> Лк.2,40 Младенец
же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать
Божия была на Нём.
> Был ли Иисус выдающимся ребёнком? Этот вопрос возник сравнительно
недавно – в последние пару веков христианской истории.
Причина – в общем непростом отношении современности
к детям. Дошло до того, что стали говорить о неких
"детях-индиго", у которых особая ДНК с защитой
против всех болезней, сверх-способности, купленные ценой аномалий
в поведении и т.п.
> Идея «детей индиго» пришла в Россию из США, но в Америке
эта идея – удел небольшой группы культурных маргиналов,
даже не часть масс-культуры. В России же идея молниеносно
стала частью именно массовой культуры, пошли «документальные» фильмы
о детях индиго. В сочетании с американскими сериалами
о супермене, человеке-пауке и детях-мутантах, школьницах-колдуньях
и попытках дьявола вырастить ребёнка-антихриста, получается сносшибательная
смесь. Телевизор – это на Западе он «голубой <экран>»,
а в России впору говорить о «телевизоре индиго», о телевизоре,
в котором к нормальному синему цвету примешан багрово-кровавый
оттенок.
> В гениальных детей человечество верит давно. Геракл, душащий
в колыбели змей, пример из классических, повесть Уайльда
"Звёздный мальчик" – пример из модерных.
В России самый политически острый пример – повесть
Гофмана «Крошка Цахес», написанная в 1818 году, в которой
удачливость даруется ребёнку феей. Сравнение Путина с Цахесом
стало поводом (не причиной) расправы с предпоследним островком
демократии на телевидении. На первый взгляд, сравнение прежде
всего обыгрывало сходство отношений Ельцина с Путиным, но, видимо,
по-настоящему Шендерович угадал совсем другое: сам тип Путина –
тип ребёнка, вечно юного Питера Пэна. Более того, его преемник
ещё более инфантилен (внешне), даже в пропорциях головы
и тела, и эта инфантильность может быть обыграна к выгоде
своих обладателей именно как проявление «индижьего».
> Хотя вера в чудесных детей древняя, в культуре модерна
она приобрела особо важное место – как и дети
в целом. Культура, построенная не на воспроизводстве
знаний, а на их производстве, на постоянном ускорении,
на обучении как способе встать на плечи учителя и быть
выше его, создала особое отношение к детству (о чём есть
классическая книга французского историка Арьеса). Ребёнок из маленького
взрослого превратился в полу-ангела, полу-бесёнка, в загадку,
из которой может и должен вырасти некто Больший. Правда,
модерная культура не любит мистики, верит в биологическое
равенство людей (и, видимо, вполне справедливо). Создайте отличную
школу – и будет отличный ребёнок. Вопрос денег и метода.
> С концепцией «детей-индиго» модерн соприкасается в своём
недоверии в родителям: «отличная школа» понимается прежде всего,
как школа, которая изолирует ребёнка от родителей, по крайней
мере, в смысле образования. Впрочем, и к воспитательным
способностям родителей модерн относится подозрительно, для него
семья – слишком кустарщина, слишком непредсказуемо. Лучше
конвейер школа-университет. А конвейер сбоит постоянно, что даёт
ещё один повод предполагать, что ребёнок «испорчен» то ли
в раннем детстве, то ли на генетическом уровне. Вера
в "детей-индиго", у которых гениальность сопряжена
с отклонениями в поведении, есть в этом смысле вариации
идеи Ломброзо о том, что всякая гениальность связана с определённым
сумасшествием – а Ломброзо, в свою очередь, лишь облёк
в наукообразную форму конца XIX века идею романтиков
начала XIX столетия. В свою очередь, романтики лишь воспроизвели
в относительно рациональном виде древний миф о том, что общение
с высшими силами покупается ценой самоограничения, увечья. Гомер –
слепой, юродивые – не в себе, поэзия –
род одержимости...
> «Дети-индиго» – суеверие, порождённое успехами кибернетики
и генетики, совпавшими во времени. Стартовой точкой в этом
смысле является рассказ Генри Каттнера и его жены Кэтрин Мур
«Авессалом», написанный в 1946 году. Герой рассказа –
учёный, занимающийся «психотехникой», сын которого обладает сверхъестественными
способностями и благодаря этому повелевает родителями. Авессалом –
сын царя Давида, взбунтовавшийся против отца. Только библейский Авессалом
погиб, а у Каттнера – победил.
> Многочисленные сериалы про детей-мутантов, про суперменов
и людей-пауков, по-разному обыгрывали эту тему, представляя
"авессаломов" то спасителями, то губителями человечества.
Правда же в том, что мир проще, добрее, и самая смерть
страшна не тем, что поражает обычных людей и отступает
перед необычными, а тем, что смерть стала обычаем среди людей,
предназначенных для вечной жизни.
> В интересе к необычным детям, "детям-индиго",
как их стали называть в 1990-е гг., сплелись два мифа, оба языческие.
Один миф материнский – о ребёнке уникальном, гениальнейшем,
спасителе человечества. Правда этого мифа в том, что каждый человек –
уникальный и гениальнейший. Ложь – в том, что зло,
от которого сто́ит спасать человечество, не таково
по своей природе, чтобы от него мог спасти ребёнок
с необычными способностями. Не СПИД (детям-индиго приписывают
ДНК с иммунитетом от СПИДа) – главный враг человечества,
не болезни, не глупость. Ненависть и вражда –
главный враг человека. Если для победы над ними нужны были
необычные, сверхчеловеческие способности, это была бы не победа.
Победа там, где побеждается ненависть среди обычных людей
и побеждается обычными, доступными каждому средствами.
> Второй миф – миф отцовский, можно назвать его
"комплекс Авессалома". Он менее известен, чем "эдипов
комплекс". Фрейд считал, что именно это – основной
миф Библии: люди обожествили отца как Бога, чтобы защитить отца
от поедания детьми. Якобы были такие вот нехорошие времена, когда
сыновья поедали отцов, и справиться с этим иначе было невозможно.
Разумеется, к истории это отношения не имеет, к Богу
тоже. К Фрейду – имеет.
> Комплекс Авессалома: отец боится, что сын его съест.
Сын окажется удачливее, умнее, богаче. Большинство претензий
к современной цивилизации из этого комплекса: отцы чувствуют
себя ненужными, лишившимися достойного места. Дети им кажутся
подобными древним божествам, которые занимали свой престол, поедая
породивших их отцов (или, на худой конец, оскопляя, как это
было принято в древнегреческом пантеоне).
> Этот миф тоже вполне языческий, материалистический: он считает
мир и людей явлением ограниченным, в котором любовь случайна,
а людоедство закономерно, сытость – эпизод, а ненависть –
фон. Спасение в таком мире – лишь в насилии и убийстве,
важно первым нанести удар. Поэтому миф спокойно модифицируется в миф
о сыноубийстве.
> Миф о детях-индиго есть результат испуга перед человеческой
свободой. Дети оказываются намного
более живыми, чем они были в течение веков, когда их выращивали
по методу компрачикосов – в жёстких матрицах
семейного деспотизма. Так этому радоваться надо! Хотя, конечно,
с вертлявыми, непослушными, не умеющими сосредотачиваться
детьми сложнее. С мёртвыми детьми куда проще…
> Твёрдо можно сказать "нет". Иисус – совершенно
обычный ребёнок (хотя позднейшие легенды вновь и вновь пытаются
представить Его сверхребёнком). Он побеждает зло и смерть самым
обычным способом – бессилием, смирением, прощением. Врагов
не раскидал, дворца не захватил, книги не написал.
Он воскресает не потому, что у Него необычная ДНК,
а потому что Его воскресил Отец. Отец точно так же
воскресит всякого. В этой обычности Иисуса для верующего –
залог спасения как следования за Иисусом. Обычный лечит
обычных. И когда Иисус призывает быть как дети –
это не о детях-индиго. Не нужно ничего менять в своем
геноме, не нужно менять свой «психотип». Просто –
смотреть на мир широко раскрытыми глазами, с верой, надеждой,
любовью, оставаясь при этом взрослым, не боясь сверхдетей
и не превращаясь в сверхчеловека. Человек сам по себе
настолько велик, многоцветен, что сводить его хоть к золоту,
хоть к индиго, означает его убивать – и пока
мало кто из нас живёт полным спектром. Так что не надо
терять времени…
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Теперь Ты отпускаешь с миром
слугу Своего, Владыка,
ибо Ты исполнил Свое слово:
глаза мои увидели Того,
кого Ты предназначил быть Спасителем
для всех народов, —
Он — Свет, который озарит язычников,
и Слава народа Твоего Израиля.* (Лк.2:29-32/*/)
* * *
*Вот та Весть, которую вы услышали изначально:
мы должны любить друг друга! ...
Тот, кто не любит, остается во власти смерти.
Всякий, кто ненавидит брата, – убийца.
А вы знаете, что у убийцы нет вечной жизни, она не живет
в нём.
Вот как мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал
за нас Свою жизнь.
Так и мы должны отдавать за братьев свою жизнь.
А в том, который в этом мире живет в достатке и видит
брата в нужде,
но запирает сердце для жалости – разве в
нём может жить Божья любовь?
Детки, так не будем любить на словах, одним только языком,
но докажем истинность своей любви на деле!
Вот как мы можем узнать, что мы принадлежим истине,
и успокоить свою совесть перед Ним, когда она уличает
нас,
потому что Бог больше, чем наша совесть, и знает всё.
Любимые, если совесть нас не обличает,
мы не ведаем страха перед лицом Божьим
и получаем от Него всё, о чём ни попросим,
потому что мы исполняем Его заповеди и делаем то, что
Ему приятно.
И вот Его заповедь – верить в Сына Его Иисуса
Христа
и любить друг друга, как Он повелел нам.
Те, кто исполняет Его заповеди, живут в Нём, а Он –
в них.
Живет ли Он в нас, мы можем узнать по Духу, который
Он дал нам.*
(1Ин.3:11,14-24/**/)
*********************************************
/*/
из евангельского чтения праздника.
/**/
включает часть апостольского чтения вторника и среды.