Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3485 *Мир перевернулся!* / 2-6/II/17 (чт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 05-Feb-2017 13:50

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 23 января 2017 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
 {Память святых новомучеников и исповедников Российских,
   поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
   (переходящее празднование в воскресенье, следующее за 25 января ст.ст., принятое в РПЦ МП)}

  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

 

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15) см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире
     по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                                 messia.ru/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

                                * * *

 

 

 

 

> 18.9-14 ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И СБОРЩИКЕ ПОДАТЕЙ

>  9   А тем, кто был уверен в собственной праведности
>    и презирал всех остальных, Иисус рассказал такую
>    притчу:
>
10   - Два человека пришли в Храм помолиться. Один
>    был фарисей, а другой - сборщик податей.
> 11 Фарисей стоял и так про себя молился: «Боже,
>    благодарю Тебя за то, что я не такой,
>    как остальные люди - корыстные, бесчестные,
>    развратные или вот как этот сборщик податей.
> 12 Я дважды в неделю пощусь, плачу десятину
>
13 со всего, что приобретаю». А сборщик
>    податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз
>    поднять к небу и только бил себя в грудь
>    и говорил: «Боже, я грешен, но сжалься
> 14 надо мной!» Говорю вам: это он, а не тот
>    фарисей ушел домой оправданным.
>      
Потому что всякий, кто возвышает себя,
>    будет унижен, а кто принижает себя, возвысится.


> 12 Быт 14.20; Мф 23.23; Лк 11.42     13 Лк 23.48; Пс 51.1 (50.3)    14 Мф 23.12; Лк 14.11

> Эта притча продолжает тему великого милосердия Божьего к отверженным, которая была главной в собрании притч гл. 15.

> Ст. 9 – Хотя Иисус не упоминает здесь фарисеев, но притча, несомненно, обращена к ним, потому что в ней изображен их верный портрет. Известно, что они презрительно называли всех тех, кто не мог или не хотел исполнять правила ритуальной чистоты так же строго, как это делали они, «ам-хаа́рец» (евр. «народ земли»), считая, что все эти люди прокляты Богом. Ср. Ин 7.49.

> Ст. 10 – <...> Мужчины, желавшие совершить молитву в Храме, находились в так называемом Дворе народа Израиля. Обычно молитву приурочивали к жертвоприношению в Храме, так что фарисей и сборщик податей были там в 9 часов утра или в 3 часа пополудни.

> Ст. 11 – Стоял и так про себя молился – дословно: «стоявший к самому себе, молился». Если греческое словосочетание «прос хеавто́н» связано со словом «стоял», то перед нами арамеизм, и этим подчеркивается гордая поза фарисея: он стоял так, чтобы все его видели, или стоял отдельно, не желая соприкасаться с другими. Но возможно понимание: «стоял и так молился о себе». В рукописях много разночтений, поэтому более старые переводы понимали это так: «стоял и вот о чём молился про себя». Это маловероятно, потому что обычно молились вслух (ср. 1Цар 1.13).

> В строгом смысле слова фарисей ничего не просил, это была благодарственная молитва, считавшаяся высшей из молитв. Он благодарил Бога за то, что Тот сделал его не таким, как грешники, и перечислял свои заслуги: он не грабитель, не обманщик, не развратник. В качестве примера грешника он приводит презренного сборщика податей, который, будучи нечистым, дерзает возносить молитвы к Богу. Фарисей ни о чём не просил, потому что был уверен, что жизнь грядущего Века ему гарантирована его благочестием, то есть исполнением заповедей Закона. Его молитва, вероятно, взята из жизни, ведь в Талмуде приводятся очень похожие тексты, относящиеся к IV и V вв. Вот пример такой молитвы: «Благодарю тебя, Господь мой Бог, что Ты дал мне удел с теми, кто сидит на месте обучения, а не с теми, кто сидит на перекрестках; ведь я встаю рано, чтобы работать, и они встают рано, чтобы работать. Я встаю рано ради слов Торы, а они встают рано, чтобы заниматься суетой. Я устаю, и они устают; я устаю и получаю за это награду, в то время как они устают без пользы. Я бегу, и они бегут; я бегу к жизни грядущего Века, а они – в преисподнюю».

> Ст. 12 – По Закону обязательным был пост один раз в году, в так называемый День Искупления (евр. Йом-Киппу́р). Были и еще несколько общенациональных дней траура, сопровождаемых постом. Но фарисей постился дважды в неделю (по понедельникам и четвергам),{Когда Церковь вернулась к практике поста, в качестве постных дней были установлены среда и пятница, чтобы, как сказано в «Учении Двенадцати апостолов», «вы не постились вместе с лицемерами» (т.е. с фарисеями).} это был добровольный заместительный пост, вероятно, за грехи народа. Пост состоял в полном отказе от пищи и воды в течение всего дня. Фарисей также платит десятину со всего, что приобретает, хотя за зерно, молодое вино и масло десятина уже должна была быть уплачена продавцом, а пряные травы ею не облагались (см. 11.42; Мф 23.23). Но он так щепетилен, что предпочитает выплачивать десятину дважды, не полагаясь на честность продавцов (хотя в этом случае он не был бы виноват).

> Ст. 13 – Сборщик податей ведет себя по-другому: он стои́т в отдалении, чтобы не бросаться людям в глаза. Но он чувствует себя удаленным и от Бога. Чтобы совершить истинное раскаяние, ему придется лишиться единственного источника доходов и вернуть в четырехкратном размере всё, что он взял лишнего. Может ли он помнить всех обманутых им за всю жизнь? Поэтому он не надеется на спасение. У сборщика податей другая молитвенная поза. В то время как люди тогда обычно молились, подняв глаза к небесам и воздев руки, его глаза опущены, потому что он не смеет их поднять к Богу. Он бьет себя в грудь, вероятно, в область сердца, потому что оно – <местонахождение> грехов. Он даже не смеет просить Бога о прощении, сознавая себя грешником, которому заказано спасение из-за множества грехов. Он просит Бога не о справедливости, а о милосердии.

> Ст. 14 – Конец притчи парадоксален: фарисей, благочестивый и праведный человек, серьезно относившийся к своим религиозным обязанностям, не обрел милости в глазах Бога, не был Им оправдан, а грешный и всеми презираемый сборщик податей получил у Бога оправдание! Оправдание – это слово широко использовалось апостолом Павлом и практически является синонимом спасения. Бог принимал грешника и на Своем Суде произносил над ним оправдательный приговор, прощая его без всяких условий, лишь за веру. Это он, а не тот фарисей ушел домой оправданным – эти слова можно понять по-другому: «он ушел домой более оправданным, чем фарисей». Но перед нами семитизм, и сравнительная степень часто означает исключение, а не сравнение. Ср. Рим 1.25. Бог услышал молитву сборщика податей, признающего свои греховность и недостоинство и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность и презрение к другим людям.

> Несомненно, слушатели Иисуса были в шоке. Мир перевернулся! Как жить дальше?! Ведь это у нас теперь слово «фарисей» вызывает отрицательные чувства, а сборщик податей – положительные, потому что мы отождествляем себя с ним, как и с непутевым сыном в притче. Но у слушателей Иисуса были другие предпосылки: они отождествляли себя с фарисеем и относились к сборщику податей с таким же презрением, как и тот. Иисус не объясняет, почему Бог ведет Себя, казалось бы, так несправедиво. Ответ в самой притче: сборщик податей молится начальными словами Пс 51(50), а в этом Псалме дальше есть такие слова: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

> Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится – см. 14.11 <...>.

В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. 
// М.: ОПУОПАМ, 2004; стр. 395-9 ]

 

 

 

 

 

 + + + митрополит Сурожский Антоний: Фарисей. Мытарь. А кто ты?
 + + + свящ. Яков Кротов: мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:
        Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                     messia.ru/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.ru/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Иисус учил народ и говорил:
  – Остерегайтесь учителей Закона,
    которые любят расхаживать в длинных одеждах
    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
    и на пиру – на почетных местах.
    Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся!
    Этих ждет самый суровый приговор!
 Иисус, сев возле сокровищницы,
 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
 Многие богачи клали помногу.
 А потом подошла одна бедная вдова
 и положила две медные монетки – один квадрант.
 Иисус подозвал учеников и сказал им:
  – Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных.
    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,
    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,
    всё, на что жила.
...
    Будьте готовы:
    в синагогах вас будут судить советы старейшин
    и будут вас там избивать;
    предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
    чтобы свидетельствовать обо Мне.
    Но прежде чем придет конец,
    все народы должны услышать Радостную Весть.
    Когда вас поведут на суд,
    не заботьтесь о том, что вам говорить:
    что будет дано вам в тот час, то и говорите –
    говорить будете не вы, а Дух Святой.
    Предаст смерти брат брата / и отец – свое дитя,
    дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
    Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
    Но кто выдержит до конца, будет спасен.* (Мк.12:38-44; 13:9-13/*/)

* * *

*Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы,
 это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас.
 Если кто-то из вас страдает,
 пусть это будет не потому, что он убийца, или вор,
 или преступник, или доносчик.
 А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится,
 пусть славит Бога за то, что носит это имя!
 Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев.
 А если он начинается с нас,
 то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!
 "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?"
 Так пусть те, кто страдает по Божьей воле,
 полностью доверятся Творцу – Он всегда верен –
 и устремят все помыслы на добрые дела.
 Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас.
 Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа
 и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться.
 Пасите вверенное вам Божье стадо,
 заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле,
 так, как это делает Бог;
 не из низменной выгоды, но из истинного рвения;
 не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил,
 но служа примером для стада.
 И тогда, когда явится главный Пастырь,
 вы получите неувядаемый венок славы.
 И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим.
 И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что
 "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".*
                                                   (1Пет.4:12-5:5/**/)

* * *

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14/***/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше – из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&/)

             ********************************************* 

/*/ евангельское чтение четверга и понедельника.
/**/ апост. чтение четверга.
/***/ часть ряд. апост. чт-я сб
/&/ часть ряд. воскр. чт-я

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3485.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное