Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
05-Feb-2017 13:50
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
* 23 января 2017
г. ст.ст.,
воскресенье, посвященное притче о мытаре
и фарисее.
{Память святых новомучеников и исповедников Российских,
поминовение всех усопших,
пострадавших в годину гонений за веру Христову
(переходящее празднование в воскресенье, следующее за 25
января ст.ст., принятое в РПЦ МП)}
литургические чтения: 2Тим.3:10-15;
Лк.18:10-14.
об апостольском чтении
воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15)
см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить
в этом мире
по стопам Распятого
без какого-то участия в Его страданиях messia.ru/rasylka/009/2374.htm +++ выбирать себе учителей по принципу
удобства... bible-center.ru/note/20061110/odp3
*
* *
> 18.9-14 ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И СБОРЩИКЕ
ПОДАТЕЙ
> 9
А
тем, кто был уверен в собственной праведности > и презирал
всех остальных, Иисус рассказал такую > притчу: > 10 -
Два человека пришли в Храм помолиться. Один > был фарисей, а другой
- сборщик податей. >11 Фарисей стоял и так
про себя молился: «Боже, > благодарю Тебя за
то, что я не такой, > как остальные люди
- корыстные, бесчестные, > развратные или вот
как этот сборщик податей. > 12 Я дважды в неделю пощусь,
плачу десятину > 13
со всего,
что приобретаю». ∙ А сборщик > податей, стоя в
отдалении, не смел даже глаз > поднять к небу и
только бил себя в грудь > и говорил: «Боже,
я грешен, но сжалься > 14 надо мной!» ∙
Говорю вам: это он, а не тот >
фарисей ушел домой оправданным. > Потому что
всякий, кто возвышает себя, >
будет унижен, а кто принижает себя, возвысится.
> Эта притча продолжает тему великого милосердия Божьего
к отверженным, которая была главной в собрании притч гл. 15.
> Ст. 9 – Хотя Иисус не упоминает здесь
фарисеев, но притча, несомненно, обращена к ним, потому
что в ней изображен их верный портрет. Известно, что они
презрительно называли всех тех, кто не мог или не хотел
исполнять правила ритуальной чистоты так же строго, как это делали
они, «ам-хаа́рец» (евр. «народ земли»), считая, что все
эти люди прокляты Богом. Ср. Ин 7.49.
> Ст. 10 – <...> Мужчины, желавшие совершить
молитву в Храме, находились в так называемом Дворе народа
Израиля. Обычно молитву приурочивали к жертвоприношению в Храме,
так что фарисей и сборщик податей были там в 9 часов
утра или в 3 часа пополудни.
> Ст. 11 – Стоял и так про себя
молился – дословно: «стоявший к самому себе, молился».
Если греческое словосочетание «прос хеавто́н» связано со словом
«стоял», то перед нами арамеизм, и этим подчеркивается гордая
поза фарисея: он стоял так, чтобы все его видели, или стоял
отдельно, не желая соприкасаться с другими. Но возможно
понимание: «стоял и так молился о себе». В рукописях
много разночтений, поэтому более старые переводы понимали это так:
«стоял и вот о чём молился про себя». Это маловероятно,
потому что обычно молились вслух (ср. 1Цар 1.13).
> В строгом смысле слова фарисей ничего не просил, это была
благодарственная молитва, считавшаяся высшей из молитв. Он благодарил
Бога за то, что Тот сделал его не таким, как грешники,
и перечислял свои заслуги: он не грабитель, не обманщик,
не развратник. В качестве примера грешника он приводит
презренного сборщика податей, который, будучи нечистым, дерзает возносить
молитвы к Богу. Фарисей ни о чём не просил, потому
что был уверен, что жизнь грядущего Века ему гарантирована
его благочестием, то есть исполнением заповедей Закона.
Его молитва, вероятно, взята из жизни, ведь в Талмуде
приводятся очень похожие тексты, относящиеся к IV и V вв.
Вот пример такой молитвы: «Благодарю тебя, Господь мой Бог,
что Ты дал мне удел с теми, кто сидит на месте обучения,
а не с теми, кто сидит на перекрестках; ведь
я встаю рано, чтобы работать, и они встают рано, чтобы работать.
Я встаю рано ради слов Торы, а они встают рано, чтобы заниматься
суетой. Я устаю, и они устают; я устаю и получаю
за это награду, в то время как они устают без пользы.
Я бегу, и они бегут; я бегу к жизни грядущего
Века, а они – в преисподнюю».
> Ст. 12 – По Закону обязательным был пост
один раз в году, в так называемый День Искупления (евр.
Йом-Киппу́р). Были и еще несколько общенациональных
дней траура, сопровождаемых постом. Но фарисей постился дважды
в неделю (по понедельникам и четвергам),{Когда
Церковь вернулась к практике поста, в качестве постных дней
были установлены среда и пятница, чтобы, как сказано
в «Учении Двенадцати апостолов», «вы не постились вместе
с лицемерами» (т.е. с фарисеями).} это был добровольный
заместительный пост, вероятно, за грехи народа. Пост состоял
в полном отказе от пищи и воды в течение всего
дня. Фарисей также платит десятину со всего, что приобретает,
хотя за зерно, молодое вино и масло десятина уже должна
была быть уплачена продавцом, а пряные травы ею не облагались
(см. 11.42; Мф 23.23). Но он так щепетилен, что предпочитает
выплачивать десятину дважды, не полагаясь на честность продавцов
(хотя в этом случае он не был бы виноват).
> Ст. 13 – Сборщик податей ведет себя по-другому:
он стои́т в отдалении, чтобы не бросаться
людям в глаза. Но он чувствует себя удаленным и от Бога.
Чтобы совершить истинное раскаяние, ему придется лишиться единственного
источника доходов и вернуть в четырехкратном размере всё,
что он взял лишнего. Может ли он помнить всех обманутых
им за всю жизнь? Поэтому он не надеется на спасение.
У сборщика податей другая молитвенная поза. В то время
как люди тогда обычно молились, подняв глаза к небесам и воздев
руки, его глаза опущены, потому что он не смеет их поднять
к Богу. Он бьет себя в грудь, вероятно, в область
сердца, потому что оно – <местонахождение> грехов.
Он даже не смеет просить Бога о прощении, сознавая себя
грешником, которому заказано спасение из-за множества грехов. Он просит
Бога не о справедливости, а о милосердии.
> Ст. 14 – Конец притчи парадоксален: фарисей,
благочестивый и праведный человек, серьезно относившийся к своим
религиозным обязанностям, не обрел милости в глазах Бога,
не был Им оправдан, а грешный и всеми презираемый
сборщик податей получил у Бога оправдание! Оправдание –
это слово широко использовалось апостолом Павлом и практически
является синонимом спасения. Бог принимал грешника и на Своем
Суде произносил над ним оправдательный приговор, прощая его без всяких
условий, лишь за веру. Это он, а не тот фарисей
ушел домой оправданным – эти слова можно
понять по-другому: «он ушел домой более оправданным, чем фарисей».
Но перед нами семитизм, и сравнительная степень часто
означает исключение, а не сравнение. Ср. Рим 1.25.
Бог услышал молитву сборщика податей, признающего свои греховность
и недостоинство и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность
и презрение к другим людям.
> Несомненно, слушатели Иисуса были в шоке. Мир перевернулся!
Как жить дальше?! Ведь это у нас теперь слово «фарисей» вызывает
отрицательные чувства, а сборщик податей – положительные,
потому что мы отождествляем себя с ним, как и с непутевым
сыном в притче. Но у слушателей Иисуса были другие предпосылки:
они отождествляли себя с фарисеем и относились к сборщику
податей с таким же презрением, как и тот. Иисус не объясняет,
почему Бог ведет Себя, казалось бы, так несправедиво. Ответ в самой
притче: сборщик податей молится начальными словами Пс 51(50),
а в этом Псалме дальше есть
такие слова: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного
и смиренного Ты не презришь, Боже».
> Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто
принижает себя, возвысится – см. 14.11 <...>.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме
или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Иисус учил народ и говорил:
– Остерегайтесь учителей Закона,
которые любят расхаживать в длинных одеждах
и чтобы их почтительно приветствовали на
площадях;
в синагогах они стремятся сидеть в первом
ряду
и на пиру – на почетных местах.
Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ
долго молятся!
Этих ждет самый суровый приговор!
Иисус, сев возле сокровищницы,
смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
Многие богачи клали помногу.
А потом подошла одна бедная вдова
и положила две медные монетки – один квадрант.
Иисус подозвал учеников и сказал им:
– Верно вам говорю: эта бедная вдова положила
больше всех остальных.
Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали
излишек,
она же, такая нищая, положила всё, что
у нее было,
всё, на что жила.
...
Будьте готовы:
в синагогах вас будут судить советы старейшин
и будут вас там избивать;
предстанете перед царями и правителями
из-за Меня,
чтобы свидетельствовать обо Мне.
Но прежде чем придет конец,
все народы должны услышать Радостную Весть.
Когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, что вам говорить:
что будет дано вам в тот час, то и говорите –
говорить будете не вы, а Дух Святой.
Предаст смерти брат брата / и отец –
свое дитя,
дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
Но кто выдержит до конца, будет спасен.*
(Мк.12:38-44; 13:9-13/*/)
* * *
*Если вас оскорбляют за имя Христа,
то вы счастливы,
это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится
в вас.
Если кто-то из вас страдает,
пусть это будет не потому, что он убийца, или вор,
или преступник, или доносчик.
А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится,
пусть славит Бога за то, что носит это имя!
Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих
домочадцев.
А если он начинается с нас,
то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!
"Если праведный еле спасется, / что же будет с
порочным и грешным?"
Так пусть те, кто страдает по Божьей воле,
полностью доверятся Творцу – Он всегда верен –
и устремят все помыслы на добрые дела.
Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами
среди вас.
Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа
и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться.
Пасите вверенное вам Божье стадо,
заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле,
так, как это делает Бог;
не из низменной выгоды, но из истинного рвения;
не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог
им вверил,
но служа примером для стада.
И тогда, когда явится главный Пастырь,
вы получите неувядаемый венок славы.
И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим.
И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому
что
"Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".*
(1Пет.4:12-5:5/**/)
* * *
*Верны слова:
Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
Если терпим, / вместе и царствовать будем.
Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
Если мы неверны, / Он остается верным -
ведь Он от себя самого отречься не может!
Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры
о словах.
От них для слушателей не польза, а только погибель.*
(2Тим.2:11-14/***/)
* * *
*Всех, кто хочет жить свято, в единении
с Христом Иисусом,
ждут гонения.
А негодяи и мошенники будут идти всё дальше –
из огня да в полымя! –
и сбивать с пути и других, и себя.
А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
Ты знаешь, кто твои учителя,
еще в младенчестве узнал Святое Писание,
а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&/)
*********************************************
/*/ евангельское
чтение четверга
и понедельника.
/**/
апост. чтение четверга.
/***/
часть
ряд. апост. чт-я сб
/&/
часть ряд. воскр. чт-я