Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4281 *Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога.* 22-23/II/23 (ср-чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 23-Feb-2023 12:21

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

 

 

 

# От лат. super — «сверх» и naturalis — природный, естественный) — мировоззренческая концепция, утверждающая существование "реальности, обладающей еще и сверхъестественным измерением, которое необходимо брать в расчет при рассмотрении метафизических, эпистемологических, этических и других проблем. ("Вестминстерский словарь теологических терминов"). 'Христианство /.../ традиционно выражалось на языке "супранатурализма". Согласно этому представлению, на котором все мы воспитаны, Бог определяется как "Высшее Существо" — потустороннее, пребывающее выше этого мира и за его пределами, существующее само по себе, наряду со своим творением. Как Тиллих формулирует это /.../ Он представляется "одним из видов бытия, а потому — частьювсецелой реальности. Конечно, Он рассматривается как важнейшая часть, но всё же часть, которая, как таковая, принадлежит структуре целого... Он рассматривается как некое Существо, имеющее свой мир, как некое Я, соотносимое с Ты, как некая причина, отдельная от следствия, как нечто, занимающее определенное место, но бесконечное во времени. Он — некий вид бытия, а не само бытие"'. (Джон Робинсон) 

& Имманентность Бога (от лат. immanens, родительный падеж immanentis — пребывающий в чём-либо) — богословское понятие, отражающее присутствие Бога в созданном Им мире, подчеркивающее Его Самораскрытие в откровении и доступность познанию.@ 

* Модерн — здесь: понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества. Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу постмодерна. В зап. философии понятие «модерн» закрепилось как совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени.

× Онтология — учение о сущем, т.е. о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

 ◊ Философское понятие, означающее то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как «потустороннее» — то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия; это понятие противоположно имманентному — «посюстороннему».

> Дискуссии о безрелигиозном христианстве, преодолении супранатурализма# традиционного теизма и переосмыслении понятия Бога в перспективе имманентности& были наиболее востребованы в 1960-х годах, когда в обществе позднего модерна* секуляризационные процессы достигли своего пика. Последние десятилетия, на первый взгляд, демонстрируют нам серьезное изменение социального и богословского ландшафта — происходит возрождение самых разнообразных форм сакрального.

> В этом контексте возникает вопрос, остались ли идеи Бонхеффера, Робинсона, Тиллиха просто попыткой перевести образ Бога в план имманентности, которая на определенном этапе своего развития оказалась выстроенной вокруг секулярных дихотомий, или здесь представлена критическая работа над теологической онтологией×, позволяющая при интерпретации постсекулярного понять «пост-» в смысле «после прохождения через современность» {J.Caputo, On Religion, L., N.Y.: Routledge, 2001, p. 60.}, избежав тем самым как иррационального релятивизма, так и впадения в консервативную досовременность.

> Если попытаться выделить ключевые моменты концепции «безрелигиозного христианства», то к ним можно отнести преодоление образа Бога как «Высшего сущего», потустороннего, пребывающего выше этого мира и за его пределами, существующего в себе и для себя, наряду со своим творением, как некоего вида бытия, а не самого бытия; акцентирование посюсторонности, при которой подлинной трансцендентностью оказывается ближний.

> Определяющую роль в формировании концепции «безрелигиозного христианства» сыграли труды Дитриха Бонхеффера. Основные положения этой концепции — понятие «мира, достигшего совершеннолетия», «нерелигиозная интерпретация библейских понятий», жизнь в мире, «как если бы Бога не было», многократно обсуждались. Центральная тема «Писем из тюрьмы» часто представала под лозунгом: «Христос для мира, достигшего совершеннолетия». Но этот тезис нуждается в корректном понимании, учитывающем контекст ранних работ Бонхеффера. В своем «Послесловии» к новому немецкому изданию «Сопротивления и покорности» Христиан Греммельс утверждал, что тема Бонхеффера — это не «совершеннолетие», «посюсторонность» и «безрелигиозность» современного мира, что выдвигалось на первый план в интерпретациях 1960-х годов, где Бонхеффер представал как «радикальный» или «секулярный» теолог. Он напоминает слова́ Бонхеффера: «Что меня постоянно занимает, так это вопрос, чем для нас сегодня является христианство и кем — Христос?». {Д.Бонхеффер, Сопротивление и покорность, М., 1994, с. 199.} Бонхеффер обращается к «посюстороннему», «мирскому» и автономии, именно потому, что его настоящая тема — это «возвещение мира, достигшего совершеннолетия Иисусом Христом». Взгляд Бонхеффера на современность, которой христианство призвано дать новый ответ, наиболее ясно выражен в его письме от 8 июня 1944 г., где он излагает свой взгляд на природу исторического развития:

> Начавшееся примерно в XIII веке ... движение в сторону человеческой автономии (я подразумеваю под этим открытие законов, по которым мир живет и осознаёт себя в науке, в общественной и политической жизни, в искусстве, этике, религии) достигло в наше время известной завершенности. Человек во всех важных вопросах научился обходиться собственными силами без привлечения «рабочей гипотезы о существовании Бога». В вопросах науки, искусства и этики это стало самоочевидным, о чём едва ли кто отважится еще спорить; но вот уже около 100 лет это всё в большей степени становится справедливым и для религиозных проблем; оказывается, что всё идет своим путем и без «Бога», причем ничуть не хуже, чем прежде. Как в области науки, так и в общечеловеческой сфере «Бог» всё больше вытесняется из жизни. Он теряет почву под собой. {Там же, с. 237-238.}

> Сейчас это описание прогресса науки может показаться несколько односторонним, однако само ощущение человеческой автономии становится всё более актуальным для религиозных вопросов. Как в научной сфере, так и в повседневности, Бог всё больше и больше вытесняется из жизни. Можно считать это «великое движение» антихристианским и пытаться ему противостоять, как это делает христианская апологетика, или рискнуть говорить о Боге в совершеннолетнем мире без религии, без темпорально обусловленных предпосылок метафизики, постараться понять совершеннолетний мир лучше, чем он сам понимает себя, — в свете Христа. Для Бонхеффера подобное понимание, предполагающее «не-религиозную интерпретацию» библейских понятий, означает отказ от метафизики и индивидуализма, трактующих Бога как запредельное сущее, возвышающееся над посюсторонним существованием, к которому человек обращается как к космологической гипотезе, объясняющей недостающие пробелы в познании универсума, или инстанции, отвечающей на наши «последние вопросы» и обеспечивающей нам в поисках индивидуального спасения удобную лазейку в вечность. Бонхеффер подчеркивает, что христианство не предлагает никакой «религиозной методики», «Иисус призывает не к новой религии, а к новой жизни». {Там же, с. 268.} В контексте современной ситуации это означает для него не пытаться каким-то образом замаскировать обезбоженность мира, но принять его совершеннолетие, разделив боль и страдание Бога в этом мире. Именно такое понимание интеллектуального развития мира, который в своем совершеннолетии безбожнее совершеннолетнего, и поэтому, возможно, оказывается ближе к Богу, приводит Бонхеффера к его страстному призыву к христианской церкви, соответствовать новой ситуации:

> И мы не можем быть честными, не сознавая, что мы должны жить в мире,
¤ Лат. "как если бы бога не было".
“etsi deus non daretur”¤. А как раз это мы познаём — перед Богом! Сам Бог принуждает нас к такому выводу. Так наше совершеннолетие ведет нас к подлинному познанию нашей ситуации перед Богом. Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога. Бог, который с нами, есть Бог, который хочет, чтобы мы жили без рабочей гипотезы о Боге, есть Бог, перед которым мы постоянно пребываем. Перед Богом и с Богом мы живем без Бога. Бог дозволяет вытеснить себя из мира на крест. Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам. {Там же, с. 264.}
> Этот отрывок заслуживает особого внимания, поскольку он ясно иллюстрирует, что Бонхеффер настаивает как на историческом развитии, ведущем к человеческой автономии, так и

‡ Лат. «бог из машины». "Это выражение Менандра, ставшее крылатым, означает появление в нужный момент на сцене античного театра бога, спускаемого при помощи механического приспособления, который своим вмешательством разрешает конфликт и приводит пьесу к развязке". (Н.Балашов)

на евангельских импульсах автономии, вместе они требуют ситуации, когда deus ex machina заменяется Богом, который действительно является страдающим участником в жизни мира. Кроме того, этот фрагмент дает понять, насколько важно видеть контекст, из которого приходят самые провокативные фразы Бонхеффера. Расхожее представление о Бонхеффере как теологе, призывающем к «жизни в мире, как будто Бога не существует», меняется, если учитывать отсылку к значению, которое имеет эта фраза у Гуго Гроция: «как если бы Бог не был дан», т.е. без «рабочей гипотезы о Боге». Это и позволяет Бонхефферу сказать, что именно Бог требует от нас идти таким путем, жить по-мирскому, вовлекаясь в мессианские страдания Бога в обезбоженном мире. Тем самым, уникальность бонхефферовского понимания христианства в совершеннолетнем мире заключается в том, что он осмелился увидеть в ситуации, когда эпоха «религии» проходит, с одной стороны, эмансипацию и историческое развитие, а с другой — осуществление Божьей цели, открытой во Христе; поэтому ученичество может быть поастоящему мирским без приспособления к миру, может быть вовлечением в жизнь «перед Богом, без Бога, как того требует Бог»; Христос должен быть в центре, потому и несмотря на то, что Бог позволил вытеснить себя из мира на крест. Развитие мысли, называемое «совершеннолетием», можно рассматривать как часть восстановления всей судьбы человечества, часть христианского видения того, что может быть этой судьбой, именно потому, что Христос выражает это в своем постоянном присутствии в мире без отождествления с миром.

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                 (Иоиль 2:12-19/++/)

* * *

*А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой,
 моли́тесь в единении со Святым Духом,
 храните себя в любви Бога,
 дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости
 дарует нам вечную жизнь. (Иуд.20-21/#/)

* * *

*За Иисусом шла большая толпа народа,
 и среди них женщины,
 которые били себя в грудь, оплакивая Его.
 Иисус, повернувшись к ним, сказал:
 — Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима!
  О себе плачьте и о детях своих!
  Вот наступают дни, когда будут говорить:
  "Счастливы бесплодные, нерожавшие
   и не кормившие грудью!"
  Тогда будут говорить горам:
  "Обрушьтесь на нас!" —
  и холмам: "Скройте нас!"
  Если с деревом, полным соков, так поступают,
  что же будет с сухим?
 Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.
 И когда пришли на место, называемое "Череп",
 распяли там Иисуса и преступников —
 одного справа, а другого слева от Него.
 Иисус говорил:
 — Отец! Прости им, они не понимают, что делают!*
                                (Лк.23:27-34/##/)

********************************************* 

/++/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.
/#/ из апост. чтения четверга.
/##/ из еванг. чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4281.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное