> <.> зачастую разговор о «невстреченном
Христе» — это просто попытка рационализации:
почему это Вася и Петя вместе ходили в храм,
но Вася остался, а Петя ушел? Значит, Вася Его
встретил, а Петя — нет. В христианстве
вообще очень часто привлекают сверхценности для безусловного
объяснения простых вещей; доводилось слышать, как человек
объяснял свой переход на другую работу: «Такова
была воля Божья обо мне». Он мог бы
назвать много уважительных причин, по которым он сделал
этот выбор, но среди человеческих оценок
и решений всё сложно и спорно, проще сразу
указать на некую сверхценность, абсолютную и неоспоримую,
и так закрыть вопрос.
> Но если всё-таки попробовать разобраться… Вот приходит
в церковь некий человек, скорее душевный еще, нежели
духовный, и ищет он успокоения своей душе. Церковь
предлагает ему множество самых разных способов этого достичь.
Кому-то нужно избавиться от чувства вины, вот ему
сразу на исповедь; кто-то должен ощутить требовательную
родительскую любовь — ему подойдет безусловное
послушание духовному отцу; кто-то страдает от перфекционизма —
такой человек может заняться аскетикой и на практике
преодолевать свое несовершенство. Он может встретить
Христа или не встретить Его на этом своем пути,
но тут уже личный опыт, тут мистика, и ничего
определенного мы про это сказать не можем.
Но вот нашел ли человек успокоение, которого
искал, или для него церковная жизнь стала, напротив,
источником неврозов — об этом обычно можно
судить по его поведению.
> Сознательный приход в Церковь —
почти всегда шок. Оказывается, меня любят, меня прощают,
меня принимают, меня… Да, почти исключительно всё про «меня».
Про «Него» и про стоящего рядом «тебя»
человек тоже приучится помнить, но не сразу.
Сначала он для себя ищет жизненно важного, он кричал
от боли — и вот ему стало легче,
жизнь обрела смысл и цель. Не случайно было
сказано, что не здоровые имеют нужду во враче,
но больные. Люди с отменным душевным здоровьем
и благоустроенной жизнью редко бывают глубоко религиозными
натурами.
> Но первое радостное изумление быстро проходит, а привычки
жить по-новому, каких-то прочных навыков и умений
еще нет. Старые сомнения возвращаются: действительно
ли меня любят? Как мне тут быть с моим
несовершенством? Простится ли мне? Да, всегда можно
ответить: люди несовершенны, в том числе и в Церкви,
они могут быть злыми и черствыми, но Бог любит,
прощает, принимает. Всё так. Но, во-первых, о Боге
мы обычно судим по словам и поступкам других
людей, особенно если сами не тверды в вере, —
опыт личного богопознания у нас всё-таки очень и очень
невелик. А во-вторых, если Бог любит и принимает,
а люди не очень — так не проще ли
с Богом напрямую, без других людей? Многие такой
выбор и делают.
> Если уж встречаться со Христом, то почему
обязательно в храме? — рассуждает такой
человек. И ведь нельзя сказать, что он совершенно
неправ. Мария Египетская бежала в пустыню и провела
там долгие годы наедине со Христом, не посещая
храмов, не общаясь с другими христианами, и мы
чтим ее как величайшую святую. Всё-таки Церковь —
это встреча не только с Богом, но еще
и с ближним, а главное, с самим собой.
И от того, как проходят эти встречи,
и зависит и во- и расцерковление.
> Одному человеку удается найти свои механизмы
восстановления душевного равновесия внутри церковной
жизни, а другому везет меньше. И как только
ему на глаза попадется нечто новое, не менее
увлекательное, он с большой долей вероятности уйдет.
Или уйдет, когда осозна́ет, что исцеление
не состоялось, затраченные усилия не оправдываются.
> Но, впрочем, почему обязательно брать крайности?
Не такой уж и редкий случай, когда человек приходит
в Церковь в момент кризиса, молится и постится
исступленно, ищет лекарство для своей души —
и находит его. Ему становится легче, и лекарство
он принимает уже не в тех дозах, что прежде.
Его церковность становится некоей органичной частью
жизни, а не заменой чуть ли не всего
остального, как было когда-то. Это расцерковление
или обретение долгожданной гармонии? Как посмотреть.
> Давно уже было замечено, что, когда человек приходит
в Церковь, ему очень часто начинают подробнейшим
образом рассказывать… о самой Церкви. Вот такое
вероучение, вот такие обряды, такие правила поведения,
такой язык, и всё это он должен детально изучать
и неукоснительно соблюдать. Да, это нужно, это интересно,
и для многих изучение этих подробностей
становится основным смыслом всей последующей жизни.
Но явно не для всех. Людям другого склада
это быстро надоедает, особенно если подробности становятся
самоцелью. Как же я встречу тут Христа,
удивляется он, если мне предлагают только встречу
с Типиконом? Даже не так важно, что именно
встанет на первое место: уставное богослужение, религиозная
философия, история Церкви, иконопись, геополитика, сладостные
проповеди или же низкая проза приходской жизни; будет
ли приход консервативным или либеральным, будет ли
настоятель ласковым или строгим, будут ли на приходе
молодые интеллектуалы или малограмотные пенсионерки, —
не в том суть.
> Человек, приходящий в Церковь, ждет, что она
покажет ему не только себя саму, но и поможет
взглянуть новыми глазами на нечто более важное и сущностное:
на собственную душу, на ближнего и, наконец,
на Бога. И если такая встреча состоялась, то она
действительно не может надоесть.
> Тем, кто приходит в Церковь, сто́ит
помнить одно: это еще не Царствие Небесное,
а сообщество грешников, которые вместе ищут пути
в это Царствие и ведут себя порой очень недостойно
и неумело. Не надо бояться сомнений и разочарований —
они становятся поводом задуматься, что ищешь
в Церкви именно ты, чего ты хочешь и ждешь
от нее. И может быть, для кого-то внешний
отход от церковной жизни — это всего лишь
отказ от заимствованной формы, лишенной глубокого
содержания. Поиски своего места в Церкви могут быть
очень непростыми, но кто ищет, обязательно найдет. Нам это
в Евангелии обещали.
> А тем, кто уже находится в Церкви
и принимает пришедших, есть о чём подумать.
Эта краткая статья не охватила, да и не могла
охватить всех сторон этой большой и сложной
проблемы расцерковления. Но надо хотя бы задуматься
о существовании этой проблемы. Надо честно
признать: на самом деле люди в храме сами часто
толком не знают, что делать им с новопришедшими.
Без них как-то спокойнее было… У нас нет даже
элементарной статистики: сколько человек состоит в каком
приходе, сколько причащалось в то или это воскресение
(хотя по отдельным храмам такой подсчет ведется,
но взять общие данные просто негде). Сегодня всё более
популярны слова о миссионерстве, но нам еще
только предстоит разобраться, куда именно мы приводим
людей своей проповедью и что мы потом с ними
собираемся делать.
> Может быть, проповедь должна не только расписывать
то прекрасное, что людям встретится в Церкви,
но и честно предупреждать их о несовершенстве нынешнего
церковного организма, о самых характерных для него
настроениях. А может быть, миссионер или катехизатор
должен стремиться к тому, чтобы не просто доводить
людей до церковного порога, но сопровождать
их в первые месяцы их церковной жизни (конечно,
это колоссальное увеличение нагрузки и ответственности).
Может быть, потребуется и некая перестройка приходской
жизни, чтобы не только «старожилы» чувствовали себя
комфортно.
> Но для начала давайте просто начнем спокойно
и взвешенно обсуждать эту проблему. Ценой молчания
могут оказаться души людей.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме или на форуме. # Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа,
Отец в сиянии Славы,
дарует вам Дух мудрости и откровения,
чтобы вы смогли познать Его.
Пусть просветит Он очи вашего сердца,
чтобы вы увидели,
какова та надежда, к которой Он вас призвал,
каково богатство и великолепие наследия,
которое вы разделите с Его народом,
и сколь неизмеримо велика Его сила,
что действует в нас, верующих в Него.
Это те же сила и могущество, которыми
Бог поднял из мертвых
Христа
и усадил Его по правую руку на небе -
выше Начал и Властей,
Сил и Господств;
а имя Его сделал
превыше
имен всех
не только в нынешнем
веке,
но и в будущем.
И Он всё покорил
Ему под ноги
и поставил Его, Владыку всего,
главой Церкви.
Она же есть Его
тело,
в ней вся полнота Того,
кто наполняет Собой всё творение.
И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
покоряясь владыке поднебесного мира,
духу, который и поныне действует в тех, кто противится
Богу.
Ведь мы все тоже из их числа,
мы тоже жили по законам плотской природы,
исполняя все вожделения нашего тела и ума,
и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
Суду Божьего гнева.
Но Бог, богатый милостью,
по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых
от грехов,
оживил нас вместе с Христом.
По доброте Его вы спасены!
Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
и усадил в небесах рядом с Ним,
чтобы явить всем грядущим векам
неизмеримое богатство Своей милости,
Своей доброты к нам через Христа Иисуса.
Вы спасены - через веру - Его
великой добротой!
Не за ваши заслуги - это Божий дар!
И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
создав нас, через единение с Христом Иисусом,
для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал
совершить.
Поэтому помните, что вы, язычники по рождению,
люди, которых называли "необрезанными"
так называемые обрезанные с их телесным обрезанием,
-
помните, что в то время вы жили без Христа.
Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего
Израиля.
Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.
Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!
А теперь - в единении с Христом Иисусом
-
вы, некогда далекие,
стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.
Ведь это Он - наш мир,
Он, соединивший евреев и язычников в один народ;
Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла
нас;
отменивший Закон с его уставами и правилами,
чтобы, установив мир,
создать в единении с собой из двух человек одного нового
и обоих, в едином теле,
примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив
собою вражду.
И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим
вдали от Бога,
и тем, кто рядом с Ним.
Так что благодаря Ему мы оба - и евреи,
и язычники -
имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.
Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы,
вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами
и пророками,
краеугольный камень которого - Христос Иисус.
Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его,
превращая в храм, посвященный Господу.
В единении с Ним и вы созидаетесь,
чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. ...
В прежних поколениях человечеству не дано было знать
этой тайны,
но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам.
Она в том, что и язычники получают то же наследие,
и они - часть единого тела,
и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной
Вести,
служителем которой я стал
благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие
Его силы.
Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был
дан этот дар:
возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом
богатстве Христа,
а также просветить всех,
какой Божественный замысел спасения заключен в этой
тайне,
от века сокрытой Богом, Творцом всего,
чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах
-
через Церковь - стала ведома мудрость Бога во
всём ее многообразии.
Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе,
нашем Господе.
В единении с Ним, через веру в Него
мы смело и уверенно приближаемся к Богу.
...
И потому я преклоняю колени перед Отцом,
от имени которого ведет свое название всякий род на
небе и на земле,
и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей славы,
даровав Дух,
чтобы внутренний человек в вас становился крепче
и чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце.
Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом!
И тогда вы будете достаточно сильны,
чтобы вместе со всем святым народом Божьим
постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа
и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание.
И тогда вы станете столь совершенны,
что достигнете полноты совершенства Бога!
Слава Тому, чья сила, действуя в нас,
способна совершить неизмеримо больше,
чем всё то, о чём мы можем попросить или даже помыслить.
Слава Ему во всех поколениях через Церковь и Иисуса
Христа
во веки веков.
Аминь.* (Еф.1:17-2:22,3:5-12,14-21/*/)
*********************************************
/*/
включает часть апостольского чтения вторника и апостольское
чтение среды (кр. 1 стиха).
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.