Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3403 *Рождение единства Церкви как проблемы* / 11-12/VI/16 (сб-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 11-Jun-2016 14:30

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 30 мая 2016 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
   литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.
   {память отцов I Вселенского Собора, 325 (перех.)}.

 

 

 

 

 

> III ВЕК: РОЖДЕНИЕ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ КАК ПРОБЛЕМЫ

> Христианство уникально озабоченностью своим единством. Проблема единства характерна не для всей истории христианства. В первые два столетия о единстве говорится (ярче всего в Евангелии от Иоанна: "Да будут все едины"). Однако, это совершенно не то единство, которое стало проблемой чуть позже и которое заботит многих христиан сегодня. Единство, с одной стороны, слишком высокое – ведь оно сравнивается с единством Иисуса и Сына, с другой – это единство ниже всех формальных различий и спокойно несёт их на  ебе. Это единство четырёх Евангелий, которые не считают друг друга "нарушителями конвенции", так что Лука спокойно, как естественное и правильное воспринимает существование других повествований о Христе и необходимость своего собственного повествования.

> Этому противостоит появившаяся во II cтолетии жажда единого текста о Христе – Татиан составляет "гармонизацию" четырёх Евангелий, и разнообразные символы веры и молитвы преследуют ту же цель: добиться "гармонии", единения ценой синхронизации и стандартизации, унификации.

> Единство христиан первых двух столетий ничем не отличалось от единства гностиков, иудеев, язычников римских и греческих, индуистов, буддистов, мусульман. Это было единство в разнообразии, продолжение традиции религиозного единства, которая является для всех культур базовой. Боги могут быть различными, несовместимыми или объединёнными в один пантеон, – единство не в унификации внутренней, а в оппозиции к чужому. Главное – "дружить против", а внутри этой дружбы следует поддерживать взаимную терпимость и широту.

> В III cтолетии такое изначальное единство утрачивается в иудаизме – точнее, появляется иудаизм как единство, основанное на внутренней стандартизации. Это обычно объясняют утратой евреями государственности. Однако, и ранее государственное единство было в истории иудеев скорее случайностью, чем закономерностью, однако внутренний плюрализм в сочетании с чёткой самоидентификацией сохранялся. Нарастание однородности началось до падения Иерусалима, чему памятником – "Деяния апостолов", описывающие нарастающее размежевание между иудеями, отвергающими веру в Иисуса, и иудеями, эту веру исповедующими. Размежевание вовсе не было неизбежно, чему свидетельство история современного иудаизма, в котором "синкретически" – а на самом деле очень органично – соседствуют движения, не менее разнообразные.

> Видимо, можно говорить и об унификации в греко-римской религиозности. Однако, ярче и глубже всего стремление к выраженному единству поражает христианство – точнее, "западное христианство", включая и север Африки.

> История Римской империи начинается с борьбы Рима и Карфагена – их же борьбой начинается в III веке история римского католичества. Карфаген был разрушен в обоих случаях, хотя разными способами.

> В спорах о том, как следует принимать отпадших, какое крещение следует считать истинным, побеждает авторитет епископа, авторитет "вертикали власти". Это – уникальное явление в истории религий, хотя в III веке оно ещё не приобрело той гипертрофированности, которая делает его уникальным. Авторитет римских пап для христианства в это время не более – но и не менее – авторитета вавилонских раввинов для иудаизма.

> Трагизм унификации в том, что материал для неё поставляют интеллектуалы, а используют материал – администраторы. Стандартизация всегда – акт власти, а не акт мысли. Этот акт власти паразитирует на мысли, высасывает её и отбрасывает – или мысль убегает сама, если успеет. Впрочем, в спину ей никогда не поздно плюнуть, и власть этим не пренебрегает. Отсюда удивительный парадокс: создатель первой евангельской гармонии Татиан – вон из Церкви. "Основатель латинской теологии" Тертуллиан, обличитель еретиков – вон из Церкви. "Основатель греческого богословия" Ориген, обличитель еретиков – вон из Церкви. В III веке все эти "вон" ещё не носят того абсолютного характера, что в Средние века, но ведь и власть ещё лишь обрастает мускулами.

> Эти мускулы – не духовные, а материальные. Однако, они и не государственные, в этом ошибка тех, кто "порчу" Церкви усматривает в её союзе с государством. В III веке церковно-административное первенство Рима есть такое же следствие политико-экономического первенства Рима как в ХХ веке первенство американских баптистов, мормонов, адвентистов – следствие политико-экономического первенства США. Впрочем, Рим не был единственным центром власти. Самостоятельная Пальмира породила Павла Самосатского, который на провинциальный лад ещё ярче воплотил идеал вертикали власти, как в ХXI веке не сохраняющий остатки застенчивости Рим, а провинциально-бесстыдная Москва показала подлинное лицо "гармонии", "соборности" в представлении централизаторов.

> Следует заметить, для отпора анахронизмам, что идея единства III cтолетия была сугубо административной по механизмам, не использовала двух идеологем, привычных для современного христианства. Не было и речи о единстве на уровне догматов – и самих догматов ещё не было. Не было речи и о единстве богослужебном. Эти идеологемы родились в Новое время, когда утратилось средневековое единство (точнее, набор единств, каждое из которых почитало лишь себя настоящим) Церкви – единство, основанное на государственном понуждении. Какое-то время по инерции существовала идеологема этнического как фундамента христианского единства, но всё же в век персонализма и информации главными стали утопия вероучительного единства и утопия единства богослужебного (причём, они никогда не выступают вместе и конкурируют друг с другом). Эти утопии пытаются сосуществовать с утопией административного единства, паразитировать на нём, но администрация – плохой субстрат для симбиоза, она сама на ком угодно предпочитает паразитировать.

 

 

 

 

 

см. также:
 + + + Яков Кротов: Единство Церкви и единство церквей (+ссылки)
 + + + он же: свидетельствовать о единстве Церкви
        messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
 + + + он же: Единство Церкви: не строить мост, а увидеть, что нет реки
 + + + он же: Православие и католичество: кратко о разногласиях
 + + + он же о стремлении к единству православных и католиков
 + + + его же Размышления об унии

 

 + + + свящ. Яков Кротов, свящ. Александр Мень:
        "Да будут все едино!" (+ссылки)
 + + + патр. Афинагор, Оливье Клеман:
        Сегодня нельзя не понимать необходимости соединения
(+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Воскресший Господь наш Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

Иисус сказал:
'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
 Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.
 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.
 Говорю вам истинную правду:
 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,
 и даже бо́льшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу.
 Всё, о чём ни попро́сите, призвав Мое имя, / Я исполню,
  чтобы был прославлен Отец через Сына.
 Если Меня вы о чём-то попро́сите, призвав Мое имя, / Я исполню.
 Если Меня вы лю́бите, / то исполните то, что Я вам заповедал.
 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,
  чтоб он навеки остался с вами.
 Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,
  потому что не видит его и не знает.
 Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.
 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.
 Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,
  а вы Меня будете видеть,
 потому что живу Я, / и вы будете жить.
 И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,
  вы - во Мне, и Я - в вас.
 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,
  он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21 - чтение субботы)
              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3402.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное