Это не умаляет трагичности данного этапа.

5) Апокатастасис – идея о том, что в конце концов всё будет хорошо для всех, что "отрет Бог всякую слезу с очей" всех (Откр.21:4). Православной Церковью то ли осуждено как ересь, то ли осуждена лишь версия апокатастасиса, которую предлагал Ориген.@

> Алексей Степанович Хомяков (†1860) указал, что проблема теодицеи – это не более чем проблема богословской школы, Бог тут ни при чём. Просто богословская школа не может ответить на этот вопрос, академия не может выступать вместо Бога. Но с этим не согласится богословие Соборов. Оно строго утверждает, что тот, кто неправильно богословствует, тот неправильно живёт и лишён Бога. Есть у нас такой догмат. /РуС.5/

6) Проблема теодицеи – проблема богословской ШКОЛЫ. Богословская ШКОЛА бессильна решить эту задачу. Ряд философов и богословов признавали бессилие богословия ответить на вопрос теодицеи. В /РуС.6/ упомянуты в этой связи Ю.Вестель и Л.Шестов.
В Книге Иова эта проблема «решена» встречей, т.е. экзистенционально. А задаётся она социально.

7) Проблема теодицеи – чисто христианский вопрос.
В дуалистических учениях (зороастризм, манихейство, гностицизм и т.п.) этот вопрос не проблематичен: идёт борьба двух равных начал – добра и зла.
В магистральных линиях иудаизма и ислама (т.е. не в каббале, хасидизме или суфизме)
Бог не есть Любовь, а Справедливость. Человек не может спрашивать у Него «зачем?», «доколе?» и т.п. Вопросы теодицеи в этих традициях неуместны: долг человека – служение и покорность Богу.
В буддизме и индуизме даже намёка на эту проблему не возникает: там нет Бога-Любви, нет несправедливых страданий, ибо карма и реинкарнация теоретически обеспечивают то положение, что страдающий всегда сам виноват.
Нет этой проблемы и в пантеизме, деизме, материализме и т.п.: если нет личного Бога, то и не с кого спрашивать, да и зло теряет свой зловещий, личный, «творческий» характер, обретая характер стихийного бедствия.
Таким образом, по мере удаления от христианства теряется и острота вопроса. Если мы христиане, мы должны жить с этим и не решать его, т.к. мера его разрешения будет мерой удаления от христианства.

/Составлено по материалу аннотации к аудиозаписи беседы прот. Вячеслав Рубский. Теодицея. Почему Бог не уничтожит зло в мире?/

[продолжение следует]

Литература:
/AFI/ "Что такое теодицея?" на artforintrovert.ru (Теодицея в философии от Августина до Канта. Кратко)
/БСл/ прот. Александр Мень. Библиологический словарь. ст. Теодицея в Библии. (фрагмент)
/WP-T/ Ст. в английской Википедии Theodicy
/РуС/ прот. Вячеслав Рубский. ст. Теодицея. Почему Бог не уничтожит зло в мире?

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы,
 делай свое дело — возвещай Радостную Весть,
 в совершенстве исполняй свое служение.
 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние.
 Приближается время ухода.
 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам.
 И теперь меня дожидается приз — венок праведности,
 который вручит мне Господь в тот День, а Он — праведный Судья.
 И Он вручит его не только мне,
 но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8/&/)

* * *

*Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка,
 Ему дали имя Иисус —
 имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ...
 Ребенок рос, набирался силы и мудрости.
 На Нём было Божье благословение.
 Каждый год родители Иисуса
 отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи.
 Когда Ему исполнилось двенадцать лет,
 они пошли на праздник, как обычно.
 После праздника они отправились домой,
 а мальчик Иисус остался в Иерусалиме.
 Родители об этом не знали,
  полагая, что Он в толпе путников;
 они прошли день пути,
 а потом стали искать Его среди родственников и знакомых.
 Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим
  и стали искать Его там.
 Через три дня они нашли Его в Храме.
 Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы.
 Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам.
 Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему:
 "Сынок, почему Ты так с нами поступил?
  Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались,
   пока Тебя искали".
 Он ответил:
 "Зачем вы Меня искали?
  Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?"
 Но они не поняли того, что Он им сказал.
 Иисус пошел с ними;
  Он вернулся в Назарет и во всём их слушался.
 А мать Его хранила всё это в памяти.
 Иисус рос,
  и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь,
 которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52/*/)

             *********************************************

/*/ евангельское чтение праздника Обрезания.
/&/ апостольское чтение воскр. перед Крещением (в этом году переносится на вт).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/025/4526.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное