Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3623 *Святой Дух, Церковь, крещение* 1-2/III/18 (чт,пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 01-Mar-2018 14:16

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 16 февраля 2018 г. ст.ст., четверг 2-й седмицы Великого поста.

* 17 февраля 2018 г. ст.ст., пятница 2-й седмицы Великого поста.

 

 

 

2-я седмица Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

 

 

 

В этом году первые дни Великого поста мы говорим о Никео-Цареградском Символе веры.

Символ веры традиционно делится на 12 частей, "членов", но мы прибегнем к нетрадиционному его членению...

 

(10-12)

"Верую... и во единого Господа Иисуса Христа...
и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков;
И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во отпущение грехов
".

 

 

 

> Раньше чем расстаться со Своими учениками, Спаситель Христос обещал, что пошлет им Духа Своего Святого, Который напомнит им всё, что Он Сам им говорил (Ин 14:26). Дух Святой, Который исходит из Отца и Им, Христом, посылается в мир, придет к Его ученикам. В Евангелии сказано, что Святой Дух является нашим Утешителем (Ин 14:16). Слово «Утешитель» на русском языке нам напоминает только одно понятие: что Он нас утешает. А в чём же Он нас утешает? Разве нам нужно утешение? Увы, большей частью нам утешение, по нашим чувствам, не нужно — в том смысле, что нам утешаться не в чем. Да, нам приходится утешаться, когда у нас горе на земле, когда у нас страдание, когда мы переживаем потерю близкого человека, но не о таком утешении говорит Евангелие.

> Апостол Павел () говорит, что для него жизнь — Христос, а смерть — приобретение (Флп 1:21), потому что пока он живет в этом теле, он разлучен со Христом (2Кор 5:6), и только смертью, то есть вырвавшись из плена телесного, он будет со Христом нераздельно, неразлучно. И однако он согласен (он говорит об этом в том же отрывке) продолжать жить на земле в каком-то мучительном отлучении от Христа, Который является единственной его любовью, потому что своим присутствием, своим словом он нужен для спасения других людей (Флп 1:22-25). Павел был готов ради любви к Богу и воплощая в себе эту любовь, как бы умереть внутренне, умирать в течение всей своей жизни в разлучении со Христом до момента, когда настоящая телесная смерть его сделает свободным и введет в Царство Божие, и он окажется вместе со своим Наставником и Спасителем Христом.

> Слово «Утешитель» понятно в этом контексте. Нам же оно должно быть понятно, постольку поскольку мы сами страдаем о том, что мы не постоянно со Христом и с Богом. А мы знаем на опыте, как мало времени мы уделяем — я не говорю: формально, но внутренне — тому, чтобы быть с Богом. И поэтому Дух Святой как Утешитель для нас далек, Ему как будто не в чем нас утешать. А мы должны бы так возлюбить Бога, так возлюбить Христа, так рваться к Нему всем нашим существом, чтобы нам нужно было утешение, чтобы не только словами, но чем-то таинственно происходящим в нас рождалась и росла наша близость, наше родство со Христом Спасителем. И в этом смысле Дух Святой является Утешителем для тех, кто не может утешиться от разлуки со Христом. Он их утешает тем, что раскрывает им тайны Царства Божия, раскрывает учение Христа, раскрывает им любовь Христову, призывает их быть подлинно Его учениками, утешает, дает радость.

> И это второе значение на славянском языке слова «утешение»: Он приносит радость. Дух Святой приносит радость тем, что, как Спаситель нам обещал, приобщает нас к Нему, Он нас приобщает друг к другу и Он нам раскрывает тайны Божии.

> И наконец (греческое слово в этом смысле богаче русского), Он является нашей крепостью. Он утверждает нас в вере, утверждает нас в преданности Богу, утверждает нас в том, что мы на земле, как апостол Павел, должны тосковать по Христу, плакать над нашим временным разделением, но знать, что мы посланы в мир для спасения всего мира ценой этой нашей разлуки и порой ценой мучительной жизни и мучительной смерти до того момента, когда мы со Христом будем в вечности. Вот что мы знаем непосредственно о Святом Духе из Евангелия: Дух Святой, Который нас утешает о разлуке, укрепляет в этой разлуке и вдохновляет знанием тайн Божиих.

> И Он является Духом Истины (Ин 14:17). Вы все знаете молитву Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… Он Дух, Он дыхание Истины в том смысле, в котором я попробовал вам ее объяснить в начале наших бесед как самое бытие неограниченное, необусловленное, как Живой Бог, Который есть Истина, есть абсолютное Бытие, безусловное, нетварное, вечное… Иже везде сый: Он везде, Он пронизывает всю вселенную как свет, как тепло. Он всё исполняет*, и Он сокровище благих, то есть в Нём сокрыто всё благое, всё святое, всё священное, все дарования. Он является сокровищницей всего, что Бог нам хочет дать, и Он — жизни Податель, не той временной жизни, которая нам дана при нашем рождении, но новой жизни, которая дается нам во Христе и в Духе Святом.

> И тут я хочу вам напомнить, что в Крещении мы соединяемся со Христом, мы погружаемся в воды Крещения, как бы образно являя, что мы вместе со Христом умираем, погружаемся в Его смерть и с Ним делаемся мертвыми по отношению ко всему, что несовместимо с Богом, что является отрицанием Бога не только в мыслях наших, не только в чувствах наших, но во всём нашем отношении к Богу, к нам самим, к ближнему, ко вселенной. И поднимаемся мы из этих вод, как бы воскресая вместе со Христом, входя в новую жизнь с Ним. Но в этот момент мы облечены, как бы пронизаны всем тем, чем является Христово человечество, пронизанное Его Божеством. И в Миропомазании нам дается дар Святого Духа. Он вселяется в нас, Он уже действует в нас, Он неизреченными воздыханиями, как говорит Апостол (Рим 8:26), нам шепчет истину о Боге, о нас самих, о вселенной, о всех тайнах земли́ и неба. И вместе с этим Он нас учит, потому что мы соединены со Христом, называть Бога — Отцом.

> <...> мы можем называть Бога Отцом нашим не только потому, что Он Отец всех нас, но лишь постольку поскольку мы братья и сёстры Христа. И я говорю эти слова не с дерзостью, а опираясь на Священное Писание, ибо Христос сказал женам-мироносицам: Идите к братиям Моим и возвестите им о воскресении (Мф 28:10). Да, Он нас признаёт Своими братьями; но подлинными братьями мы делаемся подвигом верности Ему как ученики, верности Ему как братья и сёстры.

> И в связи с этим раскрывается тайна не только нашего личного соединения со Христом, но открывается тайна Церкви. Я вам упомянул слова́ Хомякова, который говорит, что Церковь — это организм любви, это тело, где осуществляется Божественная любовь.{} И если представить, что такое Церковь, не думая о нас, а думая о ее существе, то мы должны понять, что Церковь — то место, где человечество, люди, живые люди, грешные и становящиеся учениками Христа, встречаются со Христом. И Христос их приемлет и в Крещении с ними соединяется так, что Его жизнь делается нашей жизнью. И, как ни страшно это сказать, наша жизнь делается Его жизнью, потому что, как один древний писатель сказал, до конца времен тело Христово, вознесшееся на небо и восседающее по правую руку Божию, несет на себе раны распятия.

> И вот — мы и Христос. Но не только мы и Христос. Дух Святой нам дается в Миропомазании, Дух Святой нам дается так, что Он постоянно в нас действует, как я только что говорил. И больше того: Он стучится во все двери неверующего мира, пронизывая его пониманием, поскольку оно возможно без полного раскрытия истины во Христе. И больше того: Церковь — место, где во Христе и в Духе Святом, через Духа Святого и Христа Отец наш присутствует в нашей среде. И в этом обществе мы являемся детьми Божиими, постепенно вырастающими в полную меру роста Христова, как говорит Апостол (Еф 4:13).

> Церковь, таким образом, является богочеловеческим обществом, в котором живет Бог, но Бог, о Котором я говорил с вами всё время с определенной точки зрения: с точки зрения любви. Бог Творец любит нас, Он нас создает по любви с тем, чтобы нам дать всё, что принадлежит Ему, с нами разделить всё, что является Его как бы собственностью, Его естеством, Его жизнью, торжеством, ликованием полноты бытия и жизни. Во Христе (мы говорили о Его воплощении, о распятии) торжествует Божественная любовь. И Дух Святой, Который сходит к нам, грешным, является тоже действием Божественной любви, потому что Он не приходит к святым, в храмы, которые достойны Его присутствия; Он приходит к нам и вселяется в нас. И, как Апостол говорит, мы несем эту святыню в глиняных сосудах, то есть в сосудах, не достойных того, что содержится в них (2Кор 4:7).

> Так, Церковь является богочеловеческим обществом, где человечество в нашем лице, в лице нас, грешных, и в лице святых отзывается на Божественную любовь и соединяется с Богом, и во имя этой Божественной любви идет в мир по призванию Христа, Который нас посылает в мир, как Он сказал, словно мы овцы среди волков (Мф 10:16). Мы посланы, чтобы принести пусть даже ценой нашей жизни и смерти благую весть, чтобы разбудить новую жизнь, торжество жизни, радость жизни и приобщенность к Божественной жизни всей твари, и стать вновь тем, чем человек был призван быть: вождем этой твари, вождем, который, сам соединившись с Богом, теперь во Христе и в Духе Святом может вести, руководить всю тварь не только в Царство Божие, как бы в место блаженства, но в такую приобщенность к Божественной жизни, о которой говорит Апостол, когда нам обещает, что придет время, когда Бог будет всем во всех и во всём (1Кор 15:28). Вот чем является Церковь: организмом любви, где живая любовь, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая, в самом бытии Которой вписан крест, смерть, распятие и Воскресение, является источником всего.

Антоний, митрополит Сурожский. Из "Бесед о Символе веры"
(оп. в сб. "Труды", кн. 2) ]


* т.е. наполняет собой. – прим. ред. рассылки.

 

 

 

См. также:
+++ митр. Антоний: Святой Дух
     (Беседа в Содружестве свмч. Албания и преп. Сергия 28 окт. 1971 г.)
    О Церкви (Выступление в МДА 12 сентября 1978 г.)
    Таинство Крещения (Беседы в Лондонском приходе. Сент.—дек. 1994 г.)

+++ свящ. Александр Мень:
     Святой Дух / другая беседа о Св. Духе / о крещении /

+++ свящ. Александр Шмеман: Святой Дух / ...говоривший через пророков /
    Церковь / отд. цикл бесед о Церкви / крещение /

+++ Карл Барт:
     Святой Дух (полная версия лекции 21)
     Лекция 22 – Община, ее единство, святость и всеобщность
     "Верую... в крещение для прощения грехов". Жить прощением
      (полная версия лекции 23)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Сын мой! Если ты поручился за другого,        за чужого поруку дал –
 то на собственном слове ты попался, * собственным словом был пленен.
 Что угодно делай, сын, но избавься, *  ибо ты теперь в чужой власти.
                   Падай в ноги, умоляй, не отставай,
 гони от себя сон,                                    глаз не смыкай,
 спасайся, как газель от погони,                  как птица от ловца.
 Лентяй! Ступай к муравью,                   поучись у него мудрости:
 нет над ним ни начальника,              ни смотрителя, ни правителя;
 а он с лета запасается пищей                и в жатву копит припасы.
 Сколько можно лежать, лентяй,            не пора ли от сна очнуться?
 Еще чуть поспишь, подремлешь,              еще посидишь сложа руки -
 и придет к тебе бедность, как бродяга,
                                       нагрянет нужда, как грабитель.
 У негодяя и злодея                             ложь с уст не сходит:
 то он подмигнет, то ногой притопнет,        то пальцами знак подаст.
 В его сердце - порок, * в его мыслях - зло, *  раздоры он разжигает.
 За это нагрянет к нему беда,        погубит нежданно и безвозвратно.
 Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ,        и седьмая для Него - мерзость:
 заносчивый взгляд, лживый язык, *  руки, проливающие невинную кровь,
 сердце, что замышляет злодейство,       ноги, спешно бегущие ко злу,
 лжесвидетель, дышащий ложью, * и тот, кто сеет раздоры меж братьями.
 Сын! Храни отцовский завет        и не отвергай материнского наказа.
 Носи их всегда в своем сердце,         надень, как ожерелье, на шею.
 Пойдешь - они поведут тебя,       ляжешь спать - будут хранить тебя,
                   проснешься - заговорят с тобой.
 Ибо заповедь - светильник,                            учение - свет,
                 а строгое наставление - путь жизни.
 Они уберегут тебя от дурной женщины, * от льстивых речей чужой жены.
 Не тревожь сердце ее красотой,        не пленяйся взмахом ее ресниц.
 Ведь блуднице цена - ломоть хлеба,
                                    а за чужую жену заплатишь жизнью.
 Можно ли скрыть огонь за пазухой              и не подпалить одежду?
 Можно ль пройти по горящим угольям                  и не обжечь ног?
 Так и с тем, кто ходит к чужой жене:
                         не останется безнаказанным, кто ее коснулся.
 Не строго судят вора, что украл       с голоду, чтобы только поесть;
 а всё ж поймают - возместит всемеро,      всё свое достояние отдаст.
 Недостает ума прелюбодею -            готовит он собственную гибель.
 Побои и бесчестье ожидают его,                  и позор несмываемый.
 Ибо ревность сжигает мужа,             и он не пощадит в день мести,
 не согласится ни на какой выкуп,
                                   не смягчится, сколько ему ни сули.*
                                                           (Пр.6:1-35/&/)

             *********************************************

/&/ нов. пер. РБО, 2000г., содержит чтение четверга (кр. 1 стиха) и часть чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3623.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное