Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23L-2 (4279) *Человек, познавший исток и примирение в Иисусе Христе, будет знать всё. Притча о Страшном суде* 16-19/II/23 (чт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Feb-2023 10:59

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 6 февраля 2023 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное грядущему Страшному суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

к апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех
           messia.ru/rasylka/010/2518.htm
 + + + Виктор Попков:
        Мы непримиримы к нарушителям традиций...
                  messia.ru/rasylka/005/1082.htm
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)
        golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm

 

 

 

 

 

> Но как существует неистинное человеческое делание, являющееся осуждением, то так же встречается — и на удивление часто — суждение, которое есть делание подлинное. Это «суждение», которое берет начало в свершившемся единении с истоком, с Иисусом Христом. Есть «знание», происходящее из восприятия Иисуса Христа, как Примирителя. «Духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1Кор 2:15) и «вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1Ин 2:20). Такое суждение и такое знание берутся из единства, а не из разделения. И потому они созидают не новое разделение, а примирение. Подобно тому как суд Иисуса заключался в том, что Он пришел не судить, но спасти («Суд же состоит в том, что свет пришел в мир», Ин 3:19, ср. ст. 17,18){}, так и примиренные с Богом и человеком во Христе, оставаясь несудящими, будут судить всё и, оставаясь незнающими добра и зла, всё позна́ют. Их суд будет состоять в братской помощи, в восставлении и в направлении на верный путь, в увещевании и утешении (Гал 6:1; Мф 18:15-17), а если это необходимо, то и во временном отказе в общении, но так чтобы дух был спасен в день Господа Иисуса{} (1Кор 5:5). Это будет суд примирения, а не разделения, суд через неосуждение, суд, являющийся делом примирения. Человек, познавший не добро и зло, а исток и примирение в Иисусе Христе, будет знать всё. Зная Христа, он воспринимает и принимает свое избрание Богом. Он больше не выбирает между добром и злом, то есть он больше не живет в разделении. Он теперь — избранный, который больше ничего не может выбирать. Он уже сделал выбор, став таковым в свободе и единстве исполнения воли Божьей. Он обладает тем самым новым знанием, в котором преодолено познание добра и зла. Он обладает познанием Божьим, но при этом он не схож с Богом, а несет в себе Его образ и подобие. Он знает только «Иисуса Христа распятого» (1Кор 2:2), а в Нём ему ве́домо всё. Незнающий, он стал знающим только Бога, а в Нём и знающим всё{}. Знающий Бога в Его откровении, совершившемся в Иисусе Христе, знающий распятого и воскресшего Бога, знает всё, что только есть на земле, на небе и в преисподней. {Ср. Флп 2:10.} В Боге ведает он конец всякого разделения, всякого суждения и осуждения. Он знает любящего и живого Бога. Фарисейское знание было мертво и бесплодно. Знание Иисуса и принадлежащих Ему живо и плодоносно. Фарисейское знание убивает, новое знание спасает и примиряет. Фарисейское знание — это разрушение всякого подлинного делания. Знание же Иисуса и принадлежащих Ему только в делании и состоит.

> «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф 6:3-4). И фарисею было известно, что не следует хвалиться милостыней, что за всё доброе, совершённое им, хвалу следует воздавать Богу. {Лк 18:11-12.} Если бы Иисус намеревался сказать лишь это, то Его слова́ были бы излишни. Но как раз эту-то разумную и благочестивую мысль Он выразить и не стремится. Он говорит нечто прямо-таки противоположное. Фарисей, воздававший за свои добрые поступки хвалу Богу (Лк 18), жил всё еще в познании добра и зла, сам выносил суждение о себе и, разумеется, благодарил Бога за эту свою способность. Фарисей знает то доброе, что́ он совершил. Иисус же своим словом не ополчается против бахвальства и самодовольства творящего добро, нет, Он снова вонзает это слово в самое сердце человека, живущего в разделении. Делающему добро Он запрещает об этом добре знать. Новое знание о совершившемся в Иисусе примирении, о преодолении разделения полностью замещает собой старое знание о своем добре. Познание Иисуса полностью и без всяких саморефлексий растворяется в делании. Собственное добро сокрыто от человека. Человек не только не должен быть судьей своего добра, нет, он больше и не должен желать знать о нём. Более того, он и вовсе не должен больше о нём знать, он его больше и не знает. Настолько бесспорным стало его делание, настолько отдается он своему деланию и наполняется им, настолько его делание становится не одной возможностью из многих, а Единым, Подлинным, волей Божьей, что никакое знание не может больше стать здесь препятствием. Буквально нельзя уже терять нисколько времени на приостановку действия, на сомнение в нём и на его оценку. Эта оценка остается сокрытой не только от других людей, но и от суда собственной совести. Совершенно ясно: зная Иисуса, человек больше не может знать собственное добро; зная о своем собственном добре, человек не может знать Иисуса. Невозможно быть одновременно примиренным и разделенным, свободным и подчиняющимся закону, простым и расколотым надвое. Никаких переходов или ступеней здесь быть не может — либо одно, либо другое. Но поскольку человек не способен отказаться от знания о своем собственном добре и преодолеть его (разве что он будет обманывать сам себя и путать методичное вытеснение {Согласно современному психоанализу с помощью «вытеснения» нечто осознанное переносится в область бессознательного, откуда оно снова заявляет о себе, что, как правило, приводит к психическим расстройствам.} этого знания с его преодолением), то высказывание Иисуса о правой руке, которая не должна знать, что делает левая, {Мф 6:3 ...} то есть о сокрытии собственного добра, означает зов к отказу от разделения, от падения, от познания добра и зла, зов к единству, к истоку, к новой жизни, даруемой лишь в Иисусе. Это освобождающий человека зов к простоте, к обращению. Это зов, который побеждает даже старое падшее знание и дарует новое познание Иисуса, то знание, которое целиком и полностью растворяется в делании воли Божьей. Из того что ко всякому апостольскому увещеванию о даянии добавляется, что оно должно совершаться «в простоте» (Рим 12:8; 2Кор 8:2; 9:11,13 и т.д.){}, ясно видно, насколько глубоко внедрились эти слова Иисуса в жизнь Его общины. Невозможно не увидеть в этом напоминание о Нагорной проповеди. {Мф 6:22: «если око твое будет чисто (haplûs), то всё тело твое будет светло» ...} Да и Сам Бог дает «просто» (Иак 1:5) тому, кто просит Его «без разделения мысли» (me diakrinomenos) {Ср. Иак 1:6; в Библии Лютера просящий «да не сомневается».}. «Человек с двоящейся душой», aner dipsykhos, будучи противоположностью человека простого, даже не думает что-либо получить у Бога (Иак 1:<7->8){}. Но получающий в простоте, в простоте будет и давать.

> Дополнение и завершение этих слов находится в притче о Страшном суде (Мф 25:31-46). На Иисусовом суде принадлежащие Ему не будут знать о том, что они накормили, напоили, одели и посетили Его. Не они будут знать о своем добре, а Иисус откроет его им. Тогда наступит время, для которого не было времени здесь, на земле: время, когда сокрытое откроется и получит свою награду, время оценки и суда. Но и тогда всякая оценка, всякое знание и всякое суждение будут принадлежать Богу и Иисусу Христу, а мы будем изумляющейся и принимающей стороной. Фарисею, который считает себя способным предвосхитить и подготовить Страшный суд своим ежедневным самоосуждением, весть о том, что добро он примет только из знания, из оценки, из руки Иисуса, должна казаться непостижимой и предосудительной.

> Однако совершившееся в Иисусе преодоление познания добра и зла, а равно и всё сказанное о свободе и простоте будет понято совершенно неверно, если воспринимать его как психологическую данность, если снова пуститься в рефлексии об их наличии у себя или у других людей. С точки зрения психологии невозможно, чтобы левая рука не знала, что делает правая, чтобы в простоте делать всегда только что-то одно, не учитывая других возможностей. Причина здесь в том, что психологическое рассмотрение вопроса и само подчиняется закону разделения. Соответственно, ту простоту и свободу, то делание, что Иисус имеет в виду, психология никогда не обнаружит. За мнимой простотой, свободой, нерефлектированностью она снова и снова будет открывать последнюю несвободу и последнее разделение. Но тем самым она никоим образом не затрагивает того, о чём говорит Иисус. Обретший в следовании за Христом простоту и свободу с психологической точки зрения может оставаться глубоко рефлектирующим человеком. И наоборот, может существовать психологическая простота, ничего общего не имеющая с простотой примиренной с Богом жизни. По Библии есть вполне оправданное и необходимое вопрошание о воле Божьей и вполне оправданное и необходимое испытание самого себя. {2Кор 13:5 ().} В этом нет никакого противоречия с тем фактом, что для живущего в преодолении познания добра и зла больше не существует выбора между различными возможностями, что для него остается только избранничество к простому исполнению единой воли Божьей и что следующий за Иисусом не может знать о собственном добре.

[ Дитрих Бонхёффер. Из книги "Этика" / М.: ББИ, 2013. c. 328–333  ]

Примечание ред. рассылки.
Традиционным пониманием "познания добра и зла" в Быт.2–3 стало буквальное понимание. Однако современные библеисты подчеривают, что изначалное значение выражения было иным: "Слово познать (евр. ЙАДА́) в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать» (ср. Быт 4.1; 1Цар 16.18; Иов 32.22; Ис 29.11). Словосочетание добро и зло есть идиома, обозначающая «всё» (ср. Быт 24.50; 31.24,29; 2Цар 13.22; 14.17). Поэтому дерево познания добра и зла можно понимать как символ власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той, на которую человек мог бы претендовать независимо от Него". (Прот. Александр Мень, "Как читать Библию", Быт 2.16-17.) См. тж.: Он же. доклад "Человек в библейской аксиологии"; В.Сорокин."Историко-культурный контекст Ветхого Завета".
О понимании, ставшем традиционным: Прот. Александр Мень, "Как читать Библию", Быт 3.1; Б.П.Вышеславцев. "Миф о грехопадении"; Доминик Бартелеми. "Бог и Его образ".

 

 

см. также:
+ прот. Вячеслав Рубский: проповеди (видео): 2014 г.; 2019 г.
+ его же беседа 2014 г., аудио
+ свящ. Александр Мень: конец света – когда? (из Б.С., +ссылки)
+ из его же ст. "Эсхатология библейская" в Б.С. (+ссылки)
+ свящ. Александр Мень:
   как будут судить каждого из нас и всех людей
(+ссылки!)
+ В.Н. Кузнецова: Последний суд (+ссылки!)
+ свящ. Сергий Булгаков: эсхатология (1)(+ссылки!) (2) (+ссылки!)
+ G.M.Burge: синтез осуществлённых и футурологических компонентов
   (+ссылки)
+ Чарльз Додд: Царство Бога здесь, сейчас, но оно остается надеждой, которая осуществится за пределами истории

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Если кто говорит: "Я люблю Бога",
  и при этом ненавидит своего брата,
 тот лжец.
 Ведь если он не любит брата, которого видел,
 то не может любить Бога, которого не видел.
 У нас есть заповедь, которую мы получили от Него:
 тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата.
 Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос-Помазанник,
  рожден Богом,
 и всякий, кто любит Родителя, любит и Рожденного Им. ...
 вот что значит любовь к Богу:
  это когда мы соблюдаем Его заповеди.
 А заповеди Его не тяжелы.
 Потому что всякий, кто рожден Богом, побеждает мир.
 А та победная сила, что победила мир, и есть наша вера.
 Кто побеждает мир?
 Только тот, кто верит, что Иисус – Сын Бога! ...
 Мы знаем, что всякий, кто рожден Богом, не грешит,
 потому что Рожденный Богом оберегает его
 и Злодей не может наложить на него руку.
 Мы знаем, что мы – от Бога, но весь мир – во власти Злодея.
 Мы знаем, что Сын Бога пришел
  и дал нам способность понимания,
 чтобы мы могли узнать Истинного.
 И мы живем в Истинном – в Сыне Его Иисусе Христе.
 Он есть истинный Бог и вечная жизнь.
 Детки, берегите себя от языческих богов!*
                (1Ин.4:20-5:1,3-5,18-21/&/)

* * *

*Пища не приведет нас к Богу.
 Если мы не едим, мы ничего не теряем,
 если мы едим, ничего не приобретаем.
 Но смотри́те, чтобы эта ваша свобода
 не стала камнем преткновения для слабых. ...
 А поэтому,
  если пища может стать причиной падения моего брата,
 я лучше не буду есть мяса вовек,
 лишь бы не стать причиной падения моего брата.*
                               (1Кор.8:8-9,13/+/)

* * *

Иисус сказал:
"Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман.
 Многие придут под Моим именем
 и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
 Не идите за ними!
 Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
 Это должно сперва случиться,
  но конец наступит не сразу. ...
 Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
 а на земле народы будут трепетать в отчаянии
 от рёва моря и бушующих волн.
 Люди будут падать бездыханными
 в страхе перед тем, что надвигается на мир.
 Ибо силы небесные сотрясутся.
 И тогда увидят:
  Сын человеческий идет на облаке,
   облеченный силой и великой славой. ...
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
 Так смотри́те, не обременяйте сердец своих
 разгулом, пьянством и житейскими заботами,
 чтобы День тот не застал вас врасплох.
 Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
 Бодрствуйте всё время, моли́тесь,
 чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
 и предстать перед Сыном человеческим".
            (Лк.21:8-9,25-27,33-36/**/)

* * *

*В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня.
 А в три часа Иисус вскрикнул громким голосом:
 "Элахи́, Элахи́, льма швакта́ни?"
 В переводе это значит:
 "Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?" ...
 Иисус, вскрикнув громким голосом, испустил дух.
 Завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу.*
                                     (Мк.15:33-34,37-38/*/)

********************************************* 

/&/ включает часть апостольского чтения четверга.
/*/ из еванг. чтения пятницы.
/**/ евангельское чтение субботы.

/+/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23L-2.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное