Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
11-Jun-2016 14:30
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
* 30 мая 2016
г. ст.ст., воскресенье 7-е по
Пасхе.
литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36;
Ин.17:1-13.
{память отцов I Вселенского Собора, 325 (перех.)}.
> III ВЕК: РОЖДЕНИЕ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ КАК ПРОБЛЕМЫ
> Христианство уникально озабоченностью своим единством. Проблема
единства характерна не для всей истории христианства. В первые
два столетия о единстве говорится (ярче всего в Евангелии
от Иоанна: "Да будут все едины"). Однако,
это совершенно не то единство, которое стало проблемой чуть позже
и которое заботит многих христиан сегодня. Единство, с одной
стороны, слишком высокое – ведь оно сравнивается с единством
Иисуса и Сына, с другой – это единство ниже
всех формальных различий и спокойно несёт их на ебе. Это единство
четырёх Евангелий, которые не считают друг друга "нарушителями
конвенции", так что Лука спокойно, как естественное
и правильное воспринимает существование других повествований
о Христе и необходимость своего собственного повествования.
> Этому противостоит появившаяся во II cтолетии
жажда единого текста о Христе – Татиан составляет
"гармонизацию" четырёх Евангелий, и разнообразные символы
веры и молитвы преследуют ту же цель: добиться "гармонии",
единения ценой синхронизации и стандартизации, унификации.
> Единство христиан первых двух столетий ничем не отличалось
от единства гностиков, иудеев, язычников римских и греческих,
индуистов, буддистов, мусульман. Это было единство в разнообразии,
продолжение традиции религиозного единства, которая является для всех
культур базовой. Боги могут быть различными, несовместимыми или объединёнными
в один пантеон, – единство не в унификации
внутренней, а в оппозиции к чужому. Главное –
"дружить против", а внутри этой дружбы следует
поддерживать взаимную терпимость и широту.
> В III cтолетии такое изначальное единство утрачивается
в иудаизме – точнее, появляется иудаизм как единство,
основанное на внутренней стандартизации. Это обычно объясняют
утратой евреями государственности. Однако, и ранее государственное
единство было в истории иудеев скорее случайностью, чем закономерностью,
однако внутренний плюрализм в сочетании с чёткой самоидентификацией
сохранялся. Нарастание однородности началось до падения Иерусалима,
чему памятником – "Деяния апостолов", описывающие
нарастающее размежевание между иудеями, отвергающими веру в Иисуса,
и иудеями, эту веру исповедующими. Размежевание вовсе не было
неизбежно, чему свидетельство история современного иудаизма, в котором
"синкретически" – а на самом деле очень
органично – соседствуют движения, не менее разнообразные.
> Видимо, можно говорить и об унификации в греко-римской
религиозности. Однако, ярче и глубже всего стремление к выраженному
единству поражает христианство – точнее, "западное
христианство", включая и север Африки.
> История Римской империи начинается с борьбы Рима и Карфагена –
их же борьбой начинается в III веке история римского
католичества. Карфаген был разрушен в обоих случаях, хотя
разными способами.
> В спорах о том, как следует принимать отпадших, какое
крещение следует считать истинным, побеждает
авторитет епископа, авторитет "вертикали власти". Это –
уникальное явление в истории религий, хотя в III веке
оно ещё не приобрело той гипертрофированности, которая делает
его уникальным. Авторитет римских пап для христианства в это
время не более – но и не менее –
авторитета вавилонских раввинов для иудаизма.
> Трагизм унификации в том, что материал для неё
поставляют интеллектуалы, а используют материал –
администраторы. Стандартизация всегда – акт власти,
а не акт мысли. Этот акт власти паразитирует на мысли,
высасывает её и отбрасывает – или мысль убегает
сама, если успеет. Впрочем, в спину ей никогда не поздно
плюнуть, и власть этим не пренебрегает. Отсюда удивительный
парадокс: создатель первой евангельской гармонии Татиан –
вон из Церкви. "Основатель латинской теологии" Тертуллиан,
обличитель еретиков – вон из Церкви. "Основатель
греческого богословия" Ориген, обличитель еретиков –
вон из Церкви. В III веке все эти "вон"
ещё не носят того абсолютного характера, что в Средние
века, но ведь и власть ещё лишь обрастает мускулами.
> Эти мускулы – не духовные, а материальные.
Однако, они и не государственные, в этом ошибка тех,
кто "порчу" Церкви усматривает в её союзе с государством.
В III веке церковно-административное первенство Рима есть
такое же следствие политико-экономического первенства Рима как
в ХХ веке первенство американских баптистов, мормонов, адвентистов –
следствие политико-экономического первенства США. Впрочем, Рим не был
единственным центром власти. Самостоятельная Пальмира породила Павла
Самосатского, который на провинциальный лад ещё ярче воплотил
идеал вертикали власти, как в ХXI веке не сохраняющий
остатки застенчивости Рим, а провинциально-бесстыдная Москва
показала подлинное лицо "гармонии", "соборности"
в представлении централизаторов.
> Следует заметить, для отпора анахронизмам, что идея единства
III cтолетия была сугубо административной по механизмам,
не использовала двух идеологем, привычных для современного
христианства. Не было и речи о единстве на уровне
догматов – и самих догматов ещё не было. Не было
речи и о единстве богослужебном. Эти идеологемы родились
в Новое время, когда утратилось средневековое единство (точнее,
набор единств, каждое из которых почитало лишь себя настоящим)
Церкви – единство, основанное на государственном понуждении.
Какое-то время по инерции существовала идеологема этнического
как фундамента христианского единства, но всё же в век
персонализма и информации главными стали утопия вероучительного
единства и утопия единства богослужебного (причём, они никогда
не выступают вместе и конкурируют друг с другом). Эти утопии
пытаются сосуществовать с утопией административного единства,
паразитировать на нём, но администрация – плохой
субстрат для симбиоза, она сама на ком угодно
предпочитает паразитировать.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
--
Да благословит
вас Воскресший Господь наш Иисус Христос!
Иисус сказал:
'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.
А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.
Говорю вам истинную правду:
тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,
и даже бо́льшие сделает, / потому что Я отправляюсь
к Отцу.
Всё, о чём ни попро́сите, призвав Мое имя, / Я исполню,
чтобы был прославлен Отец через Сына.
Если Меня вы о чём-то попро́сите, призвав Мое имя, /
Я исполню.
Если Меня вы лю́бите, / то исполните то, что Я вам заповедал.
И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,
чтоб он навеки остался с вами.
Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,
потому что не видит его и не знает.
Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.
Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.
Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,
а вы Меня будете видеть,
потому что живу Я, / и вы будете жить.
И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,
вы - во Мне, и Я - в вас.
Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,
он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21
- чтение субботы)
*********************************************